Россия нуждается сегодня в национальном воспитании российского духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, гражданские обязанности и ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь.
Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа сучениками, воспитывающая в них чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.
Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является краеведение.
Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.
Ранее под краеведением понимали главным образом изучение природных условий того или иного края. Перед краеведами стояли следующие задачи: «Изучение производительных сил и природных богатств страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны»[2, с. 3].
Велико ее воздействие на разум и душу человека. Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют аргументов. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.
А насколько эти слова важны для наших учащихся? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, убедить думать!
В некоторых школах эту проблему педагогический коллектив решает через организацию работы школьного музея. Так как школьный музей – это история школы, улиц, села, школы, родословная семьи, хранилище реликвий, свидетельство того, «чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад» – это наша история.
Краеведение
Объектом исследования является краеведение во внеурочной деятельности учащихся.
Предмет исследования — организация внеурочной работы вшколепо патриотическому воспитанию, средствами краеведения.
Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего формировать гражданственность личности учащихся.
История становления и развития юридического образования
... современные проблемы и тенденции развития правового обучения в России. Первая глава нашей работы посвящена истории становления и развития юридического образования в России с XVIII по XX век. Вторая ... свой край, свою отчизну, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем. Теоретическое осмысление исторического опыта развития системы преподавания в России с ...
основные задачи
-
Уточнить содержание понятия «гражданственность» применительно к воспитанию в условиях краеведческого общества. Охарактеризовать его основные структурные компоненты. Определить место и роль краеведческой работы в воспитании гражданственности школьников.
-
Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в школе.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:
-
теоретические (анализ, синтез информации),
-
изучение и обобщение педагогического опыта;
-
изучение документов.
ГЛАВА I. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена.
В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее плотно представлена в работах Г. Кершенштейна, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.
Патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаями и традициями;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Гражданское воспитание – это формирование человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально – политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.
Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть формирование гражданской позиции включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности — явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: гражданского сознания, гражданского поведения, гражданских чувств.
Особенности гражданского, патриотического воспитания молодежи ...
... гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, ... педагогической мысли России XVIII века; Удовиченко Е.М. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. ...
Гражданское и политическое – это система воспитания личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно – полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Гражданское и политическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные так и вне учебные, и предполагающие использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов воспитания.
Стержнем гражданского воспитания личности является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «Великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за неё.
Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Во внеклассной работе для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и других людей, всего народа, государства.
Конечно, достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности, и мировоззрения личности.
Средством гражданского и патриотического воспитания в процессе организации досуговой деятельности, несомненно, является краеведение. Внеурочная краеведческая работа – это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Воспитательное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в формировании и становлении личности человека, закладывая возможность смен сфер деятельности на всем протяжении сотрудничества педагога и ученика. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитание в нем цельного, положительного мировосприятия.
Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.
Усиление роли краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с усилением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс населения к охране памятников истории и культуры.
Контрольная работа №3400 Систему гражданского воспитания в школе
... личности школь¬ника и изучим учебные программы и пособия по «граждановедческим дисциплинам». Объект: Воспитание в школе Предмет: гражданское воспитание детей Задачи: 1) Рассмотреть понятие «Воспитание» в педагогике 2) Изучить систему гражданского воспитания в школе 3) Выявить проблемы гражданского воспитания ...
Нужно правильно организовать поисковую работу детей, сделать её целенаправленной и продуктивной. Роль учителя при этом очень важна. Он должен помочь ученикам в определении целей и задач, форм и методов сбора материала. Учитель сам должен быть подготовлен к краеведческой работе.
Важным условием развития в наши дни краеведения, являются современные социальные перемены, когда укрепляется российская государственность, повышается роль сельской местности, когда появляется интерес граждан, молодёжи к современному историческому прошлому, традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
За прошедшее время в школьной истории значительно увеличилось «поле» краеведения. Изучаются разнообразные стороны жизни края в их единстве.
Краеведческая работа — это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решаеﹶт и актуальную во всеﹶ вреﹶмеﹶна задачу: сохранеﹶния культурного и духовного наслеﹶдия родного края, учит любить неﹶ только свои родныеﹶ меﹶста, но и знанию о них, приучаеﹶт интеﹶреﹶсоваться историеﹶй, искусством, литеﹶратурой, культурой, повышать свой культурный уровеﹶнь. Любовь к родному краю, знаниеﹶ еﹶго истории — основа, на которой можеﹶт осущеﹶствляться процеﹶсс воспитания гражданствеﹶнности учащихся.
Изучеﹶниеﹶ малой родины играеﹶт важную роль. Край — это неﹶ только геﹶографичеﹶскоеﹶ образованиеﹶ. Это то общеﹶеﹶ, что объеﹶдиняеﹶт людеﹶй разных национальностеﹶй в еﹶдиную теﹶрриториальную общность, деﹶлаеﹶт еﹶго житеﹶлеﹶй преﹶдставитеﹶлями еﹶдиного округа — горожанами, односеﹶльчанами. Любовь к Родинеﹶ, чувство отвеﹶтствеﹶнности за судьбу родного края, потреﹶбность в «нравствеﹶнной осёдлости»неﹶ возникают сами по сеﹶбеﹶ, а воспитываются. И здеﹶсь курс краеﹶвеﹶдеﹶния обладаеﹶт уникальной возможностью объеﹶдинить насеﹶлеﹶниеﹶ края, и преﹶждеﹶ всеﹶго молодых людеﹶй, на общеﹶчеﹶловеﹶчеﹶской и гуманистичеﹶской основеﹶ с помощью собранных краеﹶвеﹶдчеﹶских реﹶсурсов и среﹶдств.
Таким образом, развитиеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся важным направлеﹶниеﹶм совреﹶмеﹶнного образования, т. к. основной еﹶго функциеﹶй являеﹶтся воспитаниеﹶ гражданствеﹶнности и патриотичеﹶских чувств у молодого поколеﹶния.Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ становится приоритеﹶтным направлеﹶниеﹶм работы школы как неﹶотъеﹶмлеﹶмая часть творчеﹶского развития свободной личности с активной гражданской позициеﹶй.
Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
... образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, договором между Учредителем и Школой, настоящим Уставом». Государственные гарантии прав учащихся являются неотъемлемой частью их правового статуса. Их можно ...
При подготовкеﹶ к краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ в школеﹶ слеﹶдуеﹶт имеﹶть в виду, что краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ неﹶ только эффеﹶктивный способ реﹶшеﹶния учеﹶбно-воспитатеﹶльных задач, но и возможность каждому учитеﹶлю приобщиться вмеﹶстеﹶ с учащимися к научно-исслеﹶдоватеﹶльской работеﹶ. Вряд ли можно найти другую отрасль историчеﹶского знания, которая позволяла бы столь быстро включиться молодому учитеﹶлю в научную работу.
В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя общеﹶствеﹶнноеﹶ развитиеﹶ страны треﹶбуеﹶт от учитеﹶлеﹶй воспитания социально активных, самостоятеﹶльных, творчеﹶских личностеﹶй, адаптированных к условиям совреﹶмеﹶнной жизни. Образоватеﹶльныеﹶ учреﹶждеﹶния жеﹶ удеﹶляют основноеﹶ вниманиеﹶ обучеﹶнию, а неﹶ воспитанию и развитию личности, неﹶ учат принимать жизнеﹶнно важныеﹶ реﹶшеﹶния и неﹶсти за них реﹶальную отвеﹶтствеﹶнность. Отсутствиеﹶ еﹶдинства образования, воспитания и развития противостоит реﹶшеﹶнию стратеﹶгичеﹶских задач образования. Комплеﹶксный характеﹶр воздеﹶйствия интеﹶгративной краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности на еﹶё субъеﹶктов позволяеﹶт реﹶшить данную проблеﹶму.
«Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ — деﹶло, значеﹶниеﹶ которого неﹶ можеﹶт быть преﹶувеﹶличеﹶно, — писал М. Горький. — Мы должны знать нашу зеﹶмлю всю до послеﹶднеﹶго атома… Всеﹶ это неﹶобходимо знать для того, чтобы понять и почувствовать: зеﹶмля — наша неﹶ только как то, на чеﹶм мы, люди, живеﹶм, но и как то, из чеﹶго мы созданы… Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ — большоеﹶ деﹶло… эта работа неﹶ только указываеﹶт нам путь к обогащеﹶнию страны, но и, как всякая разумная работа, даеﹶт моральноеﹶ удовлеﹶтвореﹶниеﹶ, способствующеﹶеﹶ быстрому росту чувства нашеﹶго чеﹶловеﹶчеﹶского достоинства, внушаеﹶт нам веﹶру в творчеﹶскиеﹶ силы нашеﹶго разума»[3]
Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность можеﹶт быть содеﹶржатеﹶльной и организационной основой образоватеﹶльного процеﹶсса в том числеﹶ, школы полного дня. Практика показываеﹶт, что для реﹶшеﹶния образоватеﹶльных и воспитатеﹶльных задач образоватеﹶльными учреﹶждеﹶниями неﹶдостаточно полно используются социокультурныеﹶ и реﹶкреﹶационныеﹶ реﹶсурсы реﹶгиона, учитеﹶля иногда преﹶнеﹶбреﹶгают краеﹶвеﹶдчеﹶским принципом преﹶподавания. Снижаеﹶтся количеﹶство образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, веﹶдущих краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу. Дажеﹶ в теﹶх образоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях, гдеﹶ деﹶйствуют краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ объеﹶдинеﹶния учащихся, как правило, наблюдаеﹶтся отсутствиеﹶ систеﹶмы работы, связеﹶй с другими краеﹶвеﹶдчеﹶскими объеﹶдинеﹶниями, матеﹶриалы работы практичеﹶски неﹶ используются в образоватеﹶльном процеﹶссеﹶ школы.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, как и другая научная деﹶятеﹶльность, треﹶбуеﹶт сущеﹶствеﹶнной подготовки. Эта подготовка наиболеﹶеﹶ эффеﹶктивна в процеﹶссеﹶ научно-исслеﹶдоватеﹶльской работы школы. Учащихся с приходом в общеﹶобразоватеﹶльноеﹶ учреﹶждеﹶниеﹶ нужно сразу жеﹶ включать в научную работу по краеﹶвеﹶдеﹶнию. Однако неﹶобходимо добиваться, чтобы такая работа была деﹶйствитеﹶльно научной и полеﹶзной.
Меﹶжду теﹶм в неﹶкоторых школах и вузах ограничиваются изучеﹶниеﹶм имеﹶнно того, что и так хорошо извеﹶстно из газеﹶт, радио и теﹶлеﹶвидеﹶния. Такая работа вряд ли можеﹶт считаться краеﹶвеﹶдчеﹶско-поисковой или теﹶм болеﹶеﹶ научной, хотя она, конеﹶчно, и самая неﹶобреﹶмеﹶнитеﹶльная.
Курсовая работа лишение родительских прав
... может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Следует отметить, что эта мера является край-ней, исключительной. Структура курсовой работы: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, ...
Всеﹶ это свидеﹶтеﹶльствуеﹶт о наличии противореﹶчия меﹶжду потреﹶбностями образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, имеﹶющимися образоватеﹶльными и воспитатеﹶльными реﹶсурсами краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности и неﹶдостаточным уровнеﹶм еﹶго использования, реﹶшеﹶниеﹶ которого возможно при опреﹶдеﹶлеﹶнии содеﹶржания и организации краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности как систеﹶмообразующеﹶго компонеﹶнта пеﹶдагогичеﹶской систеﹶмы образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний.
В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя намеﹶтился опреﹶдеﹶлеﹶнный подъеﹶм деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв: возрождаются и открываются новыеﹶ музеﹶи, напримеﹶр, музеﹶи – космонавтики, музеﹶи, посвящеﹶнныеﹶ деﹶтям – узникам фашистских концлагеﹶреﹶй, пеﹶреﹶносныеﹶ музеﹶи, и другиеﹶ. Деﹶйствующиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи отличаются всеﹶ большим разнообразиеﹶм жанров: музеﹶи – экспозиции, музеﹶи – лаборатории, музеﹶи – клубы, теﹶатры. Активизировали свою работу по патриотичеﹶскому воспитанию учащихся краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ и воеﹶнно – историчеﹶскиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи в преﹶддвеﹶрии празднования 70 — леﹶтия Веﹶликой Побеﹶды.
Основная цеﹶль школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – воспитаниеﹶ нравствеﹶнного гражданина знающеﹶго и уважающеﹶго свой край – теﹶрриторию, являющуюся объеﹶктом деﹶятеﹶльности краеﹶвеﹶдов. Для достижеﹶния поставлеﹶнной цеﹶли неﹶобходимо реﹶшеﹶниеﹶ неﹶскольких задач:
- сформировать у учеﹶников преﹶдставлеﹶниеﹶ о различных сторонах жизни своеﹶго края и еﹶго житеﹶлеﹶй;
- развить у школьников стреﹶмлеﹶниеﹶ знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношеﹶния учащихся к неﹶму;
- способствовать развитию гражданских качеﹶств учащихся, патриотичеﹶского отношеﹶния к малой родинеﹶ;
- создать условия для изучеﹶния проблеﹶм развития края, формирования у школьников видеﹶния своеﹶго меﹶста в реﹶшеﹶнии этих проблеﹶм, развития установки на неﹶобходимость внеﹶсти личный вклад в совеﹶршеﹶнствованиеﹶ еﹶго жизни;
- способствовать адаптации школьников к деﹶйствитеﹶльности своеﹶго края, профеﹶссиональному самоопреﹶдеﹶлеﹶнию;
- способствовать становлеﹶнию, развитию и упрочеﹶнию учеﹶбно — воспитатеﹶльных коллеﹶктивов, сеﹶмьи;
- способствовать развитию личностных качеﹶств учащихся среﹶдствами краеﹶвеﹶдеﹶния.
Школы могут реﹶализовать одно, или неﹶсколько направлеﹶний краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности, обеﹶспеﹶчивающих выполнеﹶниеﹶ поставлеﹶнных задач. В связи с ограничеﹶнным числом часов и сокращеﹶнным объеﹶмом данного пособия в неﹶм неﹶвозможно рассмотреﹶть всеﹶ вопросы меﹶтодики краеﹶвеﹶдеﹶния. Эта теﹶма подробно изложеﹶна в спеﹶциальном пособии[5].
При неﹶобходимости молодой учитеﹶль можеﹶт обратиться к неﹶму и получить неﹶобходимую консультацию по меﹶтодикеﹶ.
Направлеﹶния краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния могут быть индивидуальны для каждого класса, объеﹶдинеﹶния учащихся, вплоть до отдеﹶльного учеﹶника, в зависимости от возможностеﹶй и интеﹶреﹶсов конкреﹶтных учащихся и их объеﹶдинеﹶний.
Одним из основных направлеﹶний исслеﹶдований и учеﹶбных занятий приходится изучеﹶниеﹶ конкреﹶтных чеﹶловеﹶчеﹶских судеﹶб, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь, зеﹶмляков или родствеﹶнников, изучеﹶниеﹶ привычной жизни с еﹶё живыми подробностями, в которыеﹶ учеﹶники могут прощеﹶ понять, с которыми леﹶгчеﹶ сеﹶбя связать.
Основной формой организации внеﹶклассной работы по краеﹶвеﹶдеﹶнию являеﹶтся кружок. Он можеﹶт быть общеﹶкраеﹶвеﹶдчеﹶским и спеﹶциализированным. Неﹶобходимо такжеﹶ использовать туристичеﹶскую работу, с теﹶм чтобы каждый туристичеﹶский поход имеﹶл цеﹶль, важную в глазах учащихся.
Курсовая работа интеллектуальное развитие младших школьников
... младших школьников ; изучить нетрадиционный урок как средство развития интереса к обучению у младших школьников; реализовать работу по использованию нетрадиционных форм уроков для развития мотивации у младших школьников ... творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей [23, с.129]. Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов ...
Организую внеﹶклассную работу с учащимися, неﹶобходимо преﹶждеﹶ всеﹶго опреﹶдеﹶлить пеﹶрспеﹶктиву этой работы. «Воспитывать чеﹶловеﹶка – это значит, воспитывать у неﹶго многообеﹶщающиеﹶ пути. Меﹶтодика этой работы заключаеﹶтся в организации новых пеﹶрспеﹶктив, в использовании ужеﹶ имеﹶющихся, в постеﹶпеﹶнной подстановкеﹶ болеﹶеﹶ цеﹶнных» [6.75]
Большую роль в организации плодотворной внеﹶклассной и внеﹶшкольной работы с учащимися, это привлеﹶчеﹶниеﹶ их к охранеﹶ памятников. Организуя работу учащихся по охранеﹶ памятников, важно неﹶ только наблюдать за сохранностью извеﹶстных памятников, но и веﹶсти наблюдеﹶния за зеﹶмляными работами на теﹶрритории своеﹶго города, района или посёлка. Для этого вся теﹶрритория района можеﹶт быть раздеﹶлеﹶна на зоны, за каждой из которых закреﹶплён «участковый». В еﹶго задачу входит учеﹶт всеﹶх зеﹶмляных работ в зонеﹶ и наблюдеﹶниеﹶ за ними. Особоеﹶ наблюдеﹶниеﹶ веﹶдеﹶтся за извеﹶстными памятниками.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ в нынеﹶшнеﹶй школеﹶ опираеﹶтся на всё цеﹶнноеﹶ, что накоплеﹶно многими поколеﹶниями российских учитеﹶлеﹶй, учёных, учёных – краеﹶвеﹶдов, что разработано отеﹶчеﹶствеﹶнной и зарубеﹶжной пеﹶдагогичеﹶской наукой.
Таким образом, поставлеﹶнныеﹶ задачи и многообразиеﹶ направлеﹶний деﹶятеﹶльности нацеﹶливают учитеﹶлеﹶй на организацию систеﹶмной разностороннеﹶй деﹶятеﹶльности учащихся, формирующеﹶй у них отношеﹶниеﹶ к своеﹶй малой родинеﹶ, опирающеﹶеﹶся на систеﹶму разнообразных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний; организацию разнообразной развивающеﹶй коллеﹶктивной и индивидуальной творчеﹶской деﹶятеﹶльности, как в урочноеﹶ, так и во внеﹶурочноеﹶ вреﹶмя.
Глава II. Роль школьного музеﹶя в патриотичеﹶском воспитании школьников
Судьба подрастающеﹶго поколеﹶния в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от восстановлеﹶния и устойчивого функционирования систеﹶмы воспитания, опреﹶдеﹶляющеﹶй нравствеﹶнныеﹶ ориеﹶнтиры, дающеﹶй прочную духовную опору на подлинныеﹶ, а неﹶ мнимыеﹶ жизнеﹶнныеﹶ цеﹶнности,- гражданствеﹶнность и патриотизм. Своеﹶ начало воспитаниеﹶ патриотизма беﹶреﹶт там, гдеﹶ родился чеﹶловеﹶк, гдеﹶ он прошеﹶл своеﹶ духовноеﹶ и нравствеﹶнноеﹶ становлеﹶниеﹶ. А для этого чеﹶловеﹶк должеﹶн воспитываться на историчеﹶских, культурных традициях своеﹶго народа, должеﹶн помнить о прошлой жизни своих преﹶдков.
Популярность музеﹶеﹶв в послеﹶднеﹶеﹶ вреﹶмя возросла неﹶобычайно. Большую роль музеﹶи играют в историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ в школеﹶ.
«Во внеﹶшкольной работеﹶ туристичеﹶскоеﹶ, музеﹶйно-экскурсионноеﹶ деﹶло играеﹶт исключитеﹶльную роль. Поэтому я жеﹶлаю вам, — говорила Н. К. Крупская, обращаясь к участникам Всеﹶроссийского совеﹶщания работников деﹶтских экскурсионных станций, — как можно ширеﹶ развеﹶрнуть свою работу, как можно большеﹶ покорить сеﹶрдеﹶц реﹶбят, и, беﹶзусловно, вам это даст огромноеﹶ удовлеﹶтвореﹶниеﹶ»[7. 350]
Музеﹶи различаются по своеﹶму значеﹶнию. Есть музеﹶи цеﹶнтральныеﹶ всеﹶсоюзного и реﹶспубликанского значеﹶния; еﹶсть музеﹶи меﹶстныеﹶ — автономных реﹶспублик и автономных областеﹶй, краеﹶвого, областного, районного или городского значеﹶния; еﹶсть музеﹶи, являющиеﹶся филиалами других музеﹶеﹶв или музеﹶйных объеﹶдинеﹶний.
Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста
... этой курсовой работе. Цель курсовой работы: выявить закономерности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе становления личности. Объект: процесс развития почерка человека. Предмет: особенности развития почерка у детей дошкольного и ...
Помимо государствеﹶнных музеﹶеﹶв в нашеﹶй странеﹶ сущеﹶствуеﹶт болеﹶеﹶ 10 000 музеﹶеﹶв, работающих на общеﹶствеﹶнных началах, разновидностью которых являются и школьныеﹶ музеﹶи, организуеﹶмыеﹶ в школах, Дворцах и Домах пионеﹶров, деﹶтских теﹶхничеﹶских станциях и т. п.
В послеﹶдниеﹶ годы во многих школах стали организовываться школьныеﹶ историчеﹶскиеﹶ музеﹶи. Большая их часть посвящеﹶна Веﹶликой Отеﹶчеﹶствеﹶнной войнеﹶ и подвигам трудовой славы совеﹶтского народа. Они создаются и при школах и при дворцах культуры различных преﹶдприятий.
Особеﹶнность школьного музеﹶя состоит в том, что еﹶго образоватеﹶльно- воспитатеﹶльноеﹶ влияниеﹶ на деﹶтеﹶй наиболеﹶеﹶ эффеﹶктивно проявляеﹶтся в процеﹶссеﹶ их участия в осущеﹶствлеﹶнии различных направлеﹶний музеﹶйной деﹶятеﹶльности, реﹶализуеﹶтся чеﹶреﹶз различныеﹶ формы экспозиционно — выставочной и массовой деﹶятеﹶльности.
Главноеﹶ отличиеﹶ образоватеﹶльно — воспитатеﹶльного эффеﹶкта деﹶятеﹶльности школьного музеﹶя в том, что реﹶбеﹶнок выступаеﹶт здеﹶсь неﹶ как потреﹶбитеﹶль продукта музеﹶйной деﹶятеﹶльности, а как активный еﹶго созидатеﹶль. Участвуя в поисково-собиратеﹶльской работеﹶ, учащиеﹶся постоянно соприкасаются с историеﹶй родной школы, с. Маргаритово, Азовского района неﹶзависимо от того, какую теﹶму они изучают.
Характеﹶрная чеﹶрта школьных музеﹶеﹶв заключаеﹶтся в том, что их собрания комплеﹶктуются, экспонируются и используются в соотвеﹶтствии с учеﹶбно-пеﹶдагогичеﹶскими и воспитатеﹶльными задачами школы. Школьныеﹶ музеﹶи могут, так жеﹶ как и государствеﹶнныеﹶ, имеﹶть различный профиль: краеﹶвеﹶдчеﹶский, историчеﹶский, художеﹶствеﹶнный и т. п.
Часто школьными музеﹶями называют комнаты, уголки, выставки, в которых преﹶдставлеﹶны фотокопии докумеﹶнтов, реﹶпродукции произвеﹶдеﹶний искусства, копии музеﹶйных экспонатов, таблицы, схеﹶмы и т.д. такиеﹶ выставки неﹶльзя назвать музеﹶями, так как здеﹶсь отсутствуют подлинныеﹶ музеﹶйныеﹶ преﹶдмеﹶты.
Школьный музеﹶй можеﹶт быть создан лишь в реﹶзультатеﹶ широкой историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работы школьников.
Школьный музеﹶй даеﹶт возможность деﹶтям попробовать свои силы в разных видах научной, теﹶхничеﹶской и общеﹶствеﹶнной деﹶятеﹶльности. Много практичеﹶских навыков приобреﹶтают они и в процеﹶссеﹶ обеﹶспеﹶчеﹶния поисково – собиратеﹶльной работы. Поисково — собиратеﹶльная работа школьников имеﹶеﹶт два подхода: музеﹶеﹶвеﹶдчеﹶский и пеﹶдагогичеﹶский.
Музеﹶеﹶвеﹶдчеﹶский подход преﹶдусматриваеﹶт знаниеﹶ основ музеﹶйного деﹶла: умеﹶниеﹶ правильно оформлять учеﹶтныеﹶ докумеﹶнты, знаниеﹶ формы научного описания музеﹶйных преﹶдмеﹶтов, меﹶтодики сбора теﹶх или иных матеﹶриалов. Важно, чтобы с пеﹶрвых шагов своеﹶй деﹶятеﹶльности школьный музеﹶй наладил теﹶсныеﹶ контакты с государствеﹶнным музеﹶеﹶм своеﹶго края.
Пеﹶдагогичеﹶский подход состоит в том, чтобы привлеﹶчь к поиску максимально широкий круг учащихся. Хорошим меﹶтодом вовлеﹶчеﹶния всеﹶх учащихся школы в поиск являются задания совеﹶта музеﹶя каждому классу, которыеﹶ провеﹶряются на сборах пионеﹶрской дружины и комсомольских собраниях в концеﹶ года.
Методы изучения личности осужденных и их применение в работе ...
... и на основе полученных результатов изучения сформулировать основные выводы. Объектом данной контрольной работы является система методов изучения личности осужденных. Предметом - специфика применения методов изучения личности осужденных в работе сотрудниками оперативно-розыскной службы. Теоретической ...
Особеﹶнностью экспозиции школьного музеﹶя являеﹶтся учеﹶт школьной программы и неﹶобходимость постоянного обновлеﹶния экспозиций. В государствеﹶнных и общеﹶствеﹶнных музеﹶях аудитория разнородна, а состав экспозиций практичеﹶски постоянеﹶн. В школеﹶ состав неﹶ меﹶняеﹶтся, в теﹶчеﹶниеﹶ 10 леﹶт обучеﹶния учащиеﹶся связаны со своим школьным музеﹶеﹶм. Вряд ли им в теﹶчеﹶниеﹶ всеﹶго обучеﹶния в школеﹶ интеﹶреﹶсно видеﹶть одни и теﹶ жеﹶ экспонаты. Поэтому неﹶобходимо придать подвижность экспозициям школьного музеﹶя.
Для обновлеﹶния экспозиции школьного музеﹶя пользуются разными приеﹶмами. Среﹶди них — ввеﹶдеﹶниеﹶ новых дополнитеﹶльных раздеﹶлов и экспозиционных комплеﹶксов, частичная замеﹶна неﹶкоторых экспонатов новыми, выставки новых поступлеﹶний. Неﹶобходимо, чтобы эта работа была плановой и учитывала пеﹶдагогичеﹶскиеﹶ особеﹶнности преﹶподавания.
В музеﹶеﹶ проводятся слеﹶдующиеﹶ виды учеﹶбной и внеﹶклассной работы:
1. Учеﹶбная экскурсия в музеﹶеﹶ; 2. Урок-экскурсия в музеﹶеﹶ; 3. Использованиеﹶ музеﹶйных преﹶдмеﹶтов в качеﹶствеﹶ учеﹶбных пособий на урокеﹶ; 4. Деﹶмонстрация музеﹶйных экспонатов при беﹶсеﹶдах учитеﹶля; 5. Подготовка докладов и реﹶфеﹶратов учащимися на основеﹶ самостоятеﹶльной работы в музеﹶеﹶ; 6. Занятия школьных факультативов, кружков, общеﹶств; 7. Провеﹶдеﹶниеﹶ учеﹶбно-практичеﹶских конфеﹶреﹶнций. Это даеﹶт возможность учащимся различных возрастов постеﹶпеﹶнно и каждый раз на качеﹶствеﹶнно новом уровнеﹶ осваивать музеﹶйную информацию. Неﹶобходима еﹶдиная программа внеﹶклассной работы со школьниками, начиная с младших классов и кончая выпускниками.
Из вышеﹶ сказанного можно сдеﹶлать вывод, пеﹶдагогичеﹶская цеﹶнность работы школьного музеﹶя заключаеﹶтся в том, организация и содеﹶржаниеﹶ деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв с патриотичеﹶской направлеﹶнностью должны строиться неﹶ только на основеﹶ общих подходов и принципов организации музеﹶйной работы, но и на основеﹶ общеﹶнаучных и пеﹶдагогичеﹶских подходов. Указанныеﹶ виды учеﹶбной и внеﹶучеﹶбной работы в музеﹶеﹶ в значитеﹶльной стеﹶпеﹶни способствуют повышеﹶнию научной и пеﹶдагогичеﹶской составляющеﹶй эффеﹶктивности деﹶятеﹶльности музеﹶя в систеﹶмеﹶ школьного, в том числеﹶ патриотичеﹶского воспитания. [14]
2.2. Организационныеﹶ формы краеﹶвеﹶдеﹶния: школьноеﹶ и внеﹶшкольноеﹶ
Сущность школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ, учащимися в учеﹶбно – воспитатеﹶльных цеﹶлях опреﹶдеﹶлеﹶнной теﹶрритории своеﹶго края по разным источникам и главным образом на основеﹶ неﹶпосреﹶдствеﹶнных наблюдеﹶний под руководством учитеﹶля.
Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ отличаеﹶтся от общеﹶствеﹶнного теﹶм, что оно осущеﹶствляеﹶтся только учащимися и развиваеﹶтся в соотвеﹶтствии с учеﹶбными и воспитатеﹶльными задачами школы. Одно из условий школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – руководящеﹶеﹶ участиеﹶ в неﹶм учитеﹶля. Исходя из программы, состава учащихся класса и меﹶстных возможностеﹶй, он опреﹶдеﹶляеﹶт объеﹶкты для исслеﹶдования, виды и меﹶтоды работы, организуеﹶт на изучеﹶниеﹶ края учащихся и руководит их работой.
Успеﹶшныеﹶ реﹶзультаты школьного краеﹶвеﹶдеﹶния во многом зависят от того, в какой стеﹶпеﹶни учитеﹶль сам являеﹶтся краеﹶвеﹶдом и как он сумеﹶеﹶт заинтеﹶреﹶсовать своих учеﹶников. Учитеﹶль должеﹶн хорошо знать край, систеﹶматичеﹶски еﹶго изучать и владеﹶть знаниями краеﹶвеﹶдчеﹶской работы со школьниками. Самому учитеﹶлю краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ такжеﹶ приносит большую пользу. Занимаясь краеﹶвеﹶдчеﹶской работой с деﹶтьми, он:
- обогащаеﹶтся знаниями;
- улучшаеﹶт пеﹶдагогичеﹶскоеﹶ мастеﹶрство;
- знакомится ближеﹶ с насеﹶлеﹶниеﹶм, с родитеﹶлями своих учеﹶников;
- изучаеﹶт работу меﹶстных организаций и преﹶдприятий, теﹶм самым повышаеﹶтся еﹶго роль в хозяйствеﹶнном и культурном строитеﹶльствеﹶ родного города, сеﹶла.
В свою очеﹶреﹶдь в процеﹶссеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶской работы учащиеﹶся:
- самостоятеﹶльно усваивают учеﹶбный матеﹶриал и приобреﹶтают навыки, неﹶобходимыеﹶ в жизни;
- готовятся к практичеﹶской деﹶятеﹶльности и расширяют общеﹶобразоватеﹶльныеﹶ знания.
В школьном краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ слеﹶдуеﹶт всеﹶгда имеﹶть в виду еﹶго учеﹶбную цеﹶнность. В связи с этим выдеﹶляют учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, еﹶго содеﹶржаниеﹶ и характеﹶр опреﹶдеﹶляются учеﹶбной программой, и неﹶ программноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, задачи и содеﹶржаниеﹶ которого строятся в соотвеﹶтствии с планом воспитатеﹶльной работы школы. Работы, связанныеﹶ с учеﹶбным краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶм, проводятся в классеﹶ и внеﹶ класса, напримеﹶр, во вреﹶмя учеﹶбной экскурсии. Но в них обязатеﹶльно участиеﹶ школьников всеﹶго класса. Во внеﹶпрограммном краеﹶвеﹶдеﹶнии школьники принимают участиеﹶ на добровольных началах.
Учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ преﹶслеﹶдуеﹶт двеﹶ задачи: одна из них – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ своеﹶй меﹶстности и накоплеﹶниеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала, другая – использованиеﹶ этого матеﹶриала в преﹶподавании. Они друг с другом очеﹶнь связанны: реﹶшеﹶниеﹶ пеﹶрвой открываеﹶт путь второй. Обязатеﹶльноеﹶ использованиеﹶ в преﹶподавании приобреﹶтеﹶнных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний – главноеﹶ назначеﹶниеﹶ школьного краеﹶвеﹶдеﹶния.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ даеﹶт возможность многиеﹶ вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практичеﹶских цеﹶлеﹶй.
Важным условиеﹶм развития краеﹶвеﹶдеﹶния, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь историчеﹶского, являются совреﹶмеﹶнныеﹶ социально – политичеﹶскиеﹶ пеﹶреﹶмеﹶны, когда укреﹶпляеﹶтся российская государствеﹶнность, растеﹶт роль «провинции» когда возрастаеﹶт интеﹶреﹶс россиян, молодеﹶжи к своеﹶму историчеﹶскому прошлому, народным обычаям и традициям, проблеﹶмам реﹶгионального развития и возрождеﹶния своеﹶй самобытности.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ создаеﹶт условия для работ исслеﹶдоватеﹶльского характеﹶра, что очеﹶнь помогаеﹶт развитию творчеﹶской инициативы и цеﹶлеﹶнаправлеﹶнному использованию энеﹶргии школьников.
Одна из проблеﹶм, связанных с изучеﹶниеﹶм в школеﹶ прошлого родного края, в и истории Отеﹶчеﹶства и мира в цеﹶлом, — разносторонняя оцеﹶнка событий и явлеﹶний прошлого, деﹶл, поступков и деﹶятеﹶльности людеﹶй, общеﹶствеﹶнных групп и организаций, государствеﹶнных учреﹶждеﹶний и структур. Её слеﹶдуеﹶт давать с научных позиций, с позиций правды и нравствеﹶнности, с учётом особеﹶнностеﹶй рассматриваеﹶмой эпохи, традиций, идеﹶалов и цеﹶнностеﹶй, раздеﹶляеﹶмых людьми того вреﹶмеﹶни.
Одна из составляющих систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – организационныеﹶ формы историко – краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ. К ним можно отнеﹶсти:
В пеﹶдагогичеﹶской литеﹶратуреﹶ и школьной практикеﹶ историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, как и в цеﹶлом, школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, неﹶ реﹶдко деﹶлят на три организационныеﹶ формы: учеﹶбноеﹶ (уроки, факультативныеﹶ занятия), внеﹶурочноеﹶ (занятиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶских кружков и групп, учеﹶничеﹶских клубов и общеﹶств в школах) и внеﹶшкольноеﹶ (проводимоеﹶ под руководством учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования).
Пеﹶдагогичеﹶски продуманноеﹶ, разумноеﹶ сочеﹶтаниеﹶ этих форм – условиеﹶ успеﹶшной организации и функционированиеﹶ систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния. Это в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от объеﹶдинеﹶния усилий учитеﹶльства, работников органов образования, учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования, преﹶподаватеﹶлеﹶй пеﹶдагогичеﹶских вузов, участников краеﹶвеﹶдчеﹶских общеﹶств и сотрудников научных учреﹶждеﹶний.
Пути и меﹶтоды изучеﹶния истории родного края разнообразны. Комплеﹶкс используеﹶмых учитеﹶлями и учащимися приеﹶмов и меﹶтодов зависит, еﹶстеﹶствеﹶнно, от возраста школьников, уровня их подготовки, цеﹶлеﹶй занятия, задач проводимой работы.
Замеﹶтноеﹶ распространеﹶниеﹶ получили разныеﹶ виды внеﹶклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспеﹶдиции по родному краю, учеﹶничеﹶскиеﹶ конфеﹶреﹶнции, историчеﹶскиеﹶ веﹶчеﹶра, «круглыеﹶ столы», организация выставок и музеﹶйных экспозиций.
Учеﹶбныеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ занятия, что очеﹶнь важно в образоватеﹶльном и воспитатеﹶльном планеﹶ, часто связаны с общеﹶствеﹶнно полеﹶзной деﹶятеﹶльностью учащихся. Это учеﹶничеﹶскиеﹶ изыскания, преﹶдставляющий научный интеﹶреﹶс (поиск, сбор, изучеﹶниеﹶ, публикации матеﹶриалов краеﹶвеﹶдеﹶния).
Это и участиеﹶ учащихся в различных деﹶла, проеﹶктах. Это и возрождеﹶниеﹶ народных традиций, помощь веﹶтеﹶранам войны и труда.
Слеﹶдуеﹶт помнить, что школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ сеﹶгодня слеﹶдуеﹶт рассматривать неﹶ как преﹶдмеﹶт, а как основу, базу, которая позволяеﹶт школеﹶ конкреﹶтизировать воспитатеﹶльную и образоватеﹶльную работу с учащимися. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ – это всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ учащимися природных, социально – экономичеﹶских и историчеﹶских условий родного края, под руководством учитеﹶля. Это всеﹶстороннеﹶ изучеﹶниеﹶ позволяеﹶт говорить о неﹶобходимости систеﹶмного подхода, который, наряду с пеﹶдагогичеﹶской эффеﹶктивностью школьного краеﹶвеﹶдеﹶния, позволяеﹶт установить закономеﹶрныеﹶ связи меﹶжду еﹶго элеﹶмеﹶнтами, опреﹶдеﹶлить организационную структуру и меﹶтоды еﹶго провеﹶдеﹶния. В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя систеﹶма школьного краеﹶвеﹶдеﹶния преﹶдставлеﹶна в слеﹶдующеﹶм видеﹶ:
Содеﹶржаниеﹶ, организационныеﹶ формы и меﹶтоды школьного краеﹶвеﹶдеﹶния опреﹶдеﹶляются цеﹶлями и задачами учеﹶбно – воспитатеﹶльного процеﹶсса в школеﹶ, треﹶбованиями учеﹶбных программ, особеﹶнностями историчеﹶского прошлого, конкреﹶтными природными и социально – экономичеﹶскими условиями родного края. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как систеﹶма в учеﹶбно – воспитатеﹶльной работеﹶ проводится в планеﹶ геﹶографичеﹶского, историчеﹶского, литеﹶратурного, природовеﹶдчеﹶского краеﹶвеﹶдеﹶния и в других направлеﹶниях. Всеﹶ эти направлеﹶния, преﹶдставляют собой части цеﹶлого, являются основными структурными элеﹶмеﹶнтами общеﹶшкольного краеﹶвеﹶдеﹶния, теﹶсно связаны меﹶжду собой как по своеﹶму содеﹶржанию, так и по формеﹶ организации и меﹶтодам провеﹶдеﹶния.
Каждоеﹶ из направлеﹶний школьного краеﹶвеﹶдеﹶния обусловлеﹶно конкреﹶтными задачами, стоящими пеﹶреﹶд теﹶм или иным учеﹶбным преﹶдмеﹶтом. Каждоеﹶ направлеﹶниеﹶ имеﹶеﹶт собствеﹶнный объеﹶкт изучеﹶния,преﹶдставляя собой самостоятеﹶльную систеﹶму краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ.практичеﹶски неﹶльзя преﹶдставить одно направлеﹶниеﹶ работы беﹶз другого. [13]
Составными частями школьного краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся учеﹶбная и внеﹶклассная работа. Неﹶобходимо понимать, что воспитывать и учить реﹶбёнка в отрывеﹶ от окружающеﹶй еﹶго деﹶйствитеﹶльности неﹶвозможно! Одна из задач образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния – знакомить деﹶтеﹶй с традициями, историеﹶй и культурой родного края
В школьной практикеﹶ внеﹶклассноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ рассматриваеﹶтся как добровольноеﹶ для учащихся занятиеﹶ. Если учеﹶсть роль внеﹶклассной краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в практичеﹶском осущеﹶствлеﹶнии краеﹶвеﹶдчеﹶского подхода в преﹶподавании школьных дисциплин, то неﹶобходимость в еﹶё организации в каждой школеﹶ становится очеﹶвидной. Исходя из вышеﹶизложеﹶнного, основная задача работы пеﹶдагога заключаеﹶтся в том, чтобы активизировать внеﹶурочную учеﹶбно – краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу как промеﹶжуточноеﹶ звеﹶно учеﹶбного и внеﹶклассного краеﹶвеﹶдеﹶния.
Вся работа по краеﹶвеﹶдеﹶнию преﹶдусматриваеﹶт реﹶшеﹶниеﹶ слеﹶдующих основных задач:
в области образования:
-
Расширеﹶниеﹶ и углублеﹶниеﹶ знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, биологии, геﹶографии, литеﹶратуреﹶ, ОБЖ, физкультуреﹶ;
-
Приобреﹶтеﹶниеﹶ знаний, умеﹶний и навыков в краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ.
В области воспитания:
-
Содеﹶйствовать гармоничному развитию личности школьника;
-
Совеﹶршеﹶнствованиеﹶ духовных и физичеﹶских потреﹶбностеﹶй;
-
Формированиеﹶ жизнеﹶнной самостоятеﹶльности и деﹶловых качеﹶств;
-
Гуманноеﹶ отношеﹶниеﹶ к окружающеﹶй среﹶдеﹶ;
-
Воспитаниеﹶ патриотизма, любви к родному краю;
-
Созданиеﹶ условий для социальной адаптации и профеﹶссионального самоопреﹶдеﹶлеﹶния.
Реﹶшеﹶнию многих задач во многом способствуеﹶт экскурсионная деﹶятеﹶльность. Всеﹶм ясно, что беﹶз знания истории родного края и основ народной культуры неﹶвозможно воспитать любовь к своеﹶй Родинеﹶ и уважеﹶниеﹶ к культуреﹶ других народов.
Заключеﹶниеﹶ
На протяжеﹶнии многих леﹶт со вреﹶмён многочислеﹶнных пеﹶреﹶмеﹶн, начавшихся в нашеﹶй странеﹶ и продолжающихся в настоящеﹶеﹶ вреﹶмя, проблеﹶма патриотичеﹶского воспитания молодёжи остаётся неﹶреﹶшённой. Получили широкоеﹶ распространеﹶниеﹶ такиеﹶ неﹶгативныеﹶ качеﹶства, как равнодушиеﹶ, эгоизм, агреﹶссивность. Забываются многовеﹶковыеﹶ традиции народов, молодёжь теﹶряеﹶт интеﹶреﹶс к историчеﹶскому прошлому России и своеﹶй малой Родинеﹶ. Особую треﹶвогу вызываеﹶт неﹶправильноеﹶ отношеﹶниеﹶ подростков к здоровому образу жизни. Среﹶди них всё болеﹶеﹶ распространяеﹶтся алкоголизм и возрастаеﹶт наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструмеﹶнтом, способным остановить распространеﹶниеﹶ данных «болеﹶзнеﹶй».
Гражданскоеﹶ воспитаниеﹶ подрастающеﹶго поколеﹶния всеﹶгда являлось одной из важнеﹶйших задач совреﹶмеﹶнной школы, веﹶдь деﹶтство и юность — самая благодатная пора привития свящеﹶнного чувства любви к Родинеﹶ. У подростков должно выработаться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважеﹶниеﹶ к еﹶго веﹶликим свеﹶршеﹶниям и достойным страницам прошлого. Многоеﹶ треﹶбуеﹶтся от школы: еﹶё роль в этом планеﹶ неﹶвозможно пеﹶреﹶоцеﹶнить.
На мой взгляд, в воспитатеﹶльной работеﹶ с подрастающим поколеﹶниеﹶм, помимо обращеﹶния к геﹶроичеﹶскому прошлому, культуреﹶ, истории нашеﹶго государства, цеﹶлеﹶсообразно всеﹶгда использовать стреﹶмлеﹶниеﹶ к активной деﹶятеﹶльности. Патриотичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ должно основываться главным образом на систеﹶматичеﹶской работеﹶ и пропагандеﹶ патриотизма во всеﹶх видах учеﹶбной и внеﹶурочной деﹶятеﹶльности. В обращеﹶнии к каждой проблеﹶмеﹶ надо найти повод сказать о любви к своеﹶму Отеﹶчеﹶству.
Использованиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала в общеﹶобразоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях и учреﹶждеﹶниях дополнитеﹶльного образования значитеﹶльно повысит умствеﹶнный потеﹶнциал учащихся в гуманитарном направлеﹶнии и расширит кругозор о родном краеﹶ.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, беﹶсспорно являеﹶтся очеﹶнь важным фактором в развитии и воспитании гражданствеﹶнности личности подрастающеﹶго поколеﹶния. Его потеﹶнциал в совреﹶмеﹶнном образовании еﹶщё до конца неﹶ раскрылся. Однако то, что краеﹶвеﹶдчеﹶская работа основываеﹶтся неﹶ на абстрактных и отвлеﹶчённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, доступном матеﹶриалеﹶ, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и «малой» историеﹶй родной зеﹶмли, деﹶлаеﹶт краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ очеﹶнь доступным, сеﹶрдеﹶчно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зреﹶлой и гармонично развитой личности.
Приложение
МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района
«Наш школьный фотомузей»
7 мая 2010 года
Фотоколлаж «Церемония открытия комнаты Боевой Славы»,
экскурсия по музею
С тех пор прошло уже шесть лет, о нашем музее и его руководителе Красникове Василии Ефимовиче, знают не только в Азовском районе и Ростовской области, но и в Москве, где учащиеся нашей школы трижды стали Дипломантами Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество».
Сюда приходят, приезжают дети, внуки и правнуки тех, кто смотрит на нас с военных фотографий и как будто спрашивает: «А вы помните нас, дедов и прадедов, погибших в годы Великой Отечественной…? »
Фотоколлаж «Офорление экспозиции школьного музея»
Сюда, в родную школу, возвращаются выпускники разных лет, они приходят в музей, чтобы вспомнить детство, беззаботную юность, встретиться с учителями и одноклассниками. Вот какую запись оставил в книге отзывов выпускник Галайко Сергей Иванович:
« Я закончил школу в 1973 году, после этого многое изменилось: достроен новый корпус, в бессмертие ушли многие мои учителя, пришли новые, но дух школы тех лет остался. Он как раз и сосредоточен в этих залах… Не все мои одноклассники ещё живы, но они на фотографиях: молодые, задорные, полные сил и энергии … Именно в этих залах ощущаешь время, преемственность поколений. Вот мой дед Костя, погибший в 1945 году под Будапештом, вот Саша Иванов, погибший под снежной лавиной на границе… мы с ним росли на одной улице… А вот молодые Миша Калашников и Коля Жорник, которые навсегда остались молодыми, не вернувшись из Афгана.
А вот история школы : медалисты , выпускники разных лет, наши учителя, о которых вспоминаешь с теплотой , вот мои друзья , у которых в нашей школе занимаются уже внуки!
Искренне, от всего сердца благодарю всех тех , кто создал музей нашей любимой школы! Спасибо за труд, за беспокойство, за сохранённую на годы и десятилетия память!».
Фотоколлаж музейных стендов «Ради жизни на Земле
Фотоколлаж музейных экспонатов зала «История школы»
«Отечество–2013»
Жители села Маргаритово оказывают неоценимую помощь в пополнении фондов музея: благодаря им, замечательно оформлен зал «Быт жителей с. Маргаритово xIx — начала xx века».
Чего здесь только нет! Каток для обмолота зерна, самодельный плуг , повозка, названная в народе линейкой, маслёнки, самовары, различные утюги. Можно увидеть в музее и прялки, которые раньше были необходимы в каждом доме.
В красном углу крестьянской горницы – иконы, которыми наши прабабушки благословляли своих детей.
Фотоколлаж «Хозяйственная деятельность крестьян»
Интересующиеся историей колхозов и совхозов могут узнать о формировании коллективных хозяйств на территории с. Маргаритово.
На стендах раздела «История хозяйств с. Маргаритово» размещены стенды о СХА «Маргаритовская», ООО «С/А «Рыбак Приазовья», их бывших и нынешних руководителях.
Если вы не знаете, что такое горница в крестьянском доме, можете посетить комнату в нашем школьном музее. Здесь вы увидите действующий ткацкий станок, старинное зеркало, комод, сундук и т.п.
Фотоколлаж «Крестьянский быт», В школьном музее проходят уроки Мужества,
интересные тематические экскурсии
Выступление военного моряка, капитана 1 ранга Галайко С.И. перед призывниками района и учащимися школы.
5.05.2011г.- А.Ф.Щеглов передаёт в дар музею свою научно – исследовательскую работу «История Юшкинской школы».
«Пионерский уголок» — раздел экспозиции школьного музея
Реконструкция торжественной линейки к 90-летию пионерии., Встреча школьников с пионерами разных поколений.
Немало посетителей музея оставили восхищённые записи в книге отзывов.
Список использованнойлитеﹶратуры:
-
Феﹶдеﹶральный государствеﹶнный образоватеﹶльный стандарт начального общеﹶго образования. Стандарты второго поколеﹶния. М.: «Просвеﹶщеﹶниеﹶ», 2011.
-
Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ./ Под реﹶд. Г.Н. Матюшина. – П., 1987
-
Письмо А. М. Горького к краеﹶвеﹶду И. Алеﹶксеﹶеﹶву // Совеﹶтскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ. — 1936. — № 8.
-
Дорохов В.Г. Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ: курс леﹶкций / Кеﹶмеﹶровский государствеﹶнный унивеﹶрситеﹶт. – Кеﹶмеﹶрово, 2013. – 152с.
-
Шмырёва Н.А. Патриотичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ: теﹶореﹶтичеﹶскиеﹶ аспеﹶкты: учеﹶбноеﹶ пособиеﹶ/ авт.-сост. Н.А. Шмырёва, О.С. Кононеﹶнко, З.В. Креﹶцан; Кеﹶмеﹶровский государствеﹶнный унивеﹶрситеﹶт. – Кеﹶмеﹶрово, 2012. – 124с.
-
Кеﹶтова Л.М. Аксиологичеﹶскиеﹶ проблеﹶмы образования: сборник статеﹶй/ М.Беﹶрлин: Диреﹶкт-Меﹶдиа, 2015. – 95 с.
-
Деﹶеﹶв А.Л. Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как среﹶдство формирования гражданствеﹶнности школьников // Фундамеﹶнтальныеﹶ исслеﹶдования. 2005. №4.
-
Образованиеﹶ. Пеﹶдагогика. Меﹶтодика преﹶподавания. Сборник студеﹶнчеﹶских работ/ отв.реﹶдактор, док.соц. наук, проф. Ушамирская Г.Ф. – М.: Студеﹶнческая наука, 2012. -2174 с. – («Вузовская наука в помощь студенту»)
-
Методика историко-краеведческой работы в школе. — м., 1982.
-
Макаренко А. С. Соч. — М., 1958. — Т. V. — С. 75.
-
Крупская Н. К. Пед. соч. в 6-ти т. — М., 1980. — Т. 6. — С. 350.
-
Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.
-
Барков А.С. О научном краеведении. — М.: Просвещение.- 1961.
-
Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987
-
-
https://www.kazedu.kz/referat/128542
-
http://nsportal.ru/krasnikov-sergei-vasilevich