Конституционный процесс

Понятие Конституционного процесса.

Конституционный процесс – многозначное понятие; в числе его значений следует назвать следующие: конституционный процесс – это мировое историческое развитие, процесс развития цивилизованного государства; всемирное конституционное развитие, конституционная эволюция; мировая конституционная история писаной конституции; процесс совершенствования конституционализма; процесс гармоничного развития государственно-правовых и политических институтов конкретных государств, который выражает и закрепляет тенденции мировой конституционной эволюции; процесс появления, формирования, развития и совершенствования конституций и конституционного права в целом.

Можно выделить во всемирной истории следующие этапы мирового конституционного процесса, которые подразделяются на четыре периода:

Протоконституционализм

— IV в. до н.э. – I-II в н.э.

Период стагнации

— II – ХII вв.

Период неписаных конституций

— ХIII (1215г) – ХVIIIв.(1787г.)

Период писаных конституций

— 1787г. – современность

Конституционный процесс — это система правовых норм и процедур, регулирующих порядок подготовки, разработки, принятия и вступления в силу конституции (основного закона), изменения, пересмотра и прекращения действия конституции, а также обеспечения эффективного функционирования основных конституционных институтов в течение всего срока действия конституции. Средствами и методами конституционного процесса обеспечивается эффективное функционирование прежде всего таких основных конституционных институтов, как государственный строй, права и свободы человека и гражданина; государственное устройство; законодательная власть, государственное управление, судебная власть и местное самоуправление. Конституционный процесс как институт конституционного права может быть исследован с позиций как теории права и государства, так и конституционного права.

Теоретическая модель конституционного процесса строится на основе анализа историко-правовых, социально-экономических, социально-политических факторов, влияющих на его развитие. Конституционный процесс охватывает законодательный, избирательный, правотворческий и парламентский процессы, но не сводим ни к одному из них. В основе конституционного процесса лежит категория деятельности. Именно конституционная деятельность выступает решающим фактором в разработке, обсуждении и принятии конституции, именно ее результатом является эффективное функционирование основных конституционных институтов. В теории конституционного процесса необходимо учитывать особенности правовой культуры той или иной страны. Демократический конституционный процесс предполагает формирование культуры прав и свобод человека и соответствующих культурных ориентации личности, социальных групп, общества в целом.

На конституционный процесс влияли и влияют различные внутренние и внешние факторы, важнейшими из которых являются: конституционные обычаи, судебные прецеденты, исторический путь государства, общая, политическая и правовая культура, международное положение, национальные факторы, религия, этнический состав государства.

На конституционный процесс, как и на процесс развития государства и права отдельной страны, также оказывают влияние нормы « отложенного действия» или программные нормы.

Конституционный процесс для создания конкретной Конституции включает

  • Осознание обществом (правящими кругами, элитой, лидерами государства) необходимости принятия новой конституции.
  • Создание конституционной комиссии (рабочей группы, нескольких конкурирующих групп, представляющих разные партии, общественные организации).

  • Разработка проекта (проектов).

  • Публикация проекта (проектов).

  • Агитация (пропагандирование, рекламирование) за проект. Если проектов несколько – борьба за привлечение общественного мнения на свою сторону.
  • Выбор одного из вариантов в качестве основного.
  • Обсуждение и переработка проекта.
  • Общественные дискуссии по поводу проекта (проектов).

  • Доработки и переработки проектов.
  • Выработка окончательного (почти окончательного) варианта проекта, утверждение этого проекта как окончательного варианта.
  • Выбор способа утверждения проекта конституции.
  • Голосование по проекту в парламенте.
  • Вынесение утвержденного парламентом текста конституции на всенародное голосование.
  • Вынесение утвержденного федеральным парламентом текста конституции на утверждение субъектами федерации:
  • а) законодательными органами субъектов;
  • б) иным способом.
  • Объявление о вступлении конституции в силу.
  • Опубликование текста конституции.
  • Проведение в жизнь мероприятий, предусмотренных «Переходными положениями».
  • Окончательное перестроение государственного механизма, государственного устройства согласно новой конституции.
  • Осознание необходимости поправок и дополнений, проведение мероприятий по введению в текст конституции этих поправок и изменений.
  • Выработка (принятие) судебных решений (верховные суды, конституционные суды), содержание которых уточняет, дополняет, развивает и (возможно) в чем-то изменяет текст конституции.
  • Осознание обществом (правящими кругами, элитой, лидерами государства) необходимости принятия новой конституции.

Историко-правовая характеристика первой Конституции ССРБ.

Принятие и характеристика Конституции ССРБ 1919 года

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. Первым Всебелорусским съездом Советов. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена в Конституции. Провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси. Была отменена частная собственность на землю, произошла передача в национальное достояние образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий, вводилась всеобщая трудовая повинность. Были и прогрессивные нормы, которые на практике, к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашена свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. На территории БССР объявлялись государственными языками белорусский, русский, польский и еврейский языки. В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а в период между съездами, вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным перед Съездом Советов.

Первая Конституция юридически закрепила образование республики и ее классовую сущность — диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя и советской формы власти.

В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики.

Конституция декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления: Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст. 27, 29), так как Конституция не предусматривала создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики. В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.

Структура Конституции ССРБ 1919 года

Раздел первый

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Раздел второй

КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Раздел третий

О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ

Раздел первый содержал общие положения Конституции.

По конституции власть принадлежала народу, церковь отделялась от государства, уничтожалась зависимость печати от капитала и предоставляет «в руки рабочего класса и крестьянской бедноты», декларировалась свобода собраний, митингов, шествий, объявлялась свобода союзов.

В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию ставилась задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное и всестороннее бесплатное образование.

Вводилась всеобщая воинская обязанность. Предоставлялось право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

Признавались равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, «объявлялось противоречащим основному закону Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Раздел второй именовался «Конституция советской власти» и содержал информацию о съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Белоруссии, о Центральном Исполнительном Комитете.

Раздел третий — посвящен государственной символике.

Историко-правовая характеристика Конституции БССР 1927г.

История разработки и принятие Конституции БССР 1927 года

Вначале предполагалось рассмотреть проект Конституции БССР и принять ее на VII Всебелорусском съезде Советов, но на этом съезде вопрос о принятии новой Конституции не обсуждался, так как часть внесенных в проект при обсуждении предложений требовала дополнительного изучения.

В связи с необходимостью доработки проекта Конституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г создал комиссию в составе 5 человек (А.Г. Червякова (председатель), А.И. Кривицкого, И.А. Адамовича, М.А Сегаля и А.И. Бейлина).

В марте 1927 г. Бюро ЦК КПБ (б) рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Окончательное редактирование с учетом поправок, предложенных на заседании Бюро ЦК КПБ (б), было поручено Конституционной комиссии.

Проект Конституции БССР обсуждался также комиссией фракции ВКП (б) в Президиуме ЦИК Союза ССР под председательством А.С. Енукидзе. Комиссия сделала ряд замечаний и подчеркнула особую важность обстоятельного обсуждения основных положений Конституции БССР на сессии ЦИК БССР и широкими массами трудящихся.