Правовая сфера жизни общества (3)

Данная работа посвящена теме « Правовая сфера жизни общества». Общество нуждается в успешно функционирующей правовой базе, поэтому изучение данной проблемы является актуальным. Необходимо обращать должное внимание на правовое состояние, выявляя потребности общества при определенных условиях, не ущемляя в правах, либо наделяя полномочиями те или иные слои общества.

Современное цивилизованное общество находится в правовом состоянии. И это не удивительно, так как без правовой сферы не образовались бы нынешние государства, общество было бы анархичным, не поддающимся какому-либо влиянию и не признающим авторитетов.

В нашей стране нередко полагают, что с помощью права можно решить многие проблемы, не понимая, что правовой институт относится всего лишь к регулятивной сфере общественной жизни. Поэтому необходимо влиять на правовое сознание общества.

Цель моей работы заключается в изучении правовой сферы общества в рамках социальной философии.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

1) выяснить сущность и природу права;

2) рассмотреть взаимоотношения права и политической власти;

3) охарактеризовать современное правовое состояние российского общества

Работа состоит из введения, основной части и заключения.

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, несовпадающими интересами привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. [7]

В современной науке право имеет три источника: обычай, юридический прецедент и нормативный акт. Под обычаем понимается устойчивая социальная норма, принимаемая социальной группой в рамках определенных традиций; он выполнял роль социальных норм, регулировал общественные отношения. На поздних стадиях первобытнообщинного строя и при переходе к государственной организации нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими государственными структурами, превращались в публично осознаваемые нормы права.

4 стр., 1653 слов

Права человека. Правовой статус студента

... общества. Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение специального правового статуса, на примере правового статуса студента. Задачи: рассмотреть права человека, правовой статус, изучить гарантии прав человека и гражданина, изучить новый для меня правовой статус студента, его возможности, права ... это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав ...

Юридический прецедент получил свое развитие с возникновением государства, когда необходимо было обеспечить максимальную свободу каждого члена общества в рамках закона. Это судебное или административное решение по конкретному делу, закрепленное в правовых актах, которое становится основой для разбирательства аналогичных дел и имеет обязательную правовую силу.

Нормативный акт появляется посредством создания его государством, требует активной правотворческой деятельности, способствует теоретическому

развитию права, является двигателем законодательства, позволяя чутко

реагировать на изменения в социальных отношениях. [3, с. 478-479]

При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссии. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.

Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная» трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все, что не разрешено».

Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает либеральная концепция, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения человека, а наоборот, его права и свободы. Основой права, его первоначалом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо даже от целесообразных требований момента. [5, с. 438]

Данная концепция возникла на почве борьбы буржуазно-просветительской мысли с деспотизмом феодально-абсолютистских государств, где право отождествлялось с волей правителя. И уже в условиях капитализма возникает потребность в гарантиях защиты от произвола государства, так как от человека требуются такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность за себя, а не за общину. Поэтому необходимо было принудительно ограничить государственную власть. Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости

каждого индивида, его полной самостоятельности и ответственности за свою

судьбу, действует лозунг: «разрешено все, что не запрещено». [5, с. 439-440]

Исторически право значительно древнее закона: у древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде освященного временем установления. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялись с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и сознание долга, т.е. с нравственными принципами. Уже Аристотель, определявший право как норму политической справедливости, видел в господстве права основной признак разумной формы правления, отличающей ее от деспотии. [4, с. 600]

5 стр., 2162 слов

Международная защита прав и свобод человека

... - Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ).Наряду с комплексными международно-правовыми актами, устанавливающими права и свободы человека и охватывающими все их виды, существуют договоры о защите отдельных прав и договоры, ...

Социальный же институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развитию товарного производства. Именно они, являясь выражением и способом роста производительных сил общества, ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей зависимости друг от друга, которая носит анонимный характер, т.е. производителя не волнует, кто купит его товар, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел. Но такое положение не гарантирует соблюдение интересов отдельного человека, который должен быть уверен в обмене его ценности на эквивалент. Поэтому общество пыталось составить «баланс» интересов отдельных лиц, которые будут действовать по одним и тем же правилам. [5, с. 440-441]

Важной особенностью исторического развития права является его классовый характер. Кастово-сословно-классовая дифференциация населения в определенные исторические эпохи оказалась неизбежной. В марксистском понимании классовость права была объявлена его сущностью. По Марксу и Энгельсу, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. В правовой системе классово организованного общества преобладают интересы господствующего права, но интересы других также учитываются. [5, с. 442]

Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязанность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и во всех существующие общества. Закон — это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права. У него есть отличительные признаки, такие, как публичность, конкретность, реальная применяемость.

Право — необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть правовое отношение. Право является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества.

В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веления власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздержаться. Свод законов — это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Как говорил Цицерон, мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. [4, с. 601-602]