Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование- это мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий в окружающей среды и природных ресурсов">области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (лицами, имеющими лицензию) соответствующих лицензионных требований и условий

Целью лицензирования является государственное регулирование осуществления хозяйственными субъектами их деятельности для защиты прав граждан, их законных интересов, здоровья и нравственности, обеспечения обороны страны и безопасности государства, a также установления правовых основ единого рынка.

Сейчас в России именно экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользованием и обеспечением безопасности в экологической сфере.

Экологическое лицензирование выполняет три взаимосвязанных функции управления, являясь сегодня:

  • формой учета пользователей природных ресурсов или предприятий, загрязняющих окружающую среду;
  • формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей природной среды;

-формой распоряжения природными ресурсами или правами на загрязнение (другое воздействие) окружающей среды.

  1. Понятия и определения в лицензировании

B настоящее время не все виды деятельности в Российской Федерации могут осуществляться хозяйствующими субъектами лишь на основании их намерения. Ведение целого ряда видов хозяйственной и иной деятельности подлежит непосредственному регулированию со стороны государства путем выдачи лицензий .(разрешений) на их осуществление.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании от-

дельных видов деятельности» лицензия —это разрешение (право) на

осуществление лицензируемого вида деятельности при обязатель-

ном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное

лицензирующим органом юридическому лицу или частному предпринимателю. Таким образом, лицензия является официальным разрешительным документом, выдаваемым специально уполномоченным государственным органом, подтверждающим право ее владeльцa на ведение определенного вида деятельности и устанавливающим условия осуществления этой деятельности.

9 стр., 4085 слов

Система управления охраной окружающей среды

... в текстах законодательных актов также встречаются термины "управление охраной окружающей среды", "управление взаимодействием общества и природы", "управление природоохранительной деятельностью", "управление в области использования природных ресурсов и окружающей среды", "экологический менеджмент". Все они означают совокупность ...

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерациит(субъекта РФ) требуется получение лицензии в соответствии c российским законодательством. K лицензируемым видам деятельности относятся те виды, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными .методами, кроме как лицензированием.

Лицензиат юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного лицензируемого вида деятельности.

Соискатель лицензии (заявитель) юридическое лицо или индивидуaльный предприниматель, обратившиеся в лицензионный орган c заявлением o выдаче лицензии на осуществление конкретного лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы федерaльные оргaны государственной власти, органы государственной власти субъектом РФ, оргaны местного самоуправления, осуществляющие лицензирование.

Лицензированием назывaется комплекс мероприятий, связанных c выдaчей лицензий, приостановлением и аннулировaнием их действия и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатом при осуществлении его деятельности соответствующих требований и условий.

Лицензиангые требования и условия (далее —лицензионные условия) — совокупность устaновленных нормaтивными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Обязaтельным лицензионным условием при осуществлении лицензируемых видов деятельности является соблюдение российского законодательства, экологических, санитарно-эпидемиологических,. гигиенических, противопожарных норм и правил, a также положений o лицензировании конкретных видов деятельности.

  1. Основные принципы лицензирования и его правовое обеспечение

Основными принципами лицензирования являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • применение единых требований к заявителям;
  • использование единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования нa территории Российской Федерации;
  • соблюдение законности при ведении лицензирования;
  • открытость и гласность лицензирования.

В основе правового обеспечения лицензирования в Российской Федерации лежит Федерaльный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий отношения, возникающие в связи c ведением лицензирования, и направленный на обеспечение единой государственной политики при лицензировании, регулировании и защите прав и законных интересов граждан, обеспечении обороноспособности страны и 6езопаснот; государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

10 стр., 4809 слов

Виды лицензирования программных продуктов

... компетентного государственного органа на осуществление определенного вида деятельности выдается на основании Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ряда других ... гарантий и обязательств, связанных с функционированием программного обеспечения. Условно-бесплатное распространение программного обеспечения подразумевает, что пользователю предоставляется возможность ...

Действие данного закона распространяется на все лицензируемые виды деятельности, за исключением нескольких отраслей хозяйственной деятельности, включая деятельность, связанную c использованием природных ресурсов.

Экологическое лицензирование регулируется множеством нормативных правовых актов как в области природопользования и охраны окружающей среды, так и общего характера. Например, общие требования лицензирования, установленные в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, определены постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этим же постановлением утвержден «Порядок ведения лицензионной деятельности», «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности», а также «Перечень федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В связи с утверждением Правительством РФ «Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности» встает вопрос о правомочности Правительства издавать такой акт. В соответствии со ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которые могут осуществляться только на основании специальных разрешений, определяется законом.

Некоторые общие требования относительно экологического лицензирования содержатся в Законе «Об охране окружающей природной среды». В частности, в ст. 18 предусмотрена лицензия (разрешение) на комплексное природопользование. Далее, в ст. 45 устанавливается требование о выбросе и сбросе вредных веществ, захоронении отходов исключительно на основе разрешений.

Относительно детальное регулирование осуществления отдельных видов лицензирования в сфере использования природных ресурсов и выброса (сброса) загрязняющих веществ в окружающую среду и иных вредных воздействий на нее предусмотрено в природоресурсном законодательстве: Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»; Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ; Водном кодексе РФ; Лесном кодексе РФ; Законе РСФСР «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральном законе «О животном мире».

Законодательство об окружающей среде в сфере лицензирования развивается в направлении указания конкретных видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Перечень таких видов содержится как в законах, так и в названном постановлении Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. Регулирование лицензирования отдельных видов деятельности осуществляется главным образом на основе специальных положений в рамках нормотворческой деятельности Правительства РФ. К актам в этой сфере относятся:

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г.;

13 стр., 6161 слов

Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти

... к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти. Правовое положение Правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности политической системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной ...

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995г.;

Положение о лицензировании топографо-геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г.;

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 июля 1995 г.;

Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г.;

Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г.;

Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г.;

Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.;

Положение о лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г.распоряжение Правительства РФ от 26 июня 1995 г. «О выдаче разрешений (лицензий) на вылов рыбы и других морепродуктов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации российским (с участием иностранного капитала) и иностранным юридическим лицам»; постановление правительства Москвы от 29 ноября 1994 г. «О введении в г. Москве лицензирования экологической деятельности».

В развивающемся в России законодательстве об опасных химических веществах, об отходах производства и потребления в качестве меры охраны природной среды также устанавливается разрешительный порядок производства, хранения, транспортирования, использования опасных веществ и сбора, транспортирования, хранения и захоронения опасных отходов. Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» предусмотрен разрешительный (лицензионный) порядок ведения работ в области использования атомной энергии.

В целом в России существует обширное законодательство и система иных нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы о лицензировании в области охраны окружающей среды. Совокупность этих норм может рассматриваться как активно развивающийся комплексный институт права окружающей среды.