Все три теории были обусловлены новыми историческими особенностями государственной и
1.2 Теория экстерриториальности
Первой из этих теорий следует рассмотреть теорию экстерриториальности. Эта теория возникла на почве роста абсолютизма, объединившего всю территорию государства под эгидой единой королевской власти, и укрепления начала суверенитета монарха во внутригосударственных и международных отношениях. Внутри государства из начала суверенитета вытекало неограниченное господство территориального принципа — исключительная власть монарха, его судов и администрации над всеми людьми, проживающих в пределах государственной территории. Одним из следствий начала суверенитета было притязание абсолютных монархов на почетное и привилегированное положение своих послов как представителей особы суверена, на неподчинение их какой бы то ни было власти, кроме власти пославшего. Дипломатическая практика, шедшая по пути расширения посольских привилегий, нуждалась в придании им правового обоснования, но для этого требовалось примирение территориальных и экстерриториальных прав суверенитета.
Впоследствии же понятие экстерриториальности превратилось из вспомогательной юридической
Расширение первоначального смысла теории экстерриториальности было связано с тем же обстоятельством, которое способствовало ее возникновению и быстрому признанию — с тенденцией к прочному закреплению широких дипломатических привилегий. Поскольку фикция нахождения в собственной стране относилась не только к личности посла, но и к занимаемому им помещению, эта теория в своей абсолютной форме служила оправданием и для права убежища в
Однако со второй половины XIX века, когда тенденция к росту дипломатических привилегий уступила место противоположной
Дипломатическое и консульское право
... источниками являются международные договоры, кодифицировавшие дипломатическое право, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция ...
1.3 Теория представительского характера посла
Наряду с теорией
В период абсолютизма идея международной иерархии государей отошла в прошлое, и ее заменило господствующее начало нового международного права — начало суверенитета, в силу которого суверенный государь не имел никакой стоящей над ним власти, и, следовательно, не подчинялся власти, и юрисдикции какого бы то ни было иностранного государства.
Но вместе с тем, еще больше укрепилось представление о том, что посол несет в себе честь и престиж своего государя; считалось, что посол — это alter ego (второе я) направившего его главы государства. Всякое оскорбление посла
Из сочетания этих двух представлений и сложилась так называемая «представительская теория» дипломатического иммунитета, точнее — теория представительского характера посла, которая, в условиях существования постоянных посольств, должна была обосновывать не только церемониальные привилегии послов, но и их иммунитет от действия местной власти и юрисдикции.
Теория представительского характера посла в своем чистом виде была вполне достаточна для обоснования церемониальных привилегий посла, но для обоснования иммунитета от юрисдикции она требовала дополнительной юридической аргументации, которая превратила бы теоретический принцип в
В таком же сочетании применялась теория представительского характера посла в дипломатической и судебной практике.
Современные сторонники теории представительства
Если следовать теории представительства, то мы увидим противоречия существующей ныне практике, ибо в ней дается обоснование иммунитетам и привилегиям лишь главы дипломатического представительства. Весь остальной, особенно не дипломатический персонал, а также члены семей сотрудников
Дипломатические привелегии и имунитеты
... Личная неприкосновенность является фундаментальным принципом и основой группы привилегий и иммунитетов дипломатического персонала представительств. Она выражается прежде всего в том, что дипломаты не могут ... с личной неприкосновенностью дипломата? Подробно этот вопрос исследовался в многочисленных работах зарубежных авторов, особенно написанных до принятия Конвенции. Обобщив их высказывания, ...
1.4 Теория дипломатических функций
Теория дипломатических функций достигает полного
С другой стороны, расцвету, теории дипломатических функций, способствовала та реакция, которая к середине XIX века стала проявляться против широких дипломатических привилегий, установившихся в период абсолютизма и кажущихся теперь не только неоправданными, ввиду законодательной регламентации личных и имущественных прав, как местных граждан, так и иностранцев.
В Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках 1928г. говорится, что дипломатические чиновники «не могут требовать иммунитетов, которые не являются существенными для выполнения их должностных функций», а также содержится раздел об иммунитетах персонала, но не самого дипломатического представительства, а иммунитеты представительства выражаются через иммунитеты персонала. С принятием Конвенции о дипломатических сношениях иммунитеты и привилегии дипломатического представительства были оформлены в качестве самостоятельного института, однако существующее доктринальное обоснование дипломатических иммунитетов и привилегий по-прежнему сориентировано лишь на иммунитеты и привилегии персонала представительства.
До заключения Конвенции не было принятого ныне деления дипломатических иммунитетов и привилегий на две группы: иммунитеты и привилегии самого дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии персонала представительства. В работах ведущих юристов
Дипломатическое представительство является публичным органом государства и в силу иммунитета государства освобождается от юрисдикции государства пребывания.Именно иммунитетом аккредитующего государства, можно объяснить необходимость предоставления всех тех иммунитетов и привилегий, которыми наделено дипломатическое представительство. Это единое обоснование предполагает равный объем иммунитетов у всех зарубежных органов внешних сношений, что отвечает существующей практике. Данное теоретическое обоснование объясняет и необходимость предоставления иммунитетов и привилегий сотрудникам дипломатического представительства, которые должны рассматриваться как работники государственного учреждения и в силу этого освобождаться от юрисдикции иностранного государства, т.е. иммунитеты предоставляются не самим сотрудникам, а аккредитующему государству в отношении его работников за границей. Эта теория предполагает одинаковый статус у всех сотрудников дипломатического представительства, хотя на настоящий момент различные категории персонала пользуются далеко не одинаковым объемом иммунитетов и привилегий.
ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
... являются органами исполнительной власти, осуществляющими управление внешними сношениями государства. Они состоят из центрального аппарата, а также зарубежных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств при международных организациях. Положение о МИД ...
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРАВА
Право внешних сношений — одна из наиболее старых отраслей МП. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. В индийском правовом памятнике первого тысячелетия до н.э. — Законах Ману — говорилось о том, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В разделе “Царь” записано, что “мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают мир и ссорят. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят мир или война”. В Древнем Риме появилось юридическое понятие святости посольства и договоров (jus et sacra legationis).
Были созданы специальные органы внешних сношений — особая жреческая комиссия — фециалы.
В дальнейшем дипломатическая деятельность еще более усовершенствовалась и усложнилась. При этом следует отметить, что право внешних сношений возникло и развивалось прежде всего как посольское право, т.е. как совокупность норм, определявших положение посла. И только к началу XX в. можно говорить о процессе превращения посольского права в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, все больше и больше регулирующих все официальные сношения государств. Параллельно с возникновением и развитием посольского права возникла и развивалась дипломатическая служба. В конце XIX — начале XX в. наблюдается начало процесса слияния дипломатической и
Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные подотрасли:
- а) дипломатическое право;
- б) право специальных миссий;
- в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций;
- г) консульское право.
Объектом права внешних сношений являются те междувластные, политического характера отношения, в которых взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов МП и представленные их официальными, специально созданными для осуществления этих сношений органами. Дипломатические
, учение Платона о Праве и государстве
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н. э. учениками Платона. Значение его в истории столь ... он, тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. По справедливому замечанию Гирке, учение Платона о государстве заключается ни в чем ином, как в антропоморфическом перенесении психологии и ...
Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляются специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации (“народная дипломатия”).
Основными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем, если в дипломатическом праве почти все до недавнего времени решалось на основе обычных норм, то в праве консульском, напротив, определяющей всегда была роль двусторонних консульских конвенций.
Во внешних сношениях государство выступает как