Конституционный процесс – многозначное понятие; в числе его значений следует назвать следующие: конституционный процесс – это мировое историческое развитие, процесс развития цивилизованного государства; всемирное конституционное развитие, конституционная эволюция; мировая конституционная история писаной конституции; процесс совершенствования конституционализма; процесс гармоничного развития государственно-правовых и политических институтов конкретных государств, который выражает и закрепляет тенденции мировой конституционной эволюции; процесс появления, формирования, развития и совершенствования конституций и конституционного права в целом.
Можно выделить во всемирной истории следующие этапы мирового конституционного процесса, которые подразделяются на четыре периода:
Протоконституционализм |
— IV в. до н.э. – I-II в н.э. |
Период стагнации |
— II – ХII вв. |
Период неписаных конституций |
— ХIII (1215г) – ХVIIIв.(1787г.) |
Период писаных конституций |
— 1787г. – современность |
Конституционный процесс — это система правовых норм и процедур, регулирующих порядок подготовки, разработки, принятия и вступления в силу конституции (основного закона), изменения, пересмотра и прекращения действия конституции, а также обеспечения эффективного функционирования основных конституционных институтов в течение всего срока действия конституции. Средствами и методами конституционного процесса обеспечивается эффективное функционирование прежде всего таких основных конституционных институтов, как государственный строй, права и свободы человека и гражданина; государственное устройство; законодательная власть, государственное управление, судебная власть и местное самоуправление. Конституционный процесс как институт конституционного права может быть исследован с позиций как теории права и государства, так и конституционного права.
Теоретическая модель конституционного процесса строится на основе анализа историко-правовых, социально-экономических, социально-политических факторов, влияющих на его развитие. Конституционный процесс охватывает законодательный, избирательный, правотворческий и парламентский процессы, но не сводим ни к одному из них. В основе конституционного процесса лежит категория деятельности. Именно конституционная деятельность выступает решающим фактором в разработке, обсуждении и принятии конституции, именно ее результатом является эффективное функционирование основных конституционных институтов. В теории конституционного процесса необходимо учитывать особенности правовой культуры той или иной страны. Демократический конституционный процесс предполагает формирование культуры прав и свобод человека и соответствующих культурных ориентации личности, социальных групп, общества в целом.
На конституционный процесс влияли и влияют различные внутренние и внешние факторы, важнейшими из которых являются: конституционные обычаи, судебные прецеденты, исторический путь государства, общая, политическая и правовая культура, международное положение, национальные факторы, религия, этнический состав государства.
На конституционный процесс, как и на процесс развития государства и права отдельной страны, также оказывают влияние нормы «
Конституционный процесс для создания конкретной Конституции включает
- Осознание обществом (правящими кругами, элитой, лидерами государства) необходимости принятия новой конституции.
- Создание конституционной комиссии (рабочей группы, нескольких конкурирующих групп, представляющих разные партии, общественные организации).
- Разработка проекта (проектов).
- Публикация проекта (проектов).
- Агитация (пропагандирование, рекламирование) за проект. Если проектов несколько – борьба за привлечение общественного мнения на свою сторону.
- Выбор одного из вариантов в качестве основного.
- Обсуждение и переработка проекта.
- Общественные дискуссии по поводу проекта (проектов).
- Доработки и переработки проектов.
- Выработка окончательного (почти окончательного) варианта проекта, утверждение этого проекта как окончательного варианта.
- Выбор способа утверждения проекта конституции.
- Голосование по проекту в парламенте.
- Вынесение утвержденного парламентом текста конституции на всенародное голосование.
- Вынесение утвержденного федеральным парламентом текста конституции на утверждение субъектами федерации:
- а) законодательными органами субъектов;
- б) иным способом.
- Объявление о вступлении конституции в силу.
- Опубликование текста конституции.
- Проведение в жизнь мероприятий, предусмотренных «Переходными положениями».
- Окончательное перестроение государственного механизма, государственного устройства согласно новой конституции.
- Осознание необходимости поправок и дополнений, проведение мероприятий по введению в текст конституции этих поправок и изменений.
- Выработка (принятие) судебных решений (верховные суды, конституционные суды), содержание которых уточняет, дополняет, развивает и (возможно) в чем-то изменяет текст конституции.
- Осознание обществом (правящими кругами, элитой, лидерами государства) необходимости принятия новой конституции.
Историко-правовая характеристика первой Конституции ССРБ.
Принятие и характеристика Конституции ССРБ 1919 года
Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. Первым Всебелорусским съездом Советов. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры
Первая Конституция юридически закрепила образование
В Конституции не регламентировалась структура и компетенция
Конституция декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления: Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст. 27, 29), так как Конституция не предусматривала создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция
Структура Конституции ССРБ 1919 года
Раздел первый
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Раздел второй
КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Раздел третий
О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ
Раздел первый содержал общие положения Конституции.
По конституции власть принадлежала народу, церковь отделялась от государства, уничтожалась зависимость печати от капитала и предоставляет «в руки рабочего класса и крестьянской бедноты», декларировалась свобода
В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к
Вводилась всеобщая воинская обязанность. Предоставлялось право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.
Признавались равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, «объявлялось противоречащим основному закону Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».
Раздел второй именовался «Конституция советской власти» и содержал информацию о съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Белоруссии, о Центральном Исполнительном Комитете.
Раздел третий — посвящен государственной символике.
Историко-правовая характеристика Конституции БССР 1927г.
История разработки и принятие Конституции БССР 1927 года
Вначале предполагалось рассмотреть проект Конституции БССР и принять ее на VII Всебелорусском съезде Советов, но на этом съезде вопрос о принятии новой Конституции не обсуждался, так как часть внесенных в проект при обсуждении предложений требовала дополнительного изучения.
В связи с необходимостью доработки проекта Конституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г создал комиссию в составе 5 человек (А.Г. Червякова (председатель), А.И. Кривицкого, И.А. Адамовича, М.А Сегаля и А.И. Бейлина).
В марте 1927 г. Бюро ЦК КПБ (б) рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Окончательное редактирование с учетом поправок, предложенных на заседании Бюро ЦК КПБ (б), было поручено Конституционной комиссии.
Проект Конституции БССР обсуждался также комиссией фракции ВКП (б) в Президиуме ЦИК Союза ССР под председательством А.С. Енукидзе. Комиссия сделала ряд замечаний и подчеркнула особую важность обстоятельного обсуждения основных положений Конституции БССР на сессии ЦИК БССР и широкими массами трудящихся.