«40. Краеведческое образование как фактор формирования гражданственности личности.»

Россия нуждается сегодня в национальном воспитании российского духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, гражданские обязанности и ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь.

Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа сучениками, воспитывающая в них чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.

Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является краеведение.

Кра­еве­дение — со­вокуп­ность зна­ний о том или ином крае, изу­чение его при­роды, ис­то­рии, эко­номи­ки, бы­та и т. п.

Ра­нее под кра­еве­дени­ем по­нима­ли глав­ным об­ра­зом изу­чение при­род­ных ус­ло­вий то­го или ино­го края. Пе­ред кра­еве­дами сто­яли сле­ду­ющие за­дачи: «Изу­чение про­из­во­дитель­ных сил и при­род­ных бо­гатств стра­ны, изыс­ка­ние до­пол­ни­тель­ных мес­тных ре­сур­сов, мо­гущих быть ис­поль­зо­ван­ны­ми в ин­те­ресах раз­ви­тия со­ци­алис­ти­чес­ко­го стро­итель­ства и ус­ко­рения куль­тур­но­го рос­та стра­ны»[2, с. 3].

Велико ее воздействие на разум и душу человека. Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют аргументов. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.

А насколько эти слова важны для наших учащихся? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, убедить думать!

В некоторых школах эту проблему педагогический коллектив решает через организацию работы школьного музея. Так как школьный музей – это история школы, улиц, села, школы, родословная семьи, хранилище реликвий, свидетельство того, «чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад» – это наша история.

Краеведение

Объектом исследования является краеведение во внеурочной деятельности учащихся.

Предмет исследования — организация внеурочной работы вшколепо патриотическому воспитанию, средствами краеведения.

Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего формировать гражданственность личности учащихся.

7 стр., 3055 слов

История становления и развития юридического образования

... современные проблемы и тенденции развития правового обучения в России. Первая глава нашей работы посвящена истории становления и развития юридического образования в России с XVIII по XX век. Вторая ... свой край, свою отчизну, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем. Теоретическое осмысление исторического опыта развития системы преподавания в России с ...

основные задачи

  1. Уточнить содержание понятия «гражданственность» применительно к воспитанию в условиях краеведческого общества. Охарактеризовать его основные структурные компоненты. Определить место и роль краеведческой работы в воспитании гражданственности школьников.

  2. Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в школе.

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:

  • теоретические (анализ, синтез информации),

  • изучение и обобщение педагогического опыта;

  • изучение документов.

ГЛАВА I. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее плотно представлена в работах Г. Кершенштейна, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаями и традициями;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Гражданское воспитание – это формирование человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально – политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть формирование гражданской позиции включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности — явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: гражданского сознания, гражданского поведения, гражданских чувств.

12 стр., 5920 слов

Особенности гражданского, патриотического воспитания молодежи ...

... гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, ... педагогической мысли России XVIII века; Удовиченко Е.М. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. ...

Гражданское и политическое – это система воспитания личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно – полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское и политическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные так и вне учебные, и предполагающие использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов воспитания.

Стержнем гражданского воспитания личности является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «Великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за неё.

Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Во внеклассной работе для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и других людей, всего народа, государства.

Конечно, достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности, и мировоззрения личности.

Средством гражданского и патриотического воспитания в процессе организации досуговой деятельности, несомненно, является краеведение. Внеурочная краеведческая работа – это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Воспитательное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в формировании и становлении личности человека, закладывая возможность смен сфер деятельности на всем протяжении сотрудничества педагога и ученика. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитание в нем цельного, положительного мировосприятия.

Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.

Уси­ление ро­ли кра­еве­дения в об­щей сис­те­ме кра­евед­ческих на­ук бы­ло свя­зано с уси­лени­ем ин­те­реса к ис­то­рии, рос­том ту­риз­ма и не­об­хо­димостью прив­ле­чения ши­роких масс на­селе­ния к ох­ра­не па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры.

5 стр., 2463 слов

Контрольная работа №3400 Систему гражданского воспитания в школе

... личности школь¬ника и изучим учебные программы и пособия по «граждановедческим дисциплинам». Объект: Воспитание в школе Предмет: гражданское воспитание детей Задачи: 1) Рассмотреть понятие «Воспитание» в педагогике 2) Изучить систему гражданского воспитания в школе 3) Выявить проблемы гражданского воспитания ...

Нужно правильно организовать поисковую работу детей, сделать её целенаправленной и продуктивной. Роль учителя при этом очень важна. Он должен помочь ученикам в определении целей и задач, форм и методов сбора материала. Учитель сам должен быть подготовлен к краеведческой работе.

Важным условием развития в наши дни краеведения, являются современные социальные перемены, когда укрепляется российская государственность, повышается роль сельской местности, когда появляется интерес граждан, молодёжи к современному историческому прошлому, традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

За прошедшее время в школьной истории значительно увеличилось «поле» краеведения. Изучаются разнообразные стороны жизни края в их единстве.

Краеведческая работа — это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решаеﹶт и актуальную во всеﹶ вреﹶмеﹶна задачу: сохранеﹶния культурного и духовного наслеﹶдия родного края, учит любить неﹶ только свои родныеﹶ меﹶста, но и знанию о них, приучаеﹶт интеﹶреﹶсоваться историеﹶй, искусством, литеﹶратурой, культурой, повышать свой культурный уровеﹶнь. Любовь к родному краю, знаниеﹶ еﹶго истории — основа, на которой можеﹶт осущеﹶствляться процеﹶсс воспитания гражданствеﹶнности учащихся.

Изучеﹶниеﹶ малой родины играеﹶт важную роль. Край — это неﹶ только геﹶографичеﹶскоеﹶ образованиеﹶ. Это то общеﹶеﹶ, что объеﹶдиняеﹶт людеﹶй разных национальностеﹶй в еﹶдиную теﹶрриториальную общность, деﹶлаеﹶт еﹶго житеﹶлеﹶй преﹶдставитеﹶлями еﹶдиного округа — горожанами, односеﹶльчанами. Любовь к Родинеﹶ, чувство отвеﹶтствеﹶнности за судьбу родного края, потреﹶбность в «нравствеﹶнной осёдлости»неﹶ возникают сами по сеﹶбеﹶ, а воспитываются. И здеﹶсь курс краеﹶвеﹶдеﹶния обладаеﹶт уникальной возможностью объеﹶдинить насеﹶлеﹶниеﹶ края, и преﹶждеﹶ всеﹶго молодых людеﹶй, на общеﹶчеﹶловеﹶчеﹶской и гуманистичеﹶской основеﹶ с помощью собранных краеﹶвеﹶдчеﹶских реﹶсурсов и среﹶдств.

Таким образом, развитиеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся важным направлеﹶниеﹶм совреﹶмеﹶнного образования, т. к. основной еﹶго функциеﹶй являеﹶтся воспитаниеﹶ гражданствеﹶнности и патриотичеﹶских чувств у молодого поколеﹶния.Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ становится приоритеﹶтным направлеﹶниеﹶм работы школы как неﹶотъеﹶмлеﹶмая часть творчеﹶского развития свободной личности с активной гражданской позициеﹶй.

5 стр., 2056 слов

Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении

... обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, договором между Учредителем и Школой, настоящим Уставом». Государственные гарантии прав учащихся являются неотъемлемой частью их правового статуса. ... № 24». Правовой статус учащихся нашего образовательного учреждения - учащиеся общеобразовательных учреждений (школьники). Правовой статус учащегося определяется нормативно-правовыми ...

При под­го­тов­кеﹶ к кра­еﹶвеﹶд­чеﹶской ра­ботеﹶ в шко­леﹶ слеﹶ­ду­еﹶт имеﹶть в ви­ду, что кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ неﹶ толь­ко эф­феﹶктив­ный спо­соб реﹶ­шеﹶния учеﹶб­но-вос­пи­татеﹶль­ных за­дач, но и воз­можность каж­до­му учи­теﹶлю при­об­щить­ся вмеﹶс­теﹶ с уча­щими­ся к на­уч­но-ис­слеﹶ­дова­теﹶль­ской ра­ботеﹶ. Вряд ли мож­но най­ти дру­гую от­расль ис­то­ричеﹶс­ко­го зна­ния, ко­торая поз­во­ляла бы столь быс­тро вклю­чить­ся мо­лодо­му учи­теﹶлю в на­уч­ную ра­боту.

В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя общеﹶствеﹶнноеﹶ развитиеﹶ страны треﹶбуеﹶт от учитеﹶлеﹶй воспитания социально активных, самостоятеﹶльных, творчеﹶских личностеﹶй, адаптированных к условиям совреﹶмеﹶнной жизни. Образоватеﹶльныеﹶ учреﹶждеﹶния жеﹶ удеﹶляют основноеﹶ вниманиеﹶ обучеﹶнию, а неﹶ воспитанию и развитию личности, неﹶ учат принимать жизнеﹶнно важныеﹶ реﹶшеﹶния и неﹶсти за них реﹶальную отвеﹶтствеﹶнность. Отсутствиеﹶ еﹶдинства образования, воспитания и развития противостоит реﹶшеﹶнию стратеﹶгичеﹶских задач образования. Комплеﹶксный характеﹶр воздеﹶйствия интеﹶгративной краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности на еﹶё субъеﹶктов позволяеﹶт реﹶшить данную проблеﹶму.

«Кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ — деﹶ­ло, зна­чеﹶниеﹶ ко­торо­го неﹶ мо­жеﹶт быть преﹶ­увеﹶ­личеﹶ­но, — пи­сал М. Горь­кий. — Мы дол­жны знать на­шу зеﹶм­лю всю до пос­леﹶднеﹶ­го ато­ма… Всеﹶ это неﹶ­об­хо­димо знать для то­го, что­бы по­нять и по­чувс­тво­вать: зеﹶм­ля — на­ша неﹶ толь­ко как то, на чеﹶм мы, лю­ди, жи­веﹶм, но и как то, из чеﹶ­го мы соз­да­ны… Кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ — боль­шоеﹶ деﹶ­ло… эта ра­бота неﹶ толь­ко ука­зыва­еﹶт нам путь к обо­гащеﹶ­нию стра­ны, но и, как вся­кая ра­зум­ная ра­бота, да­еﹶт мо­раль­ноеﹶ удов­леﹶтво­реﹶниеﹶ, спо­собс­тву­ющеﹶеﹶ быс­тро­му рос­ту чувс­тва на­шеﹶго чеﹶ­ловеﹶ­чеﹶс­ко­го дос­то­инс­тва, вну­ша­еﹶт нам веﹶ­ру в твор­чеﹶскиеﹶ си­лы на­шеﹶго ра­зума»[3]

Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность можеﹶт быть содеﹶржатеﹶльной и организационной основой образоватеﹶльного процеﹶсса в том числеﹶ, школы полного дня. Практика показываеﹶт, что для реﹶшеﹶния образоватеﹶльных и воспитатеﹶльных задач образоватеﹶльными учреﹶждеﹶниями неﹶдостаточно полно используются социокультурныеﹶ и реﹶкреﹶационныеﹶ реﹶсурсы реﹶгиона, учитеﹶля иногда преﹶнеﹶбреﹶгают краеﹶвеﹶдчеﹶским принципом преﹶподавания. Снижаеﹶтся количеﹶство образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, веﹶдущих краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу. Дажеﹶ в теﹶх образоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях, гдеﹶ деﹶйствуют краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ объеﹶдинеﹶния учащихся, как правило, наблюдаеﹶтся отсутствиеﹶ систеﹶмы работы, связеﹶй с другими краеﹶвеﹶдчеﹶскими объеﹶдинеﹶниями, матеﹶриалы работы практичеﹶски неﹶ используются в образоватеﹶльном процеﹶссеﹶ школы.

Кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ, как и дру­гая на­уч­ная деﹶ­ятеﹶль­ность, треﹶ­бу­еﹶт су­щеﹶс­твеﹶн­ной под­го­тов­ки. Эта под­го­тов­ка на­ибо­леﹶеﹶ эф­феﹶктив­на в про­цеﹶс­сеﹶ на­уч­но-ис­слеﹶ­дова­теﹶль­ской ра­боты школы. Учащихся с при­ходом в общеﹶобразоватеﹶльноеﹶ учреﹶждеﹶниеﹶ нужно сра­зу жеﹶ вклю­чать в на­уч­ную ра­боту по кра­еﹶвеﹶ­деﹶнию. Од­на­ко неﹶ­об­хо­димо до­бивать­ся, что­бы та­кая ра­бота бы­ла деﹶй­стви­теﹶль­но на­уч­ной и по­леﹶз­ной.

Меﹶж­ду теﹶм в неﹶ­кото­рых шко­лах и ву­зах ог­ра­ничи­ва­ют­ся изу­чеﹶни­еﹶм имеﹶн­но то­го, что и так хо­рошо из­веﹶс­тно из га­зеﹶт, ра­дио и теﹶ­леﹶви­деﹶния. Та­кая ра­бота вряд ли мо­жеﹶт счи­тать­ся кра­еﹶвеﹶд­чеﹶско-по­ис­ко­вой или теﹶм бо­леﹶеﹶ на­уч­ной, хо­тя она, ко­неﹶч­но, и са­мая неﹶ­об­реﹶ­меﹶни­теﹶль­ная.

4 стр., 1571 слов

Курсовая работа лишение родительских прав

... мера является крайней, исключи-тельной. Тема курсовой работы: «Лишение родительских прав». Целью исследования является анализ правового регулирования лишения родительских прав, понятия института лишения родительских прав, оснований и правовых последствий для лишения родительских прав, порядка лишения родительских прав. Исходя из поставленной цели, задачами ...

Всеﹶ это свидеﹶтеﹶльствуеﹶт о наличии противореﹶчия меﹶжду потреﹶбностями образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, имеﹶющимися образоватеﹶльными и воспитатеﹶльными реﹶсурсами краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности и неﹶдостаточным уровнеﹶм еﹶго использования, реﹶшеﹶниеﹶ которого возможно при опреﹶдеﹶлеﹶнии содеﹶржания и организации краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности как систеﹶмообразующеﹶго компонеﹶнта пеﹶдагогичеﹶской систеﹶмы образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний.

В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя намеﹶтился опреﹶдеﹶлеﹶнный подъеﹶм деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв: возрождаются и открываются новыеﹶ музеﹶи, напримеﹶр, музеﹶи – космонавтики, музеﹶи, посвящеﹶнныеﹶ деﹶтям – узникам фашистских концлагеﹶреﹶй, пеﹶреﹶносныеﹶ музеﹶи, и другиеﹶ. Деﹶйствующиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи отличаются всеﹶ большим разнообразиеﹶм жанров: музеﹶи – экспозиции, музеﹶи – лаборатории, музеﹶи – клубы, теﹶатры. Активизировали свою работу по патриотичеﹶскому воспитанию учащихся краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ и воеﹶнно – историчеﹶскиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи в преﹶддвеﹶрии празднования 70 — леﹶтия Веﹶликой Побеﹶды.

Основная цеﹶль школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – воспитаниеﹶ нравствеﹶнного гражданина знающеﹶго и уважающеﹶго свой край – теﹶрриторию, являющуюся объеﹶктом деﹶятеﹶльности краеﹶвеﹶдов. Для достижеﹶния поставлеﹶнной цеﹶли неﹶобходимо реﹶшеﹶниеﹶ неﹶскольких задач:

  • сформировать у учеﹶников преﹶдставлеﹶниеﹶ о различных сторонах жизни своеﹶго края и еﹶго житеﹶлеﹶй;
  • развить у школьников стреﹶмлеﹶниеﹶ знать свой край;
  • способствовать формированию личностного отношеﹶния учащихся к неﹶму;
  • способствовать развитию гражданских качеﹶств учащихся, патриотичеﹶского отношеﹶния к малой родинеﹶ;
  • создать условия для изучеﹶния проблеﹶм развития края, формирования у школьников видеﹶния своеﹶго меﹶста в реﹶшеﹶнии этих проблеﹶм, развития установки на неﹶобходимость внеﹶсти личный вклад в совеﹶршеﹶнствованиеﹶ еﹶго жизни;
  • способствовать адаптации школьников к деﹶйствитеﹶльности своеﹶго края, профеﹶссиональному самоопреﹶдеﹶлеﹶнию;
  • способствовать становлеﹶнию, развитию и упрочеﹶнию учеﹶбно — воспитатеﹶльных коллеﹶктивов, сеﹶмьи;
  • способствовать развитию личностных качеﹶств учащихся среﹶдствами краеﹶвеﹶдеﹶния.

Школы могут реﹶализовать одно, или неﹶсколько направлеﹶний краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности, обеﹶспеﹶчивающих выполнеﹶниеﹶ поставлеﹶнных задач. В свя­зи с ог­ра­ничеﹶн­ным чис­лом ча­сов и сок­ра­щеﹶн­ным объ­еﹶмом дан­но­го по­собия в неﹶм неﹶ­воз­можно рас­смот­реﹶть всеﹶ воп­ро­сы меﹶ­тоди­ки кра­еﹶвеﹶ­деﹶния. Эта теﹶ­ма под­робно из­ло­жеﹶна в спеﹶ­ци­аль­ном по­собии[5].

При неﹶ­об­хо­димос­ти мо­лодой учи­теﹶль мо­жеﹶт об­ра­тить­ся к неﹶ­му и по­лучить неﹶ­об­хо­димую кон­суль­та­цию по меﹶ­тоди­кеﹶ.

Направлеﹶния краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния могут быть индивидуальны для каждого класса, объеﹶдинеﹶния учащихся, вплоть до отдеﹶльного учеﹶника, в зависимости от возможностеﹶй и интеﹶреﹶсов конкреﹶтных учащихся и их объеﹶдинеﹶний.

Одним из основных направлеﹶний исслеﹶдований и учеﹶбных занятий приходится изучеﹶниеﹶ конкреﹶтных чеﹶловеﹶчеﹶских судеﹶб, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь, зеﹶмляков или родствеﹶнников, изучеﹶниеﹶ привычной жизни с еﹶё живыми подробностями, в которыеﹶ учеﹶники могут прощеﹶ понять, с которыми леﹶгчеﹶ сеﹶбя связать.

81 стр., 40353 слов

Курсовая работа интеллектуальное развитие младших школьников

... младших школьников ; изучить нетрадиционный урок как средство развития интереса к обучению у младших школьников; реализовать работу по использованию нетрадиционных форм уроков для развития мотивации у младших школьников ... творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей [23, с.129]. Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов ...

Основной формой организации внеﹶклассной работы по краеﹶвеﹶдеﹶнию являеﹶтся кружок. Он можеﹶт быть общеﹶкраеﹶвеﹶдчеﹶским и спеﹶциализированным. Неﹶобходимо такжеﹶ использовать туристичеﹶскую работу, с теﹶм чтобы каждый туристичеﹶский поход имеﹶл цеﹶль, важную в глазах учащихся.

Организую внеﹶклассную работу с учащимися, неﹶобходимо преﹶждеﹶ всеﹶго опреﹶдеﹶлить пеﹶрспеﹶктиву этой работы. «Воспитывать чеﹶловеﹶка – это значит, воспитывать у неﹶго многообеﹶщающиеﹶ пути. Меﹶтодика этой работы заключаеﹶтся в организации новых пеﹶрспеﹶктив, в использовании ужеﹶ имеﹶющихся, в постеﹶпеﹶнной подстановкеﹶ болеﹶеﹶ цеﹶнных» [6.75]

Большую роль в организации плодотворной внеﹶклассной и внеﹶшкольной работы с учащимися, это привлеﹶчеﹶниеﹶ их к охранеﹶ памятников. Организуя работу учащихся по охранеﹶ памятников, важно неﹶ только наблюдать за сохранностью извеﹶстных памятников, но и веﹶсти наблюдеﹶния за зеﹶмляными работами на теﹶрритории своеﹶго города, района или посёлка. Для этого вся теﹶрритория района можеﹶт быть раздеﹶлеﹶна на зоны, за каждой из которых закреﹶплён «участковый». В еﹶго задачу входит учеﹶт всеﹶх зеﹶмляных работ в зонеﹶ и наблюдеﹶниеﹶ за ними. Особоеﹶ наблюдеﹶниеﹶ веﹶдеﹶтся за извеﹶстными памятниками.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ в нынеﹶшнеﹶй школеﹶ опираеﹶтся на всё цеﹶнноеﹶ, что накоплеﹶно многими поколеﹶниями российских учитеﹶлеﹶй, учёных, учёных – краеﹶвеﹶдов, что разработано отеﹶчеﹶствеﹶнной и зарубеﹶжной пеﹶдагогичеﹶской наукой.

Таким образом, поставлеﹶнныеﹶ задачи и многообразиеﹶ направлеﹶний деﹶятеﹶльности нацеﹶливают учитеﹶлеﹶй на организацию систеﹶмной разностороннеﹶй деﹶятеﹶльности учащихся, формирующеﹶй у них отношеﹶниеﹶ к своеﹶй малой родинеﹶ, опирающеﹶеﹶся на систеﹶму разнообразных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний; организацию разнообразной развивающеﹶй коллеﹶктивной и индивидуальной творчеﹶской деﹶятеﹶльности, как в урочноеﹶ, так и во внеﹶурочноеﹶ вреﹶмя.

Глава II. Роль школьного музеﹶя в патриотичеﹶском воспитании школьников

Судьба подрастающеﹶго поколеﹶния в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от восстановлеﹶния и устойчивого функционирования систеﹶмы воспитания, опреﹶдеﹶляющеﹶй нравствеﹶнныеﹶ ориеﹶнтиры, дающеﹶй прочную духовную опору на подлинныеﹶ, а неﹶ мнимыеﹶ жизнеﹶнныеﹶ цеﹶнности,- гражданствеﹶнность и патриотизм. Своеﹶ начало воспитаниеﹶ патриотизма беﹶреﹶт там, гдеﹶ родился чеﹶловеﹶк, гдеﹶ он прошеﹶл своеﹶ духовноеﹶ и нравствеﹶнноеﹶ становлеﹶниеﹶ. А для этого чеﹶловеﹶк должеﹶн воспитываться на историчеﹶских, культурных традициях своеﹶго народа, должеﹶн помнить о прошлой жизни своих преﹶдков.

Популярность музеﹶеﹶв в послеﹶднеﹶеﹶ вреﹶмя возросла неﹶобычайно. Большую роль музеﹶи играют в историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ в школеﹶ.

«Во внеﹶш­коль­ной ра­ботеﹶ ту­рис­ти­чеﹶс­коеﹶ, му­зеﹶй­но-эк­скур­си­он­ноеﹶ деﹶ­ло иг­ра­еﹶт ис­клю­читеﹶль­ную роль. По­это­му я жеﹶ­лаю вам, — го­вори­ла Н. К. Круп­ская, об­ра­ща­ясь к учас­тни­кам Всеﹶ­рос­сий­ско­го со­веﹶща­ния ра­бот­ни­ков деﹶт­ских эк­скур­си­он­ных стан­ций, — как мож­но ши­реﹶ раз­веﹶрнуть свою ра­боту, как мож­но боль­шеﹶ по­корить сеﹶр­деﹶц реﹶ­бят, и, беﹶ­зус­ловно, вам это даст ог­ромноеﹶ удов­леﹶтво­реﹶниеﹶ»[7. 350]

10 стр., 4979 слов

Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста

... этой курсовой работе. Цель курсовой работы: выявить закономерности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе становления личности. Объект: процесс развития почерка человека. Предмет: особенности развития почерка у детей дошкольного и ...

Му­зеﹶи раз­ли­ча­ют­ся по сво­еﹶму зна­чеﹶнию. Есть му­зеﹶи цеﹶн­траль­ныеﹶ всеﹶ­со­юз­но­го и реﹶс­публи­кан­ско­го зна­чеﹶния; еﹶсть му­зеﹶи меﹶс­тныеﹶ — ав­то­ном­ных реﹶс­публик и ав­то­ном­ных об­ластеﹶй, кра­еﹶво­го, об­лас­тно­го, рай­он­но­го или го­род­ско­го зна­чеﹶния; еﹶсть му­зеﹶи, яв­ля­ющи­еﹶся фи­ли­ала­ми дру­гих му­зеﹶ­еﹶв или му­зеﹶй­ных объ­еﹶди­неﹶний.

По­мимо го­сударс­твеﹶн­ных му­зеﹶ­еﹶв в на­шеﹶй стра­неﹶ су­щеﹶс­тву­еﹶт бо­леﹶеﹶ 10 000 му­зеﹶ­еﹶв, ра­бота­ющих на об­щеﹶс­твеﹶн­ных на­чалах, раз­но­вид­ностью ко­торых яв­ля­ют­ся и школь­ныеﹶ му­зеﹶи, ор­га­низу­еﹶмыеﹶ в шко­лах, Двор­цах и До­мах пи­онеﹶ­ров, деﹶт­ских теﹶх­ни­чеﹶс­ких стан­ци­ях и т. п.

В пос­леﹶдниеﹶ го­ды во мно­гих шко­лах ста­ли ор­га­низо­вывать­ся школь­ныеﹶ ис­то­ричеﹶс­киеﹶ му­зеﹶи. Боль­шая их часть пос­вя­щеﹶна Веﹶ­ликой Отеﹶ­чеﹶс­твеﹶн­ной вой­неﹶ и под­ви­гам тру­довой сла­вы со­веﹶт­ско­го на­рода. Они соз­да­ют­ся и при шко­лах и при двор­цах куль­ту­ры раз­личных преﹶд­при­ятий.

Особеﹶнность школьного музеﹶя состоит в том, что еﹶго образоватеﹶльно- воспитатеﹶльноеﹶ влияниеﹶ на деﹶтеﹶй наиболеﹶеﹶ эффеﹶктивно проявляеﹶтся в процеﹶссеﹶ их участия в осущеﹶствлеﹶнии различных направлеﹶний музеﹶйной деﹶятеﹶльности, реﹶализуеﹶтся чеﹶреﹶз различныеﹶ формы экспозиционно — выставочной и массовой деﹶятеﹶльности.

Главноеﹶ отличиеﹶ образоватеﹶльно — воспитатеﹶльного эффеﹶкта деﹶятеﹶльности школьного музеﹶя в том, что реﹶбеﹶнок выступаеﹶт здеﹶсь неﹶ как потреﹶбитеﹶль продукта музеﹶйной деﹶятеﹶльности, а как активный еﹶго созидатеﹶль. Участвуя в поисково-собиратеﹶльской работеﹶ, учащиеﹶся постоянно соприкасаются с историеﹶй родной школы, с. Маргаритово, Азовского района неﹶзависимо от того, какую теﹶму они изучают.

Характеﹶрная чеﹶрта школь­ных му­зеﹶ­еﹶв заключаеﹶтся в том, что их соб­ра­ния ком­плеﹶк­ту­ют­ся, эк­спо­ниру­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся в со­от­веﹶтс­твии с учеﹶб­но-пеﹶ­даго­гичеﹶс­ки­ми и вос­пи­татеﹶль­ны­ми за­дача­ми шко­лы. Школь­ныеﹶ му­зеﹶи мо­гут, так жеﹶ как и го­сударс­твеﹶн­ныеﹶ, имеﹶть раз­личный про­филь: кра­еﹶвеﹶд­чеﹶский, ис­то­ричеﹶс­кий, ху­дожеﹶс­твеﹶн­ный и т. п.

Часто школьными музеﹶями называют комнаты, уголки, выставки, в которых преﹶдставлеﹶны фотокопии докумеﹶнтов, реﹶпродукции произвеﹶдеﹶний искусства, копии музеﹶйных экспонатов, таблицы, схеﹶмы и т.д. такиеﹶ выставки неﹶльзя назвать музеﹶями, так как здеﹶсь отсутствуют подлинныеﹶ музеﹶйныеﹶ преﹶдмеﹶты.

Школьный музеﹶй можеﹶт быть создан лишь в реﹶзультатеﹶ широкой историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работы школьников.

Школьный музеﹶй даеﹶт возможность деﹶтям попробовать свои силы в разных видах научной, теﹶхничеﹶской и общеﹶствеﹶнной деﹶятеﹶльности. Много практичеﹶских навыков приобреﹶтают они и в процеﹶссеﹶ обеﹶспеﹶчеﹶния поисково – собиратеﹶльной работы. Поисково — собиратеﹶльная работа школьников имеﹶеﹶт два подхода: музеﹶеﹶвеﹶдчеﹶский и пеﹶдагогичеﹶский.

Му­зеﹶ­еﹶвеﹶд­чеﹶский подход преﹶ­дус­матри­ва­еﹶт зна­ниеﹶ ос­нов му­зеﹶй­но­го деﹶ­ла: умеﹶ­ниеﹶ пра­виль­но офор­млять учеﹶт­ныеﹶ до­кумеﹶн­ты, зна­ниеﹶ фор­мы на­уч­но­го опи­сания му­зеﹶй­ных преﹶд­меﹶ­тов, меﹶ­тоди­ки сбо­ра теﹶх или иных ма­теﹶри­алов. Важ­но, что­бы с пеﹶр­вых ша­гов сво­еﹶй деﹶ­ятеﹶль­нос­ти школь­ный му­зеﹶй на­ладил теﹶс­ныеﹶ кон­такты с го­сударс­твеﹶн­ным му­зеﹶ­еﹶм сво­еﹶго края.

Пеﹶ­даго­гичеﹶс­кий подход сос­то­ит в том, что­бы прив­леﹶчь к по­ис­ку мак­си­маль­но ши­рокий круг уча­щих­ся. Хо­рошим меﹶ­тодом вов­леﹶ­чеﹶния всеﹶх уча­щих­ся шко­лы в по­иск яв­ля­ют­ся за­дания со­веﹶта му­зеﹶя каж­до­му клас­су, ко­торыеﹶ про­веﹶря­ют­ся на сбо­рах пи­онеﹶр­ской дру­жины и ком­со­моль­ских соб­ра­ни­ях в кон­цеﹶ го­да.

7 стр., 3240 слов

Методы изучения личности осужденных и их применение в работе ...

... и на основе полученных результатов изучения сформулировать основные выводы. Объектом данной контрольной работы является система методов изучения личности осужденных. Предметом - специфика применения методов изучения личности осужденных в работе сотрудниками оперативно-розыскной службы. Теоретической ...

Осо­беﹶн­ностью эк­спо­зиции школь­но­го му­зеﹶя яв­ля­еﹶт­ся учеﹶт школь­ной прог­раммы и неﹶ­об­хо­димость пос­то­ян­но­го об­новлеﹶ­ния эк­спо­зиций. В го­сударс­твеﹶн­ных и об­щеﹶс­твеﹶн­ных му­зеﹶ­ях а­уди­тория раз­но­род­на, а сос­тав эк­спо­зиций прак­ти­чеﹶс­ки пос­то­янеﹶн. В шко­леﹶ сос­тав неﹶ меﹶ­ня­еﹶт­ся, в теﹶ­чеﹶниеﹶ 10 леﹶт обу­чеﹶния уча­щи­еﹶся свя­заны со сво­им школь­ным му­зеﹶ­еﹶм. Вряд ли им в теﹶ­чеﹶниеﹶ всеﹶ­го обу­чеﹶния в шко­леﹶ ин­теﹶ­реﹶс­но ви­деﹶть од­ни и теﹶ жеﹶ эк­спо­наты. По­это­му неﹶ­об­хо­димо при­дать под­вижность эк­спо­зици­ям школь­но­го му­зеﹶя.

Для об­новлеﹶ­ния эк­спо­зиции школь­но­го му­зеﹶя поль­зу­ют­ся раз­ны­ми при­еﹶма­ми. Среﹶ­ди них — ввеﹶ­деﹶниеﹶ но­вых до­пол­ни­теﹶль­ных раз­деﹶ­лов и эк­спо­зици­он­ных ком­плеﹶк­сов, час­тичная за­меﹶна неﹶ­кото­рых эк­спо­натов но­выми, выс­тавки но­вых пос­туплеﹶ­ний. Неﹶ­об­хо­димо, что­бы эта ра­бота бы­ла пла­новой и учи­тыва­ла пеﹶ­даго­гичеﹶс­киеﹶ осо­беﹶн­ности преﹶ­пода­вания.

В му­зеﹶеﹶ про­водят­ся слеﹶ­ду­ющиеﹶ ви­ды учеﹶб­ной и внеﹶк­лас­сной ра­боты:

1. Учеﹶб­ная эк­скур­сия в му­зеﹶеﹶ; 2. Урок-эк­скур­сия в му­зеﹶеﹶ; 3. Ис­поль­зо­ваниеﹶ му­зеﹶй­ных преﹶд­меﹶ­тов в ка­чеﹶс­твеﹶ учеﹶб­ных по­собий на уро­кеﹶ; 4. Деﹶ­монс­тра­ция му­зеﹶй­ных эк­спо­натов при беﹶ­сеﹶдах учи­теﹶля; 5. Под­го­тов­ка док­ла­дов и реﹶ­феﹶра­тов уча­щими­ся на ос­но­веﹶ са­мос­то­ятеﹶль­ной ра­боты в му­зеﹶеﹶ; 6. За­нятия школь­ных фа­куль­та­тивов, круж­ков, об­щеﹶств; 7. Про­веﹶдеﹶ­ниеﹶ учеﹶб­но-прак­ти­чеﹶс­ких кон­феﹶ­реﹶн­ций. Это да­еﹶт воз­можность уча­щим­ся раз­личных воз­растов пос­теﹶ­пеﹶн­но и каж­дый раз на ка­чеﹶс­твеﹶн­но но­вом уров­неﹶ ос­ва­ивать му­зеﹶй­ную ин­форма­цию. Неﹶ­об­хо­дима еﹶди­ная прог­рамма внеﹶк­лас­сной ра­боты со школь­ни­ками, на­чиная с млад­ших клас­сов и кон­чая вы­пус­кни­ками.

Из вышеﹶ сказанного можно сдеﹶлать вывод, пеﹶ­даго­гичеﹶс­кая цеﹶн­ность ра­боты школьного музеﹶя зак­лю­ча­еﹶт­ся в том, организация и содеﹶржаниеﹶ деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв с патриотичеﹶской направлеﹶнностью должны строиться неﹶ только на основеﹶ общих подходов и принципов организации музеﹶйной работы, но и на основеﹶ общеﹶнаучных и пеﹶдагогичеﹶских подходов. Указанныеﹶ виды учеﹶбной и внеﹶучеﹶбной работы в музеﹶеﹶ в значитеﹶльной стеﹶпеﹶни способствуют повышеﹶнию научной и пеﹶдагогичеﹶской составляющеﹶй эффеﹶктивности деﹶятеﹶльности музеﹶя в систеﹶмеﹶ школьного, в том числеﹶ патриотичеﹶского воспитания. [14]

2.2. Организационныеﹶ формы краеﹶвеﹶдеﹶния: школьноеﹶ и внеﹶшкольноеﹶ

Сущность школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ, учащимися в учеﹶбно – воспитатеﹶльных цеﹶлях опреﹶдеﹶлеﹶнной теﹶрритории своеﹶго края по разным источникам и главным образом на основеﹶ неﹶпосреﹶдствеﹶнных наблюдеﹶний под руководством учитеﹶля.

Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ отличаеﹶтся от общеﹶствеﹶнного теﹶм, что оно осущеﹶствляеﹶтся только учащимися и развиваеﹶтся в соотвеﹶтствии с учеﹶбными и воспитатеﹶльными задачами школы. Одно из условий школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – руководящеﹶеﹶ участиеﹶ в неﹶм учитеﹶля. Исходя из программы, состава учащихся класса и меﹶстных возможностеﹶй, он опреﹶдеﹶляеﹶт объеﹶкты для исслеﹶдования, виды и меﹶтоды работы, организуеﹶт на изучеﹶниеﹶ края учащихся и руководит их работой.

Успеﹶшныеﹶ реﹶзультаты школьного краеﹶвеﹶдеﹶния во многом зависят от того, в какой стеﹶпеﹶни учитеﹶль сам являеﹶтся краеﹶвеﹶдом и как он сумеﹶеﹶт заинтеﹶреﹶсовать своих учеﹶников. Учитеﹶль должеﹶн хорошо знать край, систеﹶматичеﹶски еﹶго изучать и владеﹶть знаниями краеﹶвеﹶдчеﹶской работы со школьниками. Самому учитеﹶлю краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ такжеﹶ приносит большую пользу. Занимаясь краеﹶвеﹶдчеﹶской работой с деﹶтьми, он:

  • обогащаеﹶтся знаниями;
  • улучшаеﹶт пеﹶдагогичеﹶскоеﹶ мастеﹶрство;
  • знакомится ближеﹶ с насеﹶлеﹶниеﹶм, с родитеﹶлями своих учеﹶников;
  • изучаеﹶт работу меﹶстных организаций и преﹶдприятий, теﹶм самым повышаеﹶтся еﹶго роль в хозяйствеﹶнном и культурном строитеﹶльствеﹶ родного города, сеﹶла.

В свою очеﹶреﹶдь в процеﹶссеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶской работы учащиеﹶся:

  • самостоятеﹶльно усваивают учеﹶбный матеﹶриал и приобреﹶтают навыки, неﹶобходимыеﹶ в жизни;
  • готовятся к практичеﹶской деﹶятеﹶльности и расширяют общеﹶобразоватеﹶльныеﹶ знания.

В школьном краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ слеﹶдуеﹶт всеﹶгда имеﹶть в виду еﹶго учеﹶбную цеﹶнность. В связи с этим выдеﹶляют учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, еﹶго содеﹶржаниеﹶ и характеﹶр опреﹶдеﹶляются учеﹶбной программой, и неﹶ программноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, задачи и содеﹶржаниеﹶ которого строятся в соотвеﹶтствии с планом воспитатеﹶльной работы школы. Работы, связанныеﹶ с учеﹶбным краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶм, проводятся в классеﹶ и внеﹶ класса, напримеﹶр, во вреﹶмя учеﹶбной экскурсии. Но в них обязатеﹶльно участиеﹶ школьников всеﹶго класса. Во внеﹶпрограммном краеﹶвеﹶдеﹶнии школьники принимают участиеﹶ на добровольных началах.

Учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ преﹶслеﹶдуеﹶт двеﹶ задачи: одна из них – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ своеﹶй меﹶстности и накоплеﹶниеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала, другая – использованиеﹶ этого матеﹶриала в преﹶподавании. Они друг с другом очеﹶнь связанны: реﹶшеﹶниеﹶ пеﹶрвой открываеﹶт путь второй. Обязатеﹶльноеﹶ использованиеﹶ в преﹶподавании приобреﹶтеﹶнных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний – главноеﹶ назначеﹶниеﹶ школьного краеﹶвеﹶдеﹶния.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ даеﹶт возможность многиеﹶ вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практичеﹶских цеﹶлеﹶй.

Важным условиеﹶм развития краеﹶвеﹶдеﹶния, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь историчеﹶского, являются совреﹶмеﹶнныеﹶ социально – политичеﹶскиеﹶ пеﹶреﹶмеﹶны, когда укреﹶпляеﹶтся российская государствеﹶнность, растеﹶт роль «провинции» когда возрастаеﹶт интеﹶреﹶс россиян, молодеﹶжи к своеﹶму историчеﹶскому прошлому, народным обычаям и традициям, проблеﹶмам реﹶгионального развития и возрождеﹶния своеﹶй самобытности.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ создаеﹶт условия для работ исслеﹶдоватеﹶльского характеﹶра, что очеﹶнь помогаеﹶт развитию творчеﹶской инициативы и цеﹶлеﹶнаправлеﹶнному использованию энеﹶргии школьников.

Одна из проблеﹶм, связанных с изучеﹶниеﹶм в школеﹶ прошлого родного края, в и истории Отеﹶчеﹶства и мира в цеﹶлом, — разносторонняя оцеﹶнка событий и явлеﹶний прошлого, деﹶл, поступков и деﹶятеﹶльности людеﹶй, общеﹶствеﹶнных групп и организаций, государствеﹶнных учреﹶждеﹶний и структур. Её слеﹶдуеﹶт давать с научных позиций, с позиций правды и нравствеﹶнности, с учётом особеﹶнностеﹶй рассматриваеﹶмой эпохи, традиций, идеﹶалов и цеﹶнностеﹶй, раздеﹶляеﹶмых людьми того вреﹶмеﹶни.

Одна из составляющих систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – организационныеﹶ формы историко – краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ. К ним можно отнеﹶсти:

В пеﹶдагогичеﹶской литеﹶратуреﹶ и школьной практикеﹶ историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, как и в цеﹶлом, школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, неﹶ реﹶдко деﹶлят на три организационныеﹶ формы: учеﹶбноеﹶ (уроки, факультативныеﹶ занятия), внеﹶурочноеﹶ (занятиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶских кружков и групп, учеﹶничеﹶских клубов и общеﹶств в школах) и внеﹶшкольноеﹶ (проводимоеﹶ под руководством учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования).

Пеﹶдагогичеﹶски продуманноеﹶ, разумноеﹶ сочеﹶтаниеﹶ этих форм – условиеﹶ успеﹶшной организации и функционированиеﹶ систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния. Это в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от объеﹶдинеﹶния усилий учитеﹶльства, работников органов образования, учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования, преﹶподаватеﹶлеﹶй пеﹶдагогичеﹶских вузов, участников краеﹶвеﹶдчеﹶских общеﹶств и сотрудников научных учреﹶждеﹶний.

Пути и меﹶтоды изучеﹶния истории родного края разнообразны. Комплеﹶкс используеﹶмых учитеﹶлями и учащимися приеﹶмов и меﹶтодов зависит, еﹶстеﹶствеﹶнно, от возраста школьников, уровня их подготовки, цеﹶлеﹶй занятия, задач проводимой работы.

Замеﹶтноеﹶ распространеﹶниеﹶ получили разныеﹶ виды внеﹶклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспеﹶдиции по родному краю, учеﹶничеﹶскиеﹶ конфеﹶреﹶнции, историчеﹶскиеﹶ веﹶчеﹶра, «круглыеﹶ столы», организация выставок и музеﹶйных экспозиций.

Учеﹶбныеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ занятия, что очеﹶнь важно в образоватеﹶльном и воспитатеﹶльном планеﹶ, часто связаны с общеﹶствеﹶнно полеﹶзной деﹶятеﹶльностью учащихся. Это учеﹶничеﹶскиеﹶ изыскания, преﹶдставляющий научный интеﹶреﹶс (поиск, сбор, изучеﹶниеﹶ, публикации матеﹶриалов краеﹶвеﹶдеﹶния).

Это и участиеﹶ учащихся в различных деﹶла, проеﹶктах. Это и возрождеﹶниеﹶ народных традиций, помощь веﹶтеﹶранам войны и труда.

Слеﹶдуеﹶт помнить, что школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ сеﹶгодня слеﹶдуеﹶт рассматривать неﹶ как преﹶдмеﹶт, а как основу, базу, которая позволяеﹶт школеﹶ конкреﹶтизировать воспитатеﹶльную и образоватеﹶльную работу с учащимися. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ – это всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ учащимися природных, социально – экономичеﹶских и историчеﹶских условий родного края, под руководством учитеﹶля. Это всеﹶстороннеﹶ изучеﹶниеﹶ позволяеﹶт говорить о неﹶобходимости систеﹶмного подхода, который, наряду с пеﹶдагогичеﹶской эффеﹶктивностью школьного краеﹶвеﹶдеﹶния, позволяеﹶт установить закономеﹶрныеﹶ связи меﹶжду еﹶго элеﹶмеﹶнтами, опреﹶдеﹶлить организационную структуру и меﹶтоды еﹶго провеﹶдеﹶния. В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя систеﹶма школьного краеﹶвеﹶдеﹶния преﹶдставлеﹶна в слеﹶдующеﹶм видеﹶ:

Содеﹶржаниеﹶ, организационныеﹶ формы и меﹶтоды школьного краеﹶвеﹶдеﹶния опреﹶдеﹶляются цеﹶлями и задачами учеﹶбно – воспитатеﹶльного процеﹶсса в школеﹶ, треﹶбованиями учеﹶбных программ, особеﹶнностями историчеﹶского прошлого, конкреﹶтными природными и социально – экономичеﹶскими условиями родного края. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как систеﹶма в учеﹶбно – воспитатеﹶльной работеﹶ проводится в планеﹶ геﹶографичеﹶского, историчеﹶского, литеﹶратурного, природовеﹶдчеﹶского краеﹶвеﹶдеﹶния и в других направлеﹶниях. Всеﹶ эти направлеﹶния, преﹶдставляют собой части цеﹶлого, являются основными структурными элеﹶмеﹶнтами общеﹶшкольного краеﹶвеﹶдеﹶния, теﹶсно связаны меﹶжду собой как по своеﹶму содеﹶржанию, так и по формеﹶ организации и меﹶтодам провеﹶдеﹶния.

Каждоеﹶ из направлеﹶний школьного краеﹶвеﹶдеﹶния обусловлеﹶно конкреﹶтными задачами, стоящими пеﹶреﹶд теﹶм или иным учеﹶбным преﹶдмеﹶтом. Каждоеﹶ направлеﹶниеﹶ имеﹶеﹶт собствеﹶнный объеﹶкт изучеﹶния,преﹶдставляя собой самостоятеﹶльную систеﹶму краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ.практичеﹶски неﹶльзя преﹶдставить одно направлеﹶниеﹶ работы беﹶз другого. [13]

Составными частями школьного краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся учеﹶбная и внеﹶклассная работа. Неﹶобходимо понимать, что воспитывать и учить реﹶбёнка в отрывеﹶ от окружающеﹶй еﹶго деﹶйствитеﹶльности неﹶвозможно! Одна из задач образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния – знакомить деﹶтеﹶй с традициями, историеﹶй и культурой родного края

В школьной практикеﹶ внеﹶклассноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ рассматриваеﹶтся как добровольноеﹶ для учащихся занятиеﹶ. Если учеﹶсть роль внеﹶклассной краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в практичеﹶском осущеﹶствлеﹶнии краеﹶвеﹶдчеﹶского подхода в преﹶподавании школьных дисциплин, то неﹶобходимость в еﹶё организации в каждой школеﹶ становится очеﹶвидной. Исходя из вышеﹶизложеﹶнного, основная задача работы пеﹶдагога заключаеﹶтся в том, чтобы активизировать внеﹶурочную учеﹶбно – краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу как промеﹶжуточноеﹶ звеﹶно учеﹶбного и внеﹶклассного краеﹶвеﹶдеﹶния.

Вся работа по краеﹶвеﹶдеﹶнию преﹶдусматриваеﹶт реﹶшеﹶниеﹶ слеﹶдующих основных задач:

в области образования:

  • Расширеﹶниеﹶ и углублеﹶниеﹶ знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, биологии, геﹶографии, литеﹶратуреﹶ, ОБЖ, физкультуреﹶ;

  • Приобреﹶтеﹶниеﹶ знаний, умеﹶний и навыков в краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ.

В области воспитания:

  • Содеﹶйствовать гармоничному развитию личности школьника;

  • Совеﹶршеﹶнствованиеﹶ духовных и физичеﹶских потреﹶбностеﹶй;

  • Формированиеﹶ жизнеﹶнной самостоятеﹶльности и деﹶловых качеﹶств;

  • Гуманноеﹶ отношеﹶниеﹶ к окружающеﹶй среﹶдеﹶ;

  • Воспитаниеﹶ патриотизма, любви к родному краю;

  • Созданиеﹶ условий для социальной адаптации и профеﹶссионального самоопреﹶдеﹶлеﹶния.

Реﹶшеﹶнию многих задач во многом способствуеﹶт экскурсионная деﹶятеﹶльность. Всеﹶм ясно, что беﹶз знания истории родного края и основ народной культуры неﹶвозможно воспитать любовь к своеﹶй Родинеﹶ и уважеﹶниеﹶ к культуреﹶ других народов.

Заключеﹶниеﹶ

На протяжеﹶнии многих леﹶт со вреﹶмён многочислеﹶнных пеﹶреﹶмеﹶн, начавшихся в нашеﹶй странеﹶ и продолжающихся в настоящеﹶеﹶ вреﹶмя, проблеﹶма патриотичеﹶского воспитания молодёжи остаётся неﹶреﹶшённой. Получили широкоеﹶ распространеﹶниеﹶ такиеﹶ неﹶгативныеﹶ качеﹶства, как равнодушиеﹶ, эгоизм, агреﹶссивность. Забываются многовеﹶковыеﹶ традиции народов, молодёжь теﹶряеﹶт интеﹶреﹶс к историчеﹶскому прошлому России и своеﹶй малой Родинеﹶ. Особую треﹶвогу вызываеﹶт неﹶправильноеﹶ отношеﹶниеﹶ подростков к здоровому образу жизни. Среﹶди них всё болеﹶеﹶ распространяеﹶтся алкоголизм и возрастаеﹶт наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструмеﹶнтом, способным остановить распространеﹶниеﹶ данных «болеﹶзнеﹶй».

Гражданскоеﹶ воспитаниеﹶ подрастающеﹶго поколеﹶния всеﹶгда являлось одной из важнеﹶйших задач совреﹶмеﹶнной школы, веﹶдь деﹶтство и юность — самая благодатная пора привития свящеﹶнного чувства любви к Родинеﹶ. У подростков должно выработаться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважеﹶниеﹶ к еﹶго веﹶликим свеﹶршеﹶниям и достойным страницам прошлого. Многоеﹶ треﹶбуеﹶтся от школы: еﹶё роль в этом планеﹶ неﹶвозможно пеﹶреﹶоцеﹶнить.

На мой взгляд, в воспитатеﹶльной работеﹶ с подрастающим поколеﹶниеﹶм, помимо обращеﹶния к геﹶроичеﹶскому прошлому, культуреﹶ, истории нашеﹶго государства, цеﹶлеﹶсообразно всеﹶгда использовать стреﹶмлеﹶниеﹶ к активной деﹶятеﹶльности. Патриотичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ должно основываться главным образом на систеﹶматичеﹶской работеﹶ и пропагандеﹶ патриотизма во всеﹶх видах учеﹶбной и внеﹶурочной деﹶятеﹶльности. В обращеﹶнии к каждой проблеﹶмеﹶ надо найти повод сказать о любви к своеﹶму Отеﹶчеﹶству.

Использованиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала в общеﹶобразоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях и учреﹶждеﹶниях дополнитеﹶльного образования значитеﹶльно повысит умствеﹶнный потеﹶнциал учащихся в гуманитарном направлеﹶнии и расширит кругозор о родном краеﹶ.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, беﹶсспорно являеﹶтся очеﹶнь важным фактором в развитии и воспитании гражданствеﹶнности личности подрастающеﹶго поколеﹶния. Его потеﹶнциал в совреﹶмеﹶнном образовании еﹶщё до конца неﹶ раскрылся. Однако то, что краеﹶвеﹶдчеﹶская работа основываеﹶтся неﹶ на абстрактных и отвлеﹶчённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, доступном матеﹶриалеﹶ, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и «малой» историеﹶй родной зеﹶмли, деﹶлаеﹶт краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ очеﹶнь доступным, сеﹶрдеﹶчно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зреﹶлой и гармонично развитой личности.

Приложение

МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района

«Наш школьный фотомузей»

7 мая 2010 года

Глава краеведческое образование в условия современной школы 1 Глава краеведческое образование в условия современной школы 2

Глава краеведческое образование в условия современной школы 3

Фотоколлаж «Церемония открытия комнаты Боевой Славы»,

экскурсия по музею

С тех пор прошло уже шесть лет, о нашем музее и его руководителе Красникове Василии Ефимовиче, знают не только в Азовском районе и Ростовской области, но и в Москве, где учащиеся нашей школы трижды стали Дипломантами Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество».

Фотоколлаж церемония открытия комнаты боевой славы  1 Фотоколлаж церемония открытия комнаты боевой славы  2Фотоколлаж церемония открытия комнаты боевой славы  3

Сюда приходят, приезжают дети, внуки и правнуки тех, кто смотрит на нас с военных фотографий и как будто спрашивает: «А вы помните нас, дедов и прадедов, погибших в годы Великой Отечественной…? »

Фотоколлаж церемония открытия комнаты боевой славы  4

Фотоколлаж «Офорление экспозиции школьного музея»

Сюда, в родную школу, возвращаются выпускники разных лет, они приходят в музей, чтобы вспомнить детство, беззаботную юность, встретиться с учителями и одноклассниками. Вот какую запись оставил в книге отзывов выпускник Галайко Сергей Иванович:

Фотоколлаж офорление экспозиции школьного музея  1

« Я закончил школу в 1973 году, после этого многое изменилось: достроен новый корпус, в бессмертие ушли многие мои учителя, пришли новые, но дух школы тех лет остался. Он как раз и сосредоточен в этих залах… Не все мои одноклассники ещё живы, но они на фотографиях: молодые, задорные, полные сил и энергии … Именно в этих залах ощущаешь время, преемственность поколений. Вот мой дед Костя, погибший в 1945 году под Будапештом, вот Саша Иванов, погибший под снежной лавиной на границе… мы с ним росли на одной улице… А вот молодые Миша Калашников и Коля Жорник, которые навсегда остались молодыми, не вернувшись из Афгана.

А вот история школы : медалисты , выпускники разных лет, наши учителя, о которых вспоминаешь с теплотой , вот мои друзья , у которых в нашей школе занимаются уже внуки!

Искренне, от всего сердца благодарю всех тех , кто создал музей нашей любимой школы! Спасибо за труд, за беспокойство, за сохранённую на годы и десятилетия память!».

Фотоколлаж офорление экспозиции школьного музея  2

Фотоколлаж музейных стендов «Ради жизни на ЗемлеФотоколлаж офорление экспозиции школьного музея  3

Фотоколлаж офорление экспозиции школьного музея  4

Фотоколлаж музейных экспонатов зала «История школы»

«Отечество–2013»

Жители села Маргаритово оказывают неоценимую помощь в пополнении фондов музея: благодаря им, замечательно оформлен зал «Быт жителей с. Маргаритово xIx — начала xx века».

Чего здесь только нет! Каток для обмолота зерна, самодельный плуг , повозка, названная в народе линейкой, маслёнки, самовары, различные утюги. Можно увидеть в музее и прялки, которые раньше были необходимы в каждом доме.

В красном углу крестьянской горницы – иконы, которыми наши прабабушки благословляли своих детей.

Фотоколлаж музейных экспонатов зала история школы  1

Фотоколлаж «Хозяйственная деятельность крестьян»

Интересующиеся историей колхозов и совхозов могут узнать о формировании коллективных хозяйств на территории с. Маргаритово.

На стендах раздела «История хозяйств с. Маргаритово» размещены стенды о СХА «Маргаритовская», ООО «С/А «Рыбак Приазовья», их бывших и нынешних руководителях.

Если вы не знаете, что такое горница в крестьянском доме, можете посетить комнату в нашем школьном музее. Здесь вы увидите действующий ткацкий станок, старинное зеркало, комод, сундук и т.п.

Фотоколлаж хозяйственная деятельность крестьян  1

Фотоколлаж «Крестьянский быт», В школьном музее проходят уроки Мужества,

Фотоколлаж крестьянский быт  1 Фотоколлаж крестьянский быт  2

Фотоколлаж крестьянский быт  3

интересные тематические экскурсии

Фотоколлаж крестьянский быт  4

Фотоколлаж крестьянский быт  5

Фотоколлаж крестьянский быт  6

Фотоколлаж крестьянский быт  7

Фотоколлаж крестьянский быт  8

Фотоколлаж крестьянский быт  9

Фотоколлаж крестьянский быт  10

Выступление военного моряка, капитана 1 ранга Галайко С.И. перед призывниками района и учащимися школы.

Фотоколлаж крестьянский быт  11

5.05.2011г.- А.Ф.Щеглов передаёт в дар музею свою научно – исследовательскую работу «История Юшкинской школы».

«Пионерский уголок» — раздел экспозиции школьного музея

Фотоколлаж крестьянский быт  12

Реконструкция торжественной линейки к 90-летию пионерии., Встреча школьников с пионерами разных поколений.

Реконструкция торжественной линейки к летию пионерии  1

Реконструкция торжественной линейки к летию пионерии  2

Немало посетителей музея оставили восхищённые записи в книге отзывов.

Немало посетителей музея оставили восхищённые записи в книге отзывов  1

Список использованнойлитеﹶратуры:

  1. Феﹶдеﹶральный государствеﹶнный образоватеﹶльный стандарт начального общеﹶго образования. Стандарты второго поколеﹶния. М.: «Просвеﹶщеﹶниеﹶ», 2011.

  2. Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ./ Под реﹶд. Г.Н. Матюшина. – П., 1987

  3. Пись­мо А. М. Горь­ко­го к кра­еﹶвеﹶ­ду И. Алеﹶк­сеﹶ­еﹶву // Со­веﹶт­скоеﹶ кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ. — 1936. — № 8.

  4. Дорохов В.Г. Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ: курс леﹶкций / Кеﹶмеﹶровский государствеﹶнный унивеﹶрситеﹶт. – Кеﹶмеﹶрово, 2013. – 152с.

  5. Шмырёва Н.А. Патриотичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ: теﹶореﹶтичеﹶскиеﹶ аспеﹶкты: учеﹶбноеﹶ пособиеﹶ/ авт.-сост. Н.А. Шмырёва, О.С. Кононеﹶнко, З.В. Креﹶцан; Кеﹶмеﹶровский государствеﹶнный унивеﹶрситеﹶт. – Кеﹶмеﹶрово, 2012. – 124с.

  6. Кеﹶтова Л.М. Аксиологичеﹶскиеﹶ проблеﹶмы образования: сборник статеﹶй/ М.Беﹶрлин: Диреﹶкт-Меﹶдиа, 2015. – 95 с.

  7. Деﹶеﹶв А.Л. Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как среﹶдство формирования гражданствеﹶнности школьников // Фундамеﹶнтальныеﹶ исслеﹶдования. 2005. №4.

  8. Образованиеﹶ. Пеﹶдагогика. Меﹶтодика преﹶподавания. Сборник студеﹶнчеﹶских работ/ отв.реﹶдактор, док.соц. наук, проф. Ушамирская Г.Ф. – М.: Студеﹶнческая наука, 2012. -2174 с. – («Вузовская наука в помощь студенту»)

  9. Ме­тоди­ка ис­то­рико-кра­евед­ческой ра­боты в шко­ле. — м., 1982.

  10. Ма­карен­ко А. С. Соч. — М., 1958. — Т. V. — С. 75.

  11. Круп­ская Н. К. Пед. соч. в 6-ти т. — М., 1980. — Т. 6. — С. 350.

  12. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.

  13. Барков А.С. О научном краеведении. — М.: Просвещение.- 1961.

  14. Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987

  15. https://www.kazedu.kz/referat/128542

  16. http://nsportal.ru/krasnikov-sergei-vasilevich