Реализационные договоры

1. Реализационные договоры. Элементы реализационных торговых сделок

Развитие рыночной экономики предполагает широкое использование договорных форм. Договор в нынешних условиях является основным юридическим актом, из которого возникают правоотношения по торговым обязательствам. Договор является, таким образом, одним из главных средств регулирования правоотношений, возникающих между субъектами торгового оборота. Он определяет содержание коммерческих правоотношений, прав и обязанностей их участников. Коммерческим правом регламентируется, главным образом, круг коммерческих ( торговых) сделок.

Значительное число обязательств в торговом обороте возникает из договоров, в том числе и обязательства участников торгового оборота. Как юридический факт договор относится к правомерным действиям, направленным на достижение правового результата, т. е. на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей. Методологическую основу работы составляют общенаучные методы (сравнительный, системный) и частнонаучные методы (исторический).

Важнейшим (наряду с законодательством) средством правового регулирования торговой деятельности является договор.

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ. Однако это законодательное положение не означает тождества договора и сделки. Сделка может представлять собой единичное одностороннее действие лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В отличие от этого договор всегда состоит из группы юридических действий и предполагает наличие двух или большего числа договаривающихся лиц.

Договор не может пониматься как простая совокупность взаимосвязанных сделок, совершаемых несколькими лицами. Комплекс сделок нескольких лиц становится договором, лишь если он содержит в себе момент соглашения. Однако в таком значении уже нельзя говорить о сделках, поскольку соглашение представляет собой качественно иное явление, нежели совокупность сделок.

Договор, как и сделка, служит источником возникновения прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ).

Взаимные права и обязанности двух или большего числа лиц образуют содержание правоотношения. Однако роль договора в качестве основания возникновения правоотношений неизмеримо выше, чем у отдельных сделок. Подавляющее большинство обязательств в гражданском праве возникает исключительно из договоров, только из договоров возникают обязательства торгового оборота. Приравнивание договора к сделке или правоотношению ведет к игнорированию всего содержательного богатства договоров, к отказу от использования возможностей договора в правовом регулировании торгового предпринимательства и иных сфер деятельности.

3 стр., 1017 слов

Договоры торгового (коммерческого) посредничества в предпринимательской ...

... от лица доверителя. Сделка по агентскому договору дает ее участникам более широкие возможности работы. Так, согласно положениям ... немыслима без профессионального коммерческого (торгового) представительства. Наличие института профессионального коммерческого (торгового) представительства указывает на более ... себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу ...

При выделении коммерческого права в самостоятельную подотрасль цивилистики возникает необходимость разграничения гражданских и торговых договоров, а также классификации договоров, относимых собственно к торговому обороту.

Договорами коммерческого права признаются прежде всего те, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами.

К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа с условием оплаты стоимости товара в будущем. К реализационным примыкает договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.

Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не граждане (физические лица).

2. Договор оптовой купли-продажи.

Первоочередного рассмотрения требуют договоры, формирующие основу товарного обращения. Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в регулировании товарных сделок в России. Под влиянием зарубежного права ГК РФ закрепил договор купли-продажи в качестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФ называется «Купля-продажа». Она включает в себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, закупки для госнужд, контрактации сельхозпродукции и иные.

В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора.

Однако основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выделить и отдельно урегулировать оптовую (предпринимательскую) куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате наиболее значимый договор рыночных отношений — оптовой купли-продажи — регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания.

Для выявления видовых отличий договоров поставки и оптовой купли-продажи надо рассмотреть: 1) сферу применения каждого договора; 2) общее назначение, видовые цели каждого договора; 3) отличия основных функций, выполняемых договорами; 4) возможности каждого договора как правового средства решения соответствующих задач.

6 стр., 2826 слов

Договоры, регулирующие торговый оборот

... предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами. К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных ...

Как поставка, так и оптовая купля-продажа имеют общей сферой применения товарное обращение. Однако в данной области необходимо выделять различные секторы. Одним из основных секторов (участков) товарного обращения является оптовая торговля.

Участниками оптовой торговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ее участники — оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по продвижению товара. Конечными звеньями выступают организации розничной торговли (или индивидуальные торговые предприниматели).

Необходимым признаком участников оптовой торговли служит предпринимательский характер их деятельности. Данная деятельность совершается с целью извлечения прибыли и носит систематический характер.

Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут:

1) определенная сфера применения — оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.

Рассмотрим общее назначение, видовые цели каждого договора.

Оптовая торговля опосредует и организует перемещение товарной массы от изготовителей в розничную сеть. Назначение оптовой торговли — полное, оперативное и повсеместное насыщение розничной сети товарами, необходимыми для удовлетворения запросов населения. Поэтому общей целью договора оптовой купли-продажи должно признаваться содействие полному и своевременному поступлению в розничные организации товаров, необходимых для удовлетворения спроса населения.

Договор поставки (как и договор контрактации) — это исключительно российское изобретение, продукт отечественной практики, предназначенный прежде всего для организации крупномасштабных отношений устойчивого характера по обеспечению материальными ресурсами различных потребителей.

В настоящее время сохраняется тенденция, согласно которой при регулировании отношений между отраслями хозяйства, между регионами, а также кооперационных связей производителей закон ориентирует на использование договора поставки, а не купли-продажи. Таковы законы о поставках для федеральных государственных нужд, регулярно издаваемые акты о поставках в районы Крайнего Севера, поставках техники, горюче-смазочных материалов для агропромышленного комплекса и др.

Договор поставки используется для организации связей между отраслями и регионами, а также для отношений производственной кооперации, когда предприятия сцеплены между собой постоянными или долговременными связями по переработке сырья и материалов, обеспечению комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головного предприятия и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий всегда или почти всегда регулируются договором поставки.

4 стр., 1785 слов

Договор оптовой купли-продажи

... это торговля, когда товар продается не для конечного пользования, а для нужд бизнеса (для перепродажи или для использования в производстве). Правовые основы договора оптовой купли-продажи Понятию договора и его ...

Из-за отставания цивилистской науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты договорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функции.

Предметом договора оптовой купли-продажи могут быть только вещи, которые предлагаются к продаже в розничной торговой сети. Если изделие, товар не могут быть предложены в магазинах для продажи гражданам, то с ними не могут совершаться сделки оптовой купли-продажи. В отличие от этого предметом договора поставки могут быть любые вещи независимо от того, предназначаются они или нет для продажи населению. Показательно, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но по договорам поставки.

Для рассмотрения функциональных различий договоров необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной. Розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам. Отношения торговых организаций с покупателями оформляются договором розничной купли-продажи. В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничной купли-продажи.

Учитывая реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне — покупателю. Этим целям служат прежде всего Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ) и ряд норм гл. 30 ГК РФ.

Нормативными актами, регулирующими розничную торговлю, также являются не упоминаемые в ГК РФ, но имеющие важное значение правила продажи товаров. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.98 № 1222; 02.10.99 № 1104) утверждены в новой редакции Правила продажи отдельных видов товаров. Правила предусматривают различные правовые и организационные требования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения.

Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации. Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил).

Информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товара.

Как выглядят условия договора оптовой купли-продажи, корреспондирующие розничным договорам? Это могут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) обеспечить наличие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков с данными, соответствующими российским шкалам ростов и размеров. Должно предусматриваться представление копий сертификатов качества, заверенных определенным органом.

9 стр., 4227 слов

Правовое регулирование реализации товаров в хозяйственном товарообороте

... связанных с продажей товаров. субъектами Торговля согласно норме ст. 7 Закона «О торговле» подразделяется на следующие виды: Ш Оптовая торговля; Ш Розничная торговля; Ш Общественное питание (торгово-производственная деятельность) 1 ...

В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие товары.

Правила розничной торговли налагают свои требования на предмет продажи. Такие требования состоят, в частности, в необходимости расфасовки товара в количествах, приемлемых для покупателей, применения упаковки, удобной для пользования и хранения. Операции упаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах оптовой купли-продажи.

По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары) для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость.

Важные отличия имеются в правовых возможностях рассматриваемых договоров.

Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания товарного рынка, улучшения торгового обслуживания населения. Российское право в данном отношении отстает от западного. Так, Европарламентом в 1994 г. принята 1-я часть Общеевропейского кодекса частного права («Принципы европейского договорного права»), фактически являющегося торговым кодексом Европейского союза. При подготовке этого акта использованы ЕТК США и Венская конвенция ООН 1980 г. Предусмотренные названными документами правовые модели могут быть использованы для урегулирования отношений оптовой купли-продажи. Такие меры способствовали бы гармонизации российского и зарубежного права.

Одновременно требует усовершенствования договор поставки. Сейчас нормы об этом договоре носят сборный характер, вынужденно сочетая правила, предназначенные для регулирования материального снабжения и оптовой торговли. При этом оказалась утраченной важная специфика, которая была присуща этому договору с момента возникновения и вплоть до 1996 г.

Задача. Торговая компания «Максимум» поставляла продукты питания крупными партиями в отдаленные от центра регионы. Непременным условием заключаемых компанией договоров было условие об обязательной стопроцентной предоплате закупаемой партии товаров. При заключении договора с фирмой «Лахта» компания «Максимум» согласилась в виде исключения на последующую оплату поставленных товаров, но с обязательным предоставлением банковской гарантии. Такую гарантию на полную стоимость поставляемых товаров, предусмотренную договором, предоставил акционерный коммерческий банк «Альтаир».