История создания и развития прокуратуры в Российской империи

В данной контрольной работе рассматривается тема «История создания и развития прокуратуры в Российской империи».

Актуальность контрольной работы заключается в том, что, изучение истории создания такого государственного органа как прокуратура, помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган.

Органы прокуратуры всегда были значимы в государстве и обществе, , всегда оставались «державным» оружием власти в стране. Долгий путь, «пройденный» прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.

Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно. Вырабатывались различные концепции прокурорского надзора, многие положения которых не находили применения в практике, и, наоборот, практика выдвигала определенные требования к органам прокуратуры, которые не находили закрепления в законах о прокуратуре и научного обоснования в теории прокурорского надзора.

Цель данной работы в том, чтобы изучить, возникновение прокуратуры, кто стоял у истоков этого учреждения, какие функции она выполняла во времена Российской империи. Для достижения цели контрольной работы будут выполнены следующие задачи:

  • представлена история создания прокуратуры;
  • рассмотрено развитие прокуратуры в Российской империи.

История создания прокуратуры

Путь российской прокуратуры начался почти три сотни лет назад в январе далекого 1722 года указом Петра Великого.

В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан государственно- правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым Государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. По утверждению Ключевского В.О., Петр I долго размышлял над учреждением прокуратуры и работал над законопроектами непосредственно. Как следует из Указа, генерал-прокурор является «оком государевым». 18 января 1722 года Петр I назначил Павла Ивановича Ягужинского первым генерал-прокурором Сената. Ему предписывалось строго следить за тем, «чтобы не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись». То, что выбор Петра I пал на Павла Ивановича Ягужинского, было вполне закономерно. Тот свободно владел несколькими иностранными языками, отличался красноречием и был наделен дипломатическими способностями. По приказу Петра он вел переговоры с королями Дании и Пруссии, участвовал в ряде конгрессов, часто сопровождая царя в его заграничных поездках.

6 стр., 2584 слов

Генеральная прокуратура Российской Федерации

... Генеральным прокурором Российской Федерации. 0.0. Проблемы взаимодействия судебной власти и прокуратуры В двух предыдущих главах курсовой работы было рассмотрено устройство судебно власти Российской Федерации. Проблема определения места прокуратуры ... обратить внимание на закрепление основ формирования и функционирования органов прокуратуры в Конституции РФ. Ослабление функций прокуратуры несомненно ...

На прокуратуру было возложено осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских делах, тюрьмах.

Основной функцией прокуроров на начальном этапе становления прокурорской системы являлся надзор за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода надзирал за его деятельностью. За коллегиями надзирали прокуроры этих ведомств. Правовые средства надзора были довольно скромными и сводились к опротестованию, напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих служебных обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии.

В соответствии с замыслом Петра I в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять существенную роль в укреплении государственности, в финансовых делах.

Развитие прокуратуры в Российской империи

После смерти Петра I, при императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усилении роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своей власти. В существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г. «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров. Петра I значение надзора и престиж прокуратуры заметно падают. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должность Генерал-прокурора и прокуроров народных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров. Следует отметить, что некоторые обязанности Генерал-прокурора в этот период выполнял обер-прокурор, однако в полном объеме правами Генерал-прокурора он не обладал и занимался в основном вопросами делопроизводства. В своей деятельности обер-прокурор был подчинён Верховному тайному совету. От надзора за Сенатом он был полностью отстранён. Таким образом, в период с 1727 по 1729 гг. прокуратура и фискалат в России были фактически упразднены. За П.И. Ягужинским формально была сохранена должность Генерал-прокурора, однако он был направлен послом в Польшу.

13 стр., 6306 слов

Организация работы военной прокуратуры

... распространяются на военных прокуроров. 10 апреля 2008 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором издано указание № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору ... личности становится приоритетной в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, органов военного управления и общественных организаций на самом высоком уровне. ...

Некоторое возрождение былого авторитета прокуратуры происходит при Императрице Анне Иоанновне. По-видимому, здесь сыграло роль стремление Анны Иоанновны показать себя во всех делах преемницей Петра I и, кроме того, Анна Иоанновна ставила целью ограничение власти Верховного тайного совета, в чём прокуратура и лично П.И. Ягужинский могли быть чрезвычайно полезны.

В частности, её указом в октябре 1730 г. восстанавливаются должности Генерал-прокурора, прокуроров коллегий и народных судов. В 1733 г. был принят ещё один законодательный акт — «Должности губернского прокурора», который предоставил губернским прокурорам право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением об этом Генерал-прокурора. Если данный протест поддерживался генерал-прокурором, то исполнение решения по делам приостанавливалось. Однако период активизации прокуратуры был недолог. После того как Генерал-прокурор, обязанности которого в то время выполнял всё тот же П.И. Ягужинский, впал в немилость Императрице, прокуратура вновь утратила своё влияние, уступив место созданной в тот период всесильной Тайной канцелярии.

Устройство и организация деятельности органов прокуратуры в результате судебно-правовой реформы третьей четверти XIX в. кардинально изменились. В первую очередь это коснулось соотношения основных классических направлений деятельности прокуратуры. Прокуратура, по сути, была отлучена от осуществления надзора за законностью в государстве (за исключением законности судебных решений), ей была отведена лишь роль стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем такие шаги законодателя признавались в те времена довольно прогрессивными. Новый порядок уголовного процесса заключался в «трёх положениях: 1) власть обвинительная отделяется от судебной; 2) власть обвинительная, т.е. обнаружение преступлений и преследование виновных, принадлежит прокурорам; 3) власть судебная, т.е. рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных». В то же время остро встал существенный вопрос: какому ведомству должна принадлежать прокуратура. Следует отнести её к суду, к администрации или же создать особое ведомство? Несмотря на то, что больше всего точек соприкосновения прокуратура имела с правительственной властью и представляла её интересы перед судом, полное слияние прокуратуры с ней представляло серьезные опасения, законность была бы принесена в «жертву удобства, и прокурорская власть была бы дискредитирована, превратившись в слугу администрации». Не нашло одобрения и построение прокуратуры в составе суда, под руководством судебных коллегий. Предполагалось, что это лишило бы прокуратуру «необходимой энергии и быстроты деятельности». Главенствующим положением должна была сохраняться независимость прокуратуры.

Наиболее правильным и продуктивным представлялся третий путь – прокуратура должна быть построена как отдельное установление, стоящее между судом и правительством, имеющее во главе высшего представителя прокурорской власти из среды самой прокуратуры и располагающее как должностными правами, обеспечивающими ей авторитетность мнения перед правительством, так и средствами, которые давали бы ей возможность раскрывать для убеждения суда истину в наиболее полном объеме. Министру юстиции по отношению к прокуратуре должна принадлежать власть высшего управления, в своей же процессуальной деятельности прокуратура нуждается в судебном контроле, который, не входя в оценку действий отдельных прокуроров, не оказывая влияния на их служебное положение и не присваивая суду направления обвинительной деятельности, ограждал бы законные интересы власти и населения по отдельным делам.

2 стр., 811 слов

Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти

... процедурами, но все используются для защиты законности в сфере деятельности исполнительной власти, и при этом государственной администрации принадлежит ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности используется дисциплинарное и административное (т. е. ...

Таким виделось место прокуратуры в системе государственной власти. Но, как отмечает И.Я. Фойницкий, законодательство сделало все для обеспечения независимости прокуратуры от суда: помещенная в состав судебного ведомства, она представляла отдельную от суда организацию, суд не имел над членами прокуратуры ни права надзора, ни распорядительной, ни дисциплинарной власти. В 1864 г. прокуратура получает полномочия по надзору «при судебных местах». Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-прокурорам; прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора. В это время появляются основы организации прокуратуры как базирующегося на иерархической дисциплине, едино начального и независимого от местных, административных и судебных органов института.

Совокупность полномочий прокуроров конкретизировалась уставами уголовного и гражданского судопроизводства. Судебные уставы урегулировали вопросы деятельности прокурора в суде. Элементы общего надзора, присущие прокурорскому надзору в дореформенный период, были обойдены вниманием. Однако в после реформенное время законодатель пытался вернуться к этим проблемам, указав на то, что обязанности, возлагаемые на прокуроров, помимо их участив в суде, могут быть определены в других законодательных актах — особых уставах и положениях. Но практических шагов в этом направлении предпринято не было. В подобном виде российская прокуратура просуществовала до 1917 г.

Заключение

На основе изложенного в работе материала можно сделать

Потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как непременного средства развития государственности. Российская прокуратура прошла сложный исторический путь развития. Предназначение прокуратуры в России в силу особенностей российской государственности изначально отличалось от зарубежных образцов. Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением законов – является исторически обусловленной, доказавшей своё важное значение как гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/prokuratura-v-rossiyskoy-imperii/

Нормативные правовые акты:

  1. О прокуратуре Российской Федерации – федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202 – I [ Электронный ресурс – СПС Гарант – 2009 ].

Учебные пособия:

  1. Деришев Ю.В. Прокуратура Российской Федерации: учеб. пособие / Ю.В. Деришев. – Омск: Юридический институт, 2003. – 97 с.
  2. Прокурорский надзор : учеб. пособие / Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. [и др.]. – М. : Изд-во Элит, 2007. – 512 с. ;
  3. Российский прокурорский надзор / А.Я. Сухарев, Ю.В. Кореневский, Л.А. Прокудина, В.П. Рябцев [и др.] ; под ред. А.Я. Сухарева. – М. : НОРМА, 2001. – 384 с.