Государство и право в Германии в новое и новейшее время

Курсовая работа
Содержание скрыть

К началу XIX в. Германия все еще оставалась — хотя номинально — «Священной римской империи германской нации», имевшей в своем составе более 300 государств. Большинство их было малочисленным по населению. Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и

Все эти государства были в номинальном подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство находилось в ленной зависимости от князей или от императора; городское население состояло из так называемых патрицианских семей, заправлявших в городских представительных учреждениях; городских бюргеров; подмастерьев и учеников, зависимых от цеховой системы.

Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с Англией и Францией Германия находилась на крайней ступени экономической и социальной отсталости. Для преодоления этого состояния необходимо было объединение страны.

1. Образование единой германской империи

Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т.н. «Рейнский союз», находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс Франции.

После поражения Наполеона Венский конгресс, созванный в 1815 г., постановил учредить новый Германский союз. В его состав вошли 34 государства-королевства, княжества, герцогства — 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любен).

Союзный сейм

Новый этап в борьбе за объединение Германии связан с усилением Пруссии, которая претендует на роль объединительной силы — вместо Австрии. Выдвижении Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивающаяся с каждым годом. Внутренние таможенные преграды были уничтожены в Пруссии в 1818 году. Ей удалось заключить договоры о единстве таможенной политике с Баварией, Саксонией и некоторыми другими государствами и образовать «Таможенный союз». Таможенным трактатом 1833 года была установлена беспрепятственная транспортировка товаров между членами таможенного союза, единство их таможенной политики по отношению к другим государствам и создан единый руководящий орган — Совет уполномоченных. В таможенный союз вошли 18 государств из 38.

Революция 1848 года

Идея объединения Германии нашли широкое распространение среди либеральной буржуазии. В стране стали возникать многочисленные политические организации, ставившие своей основной задачей борьбу за это объединение («Молодая Германия», «Союз гонимых», образованный ремесленниками, эмигрантами в Париже, «Союз справедливых» Вильгельма Вейтлинга и другие»).

8 стр., 3763 слов

Объединение германии конституция 1871 г

... его аппарата. Таким образом, Конституция 1871 г. сохранила в Германии, много черт прусского полицейского государства и закрепила за юнкерской Пруссией господствующее положение в империи. Но у нее были ... война между Австрией и Пруссией, в Центральной Европе, под именем Северо-Германского союза, возникло по сути дела новое государство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германских ...

Толчком для революционного выступления в Германии стала французская революция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженное восстание. Рост революционного движения заставило прусского короля Фридриха-Вильгельма IV искать выход в созыве представительного органа. В начале 1847 года им был создан Соединенный ландтаг, который потребовал от короля введение конституции. Отказ Фридриха-Вильгельма — исполнить это требование и роспуск ландтага еще больше накалил политическую обстановку в Пруссии.

Предпарламент

конституционной монархии

Однако франкфуртская конституция так и осталась проектом. Австрийский и прусский короли отказались от имперской короны. Подавив революцию в Пруссии, Фридрих-Вильгельм направил свои войска во Франкфурт. Национальное собрание было разогнано. Революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии.

Прусская конституция 1850 г., Конституция 1850 г.

  • В руках короля сохранилась не только исполнительная, но и законодательная власть. Он обладал правом абсолютного вето и роспуска парламента.
  • Парламент имел декоративное значение. Первая палата состояла из членов, назначавшихся королем пожизненно или наследственно; вторая палата избиралась на основе трехкуриальной избирательной системы. Все избиратели делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а последнюю третью курию все прочие граждане. Выборы были двухстепенными: избиратели выбирали выборщиков, а те уже — депутатов парламента. Такая система давала явное преимущество богатым пруссакам.

Объединение Германии через прусскую монархию

В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединения страны. Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало ля усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено только путем насилия «железом и кровью».

По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность. Не обращая внимания на оппозицию со стороны либеральной буржуазии, которая выступала против увеличения военного бюджета, Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и Францией.

Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г. означала вытеснение Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединены северо-германские государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Свое господство над этими государствами Пруссия обеспечила в форме «Северогерманского союза», оформленного договором от 21.08.1866 г., а затем конституцией этого союза от 16.04.1867 г.

13 стр., 6396 слов

История государства и права Германии в новейшее время

... новую Конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против — 75. Конституция 1919 г. превратила Германию в ... Германия. Пруссия имела в рейхсрате ... в округах. «Рабочие и служащие, — говорилось в Конституции, — призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в ...

Разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др. Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство — Германская империя.

Конституция 1871 г.

государства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась

Главой империи, Парламент

Конституция предоставила Бундесрату законодательную и значительную исполнительную власть. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7).

Роль Пруссии в Бундесрате была очень велика. Председателем палаты был канцлер империи, т.е. прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов, тогда как Пруссия была представлена в верхней палате сначала 17-ю депутатами, а затем их стало 22. От Пруссии же зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов.

рейхстагом

Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата.

Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано — вплоть до Веймарской конституции 1919.

Имперское правительство

Реакционная и абсолютистская по своему содержанию, конституция 1881 г. была полна юридических противоречий. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.

Вывод : Объединение Германии насильственным путем «железом и кровью» привело к образованию реакционного, монархического государства — Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой.

2. Германское государство между 1-ой и 2-ой мировыми войнами

Поражение Германии в 1-ой мировой войне привело к обострению внутренних противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция началась восстанием военных моряков в г. Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к ней. Под влиянием октябрьской революции 1917 г. в России повсеместно возникали советы рабочих и солдатских депутатов, которые брали власть в свои руки. 9 ноября революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию.

В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее «спасение отечества». В основе программ социал-демократов была идея постепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии (Э. Бернштейн, Н. Каутский и д.р.) предсказывали успешный, мирный путь развития страны через разного рода реформы, возможные при неуклонном росте производства, а значит, и жизненного уровня трудящихся. Они считали возможным мирное врастание рабочего класса в общество всеобщего благоденствия, без классовой борьбы и социальной революции.

4 стр., 1687 слов

Конституция Германской империи 1871 г

... Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, ... и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая по мере достижения своей ... основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал ...

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом начало подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве Германии.

Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г. Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократическая — 13,5 млн. Собрание было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здесь конституции — Веймарская.

В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало временным президентом Германии Макса Эберта, бывшего с 1916 г. руководителем социал-демократической партии в рейхстаге, а затем назначенного канцлером (по указу принца Макса Баденского).

Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической, партии Центра — составило правительство Германии во главе с социал-демократом Шейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и приняло новую конституцию Германии. Ее авторство принадлежит юристу либерального направления, министру внутренних дел Гуго Прейсу. При голосовании за конституцию было подано 262 голоса, против — 75.

Веймарская конституция 1919 г.

  • Эта конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом . Однако было сохранено название «Германская империя».
  • Высшим законодательным органом являлся рейхстаг . Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием.
  • Конституция вводила пропорциональную систему выборов . Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест. Рейхстаг считался нижней палатой парламента.
  • Верхняя называлась рейхсратом (имперским советом).

    Она состояла из представителей земель, на которые делилась «Единая Германия». Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария — 10, Саксония — 7, Вюртемберг — 4, Баден — 3, Гессен — 2, Гамбург-2, Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум.

  • Всего земель было 18 : 15 республик и 3 «вольных города», пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство.
  • Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую:
    • а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента.
  • Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства — канцлера , которому поручалось «формирование руководящих принципов политики» (ст. 56) Т.о., сквозь новое республиканское устройство проступали старые черты: Кайзера в роли президента республики и Бисмарка в роли канцлера.
  • Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно» (ст. 129).
    9 стр., 4015 слов

    Особенности избирательной системы Германии

    ... Германии не моложе 40 лет, в Италии не моложе 50 лет. Во многих странах существует ценз оседлости. Для активного избирательного права ... правительства, опирающегося на партию большинства. Штански Н.В. Современные тенденции объединения избирательных ... избирательной системы ФРГ. В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальной литературой по конституционному праву ...

  • Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций и т.д. Однако на государство были возложены обязанности «нравственного попечения о душе» и обязательное религиозное воспитание детей (формально школа была отделена от церкви).

  • Ст. 165 Конституции узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах: «Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда». Таким образом, защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы:

1. Рабочие советы предприятий.

2. Окружные рабочие советы

3. Имперский рабочий совет

  • Конституция объявила частную собственность социальной обязанностью, которая обеспечивается должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение» (ст. 153).

Приход фашистов к власти

Веймарская республика просуществовала 14 лет. Вся ее история — это борьба промышленно-финансовой монополии — с одной стороны, и рабочего класса — с другой. В 1923 г. Германия снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникают рабочие правительства, в Гамбурге вспыхивает вооруженное восстание под руководством коммунистов.

Положение едва стабилизировалась, как разразился мировой экономический кризис 1929 г. Уровень промышленного производства снизился почти в 2 раза, безработица достигла 9 млн. чел. Рабочие переходили на сторону компартии. На выборах 1930 г. она получила 4,5 млн. голосов.

Угроза новой революции заставила буржуазное правительство Германии искать опору в фашистской партии Гитлера. Гитлеровская «национал-социалистическая рабочая партия» возникла в 1919 г. Ее программа возвещала создание нового немецкого «рейха», великой империи, построенной за счет порабощения всех других наций, искоренение марксизма и коммунизма; физическое истребление евреев. Решение экономических проблем фашисты видели в милитаризации экономики. Они обещали рабочим уничтожение безработицы, крестьянам — повышение цен с/х продукции, лавочникам — ликвидацию крупных магазинов.

4 стр., 1817 слов

Конституционное право Германии

... на территорию бывшей ГДР. германия закон конституционный Глава 1. Конституция Германии Первоначальный же проект Основного закона ФРГ разрабатывался конституционной комиссией, образованной в 1948 г. премьер-министрами земель (которых, как уже упоминалось, ...

Непримиримая борьба КПГ с социал-демократами, подвергаемая просталинскими решениями Коминтерна, стала причиной раскола двух рабочих партий Германии, которые должны были бы выступить единым антифашистским фронтом.

30 ноября 1933 г. президент Германии фельдмаршал Гиндесбург назначил Адольфа Гитлера на пост императорского канцлера (рейхсканцлера).

Политический и государственный строй гитлеровской Германии, Февральский декрет 1933 г.,

В итоге право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены, средства их конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии.

Вскоре нацистская партия стала частью правительственной системы. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму . Центральные и местные партийные органы получили правительственные функции и практически решали все вопросы правления. Решение съездов партии получали силу закона с момента их принятия.

Фашистская партия имели особое устройство

государственная тайная полиция

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная — в особе фюрера.

Закон от 24.03.1933 г.

Деление государства на земли с их традиционным населением было ликвидировано

Управление областями, Руководство экономикой

хозяйственные палаты

Закон о порядке национального труда

Вывод : Недолговечность Веймарской республики и приход к власти фашистов были обусловлены несколькими причинами:

  • тяжелое экономическое положение после 1-ой мировой войны;
  • слабость демократических традиций;
  • раскол среди антифашистских партий (КПГ и СДПГ).

3. Федеративная республика Германия и Германская Демократическая Республика

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете.

В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные губернаторы США, Великобритании и Франции в оккупированных зонах уполномочили премьер-министров правительств германских земель преступить к разработке проекта конституции будущего государства — ФРГ. Проект был подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательным голосом от Западного Берлина.

8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции.

13 стр., 6308 слов

, учение Платона о Праве и государстве

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н. э. учениками Платона. Значение его в истории столь ... он, тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. По справедливому замечанию Гирке, учение Платона о государстве заключается ни в чем ином, как в антропоморфическом перенесении психологии и ...

Боннская конституция 1949 г.

Новая конституция вступила в силу 23 мая 1949 г. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию 1919 г.

  • Новое германское государство построено на началах федерализма . Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время — 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.
  • Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет), нижняя — Бундестаг .
  • Бундесрат — это узкая коллегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная «земля» определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью.
  • Бундестаг избирался всем народом Германии и состоит из 496 членов. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина — по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставляется два голоса. Первый — для выборов депутата по избирательному округу, второй — для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5% вторых голосов, делила представительства в парламенте.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции — то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

  • Система центральных органов государственной власти основывается на принципе разделения властей.
  • Согласно конституции главой ФРГ является президент , который избирается на 5 лет — специально собираемым Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.
  • Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя — канцлера . Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он — единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.
  • Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов (ст. 81).
    5 стр., 2274 слов

    Политико-территориальное устройство Германии. Принципы организации ...

    ... административно – территориальных единиц регулируются конституциями земель. Они устанавливают, что государство ... устройство Германии, рассмотреть ... земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (административно – территориальное деление – это уже деление земель) ... право имеет преимущество перед правом земель; компетенция федерации и земель ... Баварии две палаты) и избираются ...

  • Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (ст. 67).

    Здесь применяется т.н. «конструктивный вотум» недоверия, который резко отличается от деструктивного, применяемого в других парламентарных странах.

  • В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд , состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией — толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют «духу и букве» конституции (ст. 93).

Политические партии, Социально-демократическая партия Германии

Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель может быть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу.

СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.

Послевоенный период в истории ФРГ связан с правлением Христианско-демократической партии. В это время Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и производительности труда. Однако на выборах в Бундестаг 1969г. ХДС потерпела поражение. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот момент партии ФРГ — социал-демократической (750 тыс. членов) и малочисленной СвДП (80-100 тыс. членов).

Права социал-демократов В. Брандт был избран на пост канцлера ФРГ.

Правительство В. Брандта провозгласило новый курс во внешней политике на достижение разрядки в международных отношениях. Оно пошло на заключение важных договоров с СССР (август 1970 г.) и Польской Народной Республикой. Державы признали нерушимыми все государственные границы Европы, включая существующие границы ГДР и ФРГ и западные границы Польши. Стороны заявили, что они будут разрешать все споры исключительно мирными средствами. В ноябре 1972 г. на парламентских выборах ХДС потерпела новое поражение. Вилли Брандт был вторично избран канцлером ФРГ.

Ситуация в правительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободные демократы перешли на сторону христианских демократов, создав таким образом правительственный кризис. В результате были проведены досрочные парламентские выборы и сформирован правительственный блок ХДС/ХСС — СвДП.

8 стр., 3744 слов

Конституционное право ,как отрасль права: история и современные ...

... исследования: Рассмотреть историю возникновению Конституционного права; Изучить понятие и предмет конституционного права; выделить тенденции развития российского конституционного права как отрасли права; рассмотреть содержание и предмет науки конституционного права; охарактеризовать конституционное право, как систему права; Само конституционное право выступает предметом курсовой работы в ...

В целом боннская партийно-парламентская система действовала в условиях экономических и социально-политических затруднений 70-80 годов четче, чем подобный механизм в других капиталистических странах. ФРГ не знала ни глубокой конфронтации сил с реальной перспективой участия левых в правительстве, как в ряде западно-европейских стран с многопартийными системами; ни острых конфликтов между исполнительной и законодательной властью, как в США в период уотергейского дела. На этом основании многие политологи делали вывод об особой прочности западногерманской политической системы.

Германская Демократическая Республика

В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт. Был создан специальный орган советской военной администрации в Германии — СВАГ. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ).

Она образовалась в апреле 1946г. в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % — на выборах в ландтаги.

Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.

В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкий народный конгресс для определения дальнейших судеб государства. Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.

7.10.1949 г. Народный совет объявил о введении в действие новой конституции о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя во Временную народную палату ГДР. Временная народная палата приняла закон об образовании временного правительства ГДР и поручила его формирование Отто Гротенволю, выдвинутому на пост премьер-министра фракцией СЕПГ.

Конституция ГДР 1949 г.

  • Высший орган власти — Народная палата (400 депутатов), избираемая на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов. При тайном голосовании, народная палата избирает свой Президиум , в котором представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель , которая избирается местными ландтагами. Палата земель получила ограниченные права: она может в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежит последней.

К компетенции обеих палат

  • Правительство формируется представителем фракции, которая является сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждает состав правительства и его программу. Правительство ответственно перед палатой.

Первые выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 г. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии. Квота, приходившаяся на каждую партию, была определена заранее, СЕПГ получила 25 % мест, христианско-демократический союз и либерально-демократическая партия — по 15 %, демократическая крестьянская партия — 7,5 %, Союз свободной немецкой молодежи – 5 %.

В 1952 г. было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избирали свои советы (органы исполнительной власти).

В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 г. декларировала победу социалистических производственных отношений.

Между тем, Западная Германия все более обгоняла Восточную по уровню жизни, степени промышленного и демократического развития. Социализм дискредитировал себя. В конце 80-х годов обстановка в мире изменилась. Закончилась «холодная война», противостояние капиталистической и социалистической систем. В этих условиях стало возможным объединение ФРГ и ГДР, и оно свершилось в 1989 г.

Вывод : Таким образом, после 1-ой мировой войны Германия стала жертвой противостояния между мировых систем и вновь потеряла свою целостность. Однако на этот раз объединение государства свершилось не насильственным путем, не «жезлом и кровью», как во времена Бисмарка, а посредством мирного соглашения.

4. Развитие права, Гражданское право, Гражданский кодекс 1896 г., Отличительными чертами ГГУ

  • отсутствие общих юридических определений,
  • параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов.
  • Одной из наиболее характерных черт ГГУ является наличие в нем так называемых «каучуковых» параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как «добрая совесть», «добрые нравы», имеющие моральное, а не правовое содержание.
  • Германское гражданское уложение признает в качестве субъектов гражданского права физических и юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (такими, которые преследуют цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (такими, которые преследуют культурные, научные цели).

Вещное право

ГГУ делит все вещи на земельные участки и движимые вещи

целый ряд вещных прав

право собственности

Обязательственное право

характерно построение общих понятий, касающихся обязательств

существование абстрактных обязательств

В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты (гражданские правонарушения).

При этом ГГУ не признает имущественного возмещения неимущественного вреда. В соответствии с параграфом 253 ГГУ возмещение в деньгах неимущественного вреда можно требовать только в случаях, предусмотренных законом. Особым видом обязательств ГГУ считает обязательство из неосновательного обогащения.

Семейное право

единственной законной формой брака гражданский брак

Брачный возраст

обручение

Основаниями для развода

  • прелюбодеяние и некоторые другие «противные нравственности» проступки (параграф 1565);
  • посягательство на жизнь другого супруга (параграф 1566);
  • злонамеренное оставление (параграф 1567);
  • грубое нарушение брачных обязанностей или «бесчестное поведение, глубоко расшатавшее супружеские отношения» (параграф 1568);
  • «тяжелую и безнадежную болезнь» (параграф 1569).

Личные взаимоотношения супругов, Взаимоотношения между детьми и родителями, Наследование

при наследовании по закону закреплял систему «парантелл» (линий

Гражданское право Германии в I-ой половине ХХ века

вмешательство государства в сферу хозяйственной деятельности

Принцип свободы договора

Монополистами была разработана форма договора — » формуляр «.

Пошатнулся и принцип святости договора, его обязательной силы для сторон. Начиная с 1-ой мировой войны, получил актуальное значение вопрос, можно ли считать сторону в договоре, принявшую на себя определенное обязательство при одних хозяйственных условиях, обязанной в точности исполнять договор, если ко времени исполнения договора хозяйственные условия резко изменились. Стала проникать в практику та идея, что обязательство должно рассматриваться в связи с обстоятельствами, при которых оно заключено. Изменение этих обстоятельств освобождает сторону от обязанности исполнять договор. В результате принцип неуклонного соблюдения договора был заменен в судебной практике другим принципом — учета изменяющейся экономической конъюнктуры.

После захвата власти в Германии Гитлером и воцарения в стране фашистского режима Германское гражданское уложение не было отменено. Однако применение его имело место только, если это не противоречило интересам властвующей нацистской клики. Кроме этого, с 1933г. был издан ряд законов, изменяющих нормы ГГУ, направленных на прямую отмену равноправия, построенных на идее расизма и фашистской евгеники. Были также изданы законы, направленные на закрепление экономической позиции за монополиями.

После поражения фашизма в 1-ой моровой войне фашистское законодательство было отменено и на всей территории Германии восстановлено действие ГГУ. Так, постановлением от 20.09.45г. были отменены фашистские законы об охране чистоты немецкой крови, о гитлеровской молодежи и др. 20.02.47 г. отменены законы о наследовании в сельском хозяйстве, а также постановления о майоратных и ленных владениях, предусматривавшееся Вводным законом в ГГУ. После раскола Германии Гражданское уложение сохранило свое действие на территории ФРГ, в ГДР же был принят новый гражданский кодекс.

Уголовное право, Уголовное уложение Северо-Германского союза 1870 г., Среди преступлений

Кодекс называет также преступления против общественного порядка: основание тайных организаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное противодействие применению законов или мероприятий органов управления. Специальная глава посвящена преступлениям против религии. Значительное внимание кодекс уделяет преступлениям против собственности и личности.

особый отдел

Среди полицейских нарушений

суровые наказания

Веймарская республика сохранила действие УК 1871г. Однако кодекс был заново отредактирован, из него удалили пережитки прусского феодализма, была сокращена область применения смертной козни. Веймарская республика декларировала приверженность либерально-демократическим принципам в уголовном праве, которые, однако, не всегда соблюдались. В качестве примера можно привести указы президента от 19.03.1920 г. и 26.09.1923 г., вводившие смертную казнь за «антигосударственную деятельность» (это понятие трактовалось очень широко), а также указ от 29.01.1920 г., ужесточавший наказание за призыв к забастовке.

Нацистский рейх установил режим открытого террористического подавления и упразднил всю систему либерально-демократической законности. Указ 4.02.1933 «В защиты немецкого народа» сводит на нет свободу печати и собраний. Указ 28.02.1933 «О защите народа и государства» аннулирует парламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага. Разгром либерально-демократических институтов был завершен последующим чрезвычайным законодательством: «Об обсуждении и смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение» (29.03.1933); «О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству» (14.07.1938); «Против коварных посягательств на государство и партию» (20.12.1934); «О защите немецкой крови и немецкой чести» (15.09.1935) и т.п. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацистское законодательство послужило примером законов других фашистских и полуфашистских государств.

После окончания Второй мировой войны на основе Потсдамских соглашений фашистское уголовное законодательство было отменено. Восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. С принятием конституции 1949 г. наметилось движение в сторону демократизации и уголовного права. Была отменена смертная казнь (ст.102), подчеркивалась приверженность традиционным либеральным принципам: «Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения», «Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же действие на основании общего уголовного закона» (ст. 103).

новая реформа УК 1871 года

установление двухчленной классификации

Структура современного УК ФРГ

Разделы:

1) Уголовный закон;

2) Преступление;

3) Правовые последствия преступления;

4) Заявления по делам частного обвинения; Полномочия на преследование. Требование об уголовном преследовании;

5) Давность.

Особенная часть

Вывод : Таким образом, в основе развития германского права лежит континентальная система. Основным источником права в Германии является закон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историю развития Германского государства можно представить как синусоиду: Кривая история то неуклонно движется вверх, достигая высшей точки, но затем следует период кризиса и резкого спада. Этот процесс можно проследить на этапах борьбы за объединение Германии. Высшей точкой здесь была революция 1848г., которая преследовала цель объединения государства «снизу» путем создания демократической республики. Но революция терпит поражение и волна демократического подъема сменяется феодальной реакцией. Однако феодальные элементы, связанные с капиталистическим способом производства, пошли на соглашение с буржуазией. При этом монархический строй государства и многие другие феодальные институты остались нетронутыми. Объединение Германии насильственным путем «сверху» и создании империи дало мощный толчок развитию капиталистических отношений. Германия резко вырывается вперед по сравнению с другими странами.

Поражение в I-ой моровой войне нанесло тяжелый урон германской экономике. Внутриполитическая нестабильность, тяжелый экономический кризис 1929 г. стали причиной недолговечности Веймарской республики. Теории «социального партнерства» и «народного капитализма» не могли быть реализованы в данной ситуации. Мобилизационной антикризисной структурой власти стала фашистская диктатура.

Период после II-ой мировой войны для Западной Германии — это период возрождения демократических институтов государственной власти, создания постоянно действующих антикризисных механизмов, государственного регулирования экономики и социальных отношений. Это период создания гуманного общества, капитализма «с человеческим лицом». Осознание преимуществ этого строя привело к добровольному присоединению Восточной Германии к ФРГ. Это окончательное воссоединение Германского государства стало наивысшей точкой в истории его развития.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/burjuaznoe-pravo-germanii/

1. Омельченко О.А. Основы римского права. М. 1994.

2. История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.

3. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.

4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М. 1942 г. и др. изд..

5. Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г..

6. Беленький М.Р. Что такое талмуд? Очерк истории. М. 1970

7. Законы Ману. М. 1960 г..

8. Учение Пятикнижия Моисеева. М. 1991 г.

9. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993 г..

10. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. МГУ. 1994.

11. Дигесты Юстиниана. М. 1984 г.

12. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 1993 г.

13. Артхашастра подо. Текста В.И. Кольянова. М.1950 г.

14. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г.