С различными дополнениями и изменениями табель просуществовала до октябрьских событий 1917 и была упразднена декретами Советской власти 10 (23) ноября и 16 (29) декабря 1917 об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.
Вопросами организации государственной
Постоянным и строгим требованием, определявшим право поступления на государственную службу и скорость продвижения по карьерной лестнице, начиная с петровских времен, был уровень образования. Этот уровень менялся, но оставался непременным. Так, согласно указу «Об устройстве училищ» (1803 г.) обязательным условием назначения на гражданскую должность, требующую юридических и других знаний, было окончание училища (государственного или частного).
Согласно указу «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытании в науках для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники» (1809 г.) для получения чина коллежского асессора (8-й класс, дающий право получения потомственного дворянства) необходимо было подтверждение учебы в университете. А для получения чина статского советника (практически свидетельствующего о вхождении в элиту российского общества) необходимо было, кроме выслуги лет, иметь аттестат об окончании университета[26].
Данное квалификационное требование по образованию было в 1834 г. Этому способствовало отсутствие образовательных учреждений, что влекло к препятствиям для гарантированного получения очередных чинов за выслугу лет и успешного совершения карьеры.
Взошедший на престол Александр I (1801—1826 гг.) прежде всего восстановил роль Сената, который по его указу «О правах и обязанностях Сената» (1802 г.) стал хранителем законов и верховным органом империи, чьи указы должны исполняться как императорские. В тот же день был обнародован манифест «Об учреждении министерств», по которому коллегии были заменены министерствами, а министры позже вошли в Государственный совет (1810 г. )и Комитет министров (1812 г.)[36].
Характеризуя дореволюционный этап государственной службы России, следует отметить, что в этот период (указ Николая I, июнь 1843 г.) с целью повышения
Петровское законодательство о государственной службе
... и список использованных источников. служба законодательство петр правовой 1. Особенности государственной службы петровской эпохи; законодательство Петра I о государственной службе Важнейшим элементом организации государственной службы в России была созданная Петром I иерархическая система чинов, титулов и званий, ...
Эти институты используются в организации и функционировании государственной службы нынешней России (кроме присяги гражданских служащих).
Что касается местного управления, то оно в основном осталось на прежних основаниях. Было увеличено количество губерний до 52 (1850 г.); вновь созданы наместничества во главе с генерал-губернаторами (10 в 1850 г.); градоначальств (5 в 1850 г.), главы которых приравнивались к губернаторам; разделении в 1837 г. уездов на станы, где назначаемый губернатором становой пристав возглавлял местную администрацию, опираясь на выборных сельских сотских, десятских и вотчинную полицию[26].
Николай I всерьез озаботился деятельностью гражданской службы, для чего был создан Инспекторский департамент гражданского ведомства при Первом отделении его канцелярии (5 сентября 1846 г.).
Он состоял из четырех экспедиций и канцелярии: первая экспедиция ведала чинопроизводством в
Однако Александр II своим указом от 30 мая 1858 г. упразднил Инспекторский
Помимо отмены крепостного права в
Первая включала землевладельцев, вторая — собственников недвижимого имущества в городе и третья — крестьян. Преобладали в земствах дворяне.
После скоропостижной гибели Александра II на престол взошел Александр III (1881—1894 гг.).
Он посчитал ошибкой упразднение Инспекторского департамента и указом от 6 мая 1894 г. восстановил его под названием Комитета о службе чинов гражданского ведомства[26].
Этот комитет утверждал представления о первом присвоении классного чина, о повышении чинов на основании удостоверений об окончании учебных заведений, об успешном прохождении испытаний при университетах и других учебных заведениях, свидетельств о присуждении ученых степеней и академических званий. В его ведении находились производство в чины за выслугу лет до 5-го класса включительно, перевод из военных чинов в гражданские, награждение чинами за отличия[35].
Государственное управление и исполнительная власть
... милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п. Исполнительная власть - это государственное управление, осуществляемое исполнительной властью. 4.ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Таким образом, исполнительная власть является политико-правовой категорией, а государственное управление - организационно ...
В 1894 г. умер Александр III и на престол в возрасте 25 лет вступил Николай II (1894—1917 гг.).
К концу XIX в. аппарат управления увеличился в семь раз (с учетом роста населения), составив 385 тыс. человек. Чиновничество было связано сложной системой регламентов и правил. Оно по-прежнему делилось на 14 рангов. Каждый ранг имел свой мундир, титул, ордена.
Проводимая императором реорганизация
Комплекс правовых и административных действий позволил превратить государственный аппарат в достаточно слаженный и успешно действовавший
2.2 История развития законодательства о государственной службе в Советский период
Советский период истории России с точки зрения государственной службы начался с ликвидации дореволюционной госслужбы декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г. В стране была изменена система государственного управления[29].
Согласно Конституции РСФСР, принятой в 1918 г., основой системы государственного управления стали Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов — представительные органы, действовавшие на всех уровнях политической власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, между съездами — ВЦИК. Главным исполнительным органом стал Совет народных комиссаров. Созданные вместо министерств 18 народных комиссариатов обеспечивали управление промышленностью, финансами, транспортом и другими отраслями[22].
Граждане, работающие в центральных и местных органах госвласти, считались государственными служащими.
Отличительной чертой новых органов власти было соединение законодательных и
«Управление государственной собственностью
... нормативно-правовую базу управления государственной собственностью; – раскрыть понятие, содержание и особенности управления государственной собственностью; – рассмотреть существующие способы управления государственной собственностью, их преимущества и недостатки; – изучить роль государства и государственных органов в управлении государственной собственностью, рассмотреть их полномочия и ...
Так как «руководящей и направляющей силой» общества являлась Коммунистическая партия, то постепенно произошел процесс сращивания партийных и государственных структур, и соответственно, партийной и государственной службы. Чаще всего в отношении лиц, занятых на партийной и государственной работе, в употреблении был термин «партийные и советские кадры».
Для осуществления властных полномочий партии необходим был аппарат, для организации которого был использован принцип номенклатуры. Под номенклатурой в советское время понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными комитетами — от райкома (горкома) до ЦК партии.
Подобную основу система государственного управления и работы партийных и советских кадров сохранила, хотя и претерпела ряд изменений (не носящих принципиального характера), поскольку за 75 лет — с 1917 по 1992 г. — прошла несколько этапов реформ, развития и «перестройки». Партийные, советские и производственные кадры подбирались «по моральным, деловым и профессиональным качествам». Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Кадровая политика гарантировала качественный отбор по критериям очевидным и убедительным для всех. Принцип подбора и расстановки кадров «по преемственности» абсолютно превалировал над принципом «замены командой».
На основе номенклатуры возник и стал процветать культ личности Сталина, который олицетворял авторитарность партийно-государственной элиты, оторванной от народа. В этот период ограничивалась советская демократия, нарушалась законность, принижалась роль суда, прокуратуры, имели место правовой и внесудебный произвол, необоснованные массовые репрессии, от чего пострадали многие невинные люди, в том числе и особенно члены партии, работники органов государственного, военного, общественного управления, специалисты народного хозяйства, культуры, науки, искусства и др[35].
Суть номенклатуры заключается в том, она сама диктует свою волю государственным органам через решения, мнения и указания руководящих партийных инстанций. Формальный механизм формирования номенклатурных кадров в СССР состоял в назначении на руководящие должности по решению органов КПСС, но фактически такие назначения осуществлялись по протекции конкретных партийных функционеров соответствующего уровня партийной иерархии и оформлялись решениями партийных органов. При этом партийные функционеры всех уровней иерархии стремились в первую очередь предоставить руководящие должности, находящиеся в сфере их влияния, кадрам, проверенным на личную преданность. Следует особо подчеркнуть, что процессы формирования и деятельности советской номенклатуры полностью контролировались КПСС, обладавшей строго централизованной иерархической структурой, хотя номенклатурные методы подбора и расстановки кадров непосредственно зародились и получили широкое распространение, прежде всего, в самой партийной среде. Протекционистский механизм назначения на руководящие должности исходя из критерия личной преданности и определяет основные онтологические свойства номенклатуры, которая и в посткоммунистической России составляет социальную основу правящего режима.
Ротация кадров на государственной службе
... периоды замещают сотрудник.7 Различные виды ротации представлены на рис. 2. 8 Ротация кадров на государственной службе Ротация на государственной гражданской службе представляет собой перемещение государственных гражданских служащих на другие должности государственной службы, осуществляемое в интересах эффективного ...
В самой номенклатуре нет жёсткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферах государственной структуры. Но главное — в номенклатуре нет составляющего суть чиновничества планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступеням иерархической лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты, но незыблемой остается принадлежность к номенклатуре. Эта незыблемость гарантируется самим особым порядком формирования номенклатуры. Итак, «номенклатура» — это буквально латинское слово «ном» (перечень имён или наименований).
В бюрократии всё с точностью до наоборот. Первоначально, при Сталине также, этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами. Таким образом, номенклатура — это перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган. В то же время этот термин обозначает и перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.