Основные этапы конституционного развития Российской Федерации и его современные проблемы

исследования: с помощью конкретно-исторического метода были решены задачи по раскрытию глав 1 и 2 «Конституционная реформа в Российской Федерации в 1989 — 1993гг.» и «Исторические условия разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации»; Сравнительно-правовой при работе со второй главой при раскрытии особенностей в подходах к принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г.; Формально-юридический при работе с первой главой в раскрытии необходимости смены Конституции Российской Федерации. А также использован логический прием — анализ, при работе со второй главой в раскрытии темы «Проблемы конституционного развития в Российской Федерации».

Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 — 1993гг.

1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ

Конституционализм представляет собой учение о конституции. Существует различие между государством с конституцией и конституционализмом (или конституционным правительством).

Для того, чтобы понять, что государство связано правилами в современных государствах с ограниченными правительствами, конституцию считают «высшим законом», что позволяет ограничить государство, чтобы защитить права человека и достичь общего блага. Форма и характер политической системы могут быть свободно установлены основными документами, которые описывают и определяют формы власти и ее ограничения. Конституционализм является как описательным, так и нормативным. Он указывает, что можно, что нужно, а чего нельзя делать.

Принципы конституционализма: власть должна осуществляться в соответствии с установленными стандартами; государства должны быть ограничены в своих целях и средствах; они могут использовать только легитимные цели; обычные законы должны сочетаться с «правлением закона», их должны оценить в соответствии с фундаментальными стандартами; суверенный народ в демократическом государстве, соглашаясь на конституционную систему, должен согласиться ограничивать не только свое правительство, но и себя; права человека могут быть защищены не только ограничениями, наложенными на полномочия государства, но также гарантиями особых прав, которые находятся за пределами контроля государства, или особыми полномочиями некоторым государственным институтам для защиты прав; существуют аспекты жизни, не относящиеся к политике или государству, они должны быть помещены за пределами их власти.

9 стр., 4076 слов

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

... о конституционно-правовом статусе главы государства в зарубежных странах. Методами исследования являются метод анализа, сравнения, а также формально-юридический метод. Структура работы предопределяется ... президента в Индии. Либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства. Например, в таких государствах, как Египет и США. Либо как лицо, являющееся только главой государства ...

Реформаторы не отказались от идеи о строительстве в СССР настоящего, демократического начала, так сказать, «социализма с человеческим лицом. Все это, конечно, не сложились в одночасье. Поэтому как изменения в обществе, так и конституционные реформы отражают ту гамму воззрений, которая имела место на момент принятия соответствующих решений.

Переходя непосредственно к конституционным реформам, подчеркнем, что порой исследователи склоняются к тому, чтобы говорить только о происходившем в России. Методологически это абсолютно неверно. Нельзя писать о периоде 1989-91 гг., т.е. условиях существования СССР, таким образом, как будто РСФСР была сама по себе, не упоминая о реформах. Это невольно дает превратное представление о конституционных реформах в России, ведь в то время они были либо под влиянием союзных шагов, либо в пику им. Поэтому мы, останавливаясь в большей мере на российском материале.

Реформы 1988 — 1989

1) В качестве высших органов органов государственной власти">государственной власти СССР вместо одного Верховного Совета СССР учреждалась «связка» двух органов — Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Съезд являлся по Конституции высшим органом государственной власти и был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Верховный Совет СССР определялся как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом из числа народных депутатов СССР и ему подотчетный. Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов; 750 избиралось от территориальных избирательных округов; 750 — от национально-территориальных избирательных округов (от каждых: союзной республики — 32, АССР — 11, автономной области — 5, автономного округа — 1); 750 — от общесоюзных общественных организаций (избирались их высшими руководящими органами).

Верховный Совет СССР состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численному составу и по правам. Совет Национальностей избирался из числа депутатов от национально-территориальных округов и от общественных организаций по нормам: 11 — от каждой союзной республики, 4 — от АССР, 2 — от автономной области и 1 — от автономного округа. Получалось, таким образом, что в эту палату входил 271 депутат, столько же, следовательно, и в Совет Союза (т.е. всего 542).

Кроме того, избирались Председатель Верховного Совета СССР и Первый заместитель Председателя. Итак, Верховный Совет СССР состоял из 544 депутатов (прежний Верховный Совет СССР имел 1500 депутатов)2 .

2) Создание регулярно работающего Верховного Совета СССР позволяло реализовать посредством конституционной реформы еще одну существенную цель — произвести перераспределение в его пользу полномочий на высшем государственном уровне. Верховному Совету были переданы многие вопросы, которые до этого находились в ведении Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.

8 стр., 3943 слов

Конституция РСФСР 1978 года

... 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР (статьи 104-130) Глава 13. Верховный Совет РСФСР (статьи 104-121) Глава 14. Совет Министров РСФСР (статьи ... о СССР, добавлено указание о том, что, подтверждая суверенитет России, Съезд признаёт приоритет прав человека и гражданина РФ. 1.2. Политическая система Первый раздел Конституции закреплял ...

3) Были предприняты важные шаги по реформе избирательной системы. Впервые выборы становились состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. В Конституции специально было сказано, что число кандидатов в депутаты не ограничивается, в избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. Вводилось правило о несовместимости депутатского мандата и должности: лица, входившие в состав исполнительных органов (кроме их председателей), руководители отраслевых органов управления, судьи и государственные арбитры не могли избираться депутатами Совета, которым они назначались или избирались на должность. Закон прямо предусмотрел обеспечения тайны голосования заходом избирателей в кабины.

4) Еще одним важным моментом того времени стало провозглашение приверженности идеям и принципам правового государства, их определенное отражение в шагах первой союзной конституционной реформы.

Первая конституционная реформа РСФСР состоялась 27 октября 1989 г. (приняты Законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР, о выборах народных депутатов РСФСР).

В значительной степени российские новшества стали отражением аналогичных союзных3 . Как уже сказано, Россия оказалась единственной союзной республикой, которая учредила Съезд народных депутатов.

Важным новшеством российской конституционной реформы стало придание второму органу — Верховному Совету РСФСР — черт, характерных для парламента федеративного государства. Напомним, что все предшествующее время высший орган государственной власти РСФСР был однопалатным. И только при реформе 27 октября 1989 г. было предусмотрено, что Верховный Совет будет состоять из двух палат — Совета Республики и Совета Национальностей. Совет Национальностей формировался из депутатов, избранных от национально-территориальных округов, 63 депутата представляли автономные единицы (от каждой автономной республики — 3, от каждых автономной области и автономного округа — по 1), другие 63 — края, области, города Москву и Ленинград. Таким образом, в Совет Национальностей входило 126 депутатов. Следовательно, и в Совете Республики было 126 депутатов. Имелись также Председатель Верховного Совета, его первый заместитель и заместитель (по реформе 31 мая 1990 г. — 3 заместителя).

Были и народные депутаты РСФСР, не входившие в состав палат, однако перешедшие в Верховный Совет на постоянную работу. Всего на постоянной основе выполняли функции около 460 депутатов.

Реформы 1989 — 1990гг

На II Съезде (23 декабря 1989 г.) получила новую редакцию Конституции — о Комитете конституционного надзора СССР, — и был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Возможности ККН в отношении актов союзных республик вообще можно считать существенно ослабленными этой реформой. По прежней редакции предусматривалось, что ККН «осуществляет наблюдение» за соответствием Конституции и законам СССР конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений советов министров союзных республик, т.е. он как бы делал это по своей инициативе. Конституция расширила силу действия заключений ККН. Установлено, что «акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения»5 .

12 стр., 5671 слов

По Истории студентки ДОУА-21о Гусаковой Виктории «Политическое ...

... народных депутатов и Верховного Совета и сторонниками президента и правительства. 1.3 Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. Работа над новым Основным законом началась ещё летом 1990г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял ... 1.2 Государственный аппарат РФ 1991 – 1993 гг. Период с декабря 1991г. по декабрь 1993г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской ...