Договорная дисциплина и демократия

Содержание скрыть

Термин “демократия” происходит от греческого слова demokratia, состоявшего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление.

Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России — в частности по целому ряду причин.

Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ в. показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия — это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила.

В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.

В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, — периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетовского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время. демократия государство дисциплина общество

Ведь не даром на различных этапах исторического развития более жизнеспособными и эффективными оказываются то более, то менее демократические политические системы. Прямой связи между двумя этими переменными не существует. Так, античные демократии одерживают победу над восточной деспотией персов, однако вслед за этим проигрывают монархии Александра Македонского. Спустя две с половиной тысячи лет в конце 30-х — начале 40-х гг. ХХ в. европейские демократии одна за одной проигрывают войну гитлеровскому тоталитаризму, но спустя несколько десятилетий выигрывают экономическое соревнование у гораздо более жизнеспособных авторитарных режимов в Советском Союзе и Восточной Европе.

8 стр., 3963 слов

Акты органов исполнительной власти в системе административного права

... нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. №217: «Нормативный правовой акт – ... положения курсовой работы: 1. Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функции исполнительной власти. 2. Нормативные акты управления ...

Тем не менее, по крайней мере в новое и новейшее время средне статистически, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические. Эту ситуацию отражает известная формула У. Черчилля, согласно которой демократия — это плохая форма управления, но ничего лучшего человечество еще не выдумало. О причинах, вызывающих к жизни эту закономерность, говорилось выше в связи с актуальностью проблемы демократии. Так, согласно одному из американских исследований, мир пережил — если перефразировать терминологию Н.Д. Кондратьева — три длинные волны демократических колебаний. Первая началась в середине ХIХ в. и продолжалась до первой мировой войны. В результате введения выборности и расширения избирательных прав к этому времени на Земле насчитывалось около 30 государств с демократическим режимом. В период между двумя мировыми войнами волна «отхлынула», что выразилось, главным образом, в формировании тоталитарных режимов (Муссолини, Гитлера, Сталина и др.).

К 1942 г. на планете осталось около 15 государств с демократическими режимами. Вторая волна началась после разгрома гитлеровской Германии и самурайской Японии и продолжалась до середины 70-х гг. Ее откат приходится, условно говоря, на десятилетие — 1975-1985 гг. С середины 80-х гг. начинается новый «прилив» демократии, и в настоящее время, по оценкам американской организации «Фридом Хаус», при демократических режимах живут не менее 70% землян — абсолютный мировой рекорд всех времен и народов. Разумеется, можно спорить о критериях деления государств на демократические и недемократические, выбранных «Фридом Хаус», еще больше — о ее праве вынесения «приговора» по этому вопросу. Однако сама тенденция последнего десятилетия отражена, по видимому, верно. Вместе с тем западные политологи в большинстве своем отмечают, что демократия — явление хрупкое и не существует абсолютных гарантий ее сохранения даже в развитых странах Запада, не говоря уже о странах с переходной экономикой или третьем мире. Согласно логике циклического развития, на смену демократическому «приливу» должен прийти «отлив». При этом вполне возможно, что в настоящее время он уже начался. В моей работе я попытался рассмотреть проблемы демократии как с позиции Теории государства и права, так и с философской позиции.

Глава 1. История демократии

Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. Термин “демократия” используется в нескольких значениях:

1. Форма правления, при которой политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.

2. Форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственные перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.

16 стр., 7675 слов

Демократия: сущность и основные понятия

... исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия. Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют ... и др. Это либеральная, или конституционная демократия. В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая ...

3. Форма правления, при которой власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.

4. Форма правления, при которой любая политическая или социальная система, независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического общества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции. Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления. Греческую историю в период ее расцвета можно рассматривать как историю борьбы между демократическими и олигархическими государствами, наиболее ярко выраженными представителями которых выступали Афины и Спарта. Древнегреческая демократия во многих своих аспектах существенно отличалась от демократии наших дней. Она представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ, а точнее, совокупность свободных граждан, являлся как бы коллективным законодателем и в которой не была известна система представительства. Такое положение стало возможным в силу ограниченных размеров древнегреческого государства, которое охватывало город и прилегающую к нему сельскую территорию с населением, как правило, не более 10 тысяч граждан.

В древних демократических городах-государствах каждый гражданин был наделен правом участвовать в принятии решений, касающихся его жизни и деятельности. Значительная часть граждан в течении своей жизни так или иначе занимала один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властями — обе ветви сосредотачивались в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан, которые живо интересовались всеми сторонами и аспектами процесса управления.

Важное различие между античной демократией и современной состоит в трактовке равенства. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя решению общественных проблем. Современные демократии не признают в политической сфере различий и привилегий, основанных на социальном происхождении, классе, расе и роле.

Различают демократическую теорию и демократические институты. Начиная с античности, демократия претерпела существенные изменения. В средние века, отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля, возрос интерес к вопросам, касающимся принципов наиболее совершенных по представлениям того периода форм правления. Высказывались утверждения, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, как лучшую форму, пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства и т. д. взамен феодальных хартий и вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в ХVI веке в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты “Петиция о Правах” (1628), “Хабеас корпус акт” (1679), “Билль о правах” (1689), в которых были зафиксированы писаные юридически правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно очерченные пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в “Декларации независимости и Конституции США, в Декларации прав человека и гражданина” Великой французской революции конца XVIII века.

4 стр., 1683 слов

Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение

... в нормативном регулировании социального обеспечения в России; проанализировать проблемы реализации международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России; охарактеризовать проблемы реализации права российских граждан на социальное обеспечение. Новизна курсовой работы состоит в ...

Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность — основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. Там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ. Как показывает мировой опыт, рыночная система и свободная конкуренция обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но при этом неудачливые и непривилегированные также должны пользоваться материальными благами, они не должны оставаться на обочине общественной жизни.

За государством была признана функция регулятора экономических и социальных процессов. В противовес концепции государства — “ночного сторожа” была выдвинута концепция государства благосостояния. Она основывается на идее необходимости и возможности преодоления социальных конфликтов путем создания с помощью государственного вмешательства сносных условий жизни для всех слоев общества посредством реализации программ социальной помощи низкодоходным и неимущим категориям населения, принятия мер, направленных на решение проблем безработицы, здравоохранения и т. д. Сторонники идеи государства благосостояния исходят из того, что рынок сам по себе не способен обеспечить такое распределение материальных благ, которое гарантировало бы малообеспеченным слоям населения необходимый минимум благ и услуг. Более того, они рассматривают политическую власть в качестве важного элемента корректировки социальных издержек рынка. Они постулируют равную значимость экономической и социальной сфер и необходимость органического соединения свободно-рыночных отношений с социальной политикой государства, сочетания рыночных принципов с социальными принципами, гуманизация рынка посредством разработки и реализации государством системы социальной политики, направленной на гарантирование минимального жизненного уровня непривилегированным слоям населения. Главную цель сторонники государства благосостояния усматривали и усматривают в том, чтобы добиться синтеза экономической свободы, социальной защищенности и справедливости.

12 стр., 5990 слов

Государство и гражданское общество

... Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить «без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества» . Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей ...

Другими словами в государстве благосостояния политические права дополняются социальными правами, предусматривающими предоставление всем членам общества принятого в нем минимума материальных благ. Вводится принцип социальной ответственности как частных корпораций, так и государства. Социальные программы становятся неотъемлемой частью правового государства, которое приобретает форму государства благосостояния. На этой основе происходит расширение функций государства, во многом дополняющих, а в ряде случаев и заменяющих функции институтов гражданского общества. Изменяющиеся границы и трактовки государства благосостояния определяются не просто решениями политических руководителей, а фундаментальными структурными изменениями современного индустриального общества. Поэтому его следует рассматривать как центральный структурный элемент современной демократии.

1.1 Греция и Рим

Греция

Наше нынешнее понятие “страна”, подразумевающее некую местность, на территории которой в едином государстве, управляемом единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции. Наоборот, она представляла собой конгломерат нескольких сотен независимых городков, окруженных сельскохозяйственными угодьями. В отличие от так называемых национальных государств — США, Франции, Японии и других стран, которые по большей части и образуют структуру современного мира, располагавшиеся на территории Греции суверенные государства были городами-государствами. Самым знаменитым из них и в классическую, и в более позднюю эпоху были Афины. В 507 году до н. э. его граждане применили систему “народных правительств”, просуществовавшую почти два столетия, до той поры, пока Афины не были покорены более могущественной Македонией, граничившей с ними на севере (после 321 года до н. э. афинское правительство на несколько поколений освободилось из-под ее власти, а затем город был вновь покорен — на этот раз римлянами).

Именно греки ввели в обиход термин “демократия”. Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально окрашенный эпитет и выражал презрение к простолюдинам, которые сумели оттеснить аристократов от управления государством. Так ли иначе, афиняне и другие греческие племена применяли понятие demokratia по отношению к системе власти в Афинах и во многих других городах-государствах. Среди всех греческих демократий афинская демократия была самой значительной, и тогда, и теперь наиболее известной, она оказала большое влияние на политическую философию и впоследствии часто рассматривалась как совершенный образец участия граждан в управлении государством, т. е. иными словами, являлась примером представительной демократии.

Система власти в Афинах представляла собой сложную структуру — центральное место в ней отводилось так называемому собранию, в работе которого должны были принимать участие все граждане. Собрание избирало несколько главных должностных лиц, например, военачальников. Но основным способом выбора граждан для исполнения прочих общественных обязанностей был жребий, и все обладающие избирательными правами граждане имели равные шансы быть избранными на тот или иной пост. По некоторым оценкам, рядовой гражданин, по крайней мере, один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве.

12 стр., 5920 слов

Особенности гражданского, патриотического воспитания молодежи ...

... и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу - нравственная основа жизнеспособности общества. Движение российского общества к социально-справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже ...

Хотя порою греческие города объединялись, образуя некий прототип представительного правительства, руководившего деятельностью разнообразных конфедераций, лиг, союзов, которые создавались, прежде всего, для организации коллективной обороны, об этих представительных системах известно мало. Они в буквальном смысле не оставили никакого следа в истории демократических идей и процедур и не повлияли на образование более поздних форм представительной демократии, точно так же как афинская система назначения граждан на те или иные посты по жребию не использовалась в дальнейшем в качестве альтернативы выборам.

Таким образом, политические институты греческой демократии, являвшиеся для своего времени новацией, остались незамеченными в ходе развития современной представительной системы.

Рим

Примерно в тоже время, когда в Греции возникла система “народных правительств”, такая же система правления появляется и на Аппенинском полуострове, в Риме. Впрочем, граждане Рима предпочли назвать ее республикой (по-латыни res означает “дело”, “вещь”, а publicus -“общее”), т. е. в широком смысле — нечто, принадлежащее народу.

Поначалу право участия в управлении республикой принадлежало лишь патрициям или аристократам. Однако в ходе развития общества и после ожесточенной борьбы и простолюдины добились для себя такого же права. Как и в Афинах, право участия предоставлялось только мужчинам, и это ограничение сохранилось во всех последующих видах демократий и республик вплоть до XX века. Зародившись поначалу в городе довольно скромных размеров, Римская республика путем аннексий и завоеваний распространилась далеко за его пределы и в результате стала править всей Италией и другими странами. Более того, республика часто предоставляла высоко ценившееся римское гражданство народам покоренных ею стран, и те, таким образом, становились не просто подданными, а римскими гражданами, в полной мере наделенными соответствующими правами и привилегиями. Рим никогда не мог в полной мере привести свои институты народовластия в соответствие с постоянно возрастающей численность своих граждан и с фактором их географической удаленности от центра республики. С современной точки зрения более чем нелепо выглядит тот факт, что собрания, на которых римским гражданам было предписано участвовать, происходили, как и прежде, в самом Риме — на том самом, ныне разрушенном Форуме, куда в наши дни водят туристов. Однако большинство римских граждан, живших на широко раскинувшейся территории республики, не имели возможности присутствовать на этих народных собраниях, ибо Рим был слишком далеко. Как следствие, все более увеличивающийся, а под конец подавляющее число граждан были практически лишены возможности участвовать в народных собраниях, местом проведения которых оставался центр римского государства.

6 стр., 2796 слов

Реферат гражданин государства

... сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает ... наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать ...

Хота римляне зарекомендовали себя людьми творческими и практическими, выборный характер замещения важных государственных должностей не привел к решению, которое выглядело вполне очевидным и заключалось в создании эффективной системы представительного правления, основанной на деятельности демократически избранных представителей народа.

Римская республика просуществовала значительно дольше, чем афинская демократия и чем любая современная демократия, однако, начиная приблизительно со 130 года до н. э. ее подтачивали гражданские распри, войны, милитаризация, коррупция и упадок того непреклонного гражданского духа, которым прежде гордились римляне. Установление диктатуры Юлия Цезаря положило конец истинным демократическим процедурам — от них почти ничего не осталось. А после убийства Цезаря в 44 году до н. э. республика, которой некогда управляли граждане, превратилась в империю, покорную воли своего владыки.

С падением республики в Риме “народные правительства” полностью исчезли в Южной Европе. О демократии, если не считать того, что она оставалась политической системой немногочисленных, разбросанных по территории Италии племен, забыли почти на тысячу лет.

Новое время — эпоха становления капитализма. Известно, что в период буржуазных революций демократия рассматривается как форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. По мнению Ж. Ж. Руссо, основным субъектом новых отношений является народ , который демократическим путём устанавливает законы на основе своего суверенитета как предпосылки демократии .

Становление демократии в России сопряжено с большими сложностями. В дореволюционный период , несмотря на существование абсолютной монархии, устаревшей конституции, имели место достижения земской демократии. События 1917 года, годы военного коммунизма и др. приостановили это тенденцию. Советская демократия строилась на идеи диктатуры пролетариата и крестьянства, на признании совпадении их интересов, что находило отражение в соответствующем теоретическом обосновании. Сталинизм как режим, установившийся в последующее время, осуществил радикальный разрыв с теоретическими моделями демократии.

Глава 2. Значение демократии в государстве

Обращает на себя внимание неопределённость понятия «демократия», содержащегося в соответствующей учебной, научной и справочной литературе. Так в «Большом энциклопедическом словаре» демократия определяется как «форма государственно — политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти». В «Юридической энциклопедии» демократия трактуется как «одна из основных форм правления политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, основанный на возможности управления делами общества и государства путём прямого и опосредованного волеизъявления народа». Утверждается также: «Демократия — форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти — народ, свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантии прав и свобод личности т.д.»

11 стр., 5236 слов

Разделение властей как принцип правового государства

... с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов. Высшую юридическую силу имеет основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение ...

Демократия форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия в этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин демократия употребляют также применительно к организации и деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная демократия), а также для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли.

Подлинно научное понимание демократии дано марксизмом-ленинизмом, который рассматривает её в неразрывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Демократия — явление историческое, изменяющееся по мере развития общества, смены социально-экономических формаций. При первобытнообщинном строе отсутствовали классы и классовые противоречия, существовала неполитическая демократия, воплощавшаяся в учреждениях родового и племенного самоуправления. С возникновением экономического неравенства, частной собственности и эксплуатации, т. е. с появлением антагонистических классов, вместе с государством возникает политическая демократия, развитие которой в классовом обществе неразрывно связано с государством как основным учреждением политической власти.

В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса как сущности государства. Отличиями демократии как формы государства от иных его форм (деспотия, автократия, открытая военная диктатура и др.) являются: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод, выборность основных органов государства, ведущая роль выборных представительских органов власти в системе государственных учреждений, верховенство закона и др. Различают институты непосредственной и представительной Демократии: первые предполагают принятие основных решений непосредственно избирателями (например, в порядке референдума), вторые — полномочными выборными учреждениями (парламентом и др.).

Исторически высшим типом политической Д. является социалистическая Д. Это единственно возможная форма социалистического государства. Она возникает как революционное отрицание буржуазной Д. Вместе с тем социалистическая Д. воспринимает и развивает те прогрессивные элементы и институты, которые явились результатом общественно-политического творчества трудящихся классов ещё при капитализме и утвердились в обществе. Принципиальное качественное отличие социалистической Д. от предшествовавших типов Д. состоит в полном соответствии формы и содержания демократических учреждений, законов и т.д. власти трудящихся, следствием чего являются: реальность, гарантированность и полнота политических прав и свобод, их органическое единство с социально-экономическими и культурными правами; единство прав и обязанностей граждан; полновластие представительных учреждений; реальность принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие наций и народностей, социалистический интернационализм и др. институты и нормы политической жизни, базирующиеся на экономическом фундаменте социализма. Социалистический демократизм — универсальный принцип всей социалистической политической организации общества, т. е. принцип организации и деятельности органов государства, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, принцип взаимодействия всех составных частей системы власти трудящихся, принцип, определяющий единство фактического и правового положения личности в обществе, положение гражданина социалистического государства.

15 стр., 7219 слов

Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями граждан ...

1.1 Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления: история вопроса обращение гражданин местный самоуправление Конституция Российской Федерации (ст. 33) наряду с другими правами и свободами закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным ...

1.1 Признаки демократии

Основные признаки демократии:

1. Юридическое признание верховной власти народа.

2. Периодическая выборность основных органов государства

3. Верховенство права в жизнедеятельности общества

4. Свобода как свойство демократии, Органическая связь демократии и дисциплины

Дисциплина — важнейший фактор общественной жизни, поскольку способствует целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности индивидов и организаций. Цивилизованная демократия строится на дисциплине и невозможна без неё. Демократия в своих движениях и проявлениях — в избирательных кампаниях и т.п. всегда ассоциируется с определённой организованностью, порядком. В этой связи отметим следующее: нередко правильные демократически подготовленные и принятые решения без необходимой дисциплины неизбежно «не работают», становятся нереализованными. Можно сказать, что демократия без дисциплины теряет свою привлекательность и значимость в связи с набирающими силу элементами неорганизованности , неуправляемости, стихийности. С другой стороны, демократия придаёт дисциплине осознанную целесообразность принимаемых решений, добровольный выбор поведения, сопряжённый с подчинением установленным правилам, порядку. В этом случае дисциплина без демократии оборачивается администрированием, стремлением поставить всех в одни рамки, без учёта определённых индивидуальных, личностных особенностей людей.

В числе признаков демократии можно назвать и такие, как наделение граждан широким кругом прав и свобод, равенство прав граждан на участие прав государством, плюрализм , в условиях которого утверждается многообразие форм собственности , общественных интересов, идейных течений, возможность самовыражения, отстаивание своей жизненной позиции и др.

1.2 Типология демократических систем

Между политическими институтами в разных демократических странах имеются значительные различия. Ниже перечислены основные типы демократических систем.

Доминирующая ветвь власти, Парламентская демократия, Президентская республика

— существуют также смешанные системы.

Региональная иерархия власти, Унитарное государство, Федерация, Структура законодательной власти, Однопалатный парламент, Двухпалатный парламент, Система выборов в представительные органы, Мажоритарная избирательная система, Пропорциональная избирательная система, Групповая избирательная система, Число ведущих партий, Двухпартийная система, Многопартийная система

1.3 Основные формы демократии в российском обществе

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления или выражения воли и интересов различных слоёв общества вовне. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы, и референдум. К ним можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Институты представительной демократии сформировались сравнительно поздно и неоднократно подвергались критике. Основными недостатками представительной формы демократии обычно считают:

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами;

2. неизбежную, вследствие сложной системы управления, бюрократизацию и олигирхизацию власти, отрыв депутатов от рядовых граждан;

3. сравнительное широкие возможности для подкупа должностных лиц;

4. возможность постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью и нарастание авторитарных тенденций в государстве;

5. слабую легитимность власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

6. широкие возможности политического манипулирования: представительные органы власти принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости изменить волю граждан;

7. нарушение принципа равенства политических прав граждан за счет чрезмерно широких полномочий депутатов.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Принято считать, что представительная демократия включает в себя:

1) формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в РФ к ним относятся Федеральное Собрание, представительные законодательные органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и др.);

2) многообразные демократические институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избирательном округе, связи и контакты избранных лиц с соответствующими политическими объединениями и др.);

3) разнообразные демократические формы внутриорганизационной деятельности представительных учреждений (проводимые публично и гласно сессии, заседания представительного органа власти и др.).

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

  • принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом;
  • В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

  • формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

— право законодательной инициативы — в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

— парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Высшим проявлением власти народа все — таки считается непосредственная демократия. Как уже говорилось выше, формами народовластия (демократии) являются непосредственная (прямая) и представительная демократия.

Прямая (непосредственная) демократия

В. Е. Чиркин сообщает, что демократия называется прямой, если граждане, иные лица (члены общественного объединения, трудового коллектива и т. д.) непосредственно реализуют свою волю, принимая коллективные решения на собрания, путем выборов, на референдумах и т. д. Демократия является представительной, когда волю граждан (иных лиц) реализуют органы, состоящие из избранных гражданами представителей. Институты прямой демократии существуют почти во всех государствах, в том числе и тоталитарных. Правда, выборов нет в некоторых странах мусульманского фундаментализма, где они заменяются органами и процедурами в соответствии с концепциями халифата, но другие формы прямой демократии применяются и в этих странах. Даже в условиях военных режимов иногда проводились выборы (правда, под контролем) в органы местного самоуправления (в прошлом Алжир, Нигерия и др.).

Непосредственная воля граждан в управлении государством может иметь либо решающее значение, либо консультативный характер.

В настоящее время в России к прямой (непосредственной) демократии относятся:

  • Прямые выборы;
  • Референдум;
  • Отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица;
  • Народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровне)
  • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции и др.)

Формами прямой демократии являются выборы и референдумы, которые четко регламентируются соответствующими нормативными актами (Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами).

Названные нормативно — правовые акты носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако, независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

В. Е. Чиркин сообщает, что формами решающей прямой демократии являются выборы, то есть определение путем голосования граждан — избирателей партий и должностных лиц общей компетенции, которые в течение определенного срока будут управлять государством или местными делами, досрочный отзыв избирателями своего представителя, решающий референдум, принятие решений на собраниях и сходах граждан небольших населенных пунктов. Консультативная прямая демократия осуществляется путем общегосударственных и местных обсуждений (например, проекта конституции, устава муниципального образования, консультативного референдума).

Это выражение мнения населения, которое может быть учтено, а может быть не учтено соответствующими решающими органами государства и должностными лицами.

В современном демократическом государстве эти две формы призваны, прежде всего, дополнять друг друга для обеспечения демократических форм правления и политического режима. Они тесно переплетены друг с другом уже потому, что сами выборы представительных органов являются формой прямого осуществления власти народом. Из такого понимания исходит Конституция Российской Федерации 1993 г., утверждая, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ст. 3 ст. 3 Конституция РФ).

Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц. Следует различать:

Федеральные выборы, Региональные выборы, Местные выборы

В зависимости от способа волеизъявления избирателей выделяются выборы:

  • Прямые , когда отношение к кандидату выражается непосредственно;

Косвенные

Основные положения при проведении выборов любого уровня на всей территории России содержатся в Федеральном законе от 12.06.2002 №67 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

референдум

В целом можно сказать, что референдум — один из путей расширения демократии, привлечение граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определённый акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная, отнесены Конституцией к основам конституционного строя. Согласно ч. 2 ст. 3, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В Конституции особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления (глава 8 Конституции РФ).

1.4 Ценность демократии

Президент РФ В. Путин:

«Приверженность — это равенство всех граждан перед законом, возможность свободно высказывать свои политические взгляды, свобода печати, свободные демократическим ценностям продиктована волей нашего народа и стратегическими интересами самой Российской Федерации». (Послание 2004 года.)

Демократические ценности — это свобода, справедливость и суверенитет России. Выборы, свобода вероисповедания, независимость суда, частная собственность, участие граждан в референдумах по важнейшим для страны вопросам, свободный выбор профессии, свобода передвижения по стране, свобода выезда за рубеж, свободное членство в политической партии, подчинение меньшинства решениям большинства и другие.

Демократические ценности лежат в основе всех международных документов, провозглашающих права и свободы человека, в том числе в основе Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Хельсинкской Декларации о правах человека и других. Суверенная и целостная Россия обеспечит реализацию этих национальных ценностей. Конституция РФ 1993 года гарантирует права и свободы граждан, основываясь на ценностях демократии.

Демократия была предметом анализа с точки зрения её воздействия на другие ценности и как самостоятельная ценность. Распространённые аргументы в пользу демократии:

  • Она помогает предотвратить деспотизм
  • Она помогает людям защитить их интересы
  • Она позволяет политическому руководству получать более полную информацию
  • Она предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам
  • Она гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека
  • Она наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения
  • Она в принципе способна обеспечить политическое равенство
  • Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами
  • Демократические страны сравнительно редко воюют друг с другом

Некоторые из перечисленных доводов являются недостатками демократии с точки зрения её противников. Также широко обсуждался ряд аргументов против демократии:

  • Она позволяет одним кругам продвигать свои интересы за счёт остальных
  • Она может ухудшить взаимодоверие в ситуации, когда принятие любого решения позволит одним лицам извлечь выгоду за счёт других
  • Она открывает возможность для диктатуры большинства над меньшинством
  • Она поощряет разногласия, что может сказываться негативно на авторитете власти
  • Она наделяет правом принятия решений людей, которые недостаточно для этого компетентны или не обладают полной информацией
  • Она затрудняет осуществление непопулярных мер с вероятной отдачей лишь в долгосрочной перспективе
  • Она отвлекает людей от проблем и возможностей их частной жизни
  • В переходный период демократизации, она неэффективна в плане экономики, управления и порядка.

Глава 3. Демократия в Российском государстве

Современная российская демократия образовалась в результате прогрессивных преобразований в СССР в 1985 — 1991гг., принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990г) и затем — Конституции РФ (на референдуме 1993 года), а также последующего законодательного процесса.

Российская Федерация в соответствии со ст.1 Конституции РФ — демократическое федеративное правовое государство. Демократический режим Российской Федерации является главным принципом её конституционного строя. Согласно Основному Закону, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации провозглашается её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.