Управленческая этика – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков:
- этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
- моральных принципов членов организации, т.е. профессиональную мораль;
- моральный климат в организации;
- образцы морального поведения;
- нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения;
- основные управленческие взаимодействия – принятие управленческих решений, мотивацию сотрудников, коммуникации, разрешение конфликтов.
Назначение управленческой этики – повысить эффективность управленческой работы.
Специфика управленческой этики заключается в том, что сам руководитель должен не только соответствовать определенным моральным требованиям, но и сознательно использовать механизмы моральной регуляции в управлении человеческими ресурсами, а также иметь собственную позицию в отношении форм и способов моральной регуляции профессиональной жизни.
Поэтому в рамках управленческой этики основное внимание обращается на принципы и нормы нравственного поведения руководителей, рассматриваются моральные аспекты принятия управленческих решений, личностные качества руководителя.
Составить этический кодекс современного менеджера, основываясь на литературных источниках не так уж сложно. По этому поводу написано достаточно книг и статей, в которых приведены примеры идеальных моделей менеджера. Основная проблема заключается в практической реализации такого кодекса отдельными руководителями.
А теперь попытаемся составить этический кодекс., Глава 1. Нравственные ценности рынка
По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего — непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.
Этикет и нормы поведения специалиста в сфере социально-культурного ...
... нормы и принципы в деятельности специалиста; Рассмотреть кодекс профессиональной этики работников; Рассмотреть принципы этики делового общения; Гипотеза исследования, Глава 1. Этика специалиста в сфере социально - культурного сервиса и туризма 1.1 Особенности происхождения этики Этика ...
Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:
1) концепция «служения обществу», которой — благодаря внутрифирменной политике — привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, — вот краеугольный камень их мировоззрения. » Благополучие производителя, — писал Генри Форд, — зависит, в конечном счете … от пользы, которую он приносит народу».
2) как это ни парадоксально,
3) логически вытекающая из
4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя — непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее «пятнышко» на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. На страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям — союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.
5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.
6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.
7) принцип «в распределении
Глава 2. Основные качества менеджера, Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.
К личным качествам в первую очередь относят честность и
Свой бизнес: как открыть адвокатскую контору?
... часто сталкиваются начинающие бизнесмены. Помощь «Первого Бизнеса» в открытии юридической конторы Наше консалтинговое ... юридической консультации? Первая задача начинающего предпринимателя — получение разрешения на запуск проекта. ... писать курсовые и дипломные работы. После выпуска позвольте им устраиваться на работу в ... хватило посадочных мест у стола руководителя, а еще лучше организуйте переговорную ...
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.
Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности — ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергия необходимы, поэтому нужно рационально распределять их между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.
Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.
Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.
Современный менеджер должен активно бороться с
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру — профессиональные. Это — компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Эффективный менеджер профессиональные и личные качества
... приоритетами обязательных качеств хорошего руководителя, тем более что сами руководители формируют иную шкалу ... менеджера и пойдет речь в этом реферате. 1. Личность и принципы менеджмента Особенности личности и труда руководителя ... получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высоко развитые ... условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных ...
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.