Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-команд­ной экономики, принципах. Эти принципы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности сформулированы в ст. 4 Закона. Среди них:

  • равенство участников ВЭД и их недискриминация;
  • защита государством прав и интересов участников ВЭД;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регули­рование, обеспечение экспортного контроля; определение полити­ки в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства является разработ­ка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэконо­мической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государ­ственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологичес­кими интересами. Переход к рыночной экономике означал призна­ние во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать со­стояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать страте­гию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, ко­торая предполагала:

  • рациональное использование сложившейся сырьевой специа­лизации России в МРТ;
  • повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;
  • расширение рынков сбыта и изменение их географии;
  • развитие экспортного потенциала и улучшение структуры эк­спорта;
  • развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе ее называют «тор­говой» или «конъюнктурной». Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это — подготовка к решению стратегической цели ре­формы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключа­ется в том, что в современных условиях недостаточно использо­вать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую эконо­мику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономичес­кая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место в последней занимает совершен­ствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессив­ных форм международной производственной и научно-техничес­кой кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответ­ствует и новая модель — производственно- инвестиционная, или стратегическая.

4 стр., 1843 слов

Эволюционные процессы развития государства и права в России

... развития права. Право России развивалось под влиянием условий жизни народов нашей страны, экономических и иных. Крупными вехами не только в истории нашей Родины, но и во всемирной истории государства и права ... Цель работы: изучить особенности эволюции права, его историю и развитие, которое в жизни человека играет огромное значение. Это возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в ...

Главными признаками этой модели являются:

  • охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное со­трудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное — на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):
  • расширение партнерских отношений со всеми странами толь­ко на основе взаимных экономических интересов;
  • совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели эк­спортно-импортные операции дополняются другими видами ВЭД — производственным кооперированием, инвестиционным сотрудни­чеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроиз­водственного процесса — при добыче нефти и ее переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тог­да вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их пере­работки.

Международная кооперация способствует повышению эффек­тивности как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и готовая продукция. Например, эф­фективность экспорта круглого леса составляет 79%, бруса из него — 129, столярных плит -143, а пиломатериалов — 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформи­рована при помощи использования отработанных мировой прак­тикой приемов и средств государственного регулирования. Важней­ший шаг в этом направлении сделан в Федеральной программе раз­вития экспорта, которая определила, во-первых, предпосылки со­здания модели — производственные, инвестиционные, научно-тех­нические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и разви­тии модели; в-третьих, направления создания модели:

  • расширение иностранного инвестирования;
  • установление прямых производственных связей между пред­приятиями;
  • совместное предпринимательство;
  • интеграция отраслей;
  • налаживание сотрудничества между территориально — произ­водственными структурами;
  • совершенствование структуры внешнеэкономического комп­лекса.

Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспе­чивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе государство должно создавать условия реализации стратегической цели, определенной в Феде­ральной программе развития экспорта: «совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенство­вания товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества». Для реализации этой цели необходи­мо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организа­ции управления, подготовке кадров и т. д. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, долж­но учитывать следующие сложившиеся в международной прак­тике принципы:

7 стр., 3348 слов

Экспорт реферат таможенное право

... страны наиболее приоритетной считается внешняя торговля. Поддержание хороших партнерских отношений с зарубежными компаниями становится одним из главных направлений экономической политики России. Поэтому то, насколько быстро и качественно происходит экспорт ...

1. Учет требований международных организаций, например:

  • ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулиро­вания;
  • Всемирной таможенной организации в отношении таможен­ных процедур и их унификации:
  • Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспор­та отдельных видов товаров, например, текстильных;
  • специализированных организаций ООН;
  • МАГАТЭ — международного агентства по атомной энергии — по особому требованию к экспорту особых товаров — ядер­ных материалов и оборудования, которые могут быть ис­пользованы как в мирных, так и в военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со стра­нами-партнерами.

В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут спо­собствовать реализации стратегической цели.

1. Речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика России с лю­бым государством превращается в многостороннюю с возможнос­тью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложне­нием процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с согласованием встречных требований и мно­гим другим.

2. Это подписание соглашений с зарубежными стра­нами, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, ре­шение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры и динамики тор­говых потоков между заинтересованными странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует продви­жению российских товаров на рынки стран — членов ЕС, на его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ.

3. Задачей в области внешней политики является фор­мирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран — участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовло­жений, расширение функций российских торговых представи­тельств за рубежом по консультированию и информированию уча­стников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к государствам — членам СНГ. Экономические инте­ресы России во многом определяются сложившейся в предшеству­ющие десятилетия глубокой взаимосвязью государств — бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ «Рефор­мы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах», будет направлена на:

2 стр., 959 слов

Особенности правового регулирования валютных отношений

... участвующих в нем стран Y Банк международных расчетов (БМР) Y Доллар – орудие американской экспансии Y Кеннеди – поиски спасения O Россия в международных валютных отношениях O Положение ... и объектов страхования, рисков нанесения им ущерба создают специфические условия гражданско-правового регулирования страховых отношений, формирования и использования страховых фондов по видам страхования, а также ...

  • развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российс­кого производства, снабжение (прежде всего продовольствен­ное) населения;
  • сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;
  • обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми распо­лагают бывшие союзные республики;
  • гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;
  • кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в струк­турных преобразованиях производства, в оптимизации раз­мещения производственных сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближ­него зарубежья рассматривается правительством как один из рыча­гов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства Рос­сии в мировом сообществе. В этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должны стать:

  • выполнение обязательств по взаимным поставкам;
  • ликвидация задолженности по товарным поставкам;
  • возврат ранее предоставленных кредитов;
  • недискриминационный режим транзита российских товаров

по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддер­жку и стимулирование, но и контроль за соблюдением нацио­нальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценооб­разованием.

Валютное регулирование — одна из форм государственного воз­действия на участников ВЭД в целях защиты национальных инте­ресов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ «О ва­лютном регулировании и валютном контроле». Наиболее распрос­траненный метод валютного регулирования внешней торговли — обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемые «валютные ограничения»: государственный контроль за валютны­ми операциями, сосредоточение валютных операций в уполномо­ченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны государства проявилось во вве­дении паспортов сделок: экспортных — для контроля возврата ва­люты, импортных — для контроля за обоснованностью перечисле­ния валюты и паспортов бартерных сделок.

11 стр., 5488 слов

Правовое регулирование антимонополистической деятельности в Республике Беларусь

... производства под воздействием научно-технического прогресса. Антимонопольное законодательство впервые возникло в США, в 1890 году Сенат принимает закон Шермана, объявивший незаконными монополизацию торговли, явные и тайные соглашения о её ограничении. ... государственное регулирование и контроль в сферах деятельности субъектов естественных монополий, порядок принятия решений органом регулирования ...

Государственное регулирование ВЭД во всех странах направле­но на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые на­рушают нормальное функционирование процесса внутреннего вос­производства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоп­риятные социальные последствия. В Законе экономическая безопас­ность определена как состояние экономики, обеспечивающее доста­точный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным вне­шним и внутренним угрозам и воздействиям.

Регулирующая роль государства реализуется посредством при­менения экономического и административного методов. Оба эти ме­тода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной программе развития экспорта.

К экономическому методу относятся меры, связанные с исполь­зованием стоимостных категорий — кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Эконо­мический метод используется и при регулировании импорта посред­ством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использо­вания различных видов пошлин.

3. Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Под административным методом регулирования понимают си­стему организационно-правовых и специальных мер: количествен­ные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный кон­троль в отношении определенных видов товаров, установление го­сударственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров.

Правительство РФ в соответствии с общепринятыми норма­ми международного права может принимать защитные меры для устранения серьезного ущерба производителям или предотвраще­ния его. Под общественным ущербом понимается общее ухудше­ние состояния отечественного производства в данной отрасли, от­ражаемое в показателях сокращения производства или рентабель­ности. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут так­же устанавливаться исходя из национальных интересов.

С этой целью органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимо­действующих на внешнем рынке.