В последние 30 лет произошли значительные изменения в окружающем мире и человеческом обществе. Они привели к тому, что век индустриализации и промышленного развития сменил век информации и информационного общества, которое особое значение придает информации и информационным ресурсам. Информация стала массовым товаром, который доступен каждому.
Информация является совершенно особым продуктом, используемым человечеством, которая является одной из категорий мироздания наравне с материей и энергией. В процессе жизни и деятельности человека его опыт как накапливающаяся в огромном количестве субъективная и объективная информация может быть зафиксирован, сохранен и передан другим людям при помощи информационных ресурсов [4, с. 25].
Актуальность темы данной работы связана с необходимостью изучения информационных ресурсов, без которых практически немыслима любая жизнедеятельность в современном обществе. При современном развитии информационных технологий, когда они проникают во все сферы жизни современного общества, и особенно отрасли высоких технологий, появляется огромное количество информационных ресурсов. Эти ресурсы охватывают практически все области знания и предоставляют огромный объем данных по каждой из них.
Все большее количество людей выбирает себе создание, хранение и обработку информации в качестве профессии. Информационные ресурсы позволяют сконцентрировать индивидуальные знания, что является основой для системы государственного управления, а также системы образования и науки.
а сегодняшний день самым доступным и распространенным источником информации стала глобальная сеть Интернет. Интернет не является единственным источником информационных ресурсов, но используемые в этой сети технологии обеспечивают реализацию всех возможностей других распространенных информационных систем систем (библиотек, архивов, энциклопедий, периодических печатных изданий, радио, телевидения и т. д.).
Предметом изучения в данной работе являются информационные ресурсы.
Цель данной работы – изучить информационные ресурсы.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Значимость работы определяется возможностью дальнейшего использования полученной информации в дальнейшей практической деятельности.
Структура работы подчинена ее цели и задачам. Настоящая работа состоит из введения, заключения, приложения и двух глав, равномерно разделенных на две части.
Автоматизированные информационные системы в судебной деятельности
... Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2016. 14. Постановление Правительства РФ ... - № 6. - С. 66 - 71. 25. Доржиев, Э.П. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе помощника судьи арбитражного суда / Э.П. Доржиев // Администратор суда. - 2013. ...
Первая глава раскрывает сущность информационных ресурсов. В ней дается характеристика понятия «информационные ресурсы», рассматривается из структура и виды.
Вторая глава рассматривает сферы использования информационных ресурсов. В ней описывается использование информационных ресурсов в образовании и в государственном управлении.
Глава 1. Сущность информационных ресурсов
1.1. Характеристика понятия «информационные ресурсы»
Поскольку понятие «информационные ресурсы» состоит из двух составляющих, возникает необходимость проанализировать понятия «информация» и «ресурсы» отдельно, а затем произвести их объединение.
В российском праве определение понятию «информация» впервые было дано в 1995 году в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» [1].
В настоящий момент законодательно установлено следующее определение понятия «информация» — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Термин «информация», происшедший от латинского informatio, который веками означал осведомление, ознакомление, сообщение о чем-либо (informare – изображать, составлять понятие о чем-либо), в современном обществе постепенно меняет свое содержание и становится все более многомерным [17, с. 44].
Ранее информация рассматривалась как понятие, обозначающее совокупность аналитически обработанных и формализованных сведений об определенных явлениях или процессах, устраняющих или уменьшающих неопределенность в деятельности субъектов, принимающих определенные решения.
Современное понимание выявляет информацию в сообщениях, передаваемых на основе различных носителей.
Российский энциклопедический словарь дает следующее определение понятия «ресурс (от франц. ressource вспомогательное средство)» — ценности, запасы, возможности, денежные средства, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы) [12, с. 37].
Бачило И.Л. предлагает изложить определение понятия «ресурс (ресурсы)» в следующем виде – «необходимый системообразующий элемент (или условие) организации конкретной целесообразной человеческой деятельности, в ходе которой входной ресурс преобразуется в выходной ресурс заданной формы и качества, в соответствии с установленными целями деятельности» [15 с. 121].
Таким образом, становится понятно, что без входного (исходного) ресурса нужного вида и качества (или сырья) невозможно получить требуемый выходной ресурс или продукт (продукцию).
Аналогично, как без соответствия назначения и качества технологии не будет достигнута цель и удовлетворена потребность в той или иной выходной продукции.
Ресурсы являются основой любой деятельности в человеческом обществе. Ресурсы могут иметь природный характер (уже существуют независимо от человека) или создаваться человеком. Любое производство основано на использовании природных ресурсов, которые преобразуются в какой-то продукт, материальный ресурс.
Сфера услуг использует как материальные, так и человеческие ресурсы. В свою очередь человек, развиваясь и совершенствуясь, использует в этом процессе информационные ресурсы. Ресурсы не только используются людьми в процессе работы и жизни, но и создаются ими. То же производство направлено на создание материальных ресурсов. Система образования создает человеческие ресурсы, которые потом используются обществом.
Интеллектуальные информационные системы
... математическим средством построения перспективных интеллектуальных автоматизированных систем обработки информации и управления. Список используемой литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/referat/intellektualnyie-informatsionnyie-sistemyi/ Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы. Уч.- М.: Финансы и ...
Объединив понятия информации и ресурсов, можно сформулировать следующее определение: информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.
Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает
Информационные ресурсы занимают особое место в ряду прочих ресурсов. Во-первых, информационные ресурсы полностью созданы человеком. Причем без информационных ресурсов была бы невозможна ни работа промышленности, ни оказание услуг, ни работа образования и здравоохранения. Информационные ресурсы являются основой любой деятельности. Понятие «информационные ресурсы» в целом можно признать эквивалентным понятию «знания», причем именно во множественном числе.
Процесс накопления знаний для их последующего использования всегда был одним из основных видов человеческой деятельности. Причем, чем больше знаний накапливало человечество, тем больше людей требовалось для их обработки. Технологии обработки информации тоже постоянно совершенствовались. В процессе развития цивилизации подход к накоплению информации менялся в зависимости от исторических условий. Преобразования, произошедшие в подходах к обработке, хранению и обращению информации, накоплению информационных ресурсов, принято называть информационными революциями [3, с. 29].
Результатом информационных революций явился гигантский скачок в накоплении знаний. Каждая последующая революция значительно увеличивала совокупное количество знаний человечества, открывала новые возможности в сфере накопления и распространения знаний. Причем данный процесс имеет экспоненциальный характер, нарастая лавинообразно. В качестве подтверждения данной ситуации можно привести исследование А.Д. Урсула, в соответствии с которыми в начале ХХ века объем знаний удваивался каждые 50 лет, а с 1991 года удвоение объема знаний происходит ежегодно. Однако одновременно с увеличением количества знаний возникает проблема их усвоения. Данная проблема ставится в трудах многих авторов, например, В.М. Ларин, анализируя западные исследования, говорит об увеличении разрыва в накоплении и усвоении знаний.
После каждой информационной революции возникало новое восприятие информации и информационных ресурсов. Они приобретали другую форму и значение для жизни человечества. Одновременно, каждая информационная революция увеличивала общий объем информационных ресурсов и количество людей, занятых их обработкой. Необходимо отметить, что до середины прошлого века термин «информационные ресурсы» практически не использовался. На протяжении всей истории человечества, упорядоченные хранилища знаний, информации назывались библиотеками, архивами, банками данных и т.д. Только с появлением компьютерной техники возник термин «информационные ресурсы», который впоследствии распространился и на традиционные формы хранения и упорядочения информации. Одновременно появился термин — «электронные информационные ресурсы» [3, с. 34].
Роль правовой информации в познании права
... связано введение в научный оборот термина «правовая информация», направленно на исследование, практическое решение проблем автоматизации информационной службы в области права, правовой информации. В данном случае ... от его социального статуса. Во-вторых, потребность в знании права, а следовательно, и в правовой информации различается в зависимости от возрастных, профессиональных и иных социально ...
Можно отметить некоторые особенности понятия «
Сформулируем, на основе проведенного анализа, определение понятия «информационные
Как указывает И.Л. Бачило, для того чтобы стать информационным ресурсом, поток информации должен иметь некоторые специфические качества, делающие его социально значимым, технологически пригодным, иначе говоря, ресурсом, имеющим ценность для практического элементов. В результате, только соответствующим образом организованная информация может быть использована как ресурс. В качестве основных форм организации информационных ресурсов могут выступать базы или банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, информационные системы и т.д. [6, с. 62].
Кроме того, понятие «информационные ресурсы» должно быть выражено только во множественном числе. Это обусловлено тем, что одна книга, один файл, отдельный документ и т.п. могут быть частью информационных ресурсов, но не составлять информационный ресурс самостоятельно. При этом информационное ресурсы — это не всегда именно вспомогательный источник информации.
Объединяя все вышесказанное можно сформулировать следующее определение: «информационные ресурсы — это источники соответствующим образом организованной информации».
1.2. Структура информационных ресурсов и их виды
Практическое использование информационных ресурсов сталкивается с проблемой их классификации. При рассмотрении информационного ресурса как объекта гражданских прав Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет, что признаком классификации информационных ресурсов является признак собственности. Однако такая классификация, по признаку собственности, без создания методики приводит к недостаточной оценке действительной стоимости информационных ресурсов.
Необходимость классификации информационных ресурсов достаточно часто упоминалась в юридической литературе. Наиболее распространено деление информационных ресурсов на государственные (формируемые государственной властью или за счет государства) и негосударственные (формируемые за счет частного сектора экономики).
Ю.А. Нисневич определил всю совокупность информационных ресурсов как национальные информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы должны образовывать единую, взаимоувязанную систему, исключающую возникновение «информационного хаоса», вызванного стремлением к информационному суверенитету, порождающему избыточное дублирование информации. Он указывает и на необходимость обеспечить свободный доступ к таким ресурсам и взаимный обмен информацией. Для достижения названных целей, в частности, взаимодействия ресурсов, существенное значение имеет совместимость документов, информационных продуктов, коммуникативных систем. Проблема совместимости должна решаться через стандартизацию результатов информационной деятельности: документов, информационных ресурсов [14, с. 83].
Информационные технологии в деятельности юристов
... информационных хранилищ, то фактографические БД — это картотеки, а документальные — это архивы. В фактографических БД хранится краткая информация в строго определенном формате. В ... программы, созданные для выполнения тех видов деятельности, которые под силу человеку-эксперту. Они ... по военному делу, геологии, инженерному делу, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, ...