Коррупция в сфере образования

Курсовая работа

Тема курсовой работы — «Проблема коррупции в современном российском образовании».

Тема нашей курсовой работы достаточно актуальна, для современной обстановки в стране, так как в настоящий момент все сферы жизнедеятельности человека коррумпированы.

В работе будут рассмотрены различные подходы к определению понятий «коррупция» и «взяточничество», тенденции развития коррупции в образовании.

Цель:

исследовать проблему распространения и влияния коррупции на современное российское образования.

Задачи:

  1. рассмотреть различные подходы к определению понятия «коррупции»;
  2. рассмотреть распространение коррупции в системе образования;
  3. Опрределить возможные методы борьбы с коррупцией в образовании

Методы борьбы с коррупцией в образовании

Следует констатировать, что в современной России нет социальных сил, способных продекларировать и противопоставить ценности высшего порядка (речь идет о воспитательном и образовательном процессе) прагматичным (порочным) ценностям аморальной (делинквентной) деятельности. А происходящие хаотичные «героические» противостояния отдельных личностей (отдельных структур, общественных институтов) не являются достаточными.

При изучении коррупции внимание должно быть в первую очередь направлено на следующие задачи:

  • оценка масштаба, размера и структуры рынка коррупционных услуг (например, в докладе ИНДЕМа приводится статистика по коррупции в сфере средней школы: только 8% случаев составляют конкретно получение или дачу взятки, 12% — это злоупотребление служебным положением (в том числе передача заданий ЕГЭ кому-либо), 10% — служебные подлоги, 60% — хищение и растрата);
  • мониторинг факторов, обусловливающих привлекательность названных услуг;
  • выявление и анализ «очагов народного сопротивления» коррупции;
  • участие в разработке стратегии правового и нравственного воспитания молодежи;
  • участие в работе по оценке эффективности государственных программ противодействия коррупционной деятельности и государственных служащих, реализующих эти программы;
  • максимально объективное и достоверное информирование населения о негативных процессах в СМИ.

По мнению заведующего отделом социологии Фонда ИНДЕМ В.Л. Римского, возможности противодействия взяточничеству на уровне вузов заключаются в следующем:

16 стр., 7672 слов

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе ...

... на государственных и муниципальных служащих. Все они направлены на профилактику, пресечение и выявление уже совещённых фактов коррупции в сфере государственной и муниципальной службы. Более того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» ... дает следующее определение противодействия коррупции - «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов ...

  • а) проверка рекомендаций и биографии кандидата при приеме на работу;

б) создание корпоративного кодекса, включающего правила корпоративной этики;

  • в) провокации взяток;
  • г) осведомительство;
  • д) создание телефона доверия;
  • е) сбор сведений в сети Интернет;
  • ж) прослушка, видеозапись, контроль переписки;
  • з) «образцовое» наказание;
  • и) повышение уровня заработной платы;
  • к) анализ уровня жизни.

В техническом аспекте предложения выглядят так:

  • а) прием экзаменов в присутствии контролера;
  • б) разделение функций проведения занятий и приема экзаменов;

в) возможность доступа к экзаменационным работам;

  • г) перемещение сотрудника между факультетами;

д) использование системы централизованного тестирования;

  • е) дистанционное образование.

Однако возникает вполне логичный вопрос: кто и в каких целях будет собирать, обобщать, систематизировать и использовать полученную информацию? Не послужит ли накапливающийся компромат на сотрудников рычагом давления на них, в том числе и с позиции вымогательства материальной компенсации за сокрытие имеющихся данных?

Решить проблему коррупции в высшей школе невозможно без значительных успехов противодействия коррупции на всех уровнях и во всех структурах вла-

сти и общественной жизни. Иначе возникает диссонанс между проповедуемыми догматами «чистых рук» в высшей школе и реальными событиями в социальной жизни общества.

Необходимо учитывать социальный аспект, который синхронизировал бы взаимодействие образовательного процесса с потребностями общества и государства. В числе таковых рассматривается создание системы общественного контроля в образовательном процессе,

опирающегося в своей работе

  • открытость как по форме, так и по содержанию контроля, возможность участия в данном процессе любого индивида без исключения;
  • оперативность в сборе, обработке и анализе информации;
  • научность — использование научного потенциала того региона, в котором данный проект реализуется;
  • доступность — собственно означает легкость «контроля самого контроля» с позиции любого гражданина;
  • системность — генеральным методом анализа ситуации выступает мониторинг наиболее проблемных, жизнеобразующих аспектов общественного устройства;
  • эффективность — минимальные экономические затраты как на организацию работы, так и сопоставление произошедших изменений с требованиями населения.

В числе базовых функций общественного контроля следует признать:

  • контроль за деятельностью государственных структур;
  • контроль за деятельностью средств массовой информации;
  • реализацию законодательной инициативы;
  • использование научного потенциала региона для осуществления мониторинга ситуации по наиболее болезненным сторонам жизни общества;
  • формирование общественного мнения по концептуальным аспектам жизнедеятельности государства;
  • реальную защиту интересов рядового гражданина на всех уровнях и эшелонах власти и правоохранительной системы.

Развитие общественного контроля приведет к исчезновению заинтересованности потенциального взяткодателя в криминальных процессах, т.к. он же является лицом, контролирующим законность и нравственную чистоту взаимоотношений лиц на всех этажах вертикали власти и во всех

3 стр., 1262 слов

Государственный надзор и контроль в системе обеспечения безопасности ...

... понятие и содержание государственного надзора и контроля в системе обеспечения промышленной безопасности; Определить место Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в системе государственного надзора и контроля в системе обеспечения промышленной безопасности; Исследовать правовое обеспечение государственного надзора и контроля в обеспечении безопасности опасных ...

властных структурах.

Заключение

Если взятки при поступлении или в процессе учебы есть издержки, которые в сформированной социальной несут авторы, то реализация альтернативного «обычного» пути поступления в вуз может быть достигнута через создание условий, делающих выбор теневых экономических отношений для взаимодействующих сторон менее интересными. Сюда могут быть отнесены и открытие ранее недоступных возможностей получения высшего образования (системы платного высшего образования); и внешний контроль качества преподавания, оценка независимыми экспертами реально полученных студентами знаний, умений и навыков; и возникновение конкурентной среды на рынке труда среди специалистов, когда получение работы и уровень дохода работника будут реально зависеть не от наличия диплома о высшем образовании как такового, а от его реальной квалификации. В российской же действительности основное внимание уделяется закрытию теневых каналов поступления (введение единого государственного экзамена), а также ужесточению и неотвратимости наказания за противоправные действия такого рода. Косвенно определенным моментом сдерживания в распространении теневых экономических отношений в вузах служат сами взятки, точнее их размеры – далеко не все могут себе позволить издержки в несколько тысяч или даже в десятки тысяч долларов за поступление в элитарный вуз Москвы.

Задача декриминализации может быть решена в рамках широкой целевой программы, которая должна включать наиболее важные первоочередные мероприятия. Среди них следует выделить следующие:

1) Усиление роли государства, как гаранта национальной безопасности, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

2) Введение обязательной экономико-правовой, криминологической экспертизы проектов законов, указов и подзаконных актов, имеющих отношение к осуществлению экономической реформы;

3) Укрепление и усиление позиций судебной власти, которая должна обладать реальными, эффективными механизмами обеспечения своих решений;

4) Укрепление системы правоохранительных органов путем их статуса и восстановления кадрового аппарата.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие знают как бороться с коррупцией и взяточничеством, в том числе и чиновники, но мало кто действительно хочет уничтожить такое социальное явление как коррупция.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/korruptsiya-v-obrazovanii/

20 стр., 9991 слов

Теневая экономика (2)

... в основу первого монографического исследования по проблемам теневой экономики в России, проведённого О.В.Исправниковым и В.В.Куликовым. «Теневая составляющая экономики, -писали авторы монографии - это такой уклад экономических отношений, кото­рый складывается в ...

  1. Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. // Юрист, 1999, №10.
  2. Грошев И.Л., Грошева И.А. Ключевые факторы коррупции в российской системе образования
  3. Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999.
  4. Граждан В. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // Власть 2004, №2
  5. Григорьева Т.В., Пазовский А.И. Под сенью коррупции. // ЭКО 2000, №2.
  6. Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.// Государство и право 2004, №4.
  7. Политком.Ru – информационный сайт политических комментариев. http:www. politcom.ru
  8. Римский В.Л. Бюрократия, клиентизм и коррупция в России.// Общественные науки и современность 2004, №6.