Конституция Российской Федерации в ст. 31 закрепляет право на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. 19 июня 2004 г. был принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», детализировавший содержание ст. 31 Конституции Российской Федерации.
Право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вытекает из свободы мысли и слова (естественные, неотчуждаемые свободы) и наследует их естественный, неотчуждаемый характер, являясь правом человека.
Конституционное право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства, как на общефедеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В силу этого перечисленные конституционные свободы относятся к категории политических прав и свобод, субъектами которых являются в основном граждане России.
Интересно отметить, что если в Российской Федерации право на свободу собраний, митингов, демонстраций и пикетирования принадлежит только ее гражданам, то Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора». Следовательно, свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вправе реализовывать в Российской Федерации не только граждане, но и иностранцы и лица без гражданства. Это также подтверждает признание названной свободы как естественным, неотчуждаемым правом, так и политическим, как правом человека, так и правом гражданина.
Целью моей курсовой работы является – изучить право на публичные мероприятия и гарантии его реализации.
В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные понятия права на публичные мероприятия;
- рассмотреть такое понятие как «социальное движение», его стадии и классификацию,
- рассмотреть Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
- изучить порядок организации и проведения публичного мероприятия;
- рассмотреть гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия;
- рассмотреть опыт конституционного регулирования проведения публичных мероприятий в других странах
Глава I. СУЩНОСТЬ ПРАВА НА ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРЯИТИЯ
Рассмотрим основные понятия права на публичные мероприятия.
Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Правовой статус личности в Российской Федерации : Конституционное ...
... различных отраслей права Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права. Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации, непосредственно следуя ...
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
- Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
- Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
- Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
- Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
- Уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
- Регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;
— Территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Участники публичного мероприятия. Установлено, что участниками публичного мероприятия могут быть граждане, члены политических партий, общественных и религиозных объединений. Данная норма не согласуется с положениями Федерального закона «Об общественных объединениях». По указанному Закону далеко не все общественные объединения являются членскими — к ним относятся лишь общественные организации. Все иные организационно-правовые формы общественных объединений не основаны на членстве. По смыслу заложенной в ст. 6 нормы получается, что участвовать в публичных мероприятиях могут не все общественные объединения, а лишь общественные организации, т.е. одна из организационно-правовых форм объединений. (п. 1 ст. 6 Федерального закон от 19 июня 2004 г. № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»- далее ЗАКОН)
Наследственные права российских граждан за границей
... получения российскими гражданами наследственных сумм из-за границы. В период разгара «холодной войны» в Калифорнии, Неваде, Айове и некоторых других штатах США были приняты законы, в силу которых право ... устава СССР). Согласно ряду консульских конвенции, заключенных с другими странами, компетентные власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в государстве ...
Кроме перечисленных понятий используются и другие, которые требуют определения для
Акция — действия, предпринимаемые для достижения какой-либо политической или иной цели.
Мнения — одно из проявлений сознания, представляющее совокупность логически связанных между собой суждений, содержащих оценку явления, процесса, человека.
Требование — просьба в категорической форме на основании своей убежденности в своем праве на то, чтобы эта просьба была выполнена.
Плакат — вид графики, плоское изображение на крупном листе с кратким
Агитация — приведение в движение, движение, устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение масс с целью побудить их к активности.
Так же используются и другие понятия, определение и однозначное понимание которых имеет существенное влияние на единообразное применение ЗАКОНА, а также на уровень реальности прав. Нуждаются в определении также следующие понятия:
- участник публичного мероприятия, занимающийся его материально-техническим обеспечением;
- обязательство по организации и проведению публичного мероприятия;
- предварительная агитация в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
- средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения;
- резолюции, требования и другие обращения граждан;
- уполномоченные представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления;
- приостановление публичного мероприятия;
- прекращение публичного мероприятия;
- предельные нормы заполняемости территории (помещения);
- реальная угроза для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц и другие.
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
1) законность — соблюдение положений Конституции
2) добровольность участия в публичном мероприятии.
Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов ...
... конституции на примере Конституции Российской Федерации и конституций субъектов РФ, а также единство и различие соотношение ... конституций (уставов) субъектов РФ. В четвертой главе будет приведен сравнительный анализ между Конституцией РФ и конституциями её субъектов. Цель данной работы - выявить и проанализировать в ходе исследования общие и различные признаки Конституции РФ и уставов субъектов РФ, ...
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия и встречи является формой осуществления народовластия.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).
Народ осуществляет свою власть непосредственно (к ним можно отнести митинги, демонстрации и т.д.), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.