Правовое регулирование использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач.

Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне.

Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории Республики Беларусь. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования — естественную среду его обитания. Опасное нарушение природного равновесия биосферы республики, продолжающееся разрушение ее уникальных ландшафтов и природных резервантов, загрязнение атмосферы, вод, земель и леса, появление в окружающей природе новых агрессивных химических и биологических агентов привело к тому, что часть ее территории фактически является зоной экологического бедствия.

Для стабилизации сложившейся в настоящее время экологической ситуации в Беларуси первостепенное значение имеют леса.

Ведь лес — это не только источник различных материальных благ, но и важнейший фактор сохранения благоприятной природной среды, легкие нации. Именно лесам принадлежит особая роль в утилизации углекислоты и пополнении запасов кислорода на Земле, в сохранении и очищении водных ресурсов, а также в защите плодородного слоя почвы от ветровой и водной эрозии. Лес эффективно влияет на температурный и водный режимы, равномерное распределение осадков, он очищает атмосферный воздух от вредных примесей и пыли. Наконец лес необходим для оздоровления самого человека, улучшения его физического и морального состоянии, для сохранения биологического разнообразия в природной среде.

Учитывая вышеизложенное, лесохозяйственную деятельность следует рассматривать как отрасль народного хозяйства, направленную не только на воспроизводство лесных ресурсов, но и на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Однако помимо производственных мер охраны и защиты лесов существуют также социальные, экономические, медико-биологические и целый ряд других мер, в том числе и меры правовые, которые играют важную роль в сохранении и восстановлении экологического равновесия в окружающей среде Беларуси, в том числе и ее лесах. Именно этим фактом и обусловлена актуальность темы, выбранной для исследования в курсовой работе.

6 стр., 2649 слов

Земля — объект охраны окружающей среды

... иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона. Закон РФ об охране окружающей природной среды от 19.12.91 г. в ст. ... объектов – экологические, экономические, демографические, нравственные; должен соблюдаться приоритет охраны здоровья человека и благосостояния населения. При проектировании должны учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую среду, ...

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.

Цель настоящей работы — комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

дать характеристику категории «лес»;

проанализировать различные нормативные правовые акты в области использования и охраны леса;

рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих управление в области использования и охраны леса, проанализировать их полномочия;

исследовать право лесопользования, его виды, субъекты и их правовое положение, основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения данного права;

дать понятие категориям «охрана леса», «защита леса», охарактеризовать и классифицировать меры по охране и защите леса.

В ходе проведенного исследования была проанализирована доступная литература по предлагаемой теме. Источниками для нашего исследований стали, во-первых, нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере использования и охраны леса; во-вторых, учебники белорусских авторов, в частности, Балашенко С. А., Ермолинского П. М, Демичева Д. М., Лизгаро В. Е., Макаровой Т. И., Шахрая И. С.и др.

Структура курсовой работы включает в себя титульный лист, содержание, введение, пять разделов, заключение и список использованных источников.

1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСА, .1 Лес как объект использования и охраны

В юридической литературе сложилось три подхода к определению понятия «лес». В узком смысле лес сводиться лишь к совокупности древесно-кустарниковой растительности, являющейся объектом права исключительной государственной собственности. В более широком значении лес рассматривается как самостоятельный и воспроизводимый природный объект в виде определенной, взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений, обладающих защитными, водоохранными, оздоровительными, санитарно-гигиеническими функциями, воздействующий на окружающую среду, расположенный на землях, для которых установлен определенный правовой режим, и зарегистрированный в учетной документации. Предлагается также определение леса как совокупности земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных и оказывающих влияние друг на друга в своем развитей и на окружающую природную среду. [12, c. 206]

Согласно статье 1 Лесного кодекса Республики Беларусь, лес — это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. Леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

7 стр., 3346 слов

Охрана и рациональное использование лесов

... назначения; 2. Охрана и защита лесов Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система ... среды, природных и природно-антропогенных объектов. Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов ...

В лесной фонд не входят:

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов. [2, cт. 5]

Статья 5 Лесного кодекса Республики Беларусь определяет, что обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов на основании материалов лесоустройства и научных исследований производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования.

К первой группе лесов относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов); защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса).

Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).

С учетом функционального деления лесов первой группы в ней выделяются следующие категории защитности лесов: леса заповедников; леса национальных парков; леса заказников республиканского значения; леса памятников природы республиканского значения; леса генетических резерватов, научных и историко-культурных объектов; городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой и второй зон округов санитарной охраны курортов; леса третьей зоны округов санитарной охраны курортов; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железных дорог, остановочных пунктов и станций; защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог общего пользования республиканского значения; запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов.

14 стр., 6642 слов

Законодательный процесс в Республике Беларусь и Российской Федерации

... и поправок к ним, за исключением случаев, установленных Конституцией Республики Беларусь [8, ст. 15]; В.Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - право законодательной инициативы реализуется в форме внесения в Палату представителей ...

В лесах первой и второй групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.)

В структуре лесного фонда Республики Беларусь леса первой группы занимают 4601 тыс. га, или около 50% всего лесного фонда. Из них наибольшую площадь занимают водоохранные леса (31%), зеленые зоны (30%), защитные зоны (26%).

Леса второй группы выполняют водоохранно-защитные и климаторегулирующие функции. В порядке лесовосстановления в Республике Беларусь созданы искусственные насаждения (лесные культуры).

Их общая площадь составляет 1,6 млн. га, или 21,3% покрытых лесом. [13, c. 265]

Отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод их из одной группы или категории защитности в другую, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования производится на основании материалов лесоустройства или специальных научных исследований, а также исходя из выполняемых ими функций, месторасположения лесов и эколого-экономического обоснования.

Распределение лесов по группам, а также перевод их из одной группы в другую осуществляются на основании решения Правительства Республики Беларусь, принимаемого по совместному представлению Министерства лесного хозяйства и Министерства природных ресурсов и окружающей среды.

Географическое расположение и климатические особенности Беларуси обусловили преобладание на ее территории лесных и околоводно-болотных экосистем. Леса являются господствующим типом растительного покрова Беларуси, занимающего около 66% всей территории. Ими покрыто 35,5% территории республики, что составляет по площади 7371,7 тыс. га. Основная часть лесов (около 80%) находится в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. На заповедных территориях находится около 6% лесов.[13, c. 266]

Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь леса составляют исключительную собственность государства. Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию и распоряжению лесами на всей территории республики. Таким образом, леса предоставляются только в пользование, а право распоряжения ими принадлежит исключительно государству в лице соответствующих органов управления. Статья 7 Лесного кодекса конкретизирует положения Конституции и определяет, что Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах. Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

19 стр., 9461 слов

Экологическая политика в Республике Беларусь

... выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определены в статье 7 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 ...

1.2 Лесное законодательство Республики Беларусь

Лесное законодательство — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области использования, охраны и защиты лесов. Лесное законодательство является кодифицированной отраслью, входящей в систему законодательства о рациональном использовании природных ресурсов.

Конституционные основы в области охраны окружающей среды, леса и его компонентов определяет Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями.

Основной Закон нашей страны закрепляет право собственности в Республике Беларусь. Собственность может быть государственной и частной. Согласно статье 13 Конституции недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства, а земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Придавая важное значение созданию нормальных экологических условий жизнедеятельности человека, Конституция Республики Беларусь в статье 46 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. При этом вред, причиненный здоровью и имуществу граждан ухудшением окружающей среды, согласно статье 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь, подлежит возмещению в полном объеме.

Названной нормой Основного Закона на государство возложена также и обязанность осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов (в том числе и леса) в целях охраны и восстановления окружающей среды.

В этой связи следует подчеркнуть, что охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека являются важнейшими условиями устойчивого экономического и социального развития государства в целом.

Гражданам Республики Беларусь, согласно статье 34 Конституции, гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды.

Одновременно в Конституции закреплен долг каждого гражданина охранять природную среду. [1, cт.55]

Основу лесного законодательства составляет Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г., который устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

8 стр., 3830 слов

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь

... особо охраняемых природных территорий устанавливается нормативными правовыми актами Республики Беларусь [11, ст. 11]. Например, Указ Президента Республики Беларусь «О создании национального парка Нарочанский» [9]. Правовой режим каждого заповедника, национального парка и заказника устанавливается положением о ...

Согласно кодифицированному закону лесного законодательства республики, регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как совокупности лесной разительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

В разделах Лесного кодекса регулируются следующие вопросы: общие положения, включающие ведомственные понятия и их определения, определяющие задачи лесного законодательства, устанавливающие институты лесного фонда и права собственности на леса, определяющие объекты и субъекты лесных отношений, а также устанавливающие систему государственного управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда; организации лесного хозяйства, включающие деление лесов на группы и категории защитности, определение возраста рубок леса, институт расчетной лесосеки, требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства, права и обязанности юридических лиц в рассматриваемой сфере, систему инвентаризации и учета, т.е. лесоустройство, а также перевода земель лесного фонда в другие категории земель; лесопользования, включающие его основные принципы, виды, сроки, системы лицензирования и лесной сертификации, особенности ведения хозяйства на землях различных категорий, а также его прекращения; воспроизводства лесов и лесоразведения, включающие цели, основные требования и обязанности лесопользователей; охраны и защиты лесного фонда, включающие задачи, права и обязанности лесной охраны и ее социальную защиту; государственного учета лесного фонда, ведения государственного лесного кадастра и мониторинга лесов, государственного контроля за состоянием, использованием, охраной лесфонда и воспроизводством лесов; экологического механизма использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; ответственности за нарушения лесного законодательства, возмещения причиненного вреда и разрешения лесных споров, а также международные договора в сфере лесного законодательства Республики Беларусь.

К источникам лесного законодательства также относятся Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г., Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О растительном мире», Закон Республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. «О животном мире», Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г., Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20 октября 1994 г. и др.

В развитие Лесного кодекса принято значительное число иных актов законодательства, среди которых выделяются акты, регулирующие особенности правового режима групп и категорий защитности лесов; систему и компетенцию органов управления в области использования и охраны лесов; порядок ведения лесного хозяйства; порядок осуществления отдельных видов лесопользования; правила воспроизводства, охраны и защиты лесов, возмещения вреда, причиненного нарушением лесного законодательства.

7 стр., 3195 слов

Охрана лесов и водных биологических ресурсов

... открытый перечень видов деятельности, осуществление которых может привести к нарушению правил охраны водных биологических ресурсов. Вагин О.А., Бриллиантов А.В., Бриллиантов А.В., Блинников А.В. Уголовное право России. ... января 2013 г. вступило в силу постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. №415, утвердившее новую Государственную программу республики «Развитие лесного хозя

Среди подзаконных актов в области охраны и использования лесов особо следует выделить Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», которым утверждены: Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 гг., таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты регулируют порядок его ведения, а также организацию и осуществление охоты на территории Республики Беларусь.

Следует отметить, что лесным законодательством не регулируются отношения в области охраны и использования древесно-кустарниковой и иной растительности, не входящей в лесной фонд. [15, c. 98]

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ

2.1 Органы государственного управления общей компетенции в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Под государственным управлением в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективности в указанной сфере, а также режима законности в данных отношениях.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют органы общей и специальной компетенции. К первым относятся:

Президент Республики Беларусь;

Парламент Республики Беларусь;

Правительство Республики Беларусь;

местные Советы депутатов;

местные исполнительные и распорядительные органы;

другие государственные органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, в соответствии и на основе Конституции издает декреты, указы, распоряжения, в том числе и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории нашей страны, а также непосредственно или через созданные им органы государственного управления осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства в целом.

В соответствии с Лесным кодексом Президент Республики Беларусь в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов: определяет единую государственную политику в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; утверждает государственные программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов; устанавливает порядок распределения лесов на группы и категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую, а также выделения особо защитных участков леса; принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков из лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства; принимает решения об ограничении или приостановлении права пользования участками лесного фонда; устанавливает порядок создания государственной лесной охраны Республики Беларусь; определяет перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему для использования работниками государственной лесной охраны; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь. [2, cт. 101]

24 стр., 11975 слов

Правовой режим охраны редких и исчезающих видов растений и животных

... растений 1 Редкие и исчезающие виды животных как объект использования и охраны Статья 137 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З в ... законодательств. Например, ГК Латвии (ст. 931) называет лесных животных «живыми бесхозяйными предметами». Более того, ... в лесах, водоемах или на другой территории). Данная норма ГК логически вытекает из положений ст. 6 Закона Республики Беларусь ...

Парламент нашего государства — Национальное собрание Республики Беларусь — как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе и в сфере охраны лесов.

Правительство республики — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления в области организации природоохранной деятельности. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь и реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств, ведомств и других республиканских органов гocyдарственного управления, а также осуществляет международное сотрудничество в рассматриваемой сфере. Компетенция Правительства Республики Беларусь в области управления лесами определена в статье 11 Лесного кодекса и Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь». [5, cт. 17]

Местные органы государственного управления, в лице областных, городских, районных в городах, районных, сельских и поселковых исполнительных комитетов, непосредственно несут ответственность за состояние окружающей природной среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и других природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы как охраны окружающей среды в целом, так и охраны лесов в частности, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение. Деятельность местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов регулируется Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также Лесным кодексом Республики Беларусь. [6, cт. 9, 24, 25]

9 стр., 4208 слов

Понятие и виды источников земельного права Республики Беларусь

... земельно-правовыми нормами (отраслевым законодательством). Конституция устанавливает правило, согласно которому законы, указы и другие акты государственных органов должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. ...

2.2 Органы государственного управления специальной компетенции в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

В систему органов государственного управления в области организации природоохранной деятельности входят и государственные органы специальной компетенции, которые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь правомочны выполнять природоохранные функции в нашей стране. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Департамент гидрометеорологии Минприроды Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. [14, c. 68]

Ведущим органом государственного управления Беларуси в области природольпользования и охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Помимо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, являющегося основным органом государственного управления в области организации природоохранной деятельности, в республике имеются и иные государственные органы, наделенные правами государственного контроля за состоянием окружающей природной среды Беларуси.

К компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь и его органов государственного санитарного надзора отнесены вопросы гигиены труда, в том числе и в лесном хозяйстве, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания и соблюдения санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.

На Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь государством возложено решение всех вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением и ликвидацией его последствий.

Департамент гидрометеорологии Минприроды Республики Беларусь ведет наблюдение за состоянием поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиационным загрязнением окружающей природной среды.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь выполняет природоохранные функции путем выявления незаконного вывоза животных и растений либо их частей и дериватов, торговля которыми регулируется международными соглашениями, и ввоза товаров, представляющих экологическую опасность для населения и окружающей природной среды Беларуси.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, оказывает иное содействие природоохранным органам при осуществлении государственного контроля в области окружающей среды в целом и особенно в сфере охраны лесов. В его составе имеются подразделения экологической милиции. Управления государственной автомобильной инспекции, а в каждом лесхозе республики — инспектора милиции по охране леса Управления охраны общественного порядка Главных управлений внутренних дел областей. Управление делами Президента Республики Беларусь осуществляет управление особо охраняемыми природными территориями, включающими в себя национальные парки и заповедники.

В целях совершенствования системы государственного контроля в области охраны и использования животного и растительного мира Указом Президента Республики Беларусь № 45 от 27 января 2003 г. образована Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Указанная инспекция создана на базе Департамента охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных, областных, межрайонных и районных инспекций охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. При этом данные департамент и инспекции выделены из структуры Минприроды, а их функции переданы названной инспекции.

Отраслевым республиканским органом государственного управления непосредственно в сфере охраны леса и его компонентов является Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, которое подчиняется правительству республики.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь:

проводит единую государственную политику в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

разрабатывает государственные программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов и организует их выполнение;

проводит единую научно-техническую политику в области лесного хозяйства, координирует прикладные научные исследования по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;

разрабатывает на научной основе нормативные правовые акты по ведению лесного хозяйства в лесном фонде;

по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждает расчетную лесосеку;

определяет порядок проведения лесных аукционов;

выдает в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании, специальные разрешения (лицензии);

принимает решения о предоставлении участков лесного фонда для осуществления лесопользования в случаях, предусмотренных Лесным кодексом;

организует работы по ликвидации последствий стихийных бедствий в лесах, находящихся в его ведении;

утверждает Правила рубок леса, Правила подсочки и заготовки живицы, Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного пользования и другие нормативные правовые акты;

ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр и мониторинг лесов;

организует ведение лесоустройства и охотоустройства, а также участвует в ведении государственных кадастров и мониторингов животного и растительного мира;

осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

осуществляет иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. [2, cт. 12]

Минлесхоз обобщает практику применения законодательства в лесном хозяйстве, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в Совет Министров, оказывает юридическим лицам, находящимся в его ведении, помощь в улучшении правовой работы.

Совместно с министерствами и иными республиканскими органами государственного управления Минлесхоз издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения юридическими лицами, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, физическими лицами, а также запрашивает у министерств и иных республиканских органов государственного управления, юридических лиц, имеющих право ведения лесного хозяйства, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лесопользование либо ведущих иные работы в лесах, и получает от них сведения по вопросам использования, охраны и защиты лесного фонда, древесно-кустарниковой растительности, не входящей в него, и воспроизводства лесов. [14, c. 76]

3. ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

правовой лес охрана государственный

Право лесопользования — это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию лесов, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей исходя из интересов общества. Право лесопользования можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечение полезных веществ леса и других его полезных свойств (например, рубка древесины, заготовка живицы и т. д.).

[13, c. 287]

Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов: обеспечения непрерывного, бережного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды; обеспечения условий для воспроизводства лесов; платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Лесным кодексом); соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки; соблюдения целостности землепользования. [2, cт. 35]

В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды лесопользования:

) заготовка древесины;

) заготовка живицы;

) заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

) побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается Минлесхозом по согласованию с Минприроды);

) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

) пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

7) пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.

Сроки предоставления участков лесного фонда для лесопользования зависят от видов лесопользования и могут быть постоянными или временными. Постоянным признается пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования без установления срока пользования. Временное пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования, может быть краткосрочным — до одного года и долгосрочным — до пятнадцати лет. Конкретные сроки временного лесопользования устанавливаются органом, принимающим решение о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования. В случае необходимости сроки лесопользования могут быть продлены органом, принявшим решение о предоставлении участка лесного фонда для лесопользования.

В зависимости от оснований возникновения право лесопользования подразделяется на общее и специальное.

Общее лесопользование осуществляется без применения сооружений и технических устройств, влияющих на состояние объекта. Лесной кодекс в качестве общего лесопользования предоставляет гражданам право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других ресурсов леса. [2, cт. 42]

Однако данное общее природопользование может быть ограничено в порядке, предусмотренном законодательством, в интересах пожарной опасности, ведения орехопромыслового и лесосеменного хозяйства, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Специальное лесопользование осуществляется с применением сооружений или технических устройств, влияющих на состояние природного объекта, а также без применения таких сооружений и устройств, но при этом оказывающих влияние на состояние лесных ресурсов. Такое лесопользование предоставляется по специальному разрешению.

Специальное пользование природными ресурсами, как правило, связано с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на природу. [16, c. 12]

В соответствии с действующим законодательством специальное лесопользование осуществляется за плату. Исключение составляет пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях, заготовка древесины при проведении лесохозяйственных работ, а также побочное лесопользование, осуществляемые юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесохозяйственная деятельность которых финансируется из средств бюджета. Согласно ст. 94 Лесного кодекса законодательными актами могут предусматриваться иные льготы по платежам за лесные пользования. Размер платы за лесопользование определяется по таксам либо по договорным ценам. [12, c. 208]

Лесопользователем может быть юридическое или физическое лицо. Содержание права лесопользования составляют права и обязанности лесопользователей. Содержание права лесопользования составляют права и обязанности пользователей. Именно в лесном законодательстве наиболее рационально сочетаются права и обязанности природопользователей. Лесопользователи имеют права и обязаны осуществлять только те лесные пользования, которые им разрешены. [13, c. 289]

В зависимости от вида осуществляемого лесопользования лесопользователи имеют различные права и обязанности, закрепленные в Главе 13 Лесного кодекса.

Следует также отметить, что лесное законодательство не только определяет права и обязанности лесопользователей, но и осуществляет их защиту. Права лесопользователей могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими законодательными актами. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные убытки в связи с нарушением их прав подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. Споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке.

С учетом значения лесов как источника различных ресурсов можно выделить следующие виды права лесопользования:

пользование растительными ресурсами леса, в том числе заготовка древесины, древесных ресурсов (живицы, второстепенных лесных ресурсов — пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.) и иных растительных ресурсов леса (побочное лесопользование — заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, дикорастущих, в том числе лекарственных, растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота);

пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, при этом лесное законодательство регламентирует лишь порядок использования лесов, в то время как законодательство об охране и использовании животного мира регулирует вопросы непосредственного пользования объектами животного мира;

использование лесных ресурсов невещественного происхождения (пользование лесом в научно-исследовательских, учебно-опытных, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях).

[12, c. 209]

Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений: органов государственного управления (местных исполнительных и распорядительных органов, органов Минлесхоза); юридических лиц ведущих лесное хозяйство (путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов); а также договора аренды, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, в том числе по результатам лесных аукционов. Деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется юридическими лицами при наличии лицензий, выдаваемых Минлесхозом.

Право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов или их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, другими уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции, а также юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, в случаях, установленных статьей 49 Лесного кодекса.

Право лесопользования прекращается в случаях:

истечения срока лесопользования;

отказа лесопользователя от права пользования участками лесного фонда;

нарушения лесопользователем требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;

возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, проживающих в зоне ведения работ, связанных с лесопользованием;

систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;

систематического (более трех месяцев в течение года) невнесения лесопользователем платы за пользование участками лесного фонда;

невыполнения лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности;

аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

изъятия в установленном порядке земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для государственных и общественных нужд;

ликвидации юридического лица, которому участок лесного фонда был предоставлен в пользование; прекращения действия специального разрешения (лицензии);

в других случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. [2, cт. 50]

4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Охрана лесов — комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и других действий, причиняющих вред лесу.

Защита лесов — система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды. Защита лесов включает комплекс организационных, правовых и других мер, в частности:

организацию авиационной охраны лесов;

проведение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах, профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними;

осуществление противопожарного и санитарного благоустройства лесов;

ограничение пребывания граждан в лесах и осуществления лесопользования в период высокой пожарной опасности, а также при проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса с использованием химических, биологических и иных средств;

осуществление работ в лесу способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда;

предоставление лесопользователями своевременной информации юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса. [12, c. 216]

В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Республики Беларусь все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней. Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного вредного воздействия. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.

Осуществление комплекса мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с вредителями и болезнями леса обеспечивают Совет Министров — Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Минлесхоз и его территориальные органы в соответствии с Лесным кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Для обеспечения охраны и защиты лесов, животного мира, осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов создается государственная лесная охрана Республики Беларусь в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, а также организуется авиационная охрана, осуществляемая специализированными подразделениями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Перечень должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, определен Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». [8]

Глава 23 Лесного кодекса определяет задачи, права, обязанности государственной лесной охраны. Так, в соответствии со статьей 82, задачами государственной лесной охраны Республики Беларусь являются:

обеспечение охраны и защиты лесов, в том числе животного мира;

осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

В числе других мер правовая охрана и защита лесов занимает важное место и представляет собой совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, направленные на сохранение, восстановление и улучшение состояния лесных ресурсов. [13, c. 306]

В Лесном кодексе закреплены обязанности местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, юридических и физических лиц по предотвращению вредного воздействия на состояние лесов, лесопользователей по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса и охране лесов от пожаров. [2, cт. 76-80]

Особое значение в лесном законодательстве придается предупредительным мерам, способным предотвратить причинение вреда лесному хозяйству. В частности, лесопользователи, местные Советы депутатов, юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны принимать меры по предупреждению и распространению лесных пожаров, по профилактике возникновения и размножения вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости леса.

В практике лесного законодательства широко используются запретительные меры. Запрещается:

самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на лесных землях лесного фонда;

самовольный сбор дикорастущих плодов, ягод и т. п. на определенных участках;

уничтожение или повреждение ограничительных, лесоустроительных и других знаков в лесах;

уничтожение полезной для леса флоры, фауны и т. д.

На сохранение и улучшение состояния лесных ресурсов положительное влияние оказывают восстановительные меры. Так, в соответствии со статьей 70 Лесного кодекса Республики Беларусь юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и лесопользователи обязаны осуществлять мероприятия по повышению продуктивности и качества лесов, направленные на осуществление системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования лесосеменной базы на селекционно-генетической основе.

Кроме того, в целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осуществляться мероприятия по улучшению возрастного состава лесов, в том числе по предотвращению накопления перестойных насаждений, а также по повышению плодородия почв и другие работы, способствующие повышению продуктивности лесов.

Правовые средства включают в себя значительное количество мер карательного характера, связанные с административно-правовым воздействием, уголовно-правовым наказанием виновных, и другие меры юридической ответственности.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Лесное законодательство не только устанавливает правила использования, воспроизводства и охраны лесов, но и предусматривает ответственность за их нарушение.

Лесонарушением принято считать противоправное виновное действие (или бездействие), наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок пользования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов.

Состав лесонарушения включает:

объект лесонарушения;

субъект лесонарушения;

объективную сторону состава лесонарушения;

субъективную сторону состава лесонарушения.

Объектом лесонарушения являются общественные отношения по использованию, воспроизводству, охране и защите лесных ресурсов. В качестве предмета посягательства выступают лес и лесные ресурсы.

Субъектами лесного правонарушения являются физические и юридические лица.

Объективная сторона лесного правонарушения выражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющих вред лесному хозяйству, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписаний, закрепленных в лесном законодательстве. К числу основополагающих признаков объективной стороны лесного правонарушения относится причинение вреда лесу, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением закона и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

Субъективная сторона лесного правонарушения характеризуется наличием вины лесонарушителя. Лесное законодательство предусматривает обе формы вины: умысел и неосторожность. Умыслом, например, является самовольная рубка леса; к неосторожности относится несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Все лесонарушения можно классифицировать следующим образом:

нарушения права государственной собственности на леса (самовольная переуступка права лесопользования, другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса);

нарушения права лесопользования (уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем);

нарушения требований пожарной безопасности в лесах;

повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание;

нарушения установленного порядка лесопользования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины;

— осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете и т. д. [13, c. 308]

Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение лесного законодательства:

административную;

уголовную;

гражданскую;

дисциплинарную.

Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к лесонарушителям. Административная ответственность устанавливается в лесном законодательстве. Конкретные составы административных лесонарушений устанавливаются в КоАП Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. [4, cт. 15.21- <>15.30]

К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба лесу, лесным ресурсам, окружающей среде, здоровью людей, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. В отличие от административной ответственности, к которой привлекаются виновные в совершении административного проступка, к уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие преступления.

Деяния, за которые виновные привлекаются к уголовной ответственности, определены в статьях 275 (загрязнение леса), 276 (уничтожение либо повреждение леса по неосторожности), 277 (незаконная порубка деревьев и кустарников) Уголовного кодекса Республики Беларусь. [3, cт. 275-277]

Гражданской ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на лесонарушителей, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. При взыскании ущерба, причиненного лесонарушениями, применяется таксовый принцип исчисления ущерба.

Порядок возмещения ущерба регулируется Положением о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства и Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде. [10, 11]

Наряду с мерами юридической ответственности к лесонарушителям применяются и меры экономического воздействия. К мерам экономического воздействия можно отнести те нормы Лесного кодекса Республики Беларусь, согласно которым осуществление лесопользования может быть приостановлено при нарушении лесопользователями установленного порядка пользования лесами (нарушения требований, изложенных в лесорубочном билете, ордере, лесном билете; невыполнение лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных, противопожарных работ и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной курсовой работы нами была исследована такая правовая категория, как «лес», отмечены различные подходы к ее определению; проанализированы конституционные основы использования и охраны лесов, различные нормативные правовые акты в области использования и охраны леса; рассмотрена система государственных органов, осуществляющих управление в области использования и охраны леса, проанализированы их полномочия; исследовано право лесопользования, его виды, субъекты и их правовое положение, основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения данного права; даны понятия категориям «охрана леса», «защита леса», охарактеризованы и классифицированы меры по охране и защите леса.

В науке экологического права сложились различные определения категории «лес», однако белорусский законодатель определяет, что лес — это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Правовой режим лесов определен Конституцией Республики Беларусь, которая предусматривает что недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства; Лесным кодексом Республики Беларусь, который устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также другими законами и подзаконными актами. В Республике Беларусь сложилась система органов общей и специальной компетенции в области управления использованием и охраной леса, при этом отраслевым органов в этой области является Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, Нормативные правовые акты:

1) Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. -№ 1.-1/0;

2) Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г.: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — 2/195;

) Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 24 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — 2/50;

) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г.: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — 2/946;

) О Совете Министров Республики Беларусь: Закон республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-3: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2008. — 2/1521;

) О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. № 617-XII: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2001. — 2/285;

) Об образовании государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 45: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — 1/4357;

) О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства: Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 214: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007. — 1/8576.

) Положение о Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2004. — 5/13979;

) Положение о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2008. — 5/27442;

) Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2008. — 5/28032;

Специальная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/ohrana-i-zaschita-lesa/

12) Балашенко С. А., Макарова Т. И., Лизгаро В. Е. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова, В. Е. Лизгаро. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 318 с.

) Демичев Д. М. Экологическое право. Особенная часть: учебник / Д. М. Демичев. — Минск: Вышэйшая школа, 2007. — 494 с.

) Лизгаро В. Е. Экологическое право: ответы на экзаменационные вопросы / В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова. — 2-е изд., перераб. И доп. — Минск: ТетраСистемс, 2008. — 160 с.

) Шахрай И. С., Право специального лесопользования / И. С. Шахрай. — Минск: Бел. наука, 2006. — 314 с.