ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Проблема защиты интересов человека, общества и государства существовала во все времена. В условиях многообразия форм собственности: государственной, коллективной и частной, при формировании рыночных отношений и становлении новой государственности вопрос о безопасности должен решаться по-новому. Сегодня необходимо иметь устойчивую систему наиболее общих представлений о безопасности и методологию её анализа. Также назрела потребность в разделении знаний о безопасности, в определении таких направлений исследований, которые, не утрачивая своих возможностей, могли бы способствовать продвижению вперед. Старая модель понимания безопасности показала свою ограниченность и не состоятельность. Назрела потребность разработки новых подходов, моделей безопасности, строго отвечающих сегодняшним условиям и требованиям. Также проектирования новых международных и государственных структур, способствующих обеспечению безопасности. Создание обществом и государством необходимых условий и средств для жизнеобеспечения личности. Можно сказать, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может привести к разрушению формирующейся мировой системы, повлечь за собой нарастание региональных и этнических конфликтов, сломать демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне. Степень научной разработанности. Безопасность представляет собой систему, которая на протяжении развития общества и государства претерпела существенные изменения. Долгий период в мире доминировали религиозные и философско-этические взгляды на определение понятия безопасности. 4

4 В период Античности обеспечение безопасности индивидов обеспечивалось государством, путем управления общественной жизнью ради достижения справедливости и общего блага 1. Понятие «безопасность», как отсутствие опасности, благодаря философским концепциям Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы, Ф. Гегеля и других мыслителей XVII-XIX вв., стало широко использоваться научными и политическими элитами европейских государств 2. Большой вклад в понимание безопасности, как сложного социальнополитического и морального явления внесли русские философы XIX — XX вв. H.A. Бердяев, JI.H. Гумилев, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой и другие 3. Исследования, посвященные проблемам национальной безопасности представлены в работах таких авторов, как — Д.А. Афиногенова, O.A. Белькова, A.B. Возженникова, H.A. Косолапого, В.И. Майорова, А.И. Николаева, Г. Оливье, Г.В. Осипова, A.B. Петрова, В.М. Баранова, A.A. Прохожева, И.В. Радикова, В.А.Рубанова, Ю.А. Рыжкова, 1 Аристотель. Политика. Афинская полития / Е. И. Темнова. М.: Мысль с 2 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Избранные произведения. Т. 2.- М С- 165; Дж. Локк «Два трактата о правлении», сочинение в 3-х томах, Москва, 1988., с.31; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998.; 3 Ильин И.А. О грядущей России. / И.А Ильин. — М С ; Бердяев H.A. Из истории отечественной философской мысли /Н.А. Бердяев. — М С ; Гумилев Л. Н. Всем нам завещана Россия /Гумилев Л. Н.// Чтобы свеча не погасла: Сборник эссе, интервью, стихотворений, переводов. М.: Айрис-пресс/ С. 34.; Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М.: 1909г. // Allpravo.Ru

12 стр., 5886 слов

Принципы обеспечения международной безопасности

... выводы по содержанию работы. Курсовая работа состоит введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Понятие и принципы обеспечения международной безопасности 1.1 Понятие международной безопасности Понятие безопасности государства как системы мер по защите ...

5 A.C. Синайского, А.Г. Хабибуллина, Т.Я. Хабриевой, И.К. Харичкина, В.В. Чебана и других авторов 1. Весомое влияние на формирование и развитие современной теории национальной безопасности внесли работы зарубежных авторов: X.Л. Макиндер, А. Мохон 2. 1 Афиногенов Д.А. Военные вопросы безопасности России / Д.А. Афиногенов // Военная мысль.- М , -С ; 9. Бельков O.A. Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России /О.А. Бельков // Полис С ; Возженников A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения / А.В. Возженников. — М С ; Косолапое H.A. Национальная безопасность в меняющемся мире/ Н.А. Косолапое // Мировая экономика и международные отношения. М С ; Лузянин В.П. Методология исследования проблем безопасности и стабильности / В.П. Лузянин // Военная мысль.- М С ; Николаев А.И. Военные аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации / А.И. Николаев// Безопасность: Инф. сб С ; Оливье Г.К. Новая политика национальной безопасности и национальный интерес России / Г.К. Ольвье // Международная жизнь.м С ; Осипов Г.В. Место и роль глобальных проблем безопасности в концепции безопасности Российской Федерации / Г.В.

Осипов // Безопасность: Инф. сб. М., С ; Прохожее A.A. Национальная безопасность: проблемы теории /А.А. Прохожее. — М С ; Радиков И. В. Военно-политические проблемы безопасности Российского государства в переходный период: дис. канд. полит, наук. М С. 123; Рубанов В.А. Безопасность и будущее России/ В. А. Рубанов // Свободная мысль С ; 51. Рыжков Ю.А. Безопасность, которая нам не нужна/ Ю.А Рыжков // Новое время.- М С. 262.; Синайский А.С. Геополитика и национальная безопасность России / А.С. Синайский // Военная мысль.- М С ; Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России/ И.К. Харичкин. — М С ; Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Автореф. дис. докт. филос. наук.м., С.-111.; 2 Макиндер, X. Географическая ось истории / Х. Макиндер / / Элементы. Евразийское обозрение.- М ; Мохон. А. Влияние морской силы на историю /А. Мохон. — М С

3 стр., 1078 слов

Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

... экспертов. Цель данной работы исследование контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. Задачи: рассмотреть понятие «государственная тайна»; изучить контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны; проанализировать организацию защиты государственной тайны на предприятиях, в ...

6 Объектом курсовой работы является: государственная безопасность. Предметом данной работы выступают основные принципы и механизмы обеспечения государственной безопасности. Цель исследования: на основе анализа и фактора функционирования государственной безопасности в современном мире охарактеризовать государственную безопасность как общественно-политическое явление. Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи: — систематизировать основные подходы к определению безопасности личности, общества и государства. — уточнить понятие «национальный интерес», как основу обеспечения государственной безопасности. — выявить основные угрозы и риски государственной безопасности в современном мире. — охарактеризовать основные принципы и механизмы обеспечения государственной безопасности в современном мире. Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологической основы выступает сравнительный подход, включающий в себя как обще логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и теоретические методы (исторический и сравнительный анализ).

Теоретической базой исследования выступают работы как российских, так и зарубежных авторов, посвятивших свои исследования изучению государственной безопасности Р. Коэна, М. Михалка, Д. Балуева, С. Третьяковой. Научно-практическая значимость работы. Положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области государственной безопасности. Материалы и выводы данной работа могут быть использованы при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям по курсам «Введение в политическую теорию», «Политическая социология», «Мировая политика и международные отношения». 7

7 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. 1.1 Научно-теоретические подходы к исследованию безопасности личности, общества, государства. Безопасность — это гарантированная всеми мерами обеспеченность и защищенность особо значимых интересов общества, государства и личности от внешних и внутренних угроз. Можно сказать, что необходимость в обеспечении безопасности относится к компоненту основных мотивов деятельности людей. «Стремление к безопасности послужило объединению людей в сообщества, формированию силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны), сформировало много международных организаций и в конечном счете привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли.» Как отмечает Д.Г. Балуев, «одним из новых подходов, который вызывает всё больший интерес, как на Западе, так и в России, является обеспечение личностной безопасности. Однако механизмы обеспечения этой безопасности все еще не отработаны. Даже в официальных российских документах внешнеполитического планирования и планирования политики в области безопасности, хотя и присутствует упоминание безопасности личности (в значении личностной безопасности), отсутствует проработка механизмов её обеспечения» 1. По словам А.Г. Арбатова, «идея личностной безопасности в новых условиях привлекает растущее внимание как альтернативный подход к разрешению новых проблем. Эта идея не является новым изобретением. Её истоки могут быть прослежены от сотрудничества Канады и Норвегии в 1 Балуев, Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личной безопасности: монография / под ред. О.А. Колобова; /Д.Г. Балуев. — НижГУ. — Н.Новгород: Изд-во Нижегор. Ун-та, с. 8

3 стр., 1074 слов

Правовое регулирование обеспечения безопасности осужденных в ...

... приобретает обеспечение правовой защищенности и безопасности участников уголовного процесса. Целью настоящей курсовой работы является анализ правовых основ безопасности осужденных в исправительных учреждениях. Для ... v-ispravitelnyih-uchrejdeniyah/ 10. Галузин А.Ф. Пенитенциарная безопасность личности, общества, государства (основы концепции): Монография. Самара: Самарский юридический институт ...

8 области миротворческих операций ООН в 1960-е годы (так называемая «ось Осло-Оттава»)» 1. Концепция позволяет совместить процессы глобализации и проблемы, которые с ней связанны. Согласно определению ООН, безопасность личности включает в себя «защищенность от хронических угроз, таких, как голод, болезни, репрессии, а также защиту от неожиданного и пагубного нарушения образа повседневной жизни» 2. «Истоки концепции личностной безопасности можно найти в теориях международного развития. Согласно этим идеям развитое ядро социоэкономических элитных групп и маргинализированные группы, находящиеся на мировой периферии, взаимодействуют таким образом, что последние обрекаются на постоянную экономическую и социальную эксплуатацию» 3. «Структурное насилие» закреплено в международной системе и опровергает понятие комплексной взаимозависимости. «Процесс принятия решений регулируется достаточно жесткими режимами. Поэтому считается, что необходимо уделять» больше внимания не безопасности государств, которые поддерживаются военным путем или проведением политики сдерживания, а гражданскими правами и большему равенству в распределении ресурсов, охране окружающей среды и здравоохранению. В последних исследованиях концепция личной безопасности включает в себя также экономические и природоохранные компоненты. Приверженцы концепции личностной безопасности заявляли о необходимости пересмотра традиционных взглядов на безопасность. «Вопервых, указывалось, что подход национальной безопасности уделяет недостаточное внимание культурным различиям и в силу этого не может 1 Арбатов, А.Г. Уравнение безопасности / А.Г. Арбатов. — М.: Изд-во РОДП «яблоко», с. 2 Балуев, Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личной безопасности: монография / под ред. О.А. Колобова; /Д.Г. Балуев. — НижГУ. — Н.Новгород: Изд-во Нижегор. Ун-та, с. 3 Там же, 115с. 9

9 объяснить решение некоторых государств о начале войны. Во-вторых, возросшее число чрезвычайных ситуаций в гуманитарной сфере, которые не могут быть ликвидированы с соблюдением традиционного принципа невмешательства во внутренние дела. На глобальном уровне наиболее серьезное последствие комплексных гуманитарных чрезвычайных ситуаций — создаваемая ими региональная нестабильность. Она вызывается большим количеством беженцев, ростом региональной торговли вооружениями, транспортировкой наркотических веществ, развитием антисоциальных сетей как средства извлечения дополнительного дохода. В-третьих, традиционные подходы к безопасности не только не смогли предсказать окончание холодной войны, но и показывают неспособность выполнения прогностической функции во многих ситуациях после её окончания. Причина этого, по мнению сторонников нового подхода, заключается в том, что помещение государства в центр парадигмы безопасности уже не отвечает реальной роли государств в мировой системе» 1. Интересный подход к определению безопасности личности предложил Р. Пэрис. Он утверждает тот факт, «что личностная безопасность пока еще не дает четких рамок для анализа или принятия политических решений, но уже вносит вклад в изучение и становление нового типа международной безопасности. Поэтому ее можно использовать в качестве ярлыка для широкой категории исследований в области безопасности, которые связаны с невоенными угрозами безопасности обществ, групп, индивидов в противовес более традиционным подходам, которые уделяют основное внимание защите государств от внешних угроз» 2. 1 Алимов, А.А. Государство как объект безопасности : некоторые вопросы теории и юридической практики / А.А. Алимов. //Закон и право. — М N9. С Борисов, Д.А. Безопасность человека в современной теории и практике международных отношений// Вестник томского государственного университета С

4 стр., 1700 слов

Информационная безопасность

... этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества. Под информационной безопасностью в дальнейшем понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами – факторы или ...

10 Важный интерес в изучении безопасности личности рассматривается в работах А.О. Колобова. «В работе Безопасность личности, общества, государства — он определяет этот вид безопасности как свободу от угроз жизни отдельного индивида и ее качеству, при одновременном создании условий для ее свободного развития и реализации ее прав и возможностей участвовать в общественной жизни (как на национальном, так и глобальном уровне).

Концепция личностной безопасности в таком значении позволяет преодолеть противоречие между человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством» 1. Личная безопасность предусматривает гарантированную защищенность всех интересов, дающих возможность человеку полностью пользоваться своими физическими и интеллектуальными потенциалами, для обеспечения своих желаний, в интересах общества и государства. Обеспечивая безопасность личности государство должно: гарантировать свободы и права граждан, обозначенные Конституцией, путем введения в действие необходимого законодательства, повышения эффективности государственных органов обеспечения национальной безопасности; юридических средствах защиты ими своих прав, увеличить роль и ответственность дипломатических дел государства за границей в защите прав граждан; найти и охарактеризовать основные причины политических репрессий, реабилитировать жертв репрессий и создать политические и юридические гарантии для предотвращения повторения подобных трагедий; помогать деятельности неправительственных организаций, направленной на защиту прав и свобод человека. По определению Д.В. Ирошникова, «безопасность общества это способность населения защищать и отстаивать свои права, свободы и другие 1 Колобов О.А. Безопасность личности, общества, государства URL: obchestva_g o s u d arstva/tom_1.pdf 11

11 ценности, помогая государству в решении этих проблем, контролируя и поправляя его» 1. Целью безопасности общества является участие в формировании концепции (доктрины) безопасности страны, контроль за государственными органами, институтами и силами безопасности. Критерием безопасности общества является наличие общественной системы безопасности и ее влияние на деятельность международных организаций, внутренних политических и общественных институтов. Одним из условий, приводящих к появлению опасностей и угроз обществу, социальным группам, являются социальные конфликты. «Социальный конфликт это критическая ситуация, когда стороны взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат друг другу или взаимно исключают друг друга» 2. «Неразрешенный конфликт может привести к серьезным опасностям. Кроме непосредственно противоборствующих сторон участниками конфликта могут быть и другие стороны. Социальные конфликты в той или иной форме, в конечном счете, приводят к дезорганизации обстановки, к тем или иным убыткам, ущербу. Всякий конфликт, так или иначе, связан с какими-то внешними и внутренними обстоятельствами, которые можно назвать конфликтной ситуацией. Частое возникновение социальных конфликтов вызывает социальную напряженность. Социальная напряженность это особое состояние общественного сознания, определяемое не столько 1 Ирошников, Д.В. Понятие правовой политики в сфере государственной безопасности / Д.В. Ирошников. //Право и государство : теория и практика. М N4. — С Ярочкин, В.И. Секьюритология: наука о безопасности и жизнедеятельности/ В.И. Ярочкин. — М.: Ось с 12

3 стр., 1464 слов

Понятие права. Роль права в жизни государства и общества

... бюрократии. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства. Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно ...

12 эмоциональным состоянием противоречий объективного и субъективного характера» 1. Безопасность общества есть состояние единства человека, общества и государства. «Это состояние характеризуется рядом признаков:

  • возможностями свободного развития ассоциативной жизни, сферы массовых движений, партий, группировок по убеждениям и любым другим признаком;
  • развитием функции коллективности;
  • осуществлением бесконфликтного взаимодействия большинства и меньшинства;
  • достижением и поддержанием гражданского мира и общественного согласия;
  • способностями ограничивать и преодолевать политическое отчуждение;
  • устойчивым развитием и сохранением материальных и культурных ценностей, культуры, прогрессивных традиций; невмешательством в сферу личной жизни человека» 2.

Таким образом, безопасность общества — это состояние общественных отношений, которое обеспечивает нормальное развитие человека и общества во всех условиях его функционирования. Безопасность общества, прежде всего, предполагает:

  • «создание условий для возможности осуществления контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государства;» — наличие в стране системы обеспечения национальной безопасности;

— наличие в стране развитых общественных институтов, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех 1 Ярочкин В.И. Теория безопасности / В.И. Ярочкин. — М.: Академ. Проект : Мир, с. 2 Арбатов, А.Г. Уравнение безопасности / А.Г. Арбатов. — М.: Изд-во РОДП «яблоко», с. 13

13 групп населения и противодействовать действиям, ведущим к расколу общества. Следует заметить, что существуют различные подходы к определению понятия «национальная безопасность». «С одной стороны, национальная безопасность — понятие конкретно-историческое, следовательно, оно подвергается трансформации в зависимости от складывающихся общественно-политических, экономических и иных условий. С другой — на содержание данного понятия воздействуют национально — государственные интересы страны, общая национальная идея» 1. По мнению Д.Г. Балуева национальная безопасность «предполагает защиту основных интересов конкретного государства. Поскольку основным интересом является выживание государства, в качестве главного инструмента используется военная сила, или угроза её использования» 2. А.И. Васильев отмечает, что «национальная безопасность может быть определена как состояние, при котором надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, духовные, военные и другие интересы страны (нации), до минимального уровня снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций и обеспечиваются возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства» 3. А.П. Герасимов под национальной безопасностью понимает «синтез государственной и общественной безопасности, где государственная 1 Путилин Б. Г. Национальная и международная безопасность Сайт www. XServer.ru. ru/ user/nazmb/ 2 Балуев, Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личной безопасности: монография / под ред. О.А. Колобова; /Д.Г. Балуев. — НижГУ. — Н.Новгород: Изд-во Нижегор. Ун-та, с. 3 Васильев А.И Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно- правовой анализ): дис.докт. юрид. Наук. СПб с. 14

12 стр., 5983 слов

Органы обеспечения порядка и общественной безопасности

... на общественный порядок и общественную безопасность. С понятием общественного порядка близко связано понятие «общественная безопасность». Понятие безопасности сформулировано в ст. 1 закона РФ «О безопасности», безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних ...

14 безопасность выступает средством, а общественная безопасность целью определения и защиты жизненно важных интересов граждан» 1. Обеспечение национальной безопасности зависит от многих факторов, выявление и учет которых имеет большое значение. Можно сказать, что основная задача системы национальной безопасности — защита национальных интересов от различного рода угроз. «Угроза — это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака: — она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность — она понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим — это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба» 2. Угроза национальной безопасности — это прямая или не прямая возможность нанесения вреда конституционным правам, свободам, жизни граждан, территориальной целостности и суверенитету, стабильному развитию и безопасности государства. Таким образом, «национальная безопасность — это показатель состояния нации, означающий, что совокупное действие внутренних и внешних негативных факторов не может значительно снизить качество ее жизни и не создает угрозу ее существованию». Жизнь и сфера деятельности народа, государства осуществляется в разных сферах, и в каждой из этих сфер возможен процесс воздействия 1 Герасимов А.П. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности//общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., с. 2 Ярочкин, В.И. Теория безопасности. М.: Академ. Проект : Мир, с. 15

15 неблагоприятных факторов, угроз и опасностей, нарушающих моральную жизнь личности, общества и государства. Наиболее распространенным в научной среде является мнение о том, что безопасность государства подразумевает, в первую очередь, его защищенность от военных угроз. Некоторая часть исследователей определяют безопасность государства из общего нормативного определения безопасности, данного в утратившем силу Законе «О безопасности» от 5 марта 1992 г. В нем указывалось, что «безопасность государства это состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз» 1. Данная трактовка также имеет свои недостатки. Некоторые исследователи трактуют безопасность государства как защищенность аппарата государственной власти, или как защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Д.В. Ирошников указывает, что «безопасность государства определяется как состояние нормальной, бесперебойной и эффективной деятельности аппарата управления страной, представляющего собой единый институт власти и включающего законодательный, исполнительный и судебный компоненты, опирающиеся на соответствующие административные и силовые структуры» 2. Необходимость и актуальность международно-правового подхода к исследованию безопасности государства на нынешнем этапе подчеркивается многими учеными. Например, С.В. Кортунов указывает, что «в условиях глобализации и распада старого миропорядка в результате распада СССР и 1 Алимов, А.А. Государство как объект безопасности : некоторые вопросы теории и юридической практики / А.А. Алимов. //Закон и право. — М N9. С Ирошников Д.В принципы правовой политики России в сфере государственной безопасности / Д.В. Ирошников. //Право и государство: теория и практика. М N7. С

2 стр., 816 слов

Преступления против государственной власти, интересов государственной ...

... Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" УК РФ. ...

16 биполярного мира международное измерение национальной безопасности, которое раньше никем не оспаривалось, многократно возросло» 1. Безопасность государства обеспечивается его способностью предотвращать, нейтрализовать, ослаблять, снижать, уничтожать опасности и угрозы для политической системы в целом, для системы органов и учреждений, для территориальной неприкосновенности и целостности стороны, ее населения. Безопасность государства означает не только безопасность частей государственной системы, но и эффективное регулирование всех процессов происходящих в обществе. Большую роль в решении задач государственной безопасности выполняют органы государственной безопасности. В компетенцию органов безопасности входят функции информационно-разведывательного направления, обеспечение безопасности высших государственных органов, защита территории государства и его границ. В государствах, с демократическим режимом органы государственной безопасности борются с такими угрозами как терроризм, шпионаж, государственная измена, покушения на жизнь и здоровье государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В государствах, с тоталитарным и авторитарным политическим режимом правления, деятельность органов безопасности нацелена против уголовных преступлений, часто принимающих политический характер, также против общественной активности политических оппонентов. По мнению А.Е. Михайлова, государственная безопасность «есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, изходящих от 1 Алимов, А.А. Государство как объект безопасности : некоторые вопросы теории и юридической практики / А.А. Алимов. //Закон и право. — М N9. С

17 иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ и отдельных лиц» 1. С.С. Кархунов указывает, что государственная безопасность может быть определена «как функция государства по выявлению и разрешению конфликтов с целью предотвращения негативного влияния их последствий на охраняемые государством ценности» 2. 1 Михайлов А.Е. О понятии «государственная безопасность» и её принципах / А.Е. Михайлов // Актуальные проблемы государственной безопасности РФ: сборник трудов науч. Конференции / Ростовский гос. Университет путей сообщения. Ростов-н/Д,- М С Карнаухов С.С Формирование юридической теории безопасности в контексте новых вызовов и угроз/ С.С. Карнаухов //вестник академии экономической безопасности МВД России. — М С.63 18

5 стр., 2357 слов

Обеспечение экологической безопасности при рациональном использовании ...

... безопасность в рамках государства рассматривается как составляющая национальной безопасности (А.Б. Качинский, В.О. Косовцев и другие) [9 ]. 4. Общие положения Под экологической безопасностью следует понимать обобщающую систему оценки экологического состояния объектов окружающей среды и ...

18 1.2 Национальный интерес как основа обеспечения государственной безопасности в современном мире. При рассмотрении вопросов, связанных с проблемами исследования государственной безопасности или деятельности по ее практическому обеспечению часто использую понятие «национальные интересы». Также многие определения национальной безопасности даются через использования этого понятия. Можно сказать, что понятие «национальные интересы» является важным в разработке отдельных и общих проблем безопасности, так и в ее обеспечении. Приоритеты современного развития государства в большей степени зависят от того, насколько четко сформулированы его национальные интересы, а также от точного понимания путей и средств осуществления этих интересов. Центральным в вопросе государственной безопасности являются его национальные интересы, понятые обществом и сформулированные в виде четких задач, которые должно отстаивать государство как внутри, таи за пределами своего государства. «В стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 13 мая 2009 г определяется понятие национальных интересов. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и 19

19 внешней политики государства» 1. Так же в стратегии говорится о том, что «Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями» 2. «Национальная стратегия США подразделяет национальные интересы США на три категории: жизненно важные, национальные интересы, гуманитарные» 3. Под особо важными интересами Соединенные Штаты «понимают вопросы чрезвычайной важности, выживания, безопасности и жизнеспособности нации» 4. Если рассматривать историю России, то можно сказать, что одним из первых, кто начал рассматривать интересы российского народа был М.В. Ломоносов. «В письме о размножении и сохранении российского народа, направленном И.И. Шувалову (1761 г.), содержатся соображения для разработки комплексной системы национальных интересов русского народа. Вот как М.В. Ломоносов определяет приоритетные национальные интересы:…все оные по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующие главы: 1. О размножении и сохранении российского народа. 2. Об истреблении праздности. 3. Об исправлении нравов и о большем народа просвещении. 4. Об исправлении земледелия. 5. Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 1 Указ Президента РФ от N 537 «о стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2020 года». Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. 2 См. там же. 3 Хаботин С. Стратегия национальной безопасности США в 21 веке // Компас. ИТАР- ТАСС С Там же с.32 20

20 6. О лучших пользах купечества. 7. О лучшей государственной экономии. 8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира» 1. Я.А. Пляйс классифицирует национальные приоритеты, и выделяет следующие интересы во внутренней политике: «приумножение народа, сохранение целостности государства, глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма, решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ, возрождение промышленного и научно-технического потенциала, развитие науки, образования, культуры; осуществление политики открытости внешнему миру; обеспечение территориальной и иной безопасности» 2. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г «О безопасности» (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.) дает определение жизненно важных интересов. Они определяются как: «Совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития человека, общества и государства» 3. Основным вопросом при анализе проблем безопасности выступает разграничение таких понятий как национальная безопасность и национальные интересы. По мнению С.А Третьяковой «Национальные интересы представляют собой некий результат осознания ценностей существования той или иной нации. Без национальных интересов нация не существует, она превращается 1 Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России: Сборник статей / Под ред. Е.С. Троицкого. — М С Пляйс Я.А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России/ Я.А Пляйс // Обозреватель. М С Закон РФ от 5 марта 1992 г (ред. от 7 марта 2005 г.) «О безопасности» // Ведомости РФ Ст

21 в население, проживающее на определенной территории. Наличие национальных интересов свидетельствует о том, что нация идентифицирует себя таковой, она выделяет себя среди других народностей либо этносов, а главное — она провозглашает намерение дальнейшего существования и развития собственным путем на основании собственных исторических традиций и способа жизни. В свою очередь, национальная безопасность является ничем иным как видом социальной деятельности, основным предназначением которой является создание благоприятных условий для реализации этих интересов. Поэтому-то безопасность, как таковая, с другой стороны также может рассматриваться в качестве национального интереса» 1. Саидов А.Х и Кашинская Л.Ф. дают определения понятиям государственных интересов и интересов национальной безопасности. «Государственные интересы и интересы национальной безопасности это взаимосвязанные понятия. Аналитическое использование понятия национальные интересы подчеркивает роль государства как воплощения национальных интересов. Однако пока не существует единой методики, позволяющей определить интересы нации. Некоторые исследователи утверждают, что они объективно определяются положением государства в международной системе и могут быть выведены на основе изучения его истории, успехов и неудач в политике.

Другие полагают, что национальные интересы субъективно интерпретируются правительством» 2. Российские национальные интересы это главные интересы российского общества и государства, обеспечение которых способно 1 Третьякова, С.А. Политика безопасности в условиях глобализации : опыт России и Европейского Союза : автореф. Дис. канд. Полит. Наук : Политические институты, процессы и технологии/ С.А. Третьякова ; [науч. Рук. В. А. Смышляев]; [Рос. Гос. Соц. Ун-т]. — М., с. 2 Саидов А.Х., Кашинсая Л.Ф Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) российского права. М с Л.Ф. /Журнал

22 обеспечить их эффективное развитие. Именно поэтому национальные интересы выступают одними из главных задачам внутренней и внешней политики. Национальные интересы России можно определить в несколько групп: безопасность России как государства, демографическая безопасность, культурно-исторические традиции России, интересы социального и экономического развития России, политические ценности. У каждого государства имеются свои интересы. Главный приоритет всех государств найти способы сочетания своих интересов с интересами других государств, и при этом обеспечивать свои. Осипов Г.В говорил о том, что «национальные интересы России должны быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономикой, так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан» 1. Понятия «государственная безопасность» и «национальная безопасность» имеют различные значения. Можно сказать, что главной чертой национальной безопасности выступает физическое развитие общества, обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, сохранение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженных сил со стороны другого государства. Если рассматривать государственную безопасность, можно сказать, что это не только предотвращение угрозы военного нападения, захвата территории, сведение к минимуму уничтожения населения. Можно сказать, что понятие безопасности предполагает обеспечение гражданам основных 1 Осипов Г.В. Место и роль глобальных проблем безопасности в концепции безопасности Российской Федерации / Г.В. Осипов // Безопасность: Инф. сб. М., С

23 условий для нормальной жизни, беспрепятственного развития и самовыражения. Таким образом, можно сказать, что правильное понимание сущности национальных интересов страны и умение оценивать их различные проявления в сфере ее внутренних и внешних политических, экономических, военных и других отношений, является важнейшим условием успешной разработки концепции национальной безопасности. Также не менее важно и другое положение: «защита национальных интересов является и условием, и средством обеспечения национальной безопасности страны (общества) — сохранения ее целостности, устойчивости и способности к эффективному функционированию и развитию». 24

24 ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ И СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Основные угрозы и риски государственной безопасности в современном мире. Жизнь и деятельность народа, государства осуществляется в разных сферах, и в каждой из них есть риск действия негативных факторов опасностей и угроз, мешающих нормальной жизни человека, общества, государства. Своевременное выявление угроз и реагирование на них со стороны органов обеспечения государственной безопасности имеют особую важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. «Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов» 1. Можно сказать, что угроза есть возможная опасность. Волков Я.В. «определяет угрозу как совокупность условий и факторов, создающих наиболее конкретную и непосредственную форму опасности» 2. Угрозу безопасности государства можно сформулировать, как совокупность условий и факторов, создающих опасность объектами государственной безопасности. Ирошников Д.В., утверждает, что «Угрозы безопасности имеют объективный характер и возникают в результате столкновения интересов 1 Ярочкин В.И. Теория безопасности / В.И. Ярочкин. — М.: Академ. Проект : Мир, с. 2 Волкова Н.К., Кузнецова Н.В. Русская геополитика (мифы и реальность).

/ Н.К. Волков. — Безопасность М.: С

25 индивидов, слоев общества, классов, государств при их взаимодействии в процессе общественного развития» 1. «Когда опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же угроза исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, это внутренняя угроза». 2 По степени формированности угрозы делятся на потенциальные и реальные. «Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможности нанесения вреда. Реальная угроза — это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий» 3. «Такое разделение угроз помогает прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы. При появлении же реальной угрозы перед системой обеспечения национальной безопасности возникает задача создания таких условий, которые позволили бы снизить остроту угрозы и перевести ее в потенциальную.» Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям. «В зависимости от места зарождения они делятся на внешние и внутренние. По масштабу угрозы подразделяются на глобальные, региональные, локальные; по способу осуществления на реальные и потенциальные» 4. 1 Ирошников, Д.В. Понятие правовой политики в сфере государственной безопасности / Д.В. Ирошников. //Право и государство : теория и практика. М N4. — С См. там же с Ирошников, Д.В. Понятие правовой политики в сфере государственной безопасности / Д.В. Ирошников. //Право и государство : теория и практика. М N4. — С Зеленков. М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21 веке/ Моск. Гос. Ун-т путей сообщ. МИИТ. Юрид. Ин-т. М., С

26 «Разделение угроз на реальные и потенциальные позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы» 1. Матрусов Н.Д. указывает, что в зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, «угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные. Выделение таких видов угроз позволяет целенаправленно выявлять наиболее острые, первостепенные угрозы, своевременное предотвращение которых позволит повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности и отдельных ее видов» 2. Также Д.В. Ирошников говорит о том, что «Под неосознанной угрозой подразумевается угроза, реально существующая, формирующаяся, но субъекты безопасности не знают об этом и не ожидают надвигающейся катастрофы» 3. «Под завышенной и заниженной угрозой понимается объективно существующая угроза соответственно с завышенным или заниженным, вплоть до полного игнорирования, уровнем реальной опасности» 4. С.М. Мандрыка указывает, что «Угроза может быть мнимой. Под мнимой угрозой понимается ложная, надуманная, искусственно сформированная угроза при отсутствии достаточного реального основания 1 Прохожее A.A. Национальная безопасность: проблемы теории /А.А. Прохожее. — М С Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы /Н.Д Матрусов // Безопасность: Информационный сборник. М С Ирошников, Д.В принципы правовой политики России в сфере государственной безопасности / Ирошников Денис Владимирович. //Право и государство: теория и практика N7. С См. там же 27

27 для этого» 1. Если рассматривать государственную безопасность нашей страны, можно сказать, что в истории нашей страны осуществлялись меры использования мнимых угроз безопасности государству, с целью проведения больших политических репрессий. По этому поводу В. Кудрявцев и А. Трусов в книге Политическая юстиция в СССР пишут: «Аппарат политической юстиции, существовавший в СССР, работал отнюдь не только против лиц, совершавших действительные преступления, но и против других, как реальных, так и воображаемых «врагов» 2. «Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

  • стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
  • опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния государства в мире;
  • укреплением военно-политических блоков и союзов;
  • возможностью появления в непосредственной близости от границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
  • распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

— возникновением и эскалацией конфликтов вблизи Государственной границы и внешних границ государств» 3. В современном мире существует большое количество источников потенциальной и реальной военной опасности для государства. «Главным из них является борьба мировых центров силы за право доступа к ее сырьевым и 1 Мандрыка С.М. Государственная безопасность России в условиях современной стратегической нестабильности: автореф. Дис..канд.филос.наук М с.18 2 Кудрявцев В. Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М С Ярочкин В.И. Секьюритология: наука о безопасности и жизнедеятельности/ В.И. Ярочкин. — М.: Ось с. 28

28 другим ресурсам, снижение мирового статуса и веса государства в решении международных проблем, вытеснение его из зон традиционных интересов, стремление другого государства любыми средствами, прежде всего с применением военной силы, добиться мирового господства и возглавить однополюсный мир». Источники военной опасности могут проявляться также в территориальных претензиях к государству со стороны некоторых государств, возникновении и эскалации очагов напряженности и вооруженных конфликтов вокруг ее границ, и прежде всего в ближнем зарубежье. Эти и другие источники военной опасности при определенных условиях могут создавать очаги опасности или вызывать угрозы безопасности для государства. «Угрозы государственной безопасности это угрозы социального характера, исходящие от отдельного человека или социальной группы (незаконного вооруженного формирования) и точно обозначенные в Законе.» УК РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности, Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. О государственной охране и другие акты к непосредственным угрозам государственной безопасности Российской Федерации относят: шпионаж, государственную измену, террористическую Деятельность, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, коррупцию в государственном аппарате, контрабанду, разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну, и т.д» 1. 1 Ирошников, Д.В.Безопасность: понятие и содержание / Д.ВИрошников. //Государство и право. Юридические науки, Гражданское право, Международное право N4. С

29 2.2 Современные принципы и механизмы обеспечения государственной безопасности. Система обеспечения безопасности государства создается и развивается в соответствии с Конституцией и другими нормативными правовыми актами государства. «Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы, силы (субъекты) и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение национальной безопасности. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами. В каждом государстве, как правило, создается специальный орган, координирующий эту деятельность (например, Совет Безопасности Российской Федерации, созданный весной 1992 г.)» 1. По определению В.М. Редкоуса, «силы обеспечения государственной безопасности представляют собой органы государственной безопасности, которые можно определить как государственные органы, осуществляющие функции по обеспечению государственной безопасности. Отличительной чертой данных органов от других государственных органов являются их функции. Функция органа исполнительной власти — это важнейшая составная часть его правового положения, производная от предназначения органа, целей и задач его деятельности, соответствующая им и характеризующая направленность практической деятельности органа исполнительной власти в определенной сфере, показывающая пределы распространения компетенции органа исполнительной власти и характер предоставленных ему полномочий» 2. 1 Старостенко, К.В. обеспечение безопасности государства в условиях поли субъективного управления / К.В. Старостенко //Федерализм N1. — С Редкоус В.М. Государственная охрана: понятие и направления совершенствования законодательного обеспечения /В.М. Редкоус// Правовая политика в сфере публичного 30

30 Зарубежный и отечественный опыт показывает, что:

  • «обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее оптимальных методов, способов и путей совершенствования и развития системы безопасности, непрерывном контроле, выявлении слабых мест и потенциальных опасностей и угроз;
  • безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании арсенала имеющихся сил и средств. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые силы, средства и методы обеспечения объединяются в единый, целостный механизм систему обеспечения безопасности;

— никакая система безопасности не может обеспечить требуемого уровня защищенности без надлежащей подготовки и обеспеченности необходимыми силами и средствами, без участия соответствующих органов управления и необходимых правовых, организационных и технических мер» 1. Главными функциями системы безопасности выступают:

  • «выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
  • управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях при чрезвычайных ситуациях; права: проблемы и пути решения: монография / под ред.

М.П. Петрова, Р.В. Пузикова ; Рос.акад. науктамбов. М С Ярочкин В.И. Секьюритология: наука о безопасности и жизнедеятельности/ В.И. Ярочкин. — М.: Ось с. 31

31 — осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации» 1. Наиболее массовой международной организацией в современном мире является Организация Объединенных Наций(ООН), членами которой стали практически все суверенные государства. Главная задача этой организации избавление грядущих поколений от бедствий войны, что зафиксировано в её Уставе. Важным направлением деятельности ООН являются также борьба с колониализмом, с грубыми и массовыми нарушениями прав человека, деятельность в области международных отношений и т.д. Весьма заметную роль в мире играет Организация Североатлантического договора (НАТО) военно-политический союз, а также Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) организация экономического характера, использующая возможности территориального разделения труда в интересах развития стран-участниц. «Можно выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, обеспечивающих в пределах своей компетенции безопасность человека, общества и государства» 2. «Во-первых, органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления. Во-вторых, органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и её реализацию. В-третьих, судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности. 1 Р. Коэн, М. Михалка «Безопасность на базе сотрудничества» новые перспективы международного порядка» Публикация 3 Центра им. Маршалла с. 2 Федоров, В.В. Государство как объект глобальной и региональной безопасности / В.В. Федоров. //Власть N12. — С