Методы охраны окружающей среды в городах

Контрольная работа

Существует широко распространенное мнение о том, что жить в крупных городах — промышленных центрах становится все труднее для здоровья людей из-за неблагоприятной экологической обстановки. Такая ситуация сложилась не сразу. У каждого города своя история, свои пер­спективы развития. Чтобы понять проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня современного города, во-первых, необходимо иметь четкое представ­ление о градообразующих факторах этого уникального административ­но-территориального образования, возможностях влияния средствами права на состояние окружающей природной среды. Во-вторых, надо учи­тывать исторический аспект: какое законодательство мы получили в на­следство от прежнего времени, что в нем плохого и что хорошего, могу­щего служить решению сегодняшних городских проблем.

Сформулировано понятие городских населенных пунктов. Это определенная территория, характеризующаяся рядом признаков: высоким уровнем концентрации производительных сил на определенной территории, разнообразием сферы применения труда, значительной протяженностью инженерных коммуникаций, адекватной развитостью транспортных путей, соответствующей формой городской инфраструктуры, высокой плотностью застройки и заселения, экологически неблагоприятной средой проживания и др., имеющая административно-территориальные границы и обладающая специфической социально-экономической организацией жизнедеятельности населения, которая опирается на сложившийся уклад общественной жизни.

Среди основных критериев классификации городских населенных пунктов выделены: численность населения; развитость сети транспортных коммуникаций; наличие промышленных предприятий; развитость сети транспортных коммуникаций; расположение в городских населенных пунктах научных, культурных и деловых центров; наличие в них особо охраняемых природных территорий и (или) зон особого риска (экологически неблагополучных участков территорий вследствие аварий и катастроф природного или техногенного характера, кумулятивного промышленного, сельскохозяйственного загрязнения и иного загрязнения и т.п.).

Долгое время господствовал остаточный принцип решения социаль­ных, в том числе экологических, проблем градостроительства, т. е. разви­тие города, предопределялось ведомственными интересами тех или иных отраслей промышленности. Государственное планирование капитальных вложений, строительство предприятий, создание инфраструктуры, решение социально-культурных проблем всецело зависели от запросов соот­ветствующих отраслей промышленности, интересы которых признавались приоритетными. Местные органы власти, хотя формально и признава­лись «хозяевами» своей территории, не имели решающего слова при от­раслевом планировании. Они узнавали об утвержденных проектах строи­тельства новых предприятий или расширении, реконструкции действую­щих постфактум, когда судьба региона была уже решена. Создавались города химиков, нефтяников, металлургов, текстильщиков.

8 стр., 3737 слов

Зонирование территорий населенных пунктов

... участков, уровень развития городского хозяйства и средств коммуникации, планировочные концепции и стандарты. Основным инструментом регулирования землепользования в городах является зонирование (функциональное, административное и экономическое). Территориальные зоны представляют собой отдельные территории, границы которых фиксируются ...

Таким образом, преобладающим градостроительным фактором были объекты промышленности, транспорта, коммуникаций, жилищного и строительно-культурного фонда. На сохранение благоприятного состоя­ния природы или оздоровление экологической обстановки города средств не хватало, а те, которые выделялись, не использовались надлежащим образом. Такой важный градообразующий фактор, как «земельная терри­тория», и ее экологическая составляющая слабо учитывались при градо­строительном планировании и проектировании.

Город в наше время

Город — это сложный организм. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стала экологическая проблема.

Только 15% городских жителей России живут в регионах, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам; 40% горожан существуют в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5-10 раз; две трети водных источников в населенных пунктах страны непригодны для питья; доля загрязнения воздушного бассейна от эксплуатации автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ и достигает в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, в городах Красноярского и Приморского краев, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской, Челябинской областей до 70-80%.

На каждого жителя городских населенных пунктов приходится до 400 кг промышленных выбросов предприятий в воздух. Практически все города с населением свыше 1 млн. человек имеют недопустимо загрязненный воздух. Сегодня окружающая среда городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых, прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

Кроме того, следует отметить, что архитектура и городская планировка с большим трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. В нашей стране при значительном территориальном пространстве около 70% населения проживает в многоэтажных домах, в то время как, например, в США до 90% населения — в малоэтажных жилых помещениях. Большая плотность населения в городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т.д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и наркомании.

Показателем нашего экологического неблагополучия является низкая для развитой страны средняя продолжительность жизни — около 67 лет (для сравнения: в Японии — 81, Франции — 79, Великобритании и Германии — 78, США — 77 лет).

6 стр., 2902 слов

Экологические проблемы городов

... | Экологическое неблагополучие городов стало острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения. «Городская среда» — Помимо этого, городская среда — важная составляющая часть потенциала города, благодаря которой он выполняет свою историческую миссию двигателя прогресса. Многообразная и многоконтактная городская среда ...

Ежегодно по экологическим причинам преждевременно уходят из жизни около 350 тыс. россиян, а число погибающих преждевременно от загрязнения воздуха в крупных городах в несколько раз превышает число погибающих в автокатастрофах. Экологически зависимая заболеваемость затрагивает в современной России многие миллионы человек.

В связи с концентрацией в городах основной массы промышленных предприятий, крупных электростанций и других видов хозяйственных объектов создается дополнительная, специфически «городская» экологическая нагрузка. Город является источником экологического загрязнения для окружающих территорий, но также одновременно и сам становится главной «жертвой самоотравления». Государственная экологическая политика в нашей стране не разработана, приняты экологические программы, не основанные на достоверной информации об экологической ситуации в стране и ее регионах, непроработанные экономически, материально необеспеченные, что естественно снижает их действенность. По утверждению Президента РФ Д.А. Медведева, «существующая система охраны окружающей среды в России пока проигрывает системам всех стран».

Нет достаточного законодательного обеспечения экологических аспектов устойчивого социально-экономического развития городов. Экологическое законодательство зачастую насыщено декларативными и отсылочными нормами. Такие нормы адресованы к отсутствующим на момент вступления их в законную силу нормативным правовым актам органов исполнительной власти. Проблемы охраны окружающей среды городских населенных пунктов решаются в нормативных актах, принимаемых на разных уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Общий их недостаток состоит в том, что они регулируют частные вопросы природопользования и охраны отдельных природных объектов без учета специфики окружающей среды городских населенных пунктов. Чтобы правильно понять задачи законодательства в области охраны окружающей среды городских населенных пунктов и эффективно решать их, надо иметь четкое представление о градообразующих факторах этих административно-территориальных образований, возможностях влияния средствами права на состояние окружающей среды. Медленно идет реформа технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований. Отсутствуют эффективные правовые механизмы возмещения экологического вреда. Неправомерные решения и действия, а равно бездействие участников экологических правоотношений только усугубляют сложную экологическую обстановку, особенно на территориях пребывания населения. Правоприменительная практика свидетельствует о фактической безнаказанности многих нарушений и даже преступлений экологического характера.

Отмечается постоянный рост зарегистрированных экологических преступлений, зачастую опережающий рост преступлений в целом, и увеличение их доли в общей структуре преступности. Так, за период 2000-2007 гг. число экологических преступлений выросло практически в 4,3 раза (2000 г. — 14818; 2007 г. -41242).

Аналогичные тенденции отмечаются и в других странах. При этом признается, что прошедшая во многих странах реформа уголовного и административного законодательства хотя и способствовала усилению борьбы с посягательствами на окружающую среду, но не выполнила всех поставленных целей.

9 стр., 4119 слов

Правовая охрана окружающей природной среды в городах

... экологические требования в планировании и застройке городов, рассматриваются вопросы санитарной охраны окружающей среды городов и охраны зеленой растительности в городах. 1. Понятие и состав территории городов. В целом все Российские населенные пункты делятся на две категории: города и поселки городского ...

Одними из основополагающих причин нарушения природоохранного законодательства в рассматриваемой сфере являются слабость и неэффективность государственного экологического контроля и надзора, частая реорганизация органов управления охраной окружающей среды. При этом до сих пор не налажен эффективный диалог по данным проблемам органов государственной власти и экологических организаций. Радикальное усовершенствование системы органов управления охраной окружающей среды в городских населенных пунктах позволит улучшить контроль за состоянием различных природных объектов городской среды. Как считает Президент России Д.А. Медведев, «в природоохранной сфере нужно навести порядок и повысить ее эффективность».

Методы охраны окружающей среды в городах

В связи со сложившейся ситуацией необходимо не только совершенствование существующих, но и принятие новых нормативных правовых актов. Это позволит обеспечить решение рассматриваемой проблемы, использовать научный подход в законотворчестве, а также будет способствовать возрождению интереса граждан и общества к улучшению и поддержанию экологического правопорядка в городских населенных пунктах.

Выявлено, что неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в городских населенных пунктах, представляет собой существенную долю проблем экологии страны в целом, так как она затрагивают значительную часть населения Российской Федерации (почти 70%) и негативно сказывается на здоровье жителей городов. Для улучшения качества их жизни, условий труда и отдыха необходимо выработать основные направления совершенствования правовой охраны в рассматриваемой области. В первую очередь следует разработать и применить правовые нормы, регламентирующие действия физических и юридических лиц в сфере обеспечения экологической безопасности городского населения и благоприятной окружающей среды в городах. Такого рода совершенствование экологического законодательства возможно двумя путями:

  • а) с помощью Федерального закона «Об охране окружающей среды в городских населенных пунктах»;
  • б) с помощью дополнений имеющихся федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации главами (разделами) об охране почв, вод, атмосферного воздуха, растительности в городских населенных пунктах.

Доказано, что эффективным инструментом достижения устойчивого развития городов должна стать государственная экологическая политика, обязательно учитывающая условия обеспечения благоприятной окружающей среды в городских населенных пунктах, защиту экологических прав граждан. Необходимым элементом реализации данного направления экологической политики является создание оптимальной системы органов управления охраной окружающей среды в городах. В настоящее время управление природоохранной деятельностью в городах имеет многоуровневый характер. Функции органов управления охраной окружающей среды в городах должны определяться особенностями экономического развития региона и его экологической составляющей. С целью повышения значимости природоохранной деятельности в городах

предлагается принять Положение об экологических общественных объединениях с определением процедуры образования данных структур, их прав, а также взаимоотношений с государственными и муниципальными органами.

12 стр., 5729 слов

Экологическое нормирование в области охраны окружающей среды

... - С.77-84. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении: нормативов качества окружающей среды - ...

Показано, что система правовых мер, способствующих улучшению окружающей среды городских населенных пунктов, не получила должного закрепления в российском законодательстве. Она проблемная и нестабильна, а поэтому не только не гарантирует надлежащий уровень защиты компонентов окружающей среды, но и не обеспечивает целевой научно обоснованный и сбалансированный подход к решению сложных экологических проблем в городах.

Наиболее эффективными мерами по обеспечению охраны окружающей среды в городах являются: разработка и внедрение различных экологических программ, взаимоувязанных с бюджетом; осуществление всех видов экологического контроля; законодательное урегулирование проведения экологического аудита, экологического страхования и экологической сертификации, а также восстановление механизмов осуществления экологической экспертизы. Реализация указанных мер позволит стабильно снижать антропогенное воздействие на окружающую среду городов.

Доказано, что одним из важнейших направлений охраны окружающей среды в городских населенных пунктах является экономическое стимулирование и, в частности, упорядочение платежей за загрязнение окружающей среды в городах. Анализ сложившейся ситуации показывает, что предприятиям гораздо выгодней загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Размеры действующих нормативов платы за загрязнение окружающей среды занижены, в связи с этим требуется их изменение в сторону увеличения с одновременным учетом фактора инфляции, особенно в кризисной экономической ситуации. Предлагается восстановить и законодательно закрепить систему экологических бюджетных фондов, аккумулирующих средства на проведение природоохранных мероприятий в городах.

Обосновывается, что с точки зрения природоохранительных интересов большое значение имеет применение мер юридической ответственности за посягательства на городские природные объекты. Составы правонарушений во многих случаях требуют введения дополнительных квалифицирующих признаков: по месту совершения нарушения (например, в зеленых зонах городов, в водоохранных зонах городских водных объектов и т.д.); мерам и содержанию причиненного вреда (например, уничтожение почвенного покрова в городах, загрязнение водных источников, атмосферного воздуха в городских населенных пунктах).

Использование указанных признаков составов правонарушений в УК РФ, КоАП РФ или в актах субъектов Российской Федерации об административной ответственности за экологические правонарушения повысит профилактический потенциал уголовно-правовых и административно-правовых запретов, а также эффективность применения к нарушителям штрафных и иных санкций, предусмотренных законодательством. Наряду с этим предлагается повысить размеры санкций за порчу земель, загрязнение водных объектов, атмосферного воздуха в городских населенных пунктах.

С целью охраны городских земель необходим комплекс различных мер, прежде всего, принятие Федерального закона «О почвах», соблюдение санитарных правил на территориях городов, промышленных площадок, решение вопросов сбора и обезвреживания промышленных и бытовых отходов. Важнейшей мерой охраны земель в городских населенных пунктах является их рациональное использование, в частности применение такого инструмента, как зонирование. Действующим Градостроительным кодексом РФ введена новелла о появлении наряду с другими функциональными зонами зон особо охраняемых природных территорий. Они часто образуются в черте городских населенных пунктов с целью сохранения отдельных уникальных природных объектов. На земельных участках, где расположены такие объекты, как правило, устанавливается режим ограничений по застройке, проведению дорог, что, несомненно, способствует охране земель городских населенных пунктов.

6 стр., 2663 слов

Город: понятие, критерии определения

... городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности. Города подразделяются: города республиканского значения, к которым относятся населенные пункты, ... и устройств, оказывающих сильное воздействие на окружающую среду, город не только сам становится ареалом с ...

Значительную роль в жизни каждого города играют водные объекты. Однако многие крупные реки, по берегам которых расположены многочисленные населенные пункты, относятся к категории загрязненных. Каждый второй житель РФ использует питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. В создавшихся условиях необходимо применение передовых технологий по обеззараживанию воды, прокладка новых водопроводов, финансирование водоохранных мероприятий, но главное — это обеспечение непрерывного контроля качества воды.

Изучение практики показывает, что в городах страны реализуются различные методы и направления в решении экологических проблем. Но это не всегда даст положительные результаты, в том числе из-за различия в правовом регулировании и отсутствия единой экологической политики. Правовая охрана окружающей среды в городах осуществляется нормами разных по юридической силе законодательных актов (федеральных, субъектов Федерации).

В связи с этим упорядочение системы и структуры законодательства в исследуемой сфере целесообразно осуществить путем разработки и принятия Федерального закона «Об охране окружающей среды в городских населенных пунктах» либо с помощью внесения соответствующих глав об охране городских природных объектов в действующие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/ohrana-okrujayuschey-sredyi-goroda/

1. Транин А.А. Вопросы правовой охраны природного комплекса столицы России // Государство и право. 2001. № 1. С. 40

2. Грешевников А. , Протасов В. Проблемы экологической безопасности России // Зеленый мир. 2004 № 19-20. С. 19-21.

3. Маслов Н.В. Градостроительная экология. Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2003.

4. Хомич В.А. Экология городской среды. Учебное пособие.- М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н\Д: Феникс, 2005

6. Сугробов Н.П. Строительная экология. Учебное пособие.- М.: Академия, 2004.