Глава 1 Лицензирования предпринимательской деятельности РК
1.1 Лицензирование в Казахстане
Лицензирование существует в целях государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан.
Действующая в Республике Казахстан система лицензирования характерна для всех развивающихся государств, и связано это с рядом экономических и иных причин, а также имеет общие основы с процедурой и практикой лицензирования во многих странах СНГ. Согласно действующему законодательству Республики Казахстан под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия.
Подробный перечень уполномоченных государственных органов и их компетенция установлены законодательством. В указанный перечень время от времени вносятся поправки, поэтому необходимо сверяться и проверять государственные органы, ответственные за выдачу разрешений и лицензий. Кроме того, также меняется перечень деятельности, которая относится к лицензируемой.
За исключением некоторых видов деятельности, например, связанных с доступом к информации, составляющей государственный секрет, лицензирование деятельности казахстанских и иностранных лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида лицензии, осуществляется на равных основаниях. При этом необходимо иметь в виду, что для государственных предприятий может быть предусмотрено преимущественное право выдачи лицензий, которые законодательными актами отнесены к государственной монополии.
Процедура получения лицензии делится по субъектам, в зависимости от субъекта установлены дополнительные требования к получению лицензии.
Лицензии делятся также по объему деятельности на:
- Генеральные – выдаваемые без ограничения срока (обычно это лицензии на осуществление определенного вида деятельности или работ);
- Разовые – на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества, а также срока (например, экспортные или импортные лицензии);
- Опеpационные – на совершение определенной операции в банковской деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей, определенных валютным законодательством.
Действие лицензии распространяется на территорию одной или двух областей согласно заявке юридического лица. Лицензии являются неотчуждаемыми, то есть не передаваемыми обладателем другим физическим или юридическим лицам.
Деятельность депутата Государственной Думы
... службу; Права и обязанности депутата представительного органа. Самое важное - нормотворческая инициатива. Права и обязанности, виды: 1. В представительном органе а) на реализуемые в заседаниях представительного органа: организационные контрольные учредительные б) в деятельности ...
Законом прямо указан перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. В зависимости от вида деятельности, на получение которой поступила заявка, законодательством предусмотрен перечень требований по получению лицензии.
Для получения лицензии необходимо представить следующие документы, включая, но не ограничиваясь:
1. заявление установленного образца, форма которого утверждается Правительством Республики Казахстан;
2. документы, подтверждающие соответствие лицензиата квалификационным требованиям;
3. документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности;
4. для юридических лиц – копию свидетельства о государственной регистрации.
Однако на практике данный перечень, в зависимости от заявленного вида деятельности, может быть дополнен и/или расширен.
Необходимо учитывать, что при получении лицензии заявителю необходимо пройти согласование в государственных органах или органе, которые дают предварительную оценку представленных документов, а также сообщают о возможности осуществления заявителем указанного вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства. Такое согласование должно быть выдано в форме положительного заключения.
Исходя из практики, заключения выдают:
- органы экологического надзора;
- органы санитарного надзора;
- органы горнотехнического надзора и др.
Уполномоченные государственные органы вправе затребовать дополнительные документы, в случае если заявителем представлен не полный пакет документов, или необходимо уточнение информации. Заключение выдается только при наличии всех необходимых документов.
Более того, предусмотрены случаи, когда к полученной лицензии необходимо получать еще дополнительно разрешения государственных органов на осуществление деятельности, например, в случае проведения некоторых видов импортных операций. Поэтому настоятельно рекомендуется проанализировать перечень необходимых разрешительных документов (лицензий, согласований, разрешений и иных разрешительных документов), а также сроки и условия их выдачи перед принятием решения о занятии тем или иным видом деятельности.
После оформления и получения необходимых лицензий также необходимо соблюдать условия их выдачи и предоставлять необходимые отчеты или информацию в уполномоченный государственный орган в установленные сроки с приложением необходимой документации.
Обращаем ваше внимание, что предусмотрена ответственность за занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил в виде изъятия в соответствующий бюджет дохода, полученного от осуществления лицензионной деятельности без лицензии.
Поэтому соблюдение норм и требований лицензионного законодательства является важным при осуществлении деятельности на территории Республики Казахстан.
1.2 Сертификация в Казахстане
Правовое регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
... правового регулирования хозяйственных отношений Наибольшее значение для регулирования хозяйственных отношений имеют принципы, закрепленные в Конституции Республики Беларусь. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип свободы и равных условий предпринимательской деятельности. Принцип многообразия, ...
Сертификация предусматривает обеспечение безопасности продукции, процессов, работ, услуг для жизни, здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды, защиты интересов потребителей в вопросах качества продукции и услуг, устранения технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, создание необходимых условий для деятельности физических и юридических лиц на едином товарном рынке Казахстана, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. Согласно законодательству сертификация представляет собой письменное подтверждение органом, независимым от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя), соответствия продукции, процесса, работы, услуги требованиям, установленным в нормативных документах.
Виды сертификации
Законодательством Республики Казахстан предусмотрена обязательная и добровольная сертификация.
Законодательством Республики Казахстан запрещается рекламирование и использование оборудования, подлежащего обязательной сертификации, которое не прошло сертификацию в Республике Казахстан. Также запрещается реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без предъявления потребителю сертификата.
1.3 Понятие Предпринимательства
Согласно ст. 1 Закона Казахской ССР от 11 декабря 1990 года «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» под предпринимательством в Казахстане понимается инициативная в рамках действующего законодательства, хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных имущества и средств с целью получения для всех участников этой деятельности результатов дохода.
2 Участниками предпринимательской деятельности, то есть лицами, пользующимися правом на осуществление предпринимательской деятельности в Республике Казахстан могут быть как юридические лица Республики Казахстан так и юридические лица других государств. Предпринимательской деятельностью также могут заниматься и физические лица, как граждане Республики Казахстан, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Исключением их этого правила являются иностранцы и граждане Республики Казахстан ограниченные в правоспособности в установленном законом РК порядке или законодательными актами тех государств, гражданами которых они являются. Предпринимательская деятельность в республике Казахстан может осуществляться во всех сферах, если это не противоречит интересам государственной стабильности и безопасности. Предпринимательство как и любой другой институт гражданского права имеет свои принципы, основные идеи положенные в основу регулирования. Не все принципы получили свое законодательное закрепление.
Так, согласно статье 3 Закона КазССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», предприниматели вправе по собственной инициативе принимать все решения и осуществлять любые действия по использованию имущества, имеющегося в их распоряжении на за- конных основаниях, если они не противоречат действующему законодательству Казахской ССР и обеспечиваются установленной или иной ответственностью. Свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена только законом.
Нотариальная деятельность в Казахстане. Предмет Нотариат Тема ...
... нотариате Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего нотариальную деятельность. Статья 3. Нотариальная деятельность ... лица, не относящиеся к нотариату. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели ... статью 3 внесены изменения Законом РК от 22 июня 2006 года ...
Осуществление свободной предпринимательской деятельности невозможно без защиты этого права. Поскольку правовое регулирование всеми сферами общественной жизни в цивилизованном государстве осуществляется непосредственно самим государством. То вполне логичным является принцип гарантированности свободы предпринимательской деятельности со стороны государства. Так, согласно ст. 5 Закона «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 года, «Государство гарантирует свободу частной предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку». Государство, обеспечивая право частного предпринимателя осуществлять свою деятельность свободно и в полном объеме, предусматривает следующие гарантии: — осуществление предпринимательской деятельности возможна без получения чьих-либо разрешений.
Исключение составляют те виды деятельности, для осуществления которых необходимы специальные государственные разрешения (лицензии); порядок регистрации индивидуальных предпринимателей является явочным и осуществляется в одном регистрирующем органе;
- государство, в законодательном порядке ограничивает количество проверок деятельности частных предпринимателей;
- в случае нарушения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, последние имеют право обратиться в суд с жалобой на незаконные действия государственных орг нов и должностных лиц;
- основанием для принудительного прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности является только решение суда, вынесенное в установленном законом порядке;
- частное предпринимательство может осуществляться во всех сферах общественной жизни. Исключение составляют только те виды деятельности, которые прямо запрещены законом;
— в случае воспрепятствования предпринимательской деятельности, виновный, согласно закона должен понести наказание. Этот перечень гарантий не может быть признан исчерпывающим и, поскольку нормы гражданского права отличаются диспозитивностью, может быть дополнен. 3
Предпринимательская деятельность (см. Приложения Б ) в Республике Казахстан осуществляется при полной государственной поддержке. Так, осознавая тот факт, что именно малое предпринимательство является основным формирующим фактором рыночной экономики, поскольку способствует культивированию и распространению предприимчивости, привлекает к себе много деловых людей, открывая тем самым широкий простор для тех, кто склонен к предпринимательской деятельности, государство осуществляет всестороннюю поддержку частного предпринимательства, руководствуясь при этом следующими принципами:
- а) приоритет развития малого предпринимательства перед всеми другими видами предпринимательской деятельности;
- б) комплексная государственная поддержка малого предпринимательства;
- в) доступность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства;
- г) международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства.
Таким образом, предпринимательская деятельность в Республике Казахстан основана на следующих принципах:
1. Свобода предпринимательской деятельности.
Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ
... Объект исследования – это правоотношения, возникающие по поводу лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предмет исследования ... информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; 13) деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической ...
2. Государственная защита предпринимательской деятельности.
3. Всесторонняя государственная поддержка предпринимательской деятельности.
Кроме того, в Республике Казахстан осуществляется государственное законодательное регулирование всех видов предпринимательской деятельности. Так, предприниматели в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Гражданским Кодексов Республики Казахстан и иными законодательными актами.
Например, Законами КазССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», » О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Законами РК «О защите и поддержке частного предпринимательства», «О хозяйственных товариществах», «О государственном предприятии», «О производственном кооперативе» и т.д.
Глава 2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности
2.1 Лицензирование предпринимательской деятельности