Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется в соответствии с положением Совета Министров РБ «О порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности »
Эффективность деятельности ОАО во многом зависит от состава учредителем, В процессе приватизации создаются ОАО либо с одним учредителем — государством, либо ОАО с несколькими учредителями (государством; кредиторами и инвесторами).
Если учредитель один — государство, то ОАО становится преемником его долгов, которые погашаются из чистой прибыли, что значительно замедляет процесс приватизации.
Участие кредиторов в учреждении ОАО позволяет начать деятельность без долгов, улучшить финансовое положение, расширить и обновить производство.
Наиболее предпочтительным является вариант участия в учреждении ОАО инвесторов, в том числе зарубежных. Но внешнего финансирования не будет до тех пор, пока инвесторы не получат гарантии, что их деньги находятся в надежных руках, а это может обеспечить только контрольный пакет акций действующий закон об акционерных обществах не защищает права, инвесторов. Так, Законом установлен принцип голосования «одна акция — один голос» (ст. 42), Практика же показывает; что в большинстве приватизированных АО управляющие к трудовой коллектив владеют от 50 до 70 % голосующих акций, а внешние акционеры до 20 %. Таким образом, решения принимаются простым большинством, а инвестор всегда рискует.
Для обновления экономики: Беларуси необходимо вливание прямых иностранных инвестиций в объеме 50 млрд. долларов США. На сегодня имеется менее ОД % этой суммы, которые в основном: приходятся на проекты с российскими компаниями по прокладке нефт- газотрубопроводов [10].
К сожалению, экономическая ситуация в стране ограничивает участие в преобразовании государственных предприятий иных, кроме государства, учредителей. Поэтому наибольшее распространение получили полностью государственные акционерные общества. Усилению роли государства также способствовал Указ Президента. РБ № 5.91 от 14.11.1997 г., утвердивший «Порядок введения и реализации особого права («золотой акции») государства на участие в управлении акционерным обществом».
Приватизация в Республике Беларусь
... чековую приватизацию, власти значительно ограничивают участие в ней населения. Это объясняется, как желанием не распылять пакет акций, предлагаемых инвестору, так и стремлением получить как можно больше средств в бюджет. В тоже ...
Учитывая, что .для Беларуси наиболее эффективной является акционерная форма предприятий, то будет целесообразным их объединение в холдинги.
Холдинг — юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.
Холдинг отличается от других, форм объединения предприятий тем, что право управления ж контроля обеспечивается с помощью финансового механизма. Система холдинговых компаний позволяет материнской фирме, при сравнительно небольшом’ объеме акций других компаний, контролировать их деятельность, т.е. распоряжаться собственностью во много раз превышающую исходную.
В Германии, Швеции, Голландии нередко холдинговые компании, строятся по принципу виноградной лозы. Через свои дочерние общества холдинг участвует в капитале многих сотен компаний, Активы и: интересы хозяйственных субъектов на разных уровнях такой системы взаимно переплетаются, что способствует устойчивости организационной структуры в целом.
Холдинг, как производственно-хозяйственный комплекс, должен быть зарегистрирован в законодательном порядке, С момента, регистрации: он приобретает все права юридического лица.
В результате образования холдингов акционерные общества достигнут следующих преимуществ:
- Образование государственных холдингов позволит в короткие сроки сформировать реальные институты рынка, что ускорит движение акционерного капитала, сохранение сложившихся производственных связей будет способствовать образованию скоординированных технологических цепочек, начиная от формирования портфеля заказов на продукцию и заканчивая выпуском и реализацией готовой продукции;
- совместное проведение научных и опытно- конструкторских работ позволит организовать в холдинге венчурные предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции, и получения дополнительной прибыли;
- образование единой финансовой, инвестиционной и инновационной политики будет способствовать повышению технического уровня производства и его диверсификации с целью снижения риска и смягчения кризисных явлений;
— Перспективы холдинговых компаний в Беларуси обязательно связаны с постепенным развитием как государственных, так и частных организационных структур, которые будут возникать по мере роста количества АСХ усиления процессов их объединения, слияния, формирования рыночной инфраструктуры. Нужно отметить, что условия для создания холдингов в республике уже имеются.
2
Заключение
По результатам работы над данной курсовой работой можно сделать ряд выводов.
Собственность — это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.
Отношения собственности — это прежде всего право государства контролировать использование редких ресурсов и регулировать возникающие при их потреблении затраты и выгоды.
Собственность — основа экономической системы. Важнейшими формами; экономической реализации собственности выступают доход домохозяйств и фирм, прибыль .предпринимателей, ссудный процент, рента, дивиденд я другие формы приращения имущества. Это происходит благодаря тем субстанциям, через которые проходит собственность, — присвоение, отчуждение, распоряжение, владение и пользование собственностью.
Приватизация в России (2)
... статей, а также электронные ресурсы и нормативно-правовые документы. Глава 1. Теоретические аспекты приватизации в России 1.1 Приватизация как экономическое явление. Цели и задачи приватизации в России Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс ...
Можно выделить два типа собственности: частную и государственную (общественную), каждый из которых имеет несколько форм. При: частной собственности одно лицо или семья является, собственником имущества, ресурсов или факторов производства, имущество передается по наследству или реализуется на рынке. Государственная собственность представляет собой форму частной собственности, при которой субъектом собственности: выступает государство.
Преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это приводит к росту производительности ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности. Однако принимаемые решения о преобразованиях собственности в переходной экономике зачастую могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами: теневого и криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским).
Западная приватизация в 80-х годах началась в западноевропейских странах в конце 70-х начале 80-х годов и. стала возможной и необходимой в результате развития в экономике нескольких, долгосрочных процессов. Во-первых, за сорок военных и послевоенных лет был достигнут высокий уровень централизации частных капиталов, распространение мощных в финансовом отношении транснациональных корпораций, В 50-70-е годы произошли решающие перемены, связанные с формированием нового типа развития на основе непрерывного совершенствования техники и технологии,
2
расширения и диверсификации рынков в едином мировом экономическом пространстве. Третья группа, причин теоретически обоснованной Кейнсом, марксистами и институционалистами. Кейсианская схема предполагает воздействие на поведение предпринимателей путем изменения параметров платежеспособного спроса, в частности, через бюджетную политику, то есть через макроэкономическую сферу.
Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или. юридическим лицам.
Разгосударствление собственности — разрушение монополии государственной собственности, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем: реформирования государственных и арендных предприятии.
Приватизация — процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В Беларуси реформирование государственной собственности началось в 1991 г. Законодательную базу приватизация получила с принятием: в 1993 г. Закона «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь.
Приватизация в Беларуси не является самоцелью, а только лишь средством решения определенных задач, которые определены в «Государственной программе разгосударствления и приватизации» от 16.06.1993 г.
Всего в Беларуси за период с 1991 года до января: 2005 года реформировано 1730 объектов республиканской формы собственности. В том числе около 300 проданы на аукционах.
Собственность в беларуси виды и формы. Муниципальная и публичная ...
... Государственная и частная формы собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Республиканская собственность используется в интересах всего ...
Учитывая, что для Беларуси наиболее эффективной является акционерная форма предприятий, то будет целесообразным их объединение в холдинги. Перспективы холдинговых компании в Беларуси обязательно связаны с постепенным развитием как государственных, так и. частных организационных структур, которые будут возникать по мере роста количества АО, усиления процессов их объединения, слияния, формирования рыночной инфраструктуры.
2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/evolyutsiya-form-sobstvennosti-v-rb/
1. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности: в Республике Беларусь: Закон. Республики Беларусь // Народная газета от 18 февраля 1993 с.3-4.
2. О предприятиях в Республике Беларусь; Закон Республики Беларусь // Нар. экан. газ. 1993» №13-14.
3. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1998
4. Базылев Н.И., Базылева М.П. Экономическая теория — Мн. :Книжный дом.- 2004.-608 с.
5. Вечерко Г. Экономика Беларуси на стыке двух веков; тенденции, проблемы перспективы // Белорусский Банковский бюллетень № 26 (85) 17 июля 2000 г.
6. В ближайшие два года самым крупным объектом приватизации в Беларуси станет «ВИТЯЗЬ»/Белорусский рынок.-№45.-2004.-с.З
7. Головачев А.С., Малиновский Т.К., Приватизация коммунальной собственности Мн. 1998г. -128 с.
8. Ефимова А.А., Экономическая теория/ под. ред. А.И. Добрынина. Экономический учебник для юристов, М.: Экоперспектива, 2002.
9. Каспин В.И., Острина И.А.,. Приватизация по правилам: вопросы и ответы; Справочник. М. Финансы и статистика, 1997
10.Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности — М.: Экономика\1990.
11.Кемпбелл Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс. М.:Экономика.-2003., т.1 12.Курс экономической теории/ под ред. М.Н. Чепуряна, M. Экономика, 2002.
13.Курс экономики. Учебник. Под ред. Б.А. Райзберга, Москва Инфра-M. 2000,
14.КуликовЛ.М., «Основы экономических знаний», М.: МГЭУ,-2000.
15.Лобан Л.А. Приватизация предприятий: способы, организация, механизм, Мн.: ООО «Мисанта»; 1996. -144 с.
16.Лобкович Э.И, Переходная экономика; сущность проблемы, особенности в Беларуси. M: БГЭУ, 2000, — 70 с.
17 .Министерство экономики Беларуси проведет два аукциона по продаже объектов республиканской собственности//http://www.emba
18/Основы теории, современной экономики. Ростов-на-Дону. Феникс-2000,- 445c. 19.Основы разгосударствления и приватизации. -М.-1999
20.Приватизация в производственной и социальной сферах. Зарубежный опыт. М. 1992.
21 .Приватизация: Как? Когда? Какой ценой? Международный опыт переходных движений.-М/- 1995.
22Приватизация: чему учит мировой опыт/ Под ред, Болотина,- М.-1997
2
23. Преобразования переходного периода. Приватизация и. структурные изменения. Экономические тенденции в Беларуси (Belarus Economics Trends -BET) Проект ТАСИС. Третий квартал 1999, London Business School
24 .Савас Э.С. Приватизация, ключ к рынку. М., -1995. с.42
25,Становление холдингов как вариант проведения эффективной приватизации в Республике Беларусь/Белорусская газета.-№23,-2000.-с.4
Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование ...
... развития Беларуси. В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; ... рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также раз государствление собственности и приватизация ...
26,Экономическая теория. Системный курс под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: 2000.-440с.
27.»Экономика» / под ред. Булатова М: Экономика,-2000.-456 с.
2