Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих групповые и индивидуальные интересы.
Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Лишь политически активные и свободные граждане могут создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. А с другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.
Темой данной курсовой работы является « Гражданское общество». Данная тема является актуальной для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире.
Целью данной курсовой работы является: разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики, а также выявить основные аспекты становления гражданского общества.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, признаки и структуру гражданского общества;
2. Рассмотреть предпосылки возникновения гражданского общества;
3.Рассмотреть основные этапы становления гражданского общества в России.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества.
Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.
1. Гражданское общество: понятие, признаки, структура
Понятие гражданского общества
Такое понятие, как гражданское общество, человеку известно с древних времен. В своих трудах Аристотель, Маркс, Руссо, Кант, Монтескье, Макиавелли, Гегель, Локк и другие описывают гражданское общество достаточно четко, достоверно и многогранно.
Правовое государство понятие принципы, проблемы формирования
... правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит своё выражение, в частности, в формировании ... года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, ...
Например, Кант писал так: Гражданское общество основано на следующих принципах : 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного ; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Кант И. Соч. Т. 4. Ч. II. С. 79.
По Гегелю, гражданское общество — это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, «некультурного» состояния, писал Гегель, «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью».
При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь «в современном мире». Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.
Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек — его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных).
В этом смысле она представляет собой некоего эгоистического индивида. В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. «В гражданском обществе, — писал Гегель, — каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей» Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990..
Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.
Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели «в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения — т.е. гражданское общество на его различных ступенях — как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и проследить процесс их возникновения на этой основе” Маркс К., Энгельс Ф., Л. Фейербах. Противоположность материалистического и
идеалистического воззрений // Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии». М., 1966. С. 51. .
Понятие гражданского общества можно трактовать по-разному. В основном выделяют два подхода толкования этого термина. Сторонники одного подхода рассматривают гражданское общество как исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме; как своего рода социальную универсалию. А второй подход рассматривает гражданское общество как конкретный феномен, т.е. как формы существования рыночно-демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая возникновение гражданского общества с возникновением гражданина, наделённого определёнными правами и обязанностями. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.-1992-№1-2.
Мнимые и притворные сделки в гражданском праве
... гражданского права: В данном случае речь идет о правовом регулировании сделок. Методы правового регулирования различны: Признаки сделки Исходя из выше сказанного, можно определить признаки сделки: Глава 2. Мнимые и притворные сделки. §1. Понятие мнимых и притворных сделок. Мнимая сделка, ...
Можно сделать вывод о том, гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими
качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) Т.В Кашанина, А.В.Кашанин. Основы российского права. М., 1997.
1.2 Признаки гражданского общества
Для понимания гражданского общества необходимо определить его основные признаки. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» общества и направления, которые необходимы для его самосовершенствования.
1.Гражданское общество — это, прежде всего, сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником, т.е. реально обладает средствами, которые необходимы для нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.
В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, в праве участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. В.Д.Перевалов. Теория государства и права.М.,2013 С.350
2. Самоуправляемость;
3.Плюрализм и свободное формирование общественного мнения;
4.Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
5.Наличие у органов самоуправления части власти;
6.Принцип координации;
7.Развитое чувство коллективности, т.е. осознание принадлежности к одной культуре;
8.Высокий уровень психологического и интеллектуального развития людей, их готовность к самодеятельности при включении в гражданские институты и другие.
Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый человек мог сам определить свои жизненные ценности и цель. Но идя к этой цели, в гражданском обществе не всегда удается избежать конфликтов, потому что большинство стремится к одному и тому же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”. И гражданское общество стремится к тому, чтобы уберегать людей от столкновений такого рода. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, в качестве гражданских прав и свобод каждого индивида, в том числе речь идет о таких правах как право на жизнь, на свободу слова, право на свободное объединение в союзы, право на частную собственность и др.
Курсовая Процесс. Понятие доказывания в гражданском процессуальном ...
... доказывания в гражданском процессе теоретический интерес. Глава 1. Понятие доказывания в гражданском процессуальном праве Понятие доказывания и его основные этапы В данный момент в теории гражданско-процессуального права ... являются общественные отношения , складывающиеся в процессе доказывания при определении предмета доказывания в гражданском судопроизводстве. Предметом Цель настоящего исследования ...
Общество создается не специально, а возникает на определенном основании, но следует учитывать и то, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, с целью достижения государственной целесообразности, для извлечения общественной пользы и выгоды.
Исходя из вышесказанного, к признакам гражданского общества также можно отнести следующее:
- гражданское общество не допускает конфликты между самими членами общества;
- гражданское общество возникает на определенных основаниях, но и не исключает того, что некоторые институты создаются в интересах общества в целом и государственной рационализации.
Также можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая свобода, рыночные отношения, многообразие форм собственности;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев. Н. И. Матузов, А.В.Малько. Теория государства и права.Юристъ,2004.С.56
1.3 Структура гражданского общества
Структура- совокупность структурных элементов, которые составляют гражданское общество и взаимосвязи между ними. Структура гражданского общества помогает выявить механизм его функционирования.
Гражданское общество имеет свою специфическую структуру. Ее составляющими являются различные общественные институты и образования, которые обеспечивают условия для реализации личных потребностей коллективов, индивидов, которые смогут давить на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.
Человек его права и свободы как высшая ценность общества и государства
... (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство, их объем исторически всегда определялся положением индивида в общества; данные блага условно и могут быть названы правами человека; к особенностям основных прав и свобод человека и гражданина ...
В гражданское общество входят следующие составляющие:
1) личность;
2) семья;
3) школа;
4) церковь;
5) собственность и предпринимательство;
6) социальные группы, слои, классы;
7) частная жизнь граждан и ее гарантии;
8) институты демократии;
9) общественные объединения, политические партии и движения;
10) независимое правосудие;
11) система воспитания и образования;
12) свободные средства массовой информации;
13) негосударственные социально-экономические отношения и др. Н. И. Матузов, А.В.Малько. Теория государства и права.Юристъ,2004.С.57
Также структуру гражданского общества можно подразделить на три уровня.
Первый уровень удовлетворяют производственные отношения, которые направлены на базовые потребности человека, такие как пища, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность людей. Такие потребности реализуются через потребительские, профессиональные и иные ассоциации и объединения.
Второй уровeнь мeжличностных взаимосвязeй составляют такиe потрeбности, как потрeбности в здоровьe, в общeнии, в информации, в духовном развитии, в продолжении рода и т.д. Потрeбности данного уровня в рамках следующих институтов: церковь, семья, творческие кружки, научные и образовательные учреждения и др.
Политико-культурные отношения, способствующие реализации потребности в политическом участии, которые связаны личным и свободным выбором на основе ценностных ориентаций и политических предпочтений, составляют высший, третий уровень межличностных отношений. Данные предпочтения индивидов реализуются с помощь политический движений, партий, групп интересов и т.д.
В гражданском обществе существует единый комплекс базовых, важнейших ориентаций, ценностей, принципов, которыми руководствуются все члены общества. Данный комплекс все время совершенствуется ,обновляется, объединяет общество воедино и определяет основные характеристики его экономической и политической подсистем. Экономическая и политическая свободы представляют собой формы проявления фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.
Гражданское общество можно представить в виде определенного социального пространства, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых от государства и друг от друга индивидов. Основой гражданского общества является цивилизованный, полноправный человек, поэтому сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Возникновение идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности тесно связано с возникновением гражданского общества.
Формирование гражданского общества повлекло разграничение прав человека и гражданина. Государство обеспечивает права гражданина, а гражданское общество — права человека. Но в обоих случаях говорится о правах личности, только в первом случае речь идет о правах отдельного человеческого существования на свободу, жизнь и т.д., то во втором случае -о политических правах индивида. Важнейшим условием существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.
2. Предпосылки возникновения гражданского общества
Причины, обусловливающие возникновение гражданского общества и его развитие, зарождаются в объективно обусловленных социальных нуждах людей, прежде всего экономических. Справедливое разрешение противоречий и порождает гражданское общество. Еще Демокрит утверждал, что все изменения в обществе связаны с нуждой. Нужда, обострившиеся в естественном состоянии людей противоречия в связи с удовлетворением жизненных потребностей вызвали необходимость выхода из кризисного состояния путем установления обязательного для всех справедливого порядка — правового порядка, охраняемого силой такого единения людей, которое можно назвать государством-обществом. Не случайно все мыслители до Н. Макиавелли (до начала XVI в.) общество и государство отождествляли. гражданский общество штатский партикулярный
Личные (гражданские) права человека
... государством гражданину, который должен был заслужить эту «милость» исполнением своих гражданских обязанностей (ср.ст.57 Конституции РСФСР 1978 года). 2. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Личные (гражданские) права ... призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую ...
Зародилось гражданское общество задолго до того, как его стали теоретически осмысливать как таковое. Гражданское общество как система отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы, зиждется на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением. Именно с появлением частной собственности начинается генезис гражданского общества. По мнению Ж. Ж. Руссо, первый, кто, огородив участок земли, сказал: «Это мое!», был истинным основателем гражданского общества. С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., исправл. и доп. — Минск : Амалфея. — 480 с., 2007
Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство нельзя представить без гражданского общества. Гражданское общество может нормально функционировать только в условиях демократического режима, в условиях авторитарных и тоталитарных режимов оно невозможно.
Исторически на смену традиционному, сословно-кастовому строю пришло гражданское общество. При сословном строе государство было отделено от основной массы населения и совпадало с имущими классами. В традиционных обществах социального неравенства было выражено и закреплено в праве: социальная группа, которая занимала господствующее положение, была организована в государство, которое охраняло привилегии высших слоев общества, как раз и осуществлявших власть, и поддерживало сословные границы. В сословных государствах были регламентированы многие стороны общественной жизни: бытовая, религиозная, экономическая, хозяйственная и др. Однако такая система не была абсолютно чуждой природе гражданского общества. Сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства, не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, и право было неравным для каждого феодального сословия. И на смену таким феодальным структурам «сверху вниз»,которые четко закрепляли социальное неравенство, пришли горизонтальные невластные связи, основанные на договорных началах свободных личностей и юридическом равенстве.
Гражданское общество по своей сути преимущественно буржуазное. Его основа — юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства складывалось в процессе искоренения сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.
Формирование представительного государства, которое выступало от имени всего населения, положило начало данному процессу. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства юридическим всеобщим равенством определило новое социальное положение личности. Теперь каждый человек, несмотря на свое социальное и имущественное положение, был признан полноправным и равным участником общественной жизни, наделенным волей.
Реферат россия на постсоветском пространстве договоры с украиной белоруссией
... с Белоруссией является, пожалуй, первым примером использования Соединенными Штатами более жестокого варианта стратегии «геополитического плюрализма» на постсоветском пространстве. Когда тенденция к реинтеграции России и Белоруссии ... этого договора свидетельствовал о стремлении к более полному сотрудничеству подписавших государств в целях повышения уровня жизни людей. 2. Россия и Украина Российско- ...
В ходе конфликта в государстве и в обществе, который был разрешен в ходе революций XVII-XVIII веков и последующих реформ, произошло обособление общества от всесторонней власти государства. Данный конфликт был следствием исторического перехода от абсолютистских властных систем к конституционным. Сам же этот переход отражал возникновение новых политических, социально — экономических и культурных реальностей. Они были притворены в жизнь товарно-денежными отношениями, появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, секуляризацией индивидуального и массового сознания, кризисом легитимности абсолютистских режимов, промышленной революцией, возникновением политических партий, которые стали важным каналом трансляции разного рода интересов различных групп.
Уже реальное функционирование гражданского общества началось с принятия Декларации прав человека и гражданина во Франции и биллей о правах в США и Англии. В действительности юридическое право не предполагает фактического права, оно значит лишь равенство возможностей, но оно создает условия для проявления талантов, способности и инициативе личности. Свобода человека тесно связана с его материальным благополучием, свободой предпринимательской деятельности, наличием частной собственности. Частная собственность, помимо экономической основы гражданского общества, также является и фактором политического, культурного и нравственно прогресса.
Русский философ И.А. Ильин (1882-1954) раскрыл значение частной собственности в формировании гражданского самосознания человека. Он считал, что частная собственность должна соответствовать индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Помимо этого, она также раскрывает личную инициативу и хозяйственную предприимчивость; учит человека творчески относится к труду ; вовлекая в отношения собственности, объединяет семью; дает собственнику чувство уверенности; пробуждает и воспитывает в людях правосознание; создает государственный инстинкт человека; формирует в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает правильный подход к политической свободе.
Таким образом, главной основой и главным признаком гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их свободами и правами. А о зрелости гражданского общества можно судить по степени реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Самостоятельность общества и личности способствует возданию механизмов саморазвития и саморегуляции, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, которые обладают способностью и действительной возможностью осуществлять свои неотчуждаемые права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.
3. Становление гражданского общества в России
История развития гражданского общества в России
В России становление гражданского общества началось значительно позже, чем в США и Западной Европе. Зарождение гражданского общества началось во второй половине ХIХ столетия при проведении реформ Александра II. Например, таких как реформа местного самоуправления, отмена крепостного права, а также судебной, административной реформы и других. Благодаря этому были ускорены необходимые процессы модернизации русского общества. С развитием буржуазных отношений начинают формироваться банки, крупные промышленные предприятия и других субъекты капиталистических отношений. Именно они и составили экономическую основу гражданского общества. Новый толчок к развитию получили различные образовательные, медицинские и иные учреждения. Соответственно это помогало нормализовать русское общество и стимулировало рост институтов общественной самоорганизации.
Политическая система общества и государство
... демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения 2 1.3 Закономерности развития политической системы общества Закономерности развития политической системы - это ...
При формировании гражданского общества большое значение имело образование выборных органов местного самоуправления, относительно самостоятельных от государства. Данные органы управления в основном ведали делами местного значения. Некоторые права от ведомства государственного управления перешли к органам самоуправления, которые стали одним из важнейших структурным элементом гражданского общества.
Судебная реформа 1864 г. провозгласила такие принципы как разделение административной и судебной властей, равенство каждого перед законом, гласность и состязательность процесса, независимость адвокатуры, несменяемость судей, создание суда присяжных. Также были введены либеральные судебные уставы. Процесс формирования среднего класса — социальной базы гражданского общества — начался после реформ 60-х гг. XIX века. Однако все это является лишь начальным этапом пути к гражданскому обществу. Новый император Александр III обнародовал манифест 1881г «О незыблемости самодержавия»
Началась эпоха резкого торможения процессов либерализации в общественной системе — эпоха реакции.
Следующий период в развитии институтов гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. Именно в эти годы стала складываться многопартийная система, политические партии при которой являлись субъектами гражданского общества, так как они были независимы от государственной власти и стремились к реализации своих политических целей.
В начале XX века в России существовали некоторые элементы гражданского общества: добровольные общественные организации и независимые печатные издания. Их главной целью стало формирование в стране такой общественно-идейной атмосферы , которая принудила бы власти к проведению реформ. И. И Кальной и др.. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. И. И. Кальной, доц. И. Н. Лопушанский. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс». — 492 с., 2006
Многие добровольные общества были вынуждены брать не себя решение профессиональных проблем, что нередко подталкивало их к требованиям, имевшим политическую окраску. С 1902 г. Учительские общества в некоторых губерниях требовали увеличения зарплаты, гарантий от произвольных увольнений, большей автономии в вопросах школьного управления и представительства в земских комитетах образования. Громов М. Н., Козлов Н. С.. Русская философская мысль X—XVII веков: Учеб. пособие.—М.: Изд-во МГУ.— 288 с., 1990
Место и роль гражданского общества в социальном государстве
... власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества. Между понятием «гражданское общество» и понятием «общество» есть не ...
Пойти на серьезные изменения в государственном строе страны царизм заставила Революция 1905г. С помощью деятельности выборных законодательных учреждений и многопартийности, четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), Россия получила свой первый опят парламентаризма.
Первая мировая война обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.
Сильный толчок к дальнейшему развитию гражданского общества дала Февральская революция 1917 г. Вследствие этого в нашей стране начали развиваться демократические институты, такие как: институты свободы слова, вероисповедания, организаций, собраний. Возникло множество политических и неполитических организаций. Сильный рост социальной активности масс повлиял на развитие институтов общественного самоуправления. Но поскольку государственная власть была слабой, она не смогла упорядочить этот процесс. Угроза анархии нависла над нашим государством.
В корне изменил ситуацию Октябрьский переворот 1917 г. В стране применялись авторитарные методы управления экономикой и общественной жизни, установилась жесткая централизованная власть. Потеряли свое значение различные политические организации и институты, потому что их действие осуществлялось под строгим идеологическим и политическим государственным контролем. Также произошла ликвидация частной собственности, т.е. основы экономической самостоятельности граждан. В стране постепенно складывался тоталитаризм, который блокировал саму возможность развития гражданского общества. При таком режиме невозможно существование гражданского общества. Партийная номенклатура, которая стала действительным собственником средств производства, составила партийный класс. Оставшееся население было превращено в государственных зависимых работников. Произошло уравнивание всех членов общества перед всесильной государственной машиной. А такой термин, как «гражданское общество», был уничтожен из советского государственно — правового и политического словарного запаса. Такие организации, как профсоюз, различные кооперации и комсомолы, творческие союзы, в советский период лишались во многом своей самостоятельности, так как входили в официальные государственные структуры партийной машины. Хотя в иных условиях они могли бы помочь становлению гражданского общества.
Свою актуальность термин «гражданское общество» вновь приобрел в 80-е гг. XX века. Преобразования в России, которые начались 1985 г., своей целью ставили формирование предпосылок гражданского общества.
Во второй половине 80-х гг. вследствие социально-экономических и политических реформ в России произошли большие перемены. Многочисленные элитные группировки сменили партийную номенклатуру. Сама эта элита утратила значительную часть рычагов власти, которые были свойственны старому правящему классу. Сложившаяся ситуация привела к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.
На социальной структуре серьезно сказалась трансформация институтов российского общества. Изменения претерпели отношения к власти и собственности, появились новые социальные группы, например, предпринимательская структура, также улучшились уровень и качество каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все вышеперечисленное стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества.
Перераспределение собственности через приватизацию дало возможность для становления среднего класса в России. Частные лица с помощью приватизации получили возможность приобретать в собственность часть государственного имущества. У трудовых классов появилось право на аренду государственного имущества, на приобретение объектов промышленности, торговли, сферы услуг на акционерной основе.
Новый позитивный период становления гражданского общества в нашей стране начался после распада СССР в 1991 г. Россия в конце ХХ столетия начала путь модернизации общества, который заключается в переходе страны от тоталитарного к правовому государству , к гражданскому обществу.
После большого перерыва в развитии гражданского общества в России (с октября 1917 г. по 1990-е гг.) начался период бурных реформ во всех областях жизни страны.
За несколько лет реформирования в нашем государстве возникли многочисленные политические партии, народные фронты, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др.
Реальными признаками существующего гражданского общества являются выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных средств, ослабление роли чиновников в управлении страной, в том числе и передача их функций общественным организациям.
3.2 Пути становления гражданского общества в современной России
Свободное общество строится лишь тогда, когда в нем заинтересовано большинство. Создание условий для того, чтобы от свободы выиграло наибольшее число граждан, является обязанностью государства. Право на свободу каждый человек имеет в равно степени, несмотря на то богатый он или бедный. И у последних должен быть шанс ее получить. Именно такие идеи сейчас разделяют политические силы, ориентиры которых направлены на проведение реформ в интересах большинства населения, а не привилегированного меньшинства.
Гражданское общество является обществом равных возможностей, которые основаны на принципах социальной справедливости и солидарности сильных и слабых. Это может значить только то, что свободное общество в России м должно существовать не только при условии раскрепощения частной инициативы, но и при развитой системе социальной поддержки.
По мнению российского ученого С. Перегудова, развитие гражданского общества в России зависит от двух игроков: «от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия». Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. № 2.
Построение свободного общества возможно лишь в рамках стабильно политической системы, которая предполагает активную роль государства в создании экономического порядка и отсутствие произвола. Ведь рынок является не самой целью, а прежде всего, средством достижения достатка и свободы всех граждан России. Задачей государства является то, чтобы не принуждать, а ориентировать рынок на достижение социальных целей.
Противоречие между российским обществом и государством является актуальным в современной России. Суть данного противоречия заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться понятными гражданам нормами, противоречит с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. Данный конфликт влияет не только на большинство граждан нашей страны, но также затрагивает и активистов общественных организаций.
Власти самостоятельно могут ориентировать поведение людей благодаря не только владению знаниями о правовых нормах, но и благодаря монополии на их истолкование. Нечеткость правовых норм является одним из главных ресурсов, который позволяет контролировать частную жизнь граждан. В нашей стране и сейчас нет пространства частной жизни, которое было бы защищено гражданскими правами и ограничено общественными обязанностями человека, из-за отсутствия законоправия. И чем более условны границы такого пространства, тем шире воспроизводство различных практик сокрытия проступков, доходов, преступлений.
Благодаря определенной системе гарантий со стороны государства, гражданское общество имеет право на свое существование и политическую значимость. Именно в этом и заключается взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Развитие такого государства, которое является обязательным условием для существования демократического строя, содержит не только само собой разумеющиеся разделение властей на три ветви, но и дополняющее их разделение между государством и гражданским обществом.
Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
- не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
- нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;
- политические партии до сих пор не получили доступа к власти, и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;
- оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения.
Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г. и другие попытки поставить их под контроль как на федеральном, так и на региональном уровне;
- ставится под сомнение свобода слова и прессы — через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
- сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
— не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. № 2
Правовое государство возможно лишь в том случае, если сама власть соблюдает законы. Российское современное общество далеко от гражданского, так как оно остается лишь бездейственным объектом манипуляций со стороны власти.
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
- финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
- создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
— реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. № 2
Формирование гражданского общества переживает ряд трудностей. К ним относятся не только распад традиционных норм и социально-культурных связей, но также и появление слишком высокий материальных и статусных ожиданий. И эти ожидания, особенно на ранних этапах становления гражданского общества не могли быть реализованы, так как формировались они из архаического духовно-психологического склада, основанного на русском менталитете. Эти особенности стали основой для личных и коллективных ожиданий о возврате к традиционным формам общежития.
Гражданское общество состоит из свободных людей, которые готовы объединяться для решения задач лишь в тех случаях, если они затрагивают их интересы. То есть следует сказать, что люди создают коллективы сознательно, и это говорит о действительной общинности, в отличие от коллективов, созданных под контролем государства и направленных сугубо для выражения государственных интересов, а не своих личных. В гражданском обществе человек имеет право спокойно покинуть коллектив, не опасаясь применения к нему каких-либо санкций. Поэтому для формирования гражданского общества необходим свободный индивид, сводная личность, которая имеет собственный частный интерес и активно выступает за его реализацию. И свобода данного человека ограничивается лишь нормами права и морали, а не государственными, коллективными и др. интересами. Создание именно такого индивида необходимо для России в условиях демократизации общества.
Для усиления гражданского начала, ослабления государственного патернализма (т.е. системы отношений, основанной на покровительстве) формируется такой механизм, как саморегулирование, разрешаются первичные задачи демонополизации экономики, приватизации, разгосударствления, т.е. решают вопросы реального перехода к рыночной экономике.
В. Путин говорит о том, что необходимо продолжать работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества. «Без зрелого гражданского общества, — утверждает он, — невозможно эффективное решение насущных проблем людей.» Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г И на самом деле лишь свободный человек способен обеспечить рост экономики и, в конечном итоге, процветание государства. Поэтому возникновение гражданского общества невозможно без свободно мылящего активного динамичного гражданина. В сегодняшнем обществе легитимность власти обеспечивается пассивностью граждан, а не за счет реального согласия с государственным правлением. Такая бездейственность людей приводит к усилению власти, государственные полномочия расширяются за счет прав и свобод граждан.
Гражданин — это человек, который обладает гражданским достоинством и мужеством, он готов всегда защитить основополагающие, неотъемлемые ценности открытого общества, и, если нужно, то сражаться за них.
По своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер и особенно это отчетливо ощущается в евразийской полиэтнической России. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик. Данное обстоятельство затрудняет развитие гражданского процесса на политическом пространстве современной России, которая пока проходит процесс создания условий, или основ, становления гражданского общества. Одним из вариантов развития
России в данном контексте предлагается курс на устойчивый демократический порядок, включающий в себя правовое государство, социальную рыночную экономику, гражданское общество, современную систему безопасности и постиндустриальную стратегию в рамках европейского пути развития. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. № 2
Заключение
Гражданское общество — это человеческая общность, которая формируется и постоянно развивается в демократических государствах. Она представлена: 1) связью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества;
2) совокупностью негосударственных отношений — экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
Гражданское общество — это среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.
Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже время ему присуща и склонность делать всё по-своему.
Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.
Таким образом, гражданское общество — определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.
Основными сущностными признаками гражданского общества являются экономическая, социальная, политическая и духовная свобода его членов, их право и способность самостоятельно решать свои экономические и социально-политические проблемы. Гражданское общество — это самоорганизация граждан, независимая от государства и существующая наряду с ним, представляющая собой совокупность, многообразие форм самодеятельности людей и служащая для удовлетворения их потребностей и интересов.
В настоящее время в нашей стране наметились тенденции развития гражданского общества, но в России процесс его зарождения не может протекать так, как это было в других странах, в силу ряда причин. В связи с неоднозначностью сложившейся ситуации возникают различные проблемы формирования гражданского общества, характерные для Российского региона, такие как взаимодействие со средствами массовой информации, образование, добровольческое движение и другие. Особое внимание было уделено добровольческому движению. На мой взгляд эта проблема наиболее значима, т. к. процесс формирования гражданского общества не может начинаться сверху. Фундамент общества в общем смысле этого слова, и гражданского общества, в частности, — люди, его составляющие.
Общество будет таким, каким его себе представляет каждый конкретный человек, член этого общества.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/formirovanie-grajdanskogo-obschestva-v-rossii/
1. Н. И. Матузов, А.В.Малько. Теория государства и права.Юристъ,2004
2. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.-1992-№1-2.
3. Т.В Кашанина, А.В.Кашанин. Основы российского права. М., 1997.
4. С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., исправл. и доп. — Минск : Амалфея. — 2007
5. И. И Кальной и др.. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. И. И. Кальной, доц. И. Н. Лопушанский. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс». — 492 с., 2006
6. Громов М. Н., Козлов Н. С.. Русская философская мысль X—XVII веков: Учеб. пособие.—М.: Изд-во МГУ.— 288 с., 1990
7. Евтушенко М. В. Становление гражданского общества в современной России // Общество: Политика, Экономика, Право. 2008. № 2
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций — 2-е изд., испр., доп. — М., 1995 — 312
10. Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник — М.: Право и закон, 1996
11. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
12. .Маркс К., Энгельс Ф., Л. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений // Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии». М., 1966. С. 51.
13. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. № 2.