Сила и средства предупреждения и ликвидации ЧС
1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС
В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация — состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.
Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.
Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время — в рамках системы «Гражданская оборона РФ».
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:
- разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям при ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
... развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение органов власти и населения о приближающейся опасности. Очень ... и приморских территорий. Суша затоплена на значительное пространство в глубь от берега ... заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере ... население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации ...
- Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
- соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
- приоритет профилактической работе;
- комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
- построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Структура органов РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
2. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования, Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:
- силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации последствий ЧС.
наблюдения и контроля
Законодательство Российской Федерации о единой государственной ...
... системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основными задачами РСЧС ...
ликвидации последствий
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
повседневной деятельности
повышенной готовности
чрезвычайной ситуации
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :
в режиме повседневной деятельности
— осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
— планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
— совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
в режиме повышенной готовности
— принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
— усиление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
— приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в режиме чрезвычайной ситуации:
- организации защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
— организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
— осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
— резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, — за счет средств федерального бюджета;
Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
... «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1.1.1, 1.1.2, 1.1.6], Постановление Правительства Российской Федерации № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [1.2.6] и другие. Также полезная ...
— ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет средств федерального органа исполнительной власти;
- резерв субъектов РФ — за счет средств бюджета субъектов РФ;
- местный резерв — за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных средств — за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов. В отдельных случаях формируется Правительственная комиссия. В случае недостаточности ресурсов они выделяются из других резервов РСЧС по ходатайству руководства соответствующего уровня.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством органов управления РСЧС в том случае, если их участники имеют соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводятся за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетно-страховых фондов и других источников. При отсутствии и недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ.
Вредные вещества в промышленности. Классификация вредных веществ.
Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.
Степень и характер вызываемых веществом нарушений нормальной работы организма зависит от пути попадания в организм, дозы, времени воздействия, концентрации вещества, его растворимости, состояния воспринимающей ткани и организма в целом, атмосферного давления, температуры и других характеристик окружающей среды.
Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия. Многие сильно действующие вредные вещества вызывают в организме расстройство нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и сердечнососудистой систем, на общий обмен веществ и т.п.
Вредные вещества попадают в организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и через кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара и пыли через органы дыхания (около 95 % всех отравлений).
Бухгалтерский учет и анализ расчетов с контрагентами организации ...
... обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и, соответственно, объем продаж. Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование действующей практики бухгалтерского учета и проведение анализа эффективности расчетов с контрагентами в ООО ...