Международное ядерное право

Приверженность на индивидуальном уровне (критическая позиция; строго регламентированный взвешенный подход).

Говоря о культуре безопасности, необходимо отметить, в чем МКГЯБ видела сущность этой концепции, а именно: достижение ядерной и радиационной безопасности АЭС любой ценой, даже ценой производственных потерь. В последние годы под эгидой МАГАТЭ разрабатывается комплексный подход к понятию безопасность атомной энергетики, на основе которого МКГЯБ предложила новую концепцию – «культура эксплуатации», Обеспечение безопасности АЭС в широком ее понимании немыслимо без учета всех факторов производственного процесса.

Анализируя деятельность МАГАТЭ в рамках современного международного права, необходимо отметить, что роль его в решении глобальных проблем безопасности будет неуклонно возрастать.

В 2000 году на Саммите тысячелетия президент РФ Путин В. В. Выступил в инициативой по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому выздоровлению планеты Земля6.

Главным международно-правовым актом в данной сфере является Договор 1968г. о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а главным контрольным органом выступает Международное агентство по атомной энергии. Данное обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что в необходимости функционирования на международной арене такого органа как МАГАТЭ вряд ли модно сомневаться, а его вклад в обеспечение всеобъемлющей международной безопасности трудно переоценить.

Глава III. Правовая природа актов Международного агентства по атомной энергии в аспекте современного международного нормотворчества

Разработкой подобных актов занимаются и другие международные (межправительственные) организации, скажем, ЕС (Европейский Союз), ВМО (Всемирная метеорологическая организация), ИМО (Международная морская организация) , ИКАО (Международная организация гражданской авиации), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и т.д.

Однако, учитывая исключительную роль Агентства в деле поддержания международной безопасности , (Можно, даже провести некую параллель с деятельностью Совета Безопасности ООН, в том плане, что Совет Безопасности – главный орган, ответственный за поддержание международной безопасности и его правосубъектность МАГАТЭ – ограничена его Уставом и носит специальный характер) требуется констатировать особую значимость нормотворческой деятельности МАГАТЭ. Ст. III А. 6 Устава прямо предусматривает издание норма безопасности в качестве одной из основных функций Агентства. Причем, нормы безопасности должны применяться как к собственной его деятельности, так и к деятельности других организаций и лиц, при которой используются материалы, услуги, оборудование, технические средства, предоставляемые МАГАТЭ, или по его требованию, или под его контролем или наблюдением, и обеспечивать по требованию того или иного государства, к любому виду деятельности этого государства в области атомной энергии. Такие правила и нормы безопасности, издаваемые МАГАТЭ, принято называть «стандартами здоровья и безопасности», которые необходимо отличать от «мер по здравоохранению и безопасности». В чем же их различие?

3 стр., 1408 слов

Юридическая природа международных организаций, их компетенция и функции

... Работа посвящена исследованию правовых основ деятельности международных финансовых и региональных организаций и охватывает сравнительный анализ правового положения и юридической природы как в отношении к международным организациям ... основу курсовой работы образуют работы по международному публичному праву, международному финансовому праву, международному экономическому праву, международному частному ...

Под « стандартами здравоохранения и безопасности» Совет управляющих МАГАТЭ понимает «… нормы, правила или рекомендации, установленные для того, чтобы охранять здоровье и свести к минимуму опасность для жизни и имущества»7. Стандарты утверждаются Советом управляющих и должны удовлетворять определенным требованиям: быть согласованы с нормами, выработанными другими международными организациями, компетенция которых в соответствующих областях является признанной; быть приемлемы для международного сообщества. Меры по здравоохранению и безопасности МАГАТЭ, по определению Совета управляющих, — «… действия, процедуры или условия…», применяемые для обеспечения выполнения стандартов. Какова же юридическая природа стандартов МАГАТЭ? Рассмотрение данного вопроса целесообразно начать с определения понятия «международные стандарты», как таковые. Можно предложить следующие определение: международный стандарт – это правило поведения, имеющее общий характер, принимаемое, в большинстве своем, как правило, компетентными международными организациями и содержащее в себе минимальный, с точки зрения необходимости, набор прав, правомочий и требований в той или иной области деятельности, которые государства, при наличии определенных условий, закрепляют в национальном законодательстве и тем самым, делают их обязательными. При этом ничто не препятствует государствам предоставить больший объем прав, правомочий и требований, чем это предусмотрено в стандарте.

Можно выделить следующие виды стандартов:

1) Обязательные для государства правила и требования безопасности, закрепленные в международных договорах, в число которых входят: а) договоры, содержащие общепризнанные нормы международного права или ,другими словами, императивные нормы международного права (jus cogens).

Согласно ст. 55 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., императивная норма общего международного права (jus cogens) принимается и признается международным сообществом в целом и может изменяться последующей нормой общего международного права, носящего такой же характер8. Такие договоры подлежат исполнению всеми без исключения государствами, отклонение от них не допустимо; б) региональные международные договоры; с) двусторонние и многосторонние международные договоры. В ряде стран требуется издание специальных внутригосударственных актов для трансформации норм международного права в национальное законодательство. Что касается РФ, то, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «… общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы…», то есть на территории России установлен порядок их прямого действия. Согласно смыслу данной статьи, указанные выше международные договоры (а значит и содержащиеся в них стандарты безопасности) при условии прохождения всех стадий заключения международного договора, а также при выполнении особых требований к вступлению договора в силу, вытекающих из его текста, не нуждаются в особом закреплении во внутреннем законодательстве РФ и не требуют принятия специальных законов. Применительно к предмету нашего исследования можно назвать следующие международные договоры, содержащие обязательные стандарты (правила и требования ядерной безопасности и радиационной защиты): Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Конвенции об оперативном оповещении и помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийности ситуации 1986 г.; Конвенция о ядерной безопасности 1994г. и др.

10 стр., 4924 слов

Международные договоры Российской Федерации

... Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные ...

2) Регламенты, принимаемые международными организациями (ЕС, ИМО, ИКАО, МАГАТЭ и др.).9 Такие правила становятся обязательными после их закрепления во внутреннем законодательстве государств или международном договоре.

Суть правил (стандартов безопасности), принимаемых Международным агентством по атомной энергии. Правила Агентства – акт межгосударственной организации. А последние могут участвовать в создании норма международного права в следующих случаях:

1) самостоятельно принимать решения нормоустановительного характера, если таким право они наделены10;

2) совместно с другими государствами, международными организациями заключать международные договоры (ст. III Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. предусматривает, что международные организации могут заключать международные соглашения, которые по своей природе – суть международные договоры, а по своей юридической силе не отличаются от соглашений, заключенных между типичными субъектами международного права11;

3) давать рекомендации по закреплению определенных положений в международных договорах или во внутреннем законодательстве государств.

Если говорить о решениях международных организаций, то они играют, как правило, вспомогательную роль и носят рекомендательных характер. По внутриорганизационным вопросам решения, хотя и носят обязывающий характер, но не являются во всех случаях нормами международного права. Дело в том, что они относятся к так называемому внутреннему праву той или иной организации, а нормы этого права не однозначны по своей юридической природе12.

В МАГАТЭ разработкой стандартов в области радиационной защиты и ядерной безопасности занимаются два органа: Генеральная конференция и Совет управляющих. Совет управляющих, например, может осуществлять достаточно широкий круг действий без получения на то санкций Генеральной конференции. В частности, он одобряет все проекты соглашений о гарантиях, рассматривает любые случаи нарушения гарантий, сообщает о них Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН, принимает «корректирующие меры» для ликвидации нарушений и т.д. Однако необходимо сделать оговорку о том. Что решения в связи с осуществлением указанных действий либо носят внутриорганизационный характер, либо являются исполнительными постановлениями.

17 стр., 8406 слов

Право международных договоров

... государства, может стать объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора. Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с ...

Строго говоря, Совет управляющих – исполнительный орган МАГАТЭ и не может принимать постановления, содержащие общие нормы международного права. Данный вывод вытекает из анализа Устава Агентства (ст. V. D, F), в соответствии с которым Генеральная конференция может отменить любое решение Совета управляющих. Генеральная конференция обладает высшей прерогативой власти и может решать многие вопросы, как то: выборы членов Совета управляющих, прием в члены, утверждение бюджета и др. (ст. V. п. E Устава МАГАТЭ).

Решения по ним касаются конкретных ситуаций и конкретных адресатов, то есть, не могут содержать правил, носящих характер правовых норм.

Одним из важнейших аспектов деятельности агентства, безусловно, является разработка проектов многосторонних конвенций и административно-технических правил в области мирного использования атомной энергии (правила, регламентирующие систему гарантий, правила безопасности при использовании радиоактивных материалов и др.).

Если участи МАГАТЭ в подготовке проектов конвенций можно с полным на то основанием отнести к начальной стадии процесса создания норм международного права, то определение юридической природы административно-технических актов требуют серьезных размышлений, принимая во внимание тот факт, что в правовой литературе до сих пор не сложилось единого мнения на этот счет.

Правила безопасности не должны быть обязательными, а скорее служат руководством по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными материалами, то есть, подобные документы – суть международные рекомендации. Тогда возникает вопрос: что есть рекомендация и как относится к такому понятию как рекомендательная норма? Приверженцем идеи реальности существования наряду с обязательными нормами международного права и рекомендательных норм является Г. М. Вельяминов13. По его мнению, рекомендательная норма обладает тем же набором характерных признаков, что и обязательная; единственное ее исключение состоит в том, что предусматриваемые ею правоотношения возникают, изменяются или прекращаются не в силу самой нормы, а лишь в результате предъявленных волеизъявлений субъектов права под воздействием целевой установки нормы14. Г. И. Тункин подвергнул большому сомнению факт наличия в международном праве такого явления как рекомендательная норма. Мало того, Г. И. Тункин считал, что регламенты «… являются по существу международными договорами»15.

Рассмотренное мнение все-таки является спорной. По крайней мере, реально существуют программные нормы, которые иначе как рекомендательными не назовешь. Программные нормы, будучи по своей природе рекомендательными, тем не менее, обязательны для государств с точки зрения перспективного регулирования. Например, конечная цель Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963г. – всеобщее и полное разоружение. Однако, сказанное вовсе не означает, что административно-регламентационные акты являются юридически обязательными. Правила административно-регламентационных актов, принимаемых международными организациями, а значит и правила безопасности МАГАТЭ, так называемые стандарты здравоохранения и безопасности носят рекомендательный характер, они не являются нормами, ибо у них отсутствует такой обязательный признак нормы международного права, как обязательность. Для приобретения такого качества стандарты Агентства должны быть так или иначе одобрены или, иными словами, санкционированы государством, что моет быть осуществлено в различных формах16. При этом важно отметить, что процедуры одобрения стандартов является более упрощенной по сравнению с процессом трансформации международных норма в национальное законодательство (в тех государствах, де отсутствует прямое действие международного права).

4 стр., 1678 слов

Способы квалификации основных принципов международного права

... экономических, социальных и политических систем; 2)принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности; 3)общие принципы международного сотрудничества. Основные принципы международного права – это общепризнанные нормы, без которых не может существовать межгосударственных ...

Исключение из данного правила, пожалуй, составляют акты, принимаемые в рамках Европейского Союза (ЕС).

Регламенты ЕС действительно обладают юридически обязательной силой для государств-членов.

Глава IV. Международно-правовое регулирование вопросов разоружения и нераспространения ядерного оружия

Разоружение — давняя мечта человечества. В разоружении видят наиболее надежную гарантию безопасности. Эта идея нашла отражение в ряде международно-правовых актов. На этом основании в отечественной литературе получила распространение концепция принципа разоружения (О.В. Богданов, В.Н. Денисов, С.А. Малинин, В.А. Романов).

Думается, однако, что если такой принцип и существует, то он представляет собой принцип-идею, а не норму позитивного права. Обязательство государств в этой области сформулировано в принципе неприменения силы следующим образом: государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» (ст. 11).

На Совет Безопасности возложена ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).

Такова принципиальная основа разоружения. Она получила развитие в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах. Первой была Резолюция Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г., касавшаяся всеобъемлющего и полного разоружения как конечной цели. Она была принята по инициативе СССР, который практически на протяжении всей своей истории вел дипломатическую битву за разоружение17.

О том, что представляет собой всеобщее и полное разоружение, можно судить по одобренному Генеральной Ассамблеей Совместному заявлению правительств СССР и США 1961 г. Оно предполагает роспуск вооруженных сил, ликвидацию военных учреждений и вооружений; уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения, а также средств его доставки; упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения; прекращение расходования средств на военные цели. Сохраняются лишь военные средства, необходимые для поддержания внутреннего правопорядка.

Нереальность достижения полного разоружения вскоре стала очевидной. Государства нуждались в вооружениях для обеспечения своей безопасности, поддержания внутреннего порядка и выполнения миротворческих функций. Поэтому в практическом плане речь пошла о частичном разоружении, сокращении вооружений. Однако и это — задача исключительно актуальная. Не говоря об опасности применения оружия, сама по себе гонка вооружений стала бедствием для народов многих стран. В 80-х гг. XX в. военные расходы государств составляли 900 млрд. долл. в год, т.е. каждую минуту расходовалось 1,7 млн. долл. Основное бремя ложилось на США и СССР. Гонка вооружений превратилась в самостоятельное средство причинения ущерба другой стране. Вспомним, что примерно 80% промышленности СССР работало на военные цели. Поэтому согласованное сокращение военных расходов — один из важных аспектов разоружения. Генеральная Ассамблея не раз пыталась решить вопрос, но безрезультатно.

10 стр., 4882 слов

Роль международного права в современных международных отношениях

... международного права входят: право международных договоров; право международных организаций; право внешних сношений, международное морское право; международное воздушное право; международное космическое право; международное экологическое право; международное уголовное право; право прав человека; право международной безопасности; международное экономическое право; международное гуманитарное право. ...

Особое значение имеет предотвращение применения ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения (химического, бактериологического, радиологического, экологического).

Число ядерных боеголовок в 80-х гг. XX в. превысило 50 тыс. Их применение превратило бы Землю в пустыню.

Впервые идея разоружения получила международно-правовое признание в Статуте Лиги Наций18, в котором говорилось о необходимости ограничения национальных вооружений до минимума, совместного с национальной безопасностью и выполнением международных обязательств. Следующим шагом в укреплении принципа разоружения стало утверждение Устава ООН19, который признал необходимость не только в регулирования вооружения, но и осуществления разоружения. В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «О всеобщем и полном разоружении» в 1959 г. Ряд международных договоров подтверждают намерение стран уменьшить объем вооружения, к ним относится, Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.20

Договор провозглашает цель — скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем в соответствии с целями Организации Объединенных Наций, которое положило бы конец гонке вооружений и устранило бы стимул к производству и испытаниям всех видов оружия, в том числе ядерного, стороны взяли на себя обязательства по запрещению, предотвращению и не производству любых испытательных взрывов ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: a) в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и b) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв. При этом имеется в виду, что положения настоящего подпункта не должны наносить ущерб заключению договора, ведущего к запрещению навечно всех испытательных ядерных взрывов, включая все такие взрывы под землей.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года с поправками, внесенными в нее Протоколом 1997 года, выпущен Секретариатом Международного агентства по атомной энергии, устанавливает некоторые минимальные нормы для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии.

Конвенция применяется к ядерному ущербу независимо от того, где он причинен. Из-под действия Конвенции исключается ущерб, причиненный на территории государства, не являющегося участником Конвенции; или в любых морских зонах, установленных государством, не являющимся участником Конвенции, в соответствии с международным морским правом. Конвенция не применяется к ядерным установкам, используемым в немирных целях.

12 стр., 5669 слов

Международные природоохранные организации

... охватить все международные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. Цель моей работы состояла в том, чтобы ... перед человеком новые серьезные задачи в области охраны природы. Стремление к обогащению, конкуренция, ... в результате различны аварий и катастроф наносится непоправимый ущерб природе… Таким образом мы видим, что современное человеческое общество, обладающее секретом ядерной ...

Оператор ядерной установки несет ответственность за ядерный ущерб, если доказано, что такой ущерб причинен ядерным инцидентом: 1) на его ядерной установке; или 2) связанным с ядерным материалом, поступившим с такой установки или произведенным в его ядерной установке, 3) связанным с ядерным материалом, направленным на его ядерную установку.

Отвечающее за установку государство может предусмотреть в законодательстве, что в соответствии с условиями, которые могут быть установлены в нем, перевозчик ядерного материала или лицо, имеющее дело с радиоактивными отходами, может по его просьбе и с согласия заинтересованного оператора быть назначено или признано в качестве оператора вместо этого оператора в отношении такого ядерного материала или радиоактивных отходов, соответственно. В этом случае такой перевозчик или такое лицо рассматривается как оператор ядерной установки, находящейся в пределах территории этого государства.

«Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/atomnoe-pravo-mejdunarodnoe/

1.ФЗ «Об использовании атомной энергии»от 21.11.1995г. №170-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4552.

2.Соглашение от 08.12.1991 «»О создании Содружества Независимых Государств»» вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года. «»Ведомости СНД и ВС РФ»», 19.12.1991, N 51, ст. 1798

3.Распоряжение Правительства РФ от 25.09.1993 N 1694-р

4.Декларация Московской сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности»» (Принята в г. Москве 05.09.2008)

5.О Директивах делегации Российской Федерации на 37-ю сессию Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), созываемую в г. Вене 27 сентября — 1 октября 1993 года> «»Собрание актов Президента и Правительства РФ»»,27.09.1993, N 39, ст. 3733

6.Док. МАГАТЭ INFCIRC/18/RevJ.

7.Атомные инициативы Президента Путина // Вестник Концерна Росэнергоатом. 2000. № 8.

8.Богданов О.В. Всеобщее и полное разоружение. М., 1964.

9.Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного права // Советский ежегодник международного права. 1971. М.

10.Ковалева Т. М. Юридическая квалификация стандартов Международной морской организации// актуальные вопросы международного морского права. М., 1990.

11.Малинин С. А. О правотворческой деятельности межгосударственных организации// Советский ежегодник международного права. 1971. М., 1971. С. 178-179.Малинин С. А., Ковалева Т. М. Соглашения международных межправительственных организаций: функциональный анализ применительно к международной морской организации// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1992. Вып. 4.

12.Маргиев В. И. Внутреннее право международных организаций. Владикавказ, 1995.

13.Международное право: Учебник/ Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – 2-е изд. – М.. Междунар.отношения, Юрайт-Издат, 2007.

3 стр., 1086 слов

Международные организации как субъект международных отношений

... самими государствами, международным организациям. Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования в данной курсовой работе выступают участники международные организации во всем их разнообразии, а предметом исследования международные организаций как субъекты международных отношений. Анализ ...

14.Международное публичное право. Сборник документов/ Сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков, М., 1996. Т. 1.

15.Московский журнал международного права. 2005. N 3.

16.Московский независимый институт международного права, 1997.

17.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005.

18.Новая доктрина национальной безопасности президента Буша и верховенство права (часть 2, окончание)(Наган В., Хаммер К.)(«»Право и политика»», 2006, N 6

19.О правовой сущности договоров, заключаемых международными организациями см., напр.: Международные организации. М., 1994; Международные организации системы ООН. Справочник. М., 1990г.; Морозов Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1974г.

20.Прусаков Ю.М. Безъядерные зоны. Ростов н/Д, 1982; Тузмухамедов Б.Р. Зоны мира. М., 1986; Давыдов В.Ф. Безъядерные зоны и международная безопасность. М., 1988.

21.Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996.

22.Тункин Г. И. ХХV съезд КПСС и основные проблемы советской науки международного права.// Советский ежегодник международного права. 1976. М.,1978.

23.Тункин Г. И.Теория международного права. М., 1971.

24.Янсити И., Константинов Л. Отчет о ходе осуществления программы разработки норм безопасности АЭС (ПРНБ) // Бюллетень МАГАТЭ, 1978. Т. 20. №5.