Глубокое и всестороннее познание правовых систем планеты, их изучение в сравнении с другими существующими или ранее существовавшими правовыми системами государств мира всегда актуальна, ибо уже существовал в древности постулат о том, что все познается в сравнении.
Сегодня международные правовые связи должны быть более тесными и результативными, способствуя развитию правовой науки в целом. Правовая система каждой страны должна функционировать, признавая принципы равенства и взаимного уважения национальных правовых систем. [6, с.3]
В современном мире существует много правовых систем, некоторые из них связаны с национальностью или религией. Изучение правовых систем древнего мира и современности позволит дать характеристику развития права различных государств, расширение возможности экономического пространства, улучшение жизни людей, предотвращение мировых кризисов, решение различного рода проблем (экологических, демографических).
Правовая система рассматривается в узком и широком смыслах. В широком смысле правовая система – это закономерно связанная целостность устойчивого правосознания, всех правовых норм, форм их выражения (источников) и их реализации, а также правотворческих, правоустановительных и правореализующих процедур, обеспечивающих регулирование общественных отношений по пути прогрессивного развития. В узком смысле правовая система представляет собой закономерно связанную целостность всех правовых норм, форм их выражения (источников), институтов и отраслей, предназначенных для упорядочения общественных отношений с целью обеспечения социального прогресса [5, с.269]. Знание этого понятия необходимо для изучения мусульманской правовой системе, которая основана на такой мировой религии как ислам. Ислам в современном мире распространился не только на Восток, но и на все страны мира, поэтому данная тема является актуальной.
Изучение правовой системы мусульман позволит определить объём влияния исламского права на другие страны, интересы, на развитие мирового прогресса, на процесс решения международных, национальных, религиозных и других конфликтов.
Кроме того изучение исламского права, истории мусульман позволяет понять их поведение, характер этого народа, что приводит к взаимопониманию и взаимопомощи.
Из всего вышесказанного можно определить цели и задачи нашей курсовой работы.
Цель: характеристика мусульманской правовой системы.
Задачи: охарактеризовать исламскую правовую систему, а также её взаимодействие с другими правовыми системами и влияние
Изучение мошенничества с использованием средств сотовой связи
... существующих официальных сервисах, которые используют в качестве оплаты средства с мобильного телефона и для подтверждения транзакции ... После чего с мобильного счета пропадает приличная сумма денег. Кстати, деньги могут также пропасть с иного электронного счета: qiwi, webmoney и т.д. Система мошенничества построена на ...
Предметом курсовой является мусульманская правовая система.
Методы, используемые при написании курсовой: анализ и синтез, метод литературного обзора.
ГЛАВА 1. Национальные правовые системы. Взаимодействие международной и национальной правовых систем
Как уже говорилось ранее, правовая система – это совокупность общеобязательных норм, установленных в государстве. Правовая система базируется на таком понятии как право, которое у любого народа складывается само собой. Это основывается на соблюдении всеобщих правил для совместного участия в таких процессах, как производство, обмен, распределение и потребление. Данные правила вырабатывались в течение времени под влиянием жизненно важных потребностей человека.
Таким образом, можно выделить уровни правовой системы:
- национальные правовые системы (религиозные);
- основные правовые системы мира;
- международная правовая система.
В них можно выделить как общие черты, так и различия.
К общим чертам будут относиться такие факторы, как научное, профессиональное и общественное правосознание; обострение противоречий (возникновение конфликтов), которые требуют их правового урегулирования; определённые исторические условия в момент функционирования какой-либо правовой системы и другое. К отличительным чертам будут относиться различные источники права, деление его на частное и публичное. [5, с.268]
Международная правовая система основывается на согласовании интересов с другими государствами и существует вместе с внутригосударственной правовой системой (властные отношения государственных органов).
А национальная правовая система основывается на традициях народа, его исторического прошлого, идеология, религия. Именно национальная правовая система является одной из основ международной правовой системы, так как решение вопросов между государствами должно происходить с учётом их религии, политической системы, культуры. Национальная правовая система делится на отрасли, по которым и могут выноситься вопросы на межгосударственный уровень.
Отрасль права – это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определённый род общественных отношений. [5, с.271]
Любая правовая система функционирует за счёт человека, благодаря его деятельности. Л.Н.Исаев подчёркивает: «Объектом правопонимания выступает само право, которое отражается во всех сферах человеческой жизни от частно-личной до межгосударственной…» [9, с.107-108]
Данное определение является верным и для национального, и для международного права, так как эффективность реализации норм в конкретном государстве будет зависеть от уровня индивидуального, а также коллективного правосознания и правовой культуры, в каком направлении и на сколько интенсивно общество этого государства попадает под ценностно-ориентационное воздействие.
Правовое регулирование отношений в государстве во много зависит от норм национального права с нормами международного права. Например, признание человека высшей ценностью государства; поддержание мира, стабильности и безопасности; сохранение окружающей среды.
Права человека и гражданина, общечеловеческие ценности закреплены в международно-правовых актах: Декларация Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека. Это подтверждает взаимодействие национальной и международной правовых систем.
Политико — правовая идеология ислама в странах Арабского Востока
... ислам выработал целостную систему правовых норм, которая получила название фикха (мусульманского права). А исламское учение в целом, как система религиозных и политико-правовых ... смертью Пророка оказалось, что многие важные аспекты жизни исламской общины текстуально, в виде сформулированных ... выбранной мною темы реферата считаю особенно актуальной в настоящее время. 1. Зарождение ислама На рубеже VI ...
Таким образом, можно сказать, что взаимодействие национальной и международной правовых систем проявляется в том, что последняя основывается на принципах другой правовой системы. Так как международное право основывается на национальном праве (учитывает особенности определённого государства, нации).
Глава 2. Ислам. Возникновение мусульманской правовой системы
Что же такое Ислам? В переводе с арабского языка слово Ислам означает послушание, покорность Богу. Следовательно, мусульманин означает человек, покорный или послушный воле Божьей. Поэтому можно сказать, что любой объект является на арабском языке мусульманином, так как он подчиняется законам Бога (в терминологическом понятии).[10]
С точки зрения Ислама человек был сотворён Богом, Который дал ему волю, разум, это тело и определённый срок жизни, ради того, чтобы он Ему поклонялся (жил по Его законам), чтобы достичь гармонии в этом мире.
Становление мусульманско-правовой мысли явилось результатом возникновения в начале VII века на Аравийском полуострове новой для арабов монотеистической религии – Ислама, формирование которого неотделимо от деятельности пророка Мухаммеда (570-632).
[3, с.134]
Ислам – это одна из молодых мировых религий, которая в большей части распространена на Востоке, но оказывает влияние на всё мировое пространство.
Ислам – это не только религия, а это и политика, и экономика, и семья, и быт, и много-много разных сфер жизни. В этом отношении действительно Ислам претендует в виде шариата, т.е. комплекса правил внешнего поведения мусульман, что он регулирует не только поведение мусульман в их религиозной жизни, но и все, и вся. В принципе, шариат, мусульманское право, готов дать ответ на любой вопрос, который может быть у мусульманина. [1]
В период становления мусульманской религии происходило постепенное разложение родоплеменного строя и образование классового общества. Но Ислам возник не сразу, ему предшествовали учения халифов. Халифами называли светских и духовных глав мусульманской общины, так называемого Халифата.
Основателем Ислама считается Мухаммед. Его считали человеком, который беседовал с Богом. Его учения можно выразить в двух главных догматах Ислама:
- существует единый и всемогущий Бог — Аллах;
- Коран – это священная книга, которую Аллах передал людям, через своего пророка Мухаммеда.
Изначально Ислам воспринимался его последователями только как религия. Но так как он обладал статусом основы власти и распространялся на обширные территории исламского государства, он со временем стал и универсальной правовой системой, которая определяла весь образ жизни мусульман.
Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью.
Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан
... рисков, связанных с работой работники организаций, где условия труда могут повлечь риск для жизни и здоровья снабжаются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты .Граждане имеют право на ...
Становление мусульманско-правовой мысли шло по нескольким направлениям. Прежде всего, оно включало запись и становление сборников хадисов. Одновременно постепенно вырабатывались способы толкования многозначных положений Корана и Сунны, а также приемы рационального формулирования норм в случае молчания этих источников. [3, с.135]
Развитие мусульманско-правовой мысли на протяжении столетий определялось двумя факторами: разработка новых конкретных норм требовала практики, существовала необходимость поиска ответов на постоянно возникающие вопросы в жизни мусульман.
На сегодняшнее столетие прошло XIV веков с появления мусульманской религии. И за это время она охватила миллионы людей разных наций, разных социальных слоев. Сейчас ислам распространен не только на Аравийском полуострове, как это было изначально, а на всей планете. В любом государстве можно найти приверженцев этой религии.
Учения Мухаммеда, распространение Ислама привело к зарождению мусульманского права, которое основано на вере в Аллаха, соблюдении Корана.
Мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки, а составляет лишь одну из сторон религии Ислама. Данная религия содержит в себе определенную теологию, то есть то, во что мусульманин должен верить, а также предписания верующим об их поступках, что они должны делать, а чего нет.
В исламе существует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установлено религии. [4, с.309] Мусульманские юристы, а также теологи не провозглашали моральные принципы ислама, с которыми общество согласовывало бы свои правовые системы, а создали целую систему права для идеального общества, которое со временем установится во всём мире и будет основано на религии ислама. Мусульманское право детализировано, но может быть понято только теми людьми, которые имеют хотя бы минимальное представление об этой религии.
Структура мусульманского права представляет собой фикх (комплекс правил поведения мусульман).
Он основывается на Коране и Сунне, речь о которых пойдёт в следующей главе. Структуру можно разделить на два раздела:
- изучение основ и начал мусульманского права, объяснение источников, которые и составляют шариат;
- изучение решений, которые находятся в нормах материального мусульманского права.
Со временем фикх стал неизменяемым. Мусульмане должны соблюдать предписания прежних поколений.
Ислам очень разнообразен, это и теория, и практика, самые различные, в самых разных вариантах. Но в любом случае любые изменения в мусульманском мире невозможны без изменения в самом исламе, и наоборот, никакие изменения Ислама не могут быть без какой-то серьезной общественной эволюции, подвижек в развитии мусульманского общества. В очень большой степени все эти подвижки зависят от изменений в исламской идеологии, в исламской мысли.