Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта) [20].
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых познавательных процессов. В исследованиях ученых отмечается, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцировано воспринимать, анализировать сложные предметы. Известно, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) [20].
Проблемой интеллектуального развития в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А. Валлон, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова, Д.Б. Эльконин и другие.
Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Но для того, чтобы развитие это шло успешно, ребенок должен быть подготовлен, у него должны быть сформированы предпосылки к успешному развитию. В связи с этим проблема интеллектуальной готовности к школе является актуальной для детской психологии.
Правовое регулирование опеки и попечительства над детьми, оставшимися ...
... 102 Закона РК и п. 1 ст. 34 ГК РК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – выборные и другие органы, ... духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном ... оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного ...
Цель исследования: изучить уровень интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников.
Гипотеза: целенаправленная коррекционно-развивающая работа влияет на уровень интеллектуальной готовности старшего дошкольника к школе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной особенностям интеллектуального развития и его диагностики у старшего дошкольника.
2. Охарактеризовать компоненты интеллектуальной готовности к школе.
3. Путем диагностики выявить уровень интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
4. Подобрать и апробировать формы и методы работы по развитию интеллекта старших дошкольников
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет исследования: интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.
Методы и методики исследования. Для решения задач исследования на теоретическом уровне использовался анализ психолого-педагогической литературы, на эмпирическом – метод тестов: методика «Дополнение фраз»; тест «Правая — левая рука»; методика «Назови одним словом»; методика «Четвертый лишний»; методика «Последовательность событий»; методика «Десять слов»
В процессе обработки результатов тестирования использовались методы количественного и
База исследования: Исследование проходило на базе д/у №230.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Результаты диагностики могут служить основой создания коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного, позволяющих формировать необходимые предпосылки успешного обучения в школе. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях по интеллектуальной готовности детей к школе, в консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (30 источников), приложение (8 наименований).
Общий объем работы без приложения составляет 39 страницы. В работе содержится 2 таблицы, 1 гистограмма, 2 диаграммы.
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Подходы к изучению проблемы
готовности дошкольников к школе в трудах зарубежных и отечественных психологов.
В современной возрастной и педагогической психологии употребляются два основных понятия, обозначающие степень подготовленности ребенка к школьному обучению: школьная зрелость и готовность к школе [25].
Наблюдение за детьми 6-летнего возраста, начавшими обучение по школьной программе, а также детальный анализ возникающих у них сложностей в адаптации, позволили определить, что многие из них, не смотря на достаточный запас знаний, умений и навыков, не достигают того уровня развития, который позволил бы им успешно обучаться. В связи с этим, в научный словарь было введено новое понятие, отражающее способность ребенка осуществить успешный переход от дошкольного образования к школьному − школьная зрелость. Под термином «школьная зрелость» стали понимать такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам становится способным посещать школу и учиться в ней [25].
Интеллектуальное развитие ребенка
... детьми; 4) выявить эффективность развивающей работы путем проведения повторного обследования уровня интеллектуального развития младших школьников. ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению ...
Для психологии эта проблема не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Я. Йирасек, Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребел, и др.).
Школьная зрелость − многокомпонентное образование, в структуре которого принято выделять следующие: интеллектуальный, эмоциональный и социальный компоненты (по данным Л.А. Венгера, Я.Л. Коломинского, Е.А, Панько, В.В. Холмовской и др.).
Достижение школьной зрелости, согласно точке зрения Л. Йирасека, обусловлено рядом генетических и социально- психологических факторов, оказывающих влияние на соматическое и психическое развитие ребенка в течение всего периода его жизни до школы.
В советской психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению проведена в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович (1968); Д.Б. Элькониным (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991) [18;23]. Существует множество подходов к определению психологической готовности к школьному обучению. На современном этапе развития психологии она рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности [13].
Психологическая готовность определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается.
Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической науки достаточно давно. В 1948 г. А.Н. Леонтьев предложил обозначать этим термином способность ребенка успешно перейти от системы дошкольного к начальному школьному образованию [15].
Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал способность управлять своим поведением. Она проявляется в возможности подчинения поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, опоре не на наличную ситуацию, а на ее контекстное содержание, понимании позиции взрослого и условного смысла его действий и вопросов. Именно развитие произвольности психических процессов и поведения выводит дошкольника на тот уровень, за которым возможно начало его успешного организованного обучения.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [12, 14].
Преодоление произносительных расстройств у детей с нарушением ...
... быть достигнуто на основе развития познавательной деятельности данной категории детей. Задачи исследования: Теоретически обосновать проблему нарушения произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста, имеющих недостатки интеллектуальной деятельности. Разработать и ...
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению − значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [18].
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [24].
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [30].
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
В работах Л.И. Божович (1968) выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Она считала это новообразование критерием готовности к обучению в школе [5].
В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». А.Н.Леонтьев так же считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции» [11].
Большое внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах [29].
Условия развития интеллектуальных процессов младших школьников ...
... интеллектуальные способности учащихся; он позволяет усилить интересы ученика, без которого невозможно интеллектуальное развитие. Цель исследования - изучить условия развития интеллектуальных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения. ... возрасту до-школьного и младшего школьного возраста) подняли уч ... умственных действий и умений использования информационных технологий. ...
По мнению Я.Йирасека, А.Керна, С.Штребела, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном (способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее), эмоциональном (эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка) и социальном отношениях (способность подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения) [28].