Государственный внутренний долг Российской Федерации

В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в российский бюджет наряду с налогами (если не принимать во внимание сверх доходов от продажи углеводородного сырья) стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране — постоянно увеличиваются.

Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

3 стр., 1119 слов

Управление предприятием в условиях несостоятельности (банкротства)

... банкротства предприятий с точки зрения стабилизации экономической ситуации в России. Объект исследования – АО «Талвис». Предмет исследования – оценка вероятности банкротства АО «Талвис». Цель курсовой работы – исследование теоретико-методологических и практики оценки вероятности банкротства ... Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Е.С. Стоянова — М.: Финансы и статистика, 2011. – ...

Объектом работы является государственный внутренний долг.

Предмет работы — особенности управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации.

Цель данной работы — рассмотреть теоретические аспекты формирования государственного внутреннего долга, также провести анализ управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации и определить перспективы развития.

Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть понятие государственного долга;
  • определить формы государственного и муниципального долга;
  • определить сущность управления государственным долгом;
  • выявить специфику управления государственным внутренним долгом;
  • провести анализ государственного внутреннего долга, его динамики и структуры за 2010 — 2014 гг.;
  • Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

    Астапов К.

Л.

Глава 1. Внутренний государственный долг Российской Федерации

1.1 Понятие, цели, задачи его формы и виды и классификация Государственный внутренний долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Правительства РФ, Закона РФ, Правительства РФ, Правительства РФ, Правительством РФ

кодекс РФ Бюджетный

в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

  • в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  • и, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Правительства РФ

Государственные займы — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по конкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

16 стр., 7823 слов

Кредитование юридических лиц в Российской Федерации

... разделов, заключения, материал работы иллюстрирован 6 рисунками и 19 таблицами. 1. Теоретические основы кредитования юридических лиц в Российской Федерации 1.1 Понятие кредита и принципы кредитования Банк - это ... "Банковское дело" кредит определяется как форма движения ссудного капитала [5, с.112]. В новом Гражданском кодексе Российской Федерации термин "заем" (ст.807 - 818) применяется как ...

Облигация (от лат. obligatio — обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ. Более короткое и общее определение облигации дано в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г. — облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником).

Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г.

Облигации бывают различных видов: на предъявителя и именные.

Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.

В зависимости от субъектов, среди которых размещаются облигации, они подразделяются на: свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц).

Облигации распространяются среди юридических и физических лиц на добровольной основе. Между тем из истории многих государств известно и принудительное (по подписке) размещение облигаций внутреннего государственного займа; поэтому облигации могут классифицироваться и по принципу размещения.

В зависимости от эмитента различают: облигации, выпускаемые Правительством или Министерством финансов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.

Выпуск облигаций внутренних займов имеют право осуществлять Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица — за счет личных средств.

Средства, полученные от реализации облигаций внутреннего займа, направляются в бюджет и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определенные при их выпуске. Облигации внутренних государственных займов распространяются, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов — также и через фондовые биржи.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов, как правило, является Центральный банк Российской Федерации. Он же либо, по его усмотрению, иная уполномоченная организация выполняет функции депозитария, в том числе функции по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляет учет прав различных организаций на эти облигации. Функции же субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства — это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

4 стр., 1554 слов

Договор займа в Гражданском кодексе республики Молдова

... оформления и обеспечения исполнения обязательства Договор займа может оформляться выдачей векселя, выпуск и обращение которого регулируется законом РМ «О ... заемщик вправе возвратить заем и до истечения срока. Однако, если договор займа процентный, заемщик может вернуть заем только с согласия ... тот факт, что лица, достигшие 16 лет также могут быть стороной договора займа при условии, что они получили ...

Их выпуск осуществляется «в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции». Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в а) ограниченной и б) неограниченной форме. К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут относиться: строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения, на право передачи казначейских обязательств (только юридическим лицам); определение минимального числа операций по казначейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Правительством РФ

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных — 10 лет.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) оформляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т. е. со скидкой, а погашаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

Бабич А. М.

Минфина РФ

  • векселя Министерства финансов Российской Федерации;
  • целевые расчетные чеки и целевые вклады;
  • облигации государственных целевых беспроцентных займов СССР 1990 г.;
  • государственные гарантии Российской Федерации;
  • облигации внутреннего займа РСФСР 1991 г. («Апрель», «Октябрь»);
  • облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;
  • государственные краткосрочные бескупонные облигации сроком обращения до 1 года;
  • облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;
  • облигации федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
  • облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
  • облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;
  • облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации;
  • государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
  • государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
  • облигации государственного нерыночного займа сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
  • облигации федерального займа с амортизацией долга с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
  • облигации федерального займа с амортизацией долга с переменной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет).

Внутренний государственный долг Российской Федерации представлен только пятью видами ценных бумаг, все из которых являются тем или иным видом облигаций. Причем основную долю в долге — 65% занимают облигации федерального займа с амортизацией долга ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом — Министерство Финансов РФ) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода.

1.3 Управление государственным долгом Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

1. рефинансирование — погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;

2. конверсия — изменение доходности займа;

3. консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

4. новация — соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

  • унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

5. отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

Лаврушин И. О.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

  • безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

  • формирование государственной долговой политики;
  • определение основных направлений и целей воздействия на микрои макроэкономические показатели;
  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
  • установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов.

Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое — это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе — это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье — это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.

Глава 2. Анализ управления государственным внутренним долгом Российской Федерации за 2010 — 2014 гг

2.1 Анализ и оценка внутреннего долга его динамики и структуры за 2010;2014 годы

Рассмотрим динамику объема государственного внутреннего долга РФ за период 2010;2014 гг. (см. табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Динамика объема государственного внутреннего долга РФ за 2010;2014 гг.

на 1.01.2010 г

на 1.01.2011 г

на 1.01.2012 г

На 1.01.2013 г

На 1.01.2014

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

Гос. внутр. долг всего:

В том числе:

2094,73

2940,39

4190,55

4977,90

5722,24

Гос. цен. бумаги РФ

1837,17

2461,59

3546,43

4064,29

4432,39

Государственные гарантии

251,36

472,25

637,33

906,6

1289,85

Прочая задолженность

6,2

6,55

6,79

7,01

;

Из данной таблицы видно, что в период с 2010 по 2014 годы государственный внутренний долг увеличивается.

Объем государственного внутреннего долга на начало 2011 года составил 2940,39 млрд. рублей, что на 845,66 млрд руб. больше, чем за аналогичный период 2010 года. В том числе: объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, увеличился на 624,42 млрд руб. что на 26% больше чем в 2010 г., государственные гарантии увеличились на 220,89 млрд руб. Прочая задолженность увеличилась на 0,35 млрд руб. На начало 2012 года объем государственного внутреннего долга увеличился на 1250,16 млрд руб. и составил 4190,55 млрд руб. В том числе объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, увеличился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 1081,84 млрд руб. (что на 42,3% больше чем в 2011 г.).

Государственные гарантии увеличились на 165,08 млрд руб. что больше чем в 2011 г. на 26%. Прочая задолженность в 2012 году увеличилась на 0,24 млрд руб. по сравнению с 2011 годом и составила 6,79%.

За 2013 год объем государственного внутреннего долга увеличился на 744,35 млрд руб. В том числе объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, увеличился на 787,34 млрд руб. что на 12% больше чем в 2012 г. Государственные гарантии увеличились на 269,27 млрд руб. Прочая задолженность увеличилась в2013г. по сравнению с 2012 г. на 3%, и составила 7 млрд руб. На начало 2014 года объем внутреннего государственного долга составил 5722,24 млрд. рублей увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 744,35 млрд руб. (увеличение на 13%).

В том числе: государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, увеличился по сравнению с 2013 годом на 368,1 млрд руб. и составил 4432,39 млрд руб., государственные гарантии увеличились на начало 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 383,25 млрд руб. и составили 1289,85 млрд руб.

Рассмотрим и проанализируем структуру государственного внутреннего долга Российской Федерации за период 2010 — 2014 гг. по имеющимся данным (см. таб.2.2., рис. 2.1)

Таблица 2.2.

Cтруктура объема государственного внутреннего долга РФ за 2010;2014 гг.

на 1.01.2010 г

на 1.01.2011 г

на 1.01.2012

На 1.01.2013 г

На 1.01.2014

структура %

структура %

структура %

структура %

структура %

Государственный внутренний долг всего:

В том числе:

Государственные ценные бумаги РФ

87,7

83,78

84,6

81,65

77,4

Государственные гарантии

12,0

16,1

15,2

18,21

22,54

Прочая задолжен.

0,3

0,2

0,2

0,14

;

Вывод: рассмотрев данные таблицы можно сделать вывод что, наибольшую долю в структуре объема государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010 г. составил государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах 87,7%. Доля структуры государственных гарантий в 2010 г. составила 12,0% от общего объема государственного внутреннего долга РФ, доля прочей задолженности составила 0,3%.

На начало 2011 г. доля объема государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, составила 83,78%, что меньше чем за аналогичный период 2010 года на 3,92%. Доля структуры государственных гарантии в 2011 году по сравнению с 2010 г. повысилась на 4,1% и составила 16,1% от общего объема государственного внутреннего долга РФ. Доля прочей задолженности в 2011 г. в структуре государственного внутреннего долга уменьшилась до 0,2%

В 2012 г. наибольшую долю в структуре объема государственного внутреннего долга РФ также составил государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах это 84,6%, что больше чем в 2011 году на 0,82% и меньше чем в 2010 году на 3,1%. Доля государственных гарантий в 2012 г. в объеме государственного внутреннего долга РФ составила 15,2% что ниже чем в 2011 г. на 0,9%. Доля прочей задолженности в 2012 году осталась на уровне 2011 г. что составляет 0,2%.

В 2013 году в структуре объема государственного внутреннего долга РФ, наибольшую долю составил государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах это 81,65%, что меньше чем в 2012 году на 2,95% и меньше чем в 2011 году на 2,13%. Доля государственных гарантий в структуре объема государственного внутреннего долга РФ в 2013 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 3,1% и составила 18,21%. Доля прочей задолженности в 2013 г. уменьшилась по сравнению с 2012 годом на 0,2%.

Рис. 2.1. Диаграмма динамики структуры объема государственного внутреннего долга РФ за 2010 — 2014 гг.

Проанализировав динамику структуры за 2010 — 2013 годы (см. Рис.2.1) мы можем увидеть, что доля государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах в структуре объема государственного внутреннего долга РФ плавно снижается за весь анализируемый период, наблюдается небольшое повышение в 2012 году. На начало 2014 года доля государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в структуре объема государственного внутреннего долга РФ составила 77,4, % что меньше показателя на начало 2013 года на 4,25%. По сравнению с началом 2010 года доля внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, упала на 10,3%.

Объем государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту за весь анализируемый период, так как государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. Так на начало 2014 года по сравнению с началом 2010 года доля государственных гарантий увеличилась на 10,54% и составила 22,54% в структуре объема государственного внутреннего долга РФ. В последнее время большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т. п. ) содержат ссылки на государственные гарантии РФ как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства (см. рис.2.2.)

Рис. 2.2. Диаграмма «Планируемое предоставление государственных гарантий в 2014 году»

Рост объемов государственной гарантийной поддержки неизбежно приводит к значительному увеличению издержек федерального бюджета. Учитывая изложенное, в планируемом периоде государственная долговая политика должна предполагать усовершенствованные подходы к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета [«https:// «, 5].

Доля прочей задолженности в структуре объема государственного внутреннего долга РФ за анализируемый период плавно снижается, так в 2010 году она составляла 0,3%, в 2013 году — 0,14%. На начало 2014 года прочая задолженность отсутствует.

Рассмотрим динамику внутреннего долга выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации по следующим данным (Табл.2.2.)

Таблица 2.3.

Динамика государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах млрд. руб.

Виды ценных бумаг

ОФЗ-ПД

ОФЗ-АД

ГСО-ППС

ГСО-ФПС

Итого внутренний долг в ценных бумагах

На 1.01.2010

706,37

863,38

135,42

132,00

1837,17

На 1.01.2011

1 338,59

815,58

175,41

132,00

2 461,59

На 1.01.2012

1 823,70

1 079,58

421,15

132,00

3 546,43

На 1.01.2013

2248,15

1048,58

545,55

132,00

4064,28

На 1.01.2014

2688,85

1045,98

475,55

132,00

4432,38

Из таблицы 2.3. видно, что государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, на начало 2011 года по данным Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации составил 1837,17 млрд руб. В том числе:

  • Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — 1338,59 млрд руб. (на 632,22 млрд. больше, чем на 1 января 2010 года);

Затем следуют:

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) — 815,58 млрд руб. (на 47,8 млрд. меньше, чем на 1января 2010 года).

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) — 175,41 (на 39,9 больше, чем на 1 января 2010 года);

  • Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) — данные не изменились.

В целом, за год государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился на 624,42 млрд руб.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, на 1.01.2012 года составил 3 546,43 млрд руб. В том числе:

ОФЗ-ПД — 1 823,70 млрд руб. (на 485,11 млрд руб. больше, чем на 1 января 2011 года).

Затем следуют:

  • ОФЗ-АД — 1 079,58 млрд руб. (на 264 млрд руб. больше, чем на 1 января 2011 года);
  • ГСО-ППС — 421,15 млрд руб.

(на 245,74 млрд руб. больше, чем на 1 января 2011 года);

  • ГСО-ФПС — не изменяется;
  • В целом за год государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился на 1084,84 млрд руб.

На 1 января 2013 года внутренний госдолг России, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 4064,28 млрд. рублей, что на 517,85 млрд руб. больше, чем на 1января 2012.

Н 1 января 2014 год увеличение госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, произошло за счет облигаций с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — задолженность по ним возросла на 16% и составила почти 2688,85 млрд. рублей.

Задолженность, выраженная в облигациях федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) уменьшилась на 2,6 млрд руб. Задолженность по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) снизилась на 12%, до 475,55 млрд. рублей. Размер долга по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) остался неизменным — 132 млрд. рублей.

Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга РФ выраженного в государственных ценных бумагах за период с 2010 по 2014 годы (см. таб.2.4.)

Таблица 2.4.

Структура государственного внутреннего долга РФ выраженного в государственных ценных бумагах

на 1.01.2010 г

на 1.01.2011 г

на 1.01.2012

на 1.01.2013 г

на 1.01.2014 г.

Структура %

Структура %

Структура %

Структура %

Структура %

Внутренний долг в ценных бумагах всего:

В том числе

ОФЗ-ПД

38,45

54,38

51,42

55,31

60,66

ОФЗ-АД

47,0

33,13

30,44

25,80

23,60

ГСО-ППС

7,37

7,13

11,86

13,42

10,73

ГСО-ФПС

7,18

5,36

3,72

3,25

2,98

Вывод: наибольшая доля в структуре объема государственного внутреннего долга РФ выраженного в государственных ценных бумагах за 2010 г. приходится на ОФЗ-АД и составляет 47%. Доля структуры ОФЗ-ПД в 2010 г. составила 38,45%, доля ГСО-ППС составила 7,37%, доля ГСО-ФПС составила 7,18%.

В 2011 году доля ОФЗ-ПД составила наибольшую долю в структуре объема государственного внутреннего долга РФ выраженного в государственных ценных бумагах и увеличилась на 15,93% составив 54,38%. Доля ОФЗ-АД, напротив, в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 13,87% и составила 33,13%. Доли ГСО-ППС и ГСО-ФПС уменьшились в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 0,24% и 1,82% соответственно.

В 2012 году наибольшую часть государственного долга выраженного в государственных ценных бумагах занимают ОФЗ-ПД — 51,42%, что меньше чем в 2011 году на 2,96%. Доля ОФЗ-АД в структуре государственного долга выраженного в государственных ценных бумагах снизилась на 2,69% и составила 30,44%. Доля ГСО-ППС увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,73% и составила 11,86% от общего объема внутреннего долга выраженного в ценных бумагах. Доля ГСО-ФПС в 2012 году составила3,72% снизившись на 1,64%.

Наибольшая доля в структуре объема государственного внутреннего долга РФ выраженного в государственных ценных бумагах за 2013 г. приходится на ОФЗ-ПД и составляет 55,31%. Доля структуры ОФЗ-АД в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 годом на 4,64% и составила 25,80%. Снизилась доля в структуре объема государственного внутреннего долга РФ выраженного в государственных ценных бумагах за 2013 года по ГСО-ППС на 1,56% и составила 13,42%. Также незначительно снизилась доля ГСО-ФПС на 9,43% и составила 3,25%.

На начало 2014 года наибольшая доля в структуре объема государственного внутреннего долга РФ выраженного в государственных ценных бумагах приходится на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — 60,66%, что на 5,35% больше чем в 2013 году. Доля облигаций федерального займа с амортизацией долга составила 23,60%, что меньше на 2,2% чем в прошлом периоде. Снизилась также доля государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 2,69% составив 10,73% от общего объема внутреннего государственного долга РФ выраженного в ценных бумагах. Доля государственных сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой также снизилась и составила 2,98% (-0,27%), причем снижение произошло за счет увеличения итогового внутреннего долга выраженного в ценных бумагах.

Рис. 2.2. Диаграмма «Структура динамики государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах»

Рассмотрев диаграмму структуры динамики государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах (рис. 2.2.) мы наглядно можем увидеть, что доля облигаций федерального займа по постоянному доходу в общем объеме государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, плавно увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. Наблюдается небольшое падение в 2012 году. На начало 2104 года ОФЗ-ПД составляет уже более 60% от общего объема внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ. Тогда как на начало 2010 года ОФЗ-ПД составляла не более 39% от общего объема внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах.

Структура портфеля ОФЗ по видам владельцев представлена на диаграмме Рис. 2.3. Диаграмма «Структура портфеля ОФЗ по видам владельцев»

Рассмотрим динамику платежей по государственным ценным бумагам РФ за 2010 — 2014 гг. (см. таб. 2.5.)

Платежи по государственным ценным бумагам РФ за период 2010 — 2013 гг.

государственный долг бумага гарантия Таблица 2.5.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Асс.на погашение

Расхода на обсл.

Асс.на погашение

Расхода на обсл.

Асс.на погашение

Расхода на обсл.

Асс.на погашение

Расхода на обсл.

ГСО-ППС

104,94

12,05

0,412

18,78

32,75

29,98

40,87

ОФЗ-ПД

42,33

58,70

268,18

129,43

132,04

165,25

291,01

171,69

ОФЗ-АД

47,67

46,45

30,48

42,08

15,24

54,44

2,6

62,18

ГСО-ФПС

7,80

9,00

7,11

10,40

Всего

194,95

125,01

299,08

199,30

147,28

259,56

323,59

285,16

Платежи по государственным ценным бумагам РФ в 2011 году составили 498,37 млрд руб. что на 178,40 млрд руб. больше чем в 2010 г. Платежи увеличились за счет ассигнований на погашение и расходов на обслуживание облигаций с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) на 225,85 млрд руб. и 70,74 млрд руб. соответственно.

В 2012 году платежи по государственным ценным бумагам РФ по сравнению с 2011 годом уменьшились на 91,35 млрд руб. и составили 406, 84 млрд руб.

В 2013 году платежи по государственным ценным бумагам РФ увеличились по сравнению с 2012 годом на 201,91 млрд руб. и составили 608,75 млрд руб. Платежи увеличились за счет облигаций с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга на 2012 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному внутреннему долгу, на 2013 год — 134,2 млрд. рублей.

2.2 Оценка состояния государственного внутреннего долга, общение его анализа Изучив и проанализировав данные по внутреннему государственному долгу Российской Федерации за 2010 — 2014 годы мы можем сделать вывод, что объем государственного внутреннего долга РФ с 2010 по 2014 год увеличился в 2,7 раза.

Верхний предел государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 января 2014 года установлен законопроектом в размере 6 600 552 240,0 тыс. рублей, что на 17% выше, чем на 1 января 2013 года (5 462 127 137,7 тыс. рублей).

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГКО).

Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 января 2014 года составил 4432,39 млрд руб., что больше на 2595,22 млрд руб., чем в 2010 году или на 58,55% объема государственного внутреннего долга.

Объем государственных гарантий составил на 1 января текущего года 1289,85 миллиарда рублей против 251,36 миллиарда рублей, что составило увеличение на 35%.

По состоянию на 1 января 2014 года объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составил 5 722,2 млрд руб. (против 4 977,9 млрд руб. на 1 января 2013 года), в том числе:

  • по государственным ценным бумагам РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ — 4 432,5 млрд руб.;
  • по государственным гарантиям РФ — 1 289,9 млрд руб.

Государственные заимствования РФ на внутреннем рынке капитала выступали в 2013 году в качестве основного источника финансирования дефицита федерального бюджета.

В 2013 году Минфин России осуществлял эмиссию облигаций федерального займа только с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

А. М. Лавров

Заключение

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.

Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания.

Главные черты новых тенденций — мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.

Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2011;2013 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

Внутренний долг — это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2013 года. Основными направлениями долговой политики на 2011;2013 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2013 год.

Разработка данной стратегии обусловлена изменениями финансово — экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация будет стремиться к проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/grajdanskiy-dolg/

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 145-ФЗ.

Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Л. Н. Государственные, Минфина РФ

Лаврушин И.О. «Деньги, кредит, банки». — М.: Финансы и статистика, 2012 г.

Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minfin.ru.

А. М. Лавров, К. Л. Управление, И. А. Управление, Ю. Я. Государственный, И. К. Финансы, В. Д. Бюджетная, Правительства РФ, Поляка Г. Б., Лушина С. И.