Предмет исследования – законодательство о налогах и сборах, подза-конные нормативные акты, решения Конституционного Суда, нормы между-народного права и международные договора как источники налогового права.
Как показали исследования библиографических источников (список приведён в конце работы), тема курсовой работы широко разработана специа-листами в сфере налогового права. Конечно, существует множество споров и разногласий в данном вопросе, особенно в определении места решений Кон-ституционного Суда в источниках налогового права, но без споров, а точнее сказать, полемики, не возможно продвижение законотворческой мысли.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества еще ни одно госу-дарство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется опре-деленная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только по-средством налогов.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налого-вой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Феде-рации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на до-бавленную стоимость» и другие. Эти законы по сути дела являются первыми источниками современного налогового права Российской Федерации.
1,200 руб.
Источник права — форма выражения правовых норм, имеющая общеобя-зательный характер. Установление или признание государством того или ино-го источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе право-применительное, значение. Только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.
В современных правовых системах господствующими источниками пра-ва являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В налоговой сфере они традици-онно охватываются понятием налогового законодательства.
Налог как правовая категория
... крайней непроработанности базовых, основополагающих теоретических положений налогового права.как подотрасли финансового права. К сожалению, в Российской Федерации ощущается недостаток работ, специально рассматривающих теоретические проблемы налога как правовой категории. Происходящие изменения, заключающиеся в изменении ...
В мире принято выделять две основные модели юридической регламен-тации налоговых отношений:
- англо-саксонская;
- романо-Германская.
Спецификой системы источников англо-саксонского налогового права является признание судебного прецедента в качестве самостоятельного источ-ника права, равного по силе закону.
Романо-германская (континентальная) модель является наиболее рас-пространённой. Эта модель утвердилась в подавляющем большинстве стран Западной Европы, в том числе и в России.
Одной из проблем налогового права является проблема двойного нало-гообложения. В настоящее время миллионы людей живут, работают, владеют имуществом в странах не по месту своего основного жительства. Для того, чтобы правильно решать эту проблему, необходимо знать налоговое законода-тельство соответствующих государств и практику его применения, а также ус-танавливать международные договорные отношения по вопросам налогооб-ложения. Именно поэтому, нормы между народного права традиционно рас-сматриваются в России как источники налогового права, имеющие преобла-дающее значение.
К источникам права, в том числе и налогового, принято относить раз-личные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права. Нормативно-правовой акт принимается уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеет официальный характер и обязательную силу, вы-ражает властные веления и направлен на регулирование общественных отно-шений.
1. Налоговый кодекс РФ;
2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
3. Законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
4. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муници-пальных образований о местных налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
5. Подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;
6. Международные договоры по вопросам налогообложения;
7. Постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.
Специфическим источником налогового права являются решения Кон-ституционного суда РФ. Хотя, Конституционный суд фактически относится к судебной ветви власти, а не к законодательной, и за ним не закреплена функ-ция принятия законов. Всё это вызывает полемику в научных кругах России.
Тем не менее, Конституционный суд имеет полномочия отменять дейст-вие нормативно-правовых норм, которые противоречат Конституции РФ и иным законам. Таким образом, он как бы корректирует действующее налого-вое законодательство, отменяя одни нормы, тем самым создавая почву для принятия новых норм права, более приемлемых с точки зрения Конституции. В этом и заключает проявление решений Конституционного суда, как источ-ников норм налогового права.
Но фактически решения Конституционного суда не являются источни-ками налогового права в том понимании, в котором являются другие источни-ки. Эти решения не устанавливают новые правоотношения, а всего лишь на-правляют законодательную власть по правильному, конституционному пути. Как видится, отнесение решений Конституционного суда к источникам нало-гового права спорно и противоречит принципу разделения властей в РФ. Оче-видно, что такое понимание вопроса вызвано в неточности терминологии. Ре-шения Конституционного суда это скорее всего не источники налогового пра-ва, а его конституционная основа.
Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой ...
... во Франции. Тщательному исследованию В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и либеральное. Либеральное направление., ... - это труды выдающихся ученых (специфика зарубежных стран). В том случае, когда допускаются доктринальные источники (англосаксонская система права), они применяются, когда нет правовой нормы, ...
Что касается норм международного права, то в российском налоговом законодательстве юридически закрепляется принцип приоритета международ-ного договора над нормами национального законодательства. Одним из наи-более распространенных договорных инструментов в сфере налоговых право-отношений являются двусторонние и многосторонние соглашения об избежа-нии двойного налогообложения при наличии источников доходов в разных странах.
1,200 руб.