Принцип независимости судей наряду с иными принципами правосудия, оказывая непосредственное влияние на всю систему правосудия и имеет нормативное закрепление в российском праве. Судья должен осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было. Публичное обсуждение деятельности судьи, критические высказывания в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность выносимого им решения [ст.8 Кодекса судейской этики]. Законодательство Российской Федерации предусматривает всевозможные условия обеспечения независимости и самостоятельности судьи. Начиная от соответствующего денежного содержания, и заканчивая защитой членов его семьи государством. Статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей» гласит, что независимость судьи обеспечена и гарантирована. Однако, на практике мы сталкиваемся с несоответствием действий судей с вышеуказанной нормой. Принимая решение, судья должен быть беспристрастен и независим. На это решение никто не должен оказывать влияние.
Значение данного принципа для системы правосудия обусловлено тем, что только беспристрастный независимый судья может обосновывать свое решение материальным правом и принципом справедливости (в этом смысле независимость судей является принципом, «гарантирующим» правосудие).
Восстановление справедливости является конечной целью правосудия, невозможного без обеспечения независимости судей. Данный принцип может быть рассмотрен как в узком смысле, так и в более широком, включающем в себя независимость как судьи, так и суда и судебной власти в целом.
Изучение проблемы гарантированности независимости судей создает необходимую теоретическую основу для ее совершенствования как важнейшего института судебной власти, что, в свою очередь, ведет к укреплению самостоятельности и независимости судебной власти от других ветвей государственной власти и повышению роли суда как гаранта соблюдения законности в правовом государстве.
На сегодняшний день опубликовано большое количество статей, книг и публикаций, посвященных судам, судебной власти и реализации конституционного принципа независимости. Среди них работы Гуценко [1], Царева [2], Ершова [5].
Проблеме независимости судей в последнее время также посвящено значительное количество публикаций и юристов-практиков, что позволяет констатировать смещение с области чисто теоретических исследований проблемы независимости в плоскость ее практической реализации. Хотя в основном, принцип независимости судей и их подчинение только суду рассматривается в рамках конституционного права.
Соотношение судебной власти и судебной системы в Республике Казахстан
... то время провозглашались формирование самостоятельной судебной власти в Казахстане, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование его кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судей как непременных условий обеспечения ...
Однако рассмотрение в отечественной научной литературе отдельных аспектов независимости не исключает необходимости комплексного исследования принципа независимости судей как носителей судебной власти.
Объект работы общественно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации принципа неприкосновенности судей.
Предмет работы нормы действующего российского законодательства, регулирующие независимостей судей и подчинение их только закону.
Цель настоящей работы: исследование правового регулирования независимости судей.
Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи:
1. Рассмотреть независимость судьи в системе принципов деятельности судебной власти и охарактеризовать гарантии независимости судьи.
2. Раскрыть реализацию принципа независимости судей и подчинения их только закону при рассмотрении дел в судах
3. Выявить проблемы, возникающие на практике при реализации принципа неприкосновенности судей.
Нормативно-правовую базу работы составляют положения уголовно-процессуального законодательства РФ и иные нормативные акты, регулирующие независимость судей в уголовном процессе.
Эмпирическая база работы состоит из материалов практики Верховного суда РФ.
Теоретическую базу работы составили учебные пособия по уголовному процессу, комментарии к уголовно-процессуальному законодательству РФ, учебники и публикации в периодической печати.
1. Независимость судей основной принцип правосудия
1.1 Независимость судей в Российской Федерации, правовые понятия
Независимость судьи выражается в гарантированном отсутствии давления и какого-либо внешнего влияния на лицо, принимающее судебное решение, а также в обеспечении правового статуса данного лица.
Независимость судей в Российской Федерации определена частью 1 статьи 120 Конституции: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Основной гарантией беспристрастности правосудия является особый статус судей, который предусматривает их несменяемость и неприкосновенность, а также соответствующее материальное обеспечение: «Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призван обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите» [3].
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года независимость судьи обеспечивается:
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Помимо несменяемости и неограниченности срока полномочий судьи законом гарантируется неприкосновенность судьи, а также членов его/ее семьи и их имущества. Судья также имеет право на хранение служебного огнестрельного оружия. [3].
Судебная власть Российской Федерации
... власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в ... исполнительной власти. Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства ...
К лицу, претендующему на замещение должности судьи, предъявляется ряд требований:
- наличие высшего юридического образования;
- отсутствие судимости;
- отсутствие иностранного гражданства;
- полная дееспособность;
- отсутствие препятствующих замещению должности заболеваний, а также учета в диспансерах.
В период замещения должности судьи, данное лицо должно неукоснительно соблюдать закон, поддерживать авторитет судебной власти, а также руководствоваться принципами объективности и справедливости в своей деятельности. В случае конфликта интересов (ситуация, при которой может проявляться личная заинтересованность судьи, что может повлиять на решение по рассматриваемому делу) судья обязан заявить самоотвод.
Лицу, замещающему должность судьи, запрещается:
- замещать иные государственные должности;
- принадлежать к партиям, а также выражать свое мнение относительно их деятельности;
- заниматься предпринимательством;
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и творческой. Судья также не может осуществлять преподавательскую, научную и творческую деятельность, если она финансируется иностранными источниками;
- иметь счета в иностранных банках (что распространяется также на супруга/супругу и несовершеннолетних детей);
- получать почетные звания, награды или знаки отличия, не предусмотренные законодательством;
- выезжать в служебные командировки за счет физических или юридических лиц.
Замещение должности судьи несовместимо:
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации: состав, структура, полномочия
... арбитражного суда Российской Федерации В состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации входят по должности: председатель этого суда; его заместители; председатели судебных составов; судьи, введенные в состав президиума и утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда ...
- избрание данного лица Президентом, депутатом Государственной Думы или законодательного органа субъекта Российской Федерации;
- вступлением в силу обвинительного приговора;
- ограничением дееспособности;
- решением суда об объявлении его умершим. [6].
Независимость суда проявляется в отсутствии предвзятости в отношении решения в пользу одной из сторон процесса. В соответствии со статьей 9 Уголовно-процессуального кодекса России вмешательство граждан, организации, государственных и иных органов в деятельность суда запрещается и предусматривает ответственность. Статья 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет независимость суда: «1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Независимость судебной власти определяется самостоятельностью судебной ветви по отношению к другим ветвям государственной власти и является следствием применения концепции разделения власти (как правило, имеет конституционное закрепление).
В Конституции Российской Федерации независимость ветвей государственной власти гарантирована статьей 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 № 6-П определяется обеспечение независимости судебной власти: «Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция Российской Федерации закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти». [1].
1.2 Механизм наделения судей судебными полномочиями
Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, направлено на обеспечение оптимального формирования судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т.д.
Суд и судебная система СССР
... и 1977 гг.); ключевые для формирования советской судебной системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые непосредственно после Октябрьской ... суды, особенно мировые Воронцов С. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: История и современность. Ростов н/Д, 2001. С. 194.. В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское ...
Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителей, других судей Конституционного Суда РФ согласно ст. 13 Закона о судебной системе устанавливается Законом о Конституционном Суде.
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации но представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102 Конституции).
Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда вправе вносить Президенту РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закона о Конституционном Суде).
[2].
Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ (ст. 23 Закона о Конституционном Суде).
В соответствии со ст. 6.1 Закона о статусе судей Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Судьи указанных выше судов назначаются на должность также Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственных председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 6 Закона о статусе судей).
В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе Законом о статусе судей (ст. 6.1) четко регламентирован порядок назначения других судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. [7].
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ.
Заместители председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлениях вышеуказанных председателей судов, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Суд Европейских сообществ статус и назначение
... Судом Европейского Союза. В задачу Суда ЕС входит обеспечение единообразного толкования и применения права Европейских сообществ. В результате деятельности Суда ему удалось обеспечить в рамках Европейского Союза довольно высокий авторитет своих судебных решений. Суд ...
Председатели, заместители председателей, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение на каждого из рекомендованных кандидатов квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда, в случае несогласия которого с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей двумя третями голосов членов коллегии председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи (п. 2 ст. 5 Закона о статусе судей).
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, впервые избранные на должность, приносят в торжественной обстановке присягу на собраниях судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи других судов на съездах (конференциях) либо собраниях судей (ст. 8 Закона о статусе судей).
Иначе осуществляется присяга судьи Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 10 Закона о Конституционном Суде судью этого суда приводит к присяге Председатель Совета Федерации.
Кроме судов федеральных в Законе о судебной системе предусмотрено действие в стране судов субъектов РФ, к которым отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (ч. 4 ст. 4).
В Законе указано, что мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов наделяются полномочиями в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе).
Повышая требования по поддержанию надлежащего уровня квалификации назначаемых судей, законодатель особо подчеркнул: судья, впервые назначенный на эту должность, проходит профессиональную подготовку (п. 1 ст. 20 Закона о статусе судей) путем обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также посредством прохождения стажировки в суде.
2. Правовые гарантии судей
2.1 Правовая независимость и несменяемость судей
Независимость судей можно рассматривать в политическом, социально-экономическом, морально-этическом и юридическом смысле.
В настоящее время место судебной власти в системе ветвей государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется конституционным положением о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и самостоятельности их органов (ст. 10 Конституции РФ).
Суд и судебные процессы в древнерусском государстве
... видов суда божия — последним в том смысле, что он последним из них умер, вышел из употребления. 3. 2. Послушество Древнейшим и наиболее употребительным в древней Руси доказательством — судебным в ... В «Русской Правде» не содержится норм, которые определяли бы подробно процессуальный порядок деятельности сторон и судей. Но, как отмечалось, процесс носил состязательный характер, и стороны играли ...
«Приданием конституционным законодательством самостоятельного значения институту судебной власти было подчеркнуто, что разделение властей становится фундаментальным политическим и организационным началом построения в России демократического правового государства». Таким образом, судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью.
Судья является ключевой фигурой суда и всей судебной системы. Именно он реализует компетенцию конкретного судебного органа, принимает соответствующие судебные акты.
В качестве судьи выступает государственный служащий, наделенный в конституционном порядке полномочиями на осуществление функций судебной власти.
Правовые гарантии характерны для любого вида судопроизводства, как уголовного, так и для гражданского и пр. Правовые гарантии независимости судей являются неотъемлемой частью правового статуса судей и закреплены в нормах материального права таких источников, как: Конституция РФ[1], Федеральный Конституционный закон РФ от 31.12.96 г. «О судебной системе РФ», Федеральный закон РФ от 26.07.92 г. «О статусе судей в РФ» и т.д.
Основными элементами правового статуса судей является независимость, неприкосновенность и несменяемость.
Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности. [12].
Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий (ст. 120-124 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации).
В статье №9 ФЗ «О статусе судей в РФ» указывается, что независимость судьи обеспечивается: [4].
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. [9].
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Судебная власть в Российской Федерации
... другие законы основанные на ее положениях, указывают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в ... совершал. Только судебная власть, но не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Это гарантия независимости суда, прав и ... уделял судебной системе в своих работах: - «И снова не может быть свободы, если судебная власть не разделена на законодательную ...
Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.
Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 16 Закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (п. 3-7 ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).
Принцип несменяемости судей известен гражданскому судопроизводству уже в конце 19 — начале 20 века. Как отмечали, ученые-юристы того времени, несменяемость судьи — вот лучший оплот правосудия против посторонних воздействий, т.е. право судьи, во-первых, оставаться на должности и получать соединенное с нею содержание независимо от воззрений на него начальства, и во-вторых, возможность быть уволенным не иначе, как по суду.
Несменяемость судей в нашей стране подтверждена Конституцией РФ (ст. 121) и задействована в ст. 12 ФЗ «О статусе судей в РФ». Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судьи означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Условия прекращения или приостановления полномочий судьи установлены Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 12-14).
[11].
Полномочия судьи и отставка судьи, согласно ст. 13 вышеприведенного закона, приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
- участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.
Основаниями для прекращения полномочий судьи являются:
Конституционно-правовой статус судей в РФ
... его развития. Цель этой работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации. 1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ Основы конституционно- правового статуса судьи в Российской Федерации Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». Конституция РФ - основной источник права, ...
- письменное заявление судьи об отставке;
- неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
- письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
- достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
- утрата судьей гражданства РФ;
- нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
- занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
- избрание судьи Президентом Российской Федерации в выборные органы;
- смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим и ряд др. пунктов;
- совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
2.2 Порядок отбора и наделения судей полномочиями и их неприкосновенность
Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации. Эффективность судебной системы и реализация демократических принципов правосудия обеспечивается деятельностью судейского корпуса, который объединяет всех профессиональных судей, уполномоченных отправлять правосудие. Принцип профессионализма судейской деятельности гарантирует осуществление ее только специалистами, имеющими соответствующую подготовку в области права, а также требованиями высокого уровня моральных и нравственных качеств претендента. Эти требования являются основой того, что судья, будучи назначенным, должен быть способным полноценно осуществлять правосудие, самостоятельно и грамотно применять законодательство и не нуждаться в юридической и практической помощи со стороны и не быть политически, идеологически ангажированным. Это исключительно важная и сложная проблема в системе самостоятельности судебной власти. Проблемам, в частности специальной подготовке юристов к судебной деятельности, в настоящее время посвящено много внимания как в науке, так и в практике (Российская академия правосудия).
[16].
Поэтому на законодательном уровне устанавливается порядок формирования судейского корпуса и правовой статус судей. Учитывая, что от личных качеств судей, их профессионализма, их независимости и беспристрастности при отправлении правосудия зависит эффективность судебной власти, закон устанавливает общее правило, которому неуклонно следует — все профессиональные судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. При этом под статусом судей следует понимать всю совокупность прав и обязанностей, то есть правовое положение судей. [18].
В литературе отмечается, что права и обязанности образующие правовой статус судей и правовой статус каждого судьи как гражданина РФ не идентичные понятия. Применительно к правовому статусу судей речь идет о тех правах и обязанностях, носителями которых конкретные судьи становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть.
Всю совокупность прав и обязанностей судей, определяющих их статус, принято подразделять на три группы (блока):
- права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;
- права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий;
- права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.
Процедуры и порядок формирования судейского корпуса устанавливают Конституция РФ, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и другие федеральные конституционные и федеральные законы.
Так, общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, устанавливает ст. 4 Закона о статусе судей. Судьей может быть: гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее образование, со стажем работы по юридической специальности не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, с безупречной репутацией. Дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей, закреплены в других федеральных законах. [8].
Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин к тому же: достигший возраста 40 лет, со стажем работы — 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Отбор кандидатов в судьи осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин РФ, отвечающий требованиям, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационные экзамены принимаются экзаменационной комиссией при управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Однако успешная сдача экзамена и назначение на должность судьи — это разные процедуры. Порядок наделения кандидатов полномочиями судьи строго определен ст. 128 Конституции РФ. Так, судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. При этом каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Советом Федерации РФ назначаются на должность и Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместители и другие судьи названных судов. Особый порядок наделения кандидатов в судьи полномочиями мирового судьи. Они могут, как назначаться, так и избираться законодательными органами субъекта РФ.
Судья — назначается на эту должность пожизненно Президентом РФ. Отношение к нему должно быть особое. Возбуждение уголовного дела против него возможно только по инициативе Генерального прокурора и только с согласия квалификационных коллегий. [15].
Согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений. [5].
Следовательно, неприкосновенность судьи по своему содержанию и объему более широкое понятие и включает в себя, в том числе, неприкосновенность личности. Судья в период пребывания в должности сохраняет за собой все гарантии неприкосновенности личности. Неприкосновенностью личности судья, как и любой гражданин, обладает с момента рождения, а гарантии судейской неприкосновенности он обретает со вступлением в должность судьи. С прекращением своих полномочий судья теряет гарантии судейской неприкосновенности, но сохраняет за собой личную неприкосновенность, которая существует независимо от статуса того или иного лица.
Гарантиями судейской неприкосновенности лицо наделяется, обретая статус судьи в установленном законом порядке, а потому может быть лишено этих гарантий. Статус судьи является временным. Право же на личную неприкосновенность обретается лицом вместе с рождением и неотчуждаемо (п. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Право лица на неприкосновенность может быть ограничено в соответствии с законом, однако никто не может лишить его такого права. Неприкосновенность судьи и неприкосновенность личности — это два разные института. Судья, прежде всего, обладает естественным правом неприкосновенности личности, а потом уже наделяется специальными гарантиями судейской неприкосновенности. Особые гарантии неприкосновенности судьи лишь дополняют его неприкосновенность как личности.
Принцип неприкосновенности судьи органически связан с другим принципом, являющимся неотъемлемой частью единого комплекса норм, составляющих статус судьи и имеющим огромное значение для обеспечения беспристрастности судебной власти — принципом независимости судьи. [18].
Названные принципы не только характеризуют статус судьи, но и обеспечивают независимость правосудия. При этом неприкосновенность судьи следует рассматривать неотрывно от его независимости, поскольку содержание и объем гарантий неприкосновенности судьи должны строго соответствовать необходимости обеспечения его независимости.
Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности может не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ. [16].
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по предоставлению Генерального прокурора РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по предоставлению Генерального прокурора РФ в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ. [21].
Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Судья и сам может защищать свою неприкосновенность, имущество, членов семьи. Он имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия, которое выдается ему по его заявлению органами МВД.
Материальное обеспечение и социальная защита судей является так же гарантией независимости судей. В начале 90-х годов в России была проведена реформа по достижению уровня материально-технического обеспечения судов и других правоохранительных органов. По вопросам такого рода принималось несколько актов и законов. В статьях 19 и 20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» отражено начисление заработной платы судей, должностные оклады, ежемесячное пожизненное содержание, оплата ежегодного отпуска, обеспечение отдельным жилым помещением, медицинское обслуживание и др. Социальная защита судей и членов их семей включает государственное страхование на случай гибели, причинения им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении ими судейских обязанностей, а также полное возмещение ущерба, причиненного имуществу судьи или членов его сумей, если такой ущерб был причинен в связи со служебной деятельностью судьи.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации» суды РФ финансируются только за счет средств федерального бюджета, что тоже является гарантией независимости судей.
3. Гарантии принципа независимости судей
3.1 Применение принципа независимости судей и правовые гарантии
Исследование обстоятельств дела должно проходить в такой обстановке когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления. Именно поэтому независимость судей провозглашается Конституционным принципом, который лежит в основе осуществления любого из видов правосудия, в том числе и уголовного. Существо данного принципа состоит в стремлении создать такие условия при осуществлении правосудия, в которых суд смог принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства.
Реализация принципа независимости судей существенно повышает решение задач уголовного судопроизводства, среди которых:
- быстрое и полное раскрытие преступления;
- изобличение виновных;
- правильное применение закона для того, чтобы каждый совершивший преступление был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. [19].
Следует сказать, что воплощение принципа независимости судей при осуществлении правосудия зависит, прежде всего, от надлежащей реализации правовых и процессуальных гарантий такой независимости. В теории права под гарантиями понимают определенные правовые меры и средства, обеспечивающие реализацию норм права. Соответственно под гарантиями принципа независимости судей следует понимать установленные законом правовые меры и средства, обеспечивающие реализацию принципа независимости судей при осуществлении уголовного судопроизводства.
Правовые гарантии характерны для любого вида судопроизводства, как уголовного, так и для гражданского. Правовые гарантии независимости судей являются неотъемлемой частью правового статуса судей и закреплены в нормах материального права таких источников, как: Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон РФ от 23.10.96 г. «О судебной системе», Федеральный закон РФ от 26.07.92 г. «О статусе судей в РФ» и т.д. [11].
Независимость судей в указанном выше контексте гарантируется: а) несменяемостью судей; Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде. Смена суда или должности может состояться только с согласия судьи, причем согласие должно быть не вынужденным, а добровольным. Согласие необходимо на любое изменение должностного положения судьи, в том числе перевод его в суд другого района или области, в вышестоящий суд, на другую, хотя бы и более высокооплачиваемую должность. б) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом судьи на отставку; Согласно п.2 ст.121 Конституции полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и прекращения полномочий судьи общей юрисдикции содержится в статьях 13,14 Закона «О статусе судей в РФ». Решение о приостановлении и прекращении полномочий судьи решает соответствующая квалификационная коллегия. Следует сказать о таком основании приостановления, а в случае возможно и прекращении полномочий судьи, как занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи. К таким видам деятельности п.3 ст.3 Закона «О статусе судей в РФ» относит: депутатскую, политическую, предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность, за исключением научной и творческой. [6].
Прекращение полномочий судьи по указанным выше основаниям является своеобразной ответственностью за нарушения принципа независимости суда, а деятельность квалифицированной коллегии в свою очередь гарантирует его соблюдение. Однако в практике работы квалифицированных коллегий имеют место и случаи нарушения принципа независимости судей. Нарушения происходят при необоснованном прекращении полномочий судей. Судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение квалифицированной коллегии в Верховный суд РФ в течение месяца со дня получения копии этого решения. в) неприкосновенностью судей; Неприкосновенность — необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Положение о неприкосновенности распространяется на всех судей независимо от должности.
Она распространяется на все сферы деятельности судьи при отправлении им правосудия независимо от вида и категории рассматриваемых дел, а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности[5].
Согласно Закону «О статусе судей в РФ», судья не может быть привлечен к дисциплинарной и уголовной ответственности. Для судьи исключается всякая ответственность, в том числе гражданская и уголовная, за мнения и решения, высказываемые или принятые в ходе осуществления правосудия, если не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда, что эти мнения или решения результат преступного злоупотребления, нарушения запрета уголовного закона. Независимость судей обеспечивается также особой процедурой привлечения к уголовной ответственности, запретом на задержание и т.д. г) установлением ответственности за воздействие на суд с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, за любые проявления к суду; Уголовный Кодекс РФ в ст. 294 предусматривает ответственность, за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, также влечет уголовную ответственность (ст.297 УК РФ).
[14].
Помимо уголовной ответственности за проявление неуважения к суду предусмотрена административная ответственность (ст.165 КоАП РФСР), наступающая за злостное уклонение от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика, либо неподчинение указанных лиц и иных граждан распоряжению председательствующего или нарушение порядка во время судебного заседания, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. д) установлением системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких; 20 апреля 1995 года принят Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Данный закон в ст.3 предусматривает следующие виды государственной защиты судей:
- применение органами внутренних дел мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;
- применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, имущество;
— осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного законом права на материальную компенсацию в случае их гибели, причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.
В соответствии ст.5 указанного закона одним из видов мер безопасности судей, гарантий их независимости, является выдача оружия, однако согласно постановлению Совета судей от 4 апреля 1997 года ни один судья РФ не может воспользоваться этим правом. Известны факты убийства судей и причинения им того вреда, где возможность применения ими оружия в целях самозащиты могла бы сохранить им жизнь или предотвратить причинение иного вреда. Основным препятствием этого невыполнения требования закона является отсутствие средств на закупку служебного огнестрельного оружия. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе в РФ» в ст.14 закрепляет положение, согласно которому полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ или Федеральным Конституционным законом[6].
Хочется подчеркнуть, что только Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом могут быть установлены ограничения срока. В настоящее время в Федеральном законе «О статусе судей в РФ» в ст.11 содержится норма, согласно которой судьи районных (городских) судов, судьи военных судов, гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначают сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Ограничения, содержащиеся в данной норме, противоречит сказанному выше. з) не подотчетностью никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия; Судьи не подотчетны никому, в том числе государственным, муниципальным органам власти и должностным лицам. В связи с тем, что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, следует сказать, что судьи не подотчетны также вышестоящим судам, органам судейского сообщества.
Представление судьей объяснений, возражений и замечаний квалифицированной коллегии, участие в ее заседании является правом судьи и зависит от его усмотрения. Предметом отчета председателей судебных коллегий перед президиумом суда и председателей нижестоящих судов перед органами вышестоящих судов могут быть обобщенные сведения о работе возглавляемых ими коллегий или судов. и) предоставлением судьей за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; Следует сказать, что слабая социально-экономическая обеспеченность судей понижает их самосознание. Данная проблема в ряде стран решена следующим образом, в Конституции предусмотрен определенный процент бюджета, который должен быть израсходован на нужды судебной системы.
3.2 Процессуальные гарантии независимости судей при осуществлении правосудия
Данные гарантии непосредственно связаны с процедурой осуществления правосудия. Это внутрипроцессуальные гарантии, они призваны обеспечивать принцип независимости судей во время конкретного уголовного процесса, в то время как правовые гарантии действуют независимо от наличия уголовного производства, а иногда даже (например, в случае письменного заявления судьи об отставке) и при прекращении полномочий судьи (ст. ст. 14,15 Закона «О статусе судей в РФ»).
[2].
К гарантиям и принципам независимости судей при осуществлении правосудия относит: а) не связанность судей мнением следователя, прокурора и других участников процесса, возможность изменить обвинение, направить дело на дополнительное расследование, возбудить уголовное дело по новому обвинению или в отношении новых лиц; не связанность судей мнением следователя, прокурора и других участников процесса заключается в возможности суда, его обязанности перепроверять в ходе судебного следствия, путем допроса свидетелей, потерпевшего, подсудимого, эксперта, осмотра вещественных доказательств, оглашения документов и т.д. Только материалы судебного следствия могут быть положены в основу приговора, только на них вправе ссылаться участники судебных прений. То есть речь идет о том, что только при непосредственном исследовании судом доказательств по делу им может быть сделан какой-либо вывод.
Принцип независимости судей регламентирован в Конституции РФ, поэтому его можно назвать конституционным принципом, относящимся ко всем видам судопроизводства в РФ. Что касается закрепления принципа независимости судей в уголовно-процессуальном законодательстве РФ. Основополагающие положения, закрепленные в Конституции, имеют прямое действие, в связи с чем, нужно избегать дублирования норм конституционного законодательства в иных нормативных актах.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону общая и общеобязательная норма, обращенная ко всем: к государственным органам и общественным организациям, к должностным лицам и гражданам. Всем категорически запрещается оказывать на судей какое-либо воздействие, навязывать им определенное решение, ставить их в такие условия, что они лишаются возможности или затрудняются поступать, так как это соответствует закону и их убеждению. [25].
Рассматриваемый принцип это правовая норма, обращенная также непосредственно к судьям. Им предписывается решительно и непреклонно противостоять всем посторонним воздействия и влияниям, от кого бы они ни исходили, отвергать и пресекать их и поступать так, как это вытекает из обстоятельств дела в соответствии с законом и своим убеждением.
Первое положение: судьи независимы, то есть при разрешении подсудных суду дел они свободны, ограждены от посторонних воздействий, принуждения, навязывания им тех или иных решений. Второе положение: судьи подчиняются только закону. Эти два положения органически связаны, каждое из них предполагает другое, вытекает из него и в то же время обуславливает его. [21].
Судьи независимы и это означает, что никому кроме закона они не подчинены в разрешении рассматриваемых ими дел, но закону они подчинены, безусловно, так как без этого их независимость неизбежно превратилась бы в произвол. Судьи подчинены только закону и это означает, что им в разрешении судебных дел обеспечивается полная независимость от какого-либо вмешательства с чьей- либо стороны. Кроме того, сами судьи должны быть лишены всякой предвзятости и необъективности по отношению к рассматриваемому делу и принимать свои решения в таком порядке, при котором каждый судья был бы совершенно равноправным.
Важный компонент независимости судей и подчинения их только закону — решение ими подсудных суду дел по своему внутреннему убеждению. Это значит, что судьи постановляют лишь такой приговор, принимают лишь такое решение, в правильности, законности, обоснованности и справедливости которого они твёрдо и непоколебимо убеждены. Решение дел по убеждению, но совести — обязательное условие и проявление действительной независимости судей. [20].
Принцип независимости судей не означает произвольного усмотрения в разрешении судьями уголовных дел. Согласно требованиям ч. 1 ст. 17 УПК РФ, судья … оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Поэтому вышестоящие суды имеют право в установленном законом порядке проверять приговоры и отменять их в случае незаконности и необоснованности, но не могут предписывать нижестоящему суду, как надо разрешать дело при новом рассмотрении. Все вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора судьи решают по своему внутреннему убеждению, и поэтому исключается такая ситуация, когда они сознавали бы, что данное решение несправедливо, не соответствует их убеждению, но им приходится это решение принять так как их принуждает к этому закон. Наоборот, закон требует от судей, чтобы они решали рассматриваемое дело по своему убеждению и не допускали бы решения, в правильности которого они не убеждены. Разрешение каждого уголовного дела по внутреннему убеждению, по совести, принятие только такого решения, в правильности, законности, справедливости которого судьи убеждены — это требование высокого нравственного и правового значения. Оно является необходимой составной частью, обязательным условием соблюдения конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону.
С самого момента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни.
Итак, независимость судей в уголовном судопроизводстве — это неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры организационно-правового, социально-правового, кадрового характера, направленные на обеспечение независимости судей как носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия, являются объективно необходимыми обществу. [23].
Рассматриваемый принцип означает, что судьи независимы, то есть при разрешении подсудных суду дел они свободны, ограждены от посторонних воздействий, принуждения, навязывания им тех или иных решений, кроме того, судьи подчиняются только закону, то им в разрешении судебных дел обеспечивается полная независимость от какого-либо вмешательства с чьей- либо стороны.
Судебное разбирательство представляет собой рассмотрение уголовного дела в судах первой и апелляционной инстанций. Только в результате судебного разбирательства подсудимый может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию либо признан невиновным и оправдан. Решение суда о признании лица виновным и назначении ему меры наказания либо об оправдании невиновного излагаются в приговоре.
Решая эти вопросы, суд осуществляет правосудие. Судебное разбирательство является специфической процессуальной формой осуществления правосудия. В ходе судебного разбирательства должна быть дана правильная оценка обстоятельств уголовного дела с точки зрения уголовного закона и вынесен приговор об уголовной ответственности виновного в совершении преступления, или оправдании невиновного, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, Предшествующие ему стадии уголовного процесса являются подготовительными к судебному разбирательству. Без них суд в судебном заседании не может разрешить уголовное дело. Но они не предопределяют решение суда. «В судебном разбирательстве больше возможностей для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела. Это обусловлено тем, что в судебном разбирательстве находят наиболее полное проявление все принципы уголовного процесса и, в первую очередь, принцип независимости судей, гарантирующие максимально возможную достоверность результатов исследования и защиту прав граждан при разрешении уголовных дел» — отмечает [17].
В целях правильного разрешения дела, в судебном разбирательстве проводится исследование всех обстоятельств уголовного дела и в результате обеспечивается проверка обоснованности обвинения.
В судебном разбирательстве проводится независимое исследование доказательств, собранных на предварительном следствии. А, кроме того, суд рассматривает и дополнительные доказательства, представленные участниками судебного разбирательства или обнаруженные им самим. Все исследования доказательств в суде происходят при активном участии государственного обвинителя, подсудимого, его защитника, потерпевшего. Участие в судебном разбирательстве этих субъектов процесса служит осуществлению их прав, обеспечивает состязательность уголовного процесса и позволяет объективно оценить представленные суду доказательства, собранные как во время предварительного следствия, так и впервые представленные в судебном заседании. Задачи судебного разбирательства, круг рассматриваемых в нем вопросов, характер принимаемых решений и, наконец, процедура, обеспечивающая реализацию в судебном разбирательстве всех уголовно-процессуальных принципов и, в первую очередь, принципа судейской независимости, делают судебное разбирательство основной, центральной стадией уголовного процесса.
Судебное разбирательство делится на ряд последовательно сменяющих друг друга этапов (частей).
Оно начинается с подготовительной части, где проверяется возможность рассмотрения дела в данном судебном заседании и принимаются меры по его подготовке и организации. Затем проводится судебное следствие, представляющее собой непосредственное исследование судом доказательств. Далее следуют прения сторон, в ходе которых участники судебного разбирательства обосновывают свои позиции по делу, а затем последнее слово подсудимого. Завершающим этапом судебного разбирательства является постановление и провозглашение приговора. В УПК РФ регламентируются порядок судебного разбирательства дела на каждом из этих этапов. Встает вопрос: каковы же границы судебной независимости в стадии судебного разбирательства? В стадии судебного разбирательства судья связан двумя видами ограничений его независимости: 1) процессуальными, регламентирующими действие суда с момента возникновения судопроизводства и до момента постановления приговора; 2) материальными, ограничивающими вывод суда в споре о праве. Иными словами, судья принимает все решения независимо, но эта свобода ограничена рамками права.
В суде первой инстанции принцип независимости судей реализуется посредством следующих правоустановлений.
Так, в ст. 254 УПК РФ регламентируется порядок прекращения уголовного дела в судебном заседании. Важным положением является то, что уголовное дело в судебном заседании может быть прекращено судом (судьей) как по ходатайству сторон, так и по инициативе суда. Определение суда (постановление судьи) о прекращении уголовного дела может быть вынесено в любой части судебного заседания до удаления суда в совещательную комнату. Представляется более правильным вынесение данного решения не ранее момента окончания судебного следствия, в котором выясняются, как правило, основания прекращения уголовного дела. При этом, определение или постановление о прекращении уголовного дела должно быть мотивированным. Оно выносится в совещательной комнате в виде отдельного процессуального документа. Суд обязан разъяснить сторонам право его обжалования в кассационном порядке[18].
При постановлении приговора судья в силу ст. 307 УПК РФ должен соблюдать требования, предъявляемые к описательно-мотивировочной части обвинительного приговора.
Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора состоит из описания обвинения и мотивировки принятых судом решений. Данная часть обвинительного приговора объясняет выбор суда при разрешении уголовно-правового спора в пользу стороны обвинения. При составлении описательно-мотивировочной части обвинительного приговора особое внимание должно быть обращено на полноту описания преступного деяния, других фактических обстоятельств, признанных доказанными в ходе судебного следствия. В данной части приговора анализируются и оцениваются доводы сторон, аргументируются судебными фактами выводы суда. То есть, суд, реализуя принцип независимости и подчинение только закону, выносит приговор, который, согласно ч. 3 ст. 240 УПК РФ может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В п. 2 Постановления о судебном приговоре указывается, что суд «не вправе ссылаться в подтверждение своих выводов на собранные по делу доказательства, если они не были исследованы судом и не нашли отражения в протоколе судебного заседания»[19].
Приговор может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании. Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора является обоснованием решений суда, излагаемых в резолютивной части. Она не должна находиться в противоречии с резолютивной частью приговора. В данной части приговора не должно быть формулировок, ставящих под сомнение вывод суда о виновности подсудимого по предъявленному обвинению.
Важным положением для реализации независимости судей является тайна совещания судей.
В УПК РФ статьей 298 УПК РФ установлена тайна совещания судей. Тайна совещания судей гарантируется, прежде всего, тем, что приговор постановляется в совещательной комнате, где находятся только судьи, которые входят в состав суда по данному делу. Там не могут находиться лица, не входящие в состав суда, в частности прокурор, защитник и секретарь судебного заседания. Присутствие в совещательной комнате иных лиц, за исключением коллегии присяжных заседателей, не допускается (ч. 2 ст. 341 УПК РФ).
Запасной присяжный заседатель (народный заседатель), если даже он присутствовал в судебном заседании, также не вправе находиться в совещательной комнате при постановлении приговора.
Тайна совещательной комнаты является необходимым условием для спокойного и делового обсуждения всех вопросов, связанных с принятием решений по рассматриваемому делу. В связи с этим совещательная комната должна быть максимально изолирована как от зала суда, так и от всех других помещений, где могут находиться участники судебного разбирательства или иные лица. Если суд, исходя из обстоятельств конкретного дела, уверен, что для обсуждения и написания приговора одним из судей необходим достаточно длительный период времени (от нескольких дней до нескольких недель), он обязан перед удалением в совещательную комнату объявить всем участникам судебного разбирательства дату предполагаемого провозглашения приговора. При этом на двери самой совещательной комнаты целесообразно вывесить объявление о том, что вход в нее воспрещен, поскольку идет обсуждение и (или) написание приговора[20].
Если совещательная комната находится в кабинете судьи, разговор судей по телефону недопустим не только по вопросам, связанным с данным делом, но и по любым другим вопросам, не относящимся к нему. Телефон может быть использован только для решения вопросов, непосредственно связанных с провозглашением приговора (извещение судебного распорядителя или секретаря судебного заседания об окончании совещания судей и предстоящем провозглашении приговора, вызов конвоя для взятия подсудимого под стражу и т.д.).
Здесь необходимо говорить о такой трудности как использование мобильной связи во время постановления приговора. При обсуждении судом (рассмотрении судьей) и вынесении итогового судебного решения присутствие в совещательной комнате других лиц категорически запрещается. Это исключает возможность постороннего воздействия на судей и позволяет им свободно выразить свое мнение, основанное на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. На наш взгляд, повсеместное распространение средств мобильной связи и пользование ими судьей (судьями) во время нахождения в совещательной комнате довольно распространенное явление, которое противоречит сути и смыслу норм УПК РФ о тайне совещания. Данная норма обязана исключить постороннее воздействие на судей. Однако, использование судьями средств мобильной связи при нахождении в совещательной комнате создает возможность и условия для постороннего вмешательства в тайну совещания.
Кроме того, возможны случаи, когда при постановлении приговора в совещательную комнату заходят должностные лица, являющиеся работниками суда, прокуратуры, органов внутренних дел, судебные приставы и т.д.
Например, вердиктом коллегии присяжных заседателей Н. и К. были признаны виновными в совершении преступления. В кассационной жалобе осужденный К. просит приговор суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, так как была нарушена тайна совещания при постановлении приговора.
После проверки, доводы кассационной жалобы подтвердились. При нахождении присяжных заседателей в совещательной комнате туда заходила государственный обвинитель Шурыгина Т.И., тем самым нарушалась тайна совещания присяжных заседателей. Приговор был отменен[21].
На наш взгляд, все лица, кроме тех, которые могут находиться, в силу норм УПК РФ, во время постановления приговора в совещательной комнате, не должны в нее заходить независимо от принадлежности к работникам правоохранительных органов. В противном случае нарушается принцип независимости судей.
Достаточно часто встречаются в судебной практики попытки обжаловать приговоры по причине того, что судья возвращал присяжных в совещательную комнату для устранения неясностей вердикта. Так в кассационной жалобе Д. указал, что судья был предвзят, отказал в удовлетворении ходатайств защиты, трижды возвращал присяжных в совещательную комнату для устранения неясностей вердикта. В вердикте имеются исправления, смысл которых ему неясен. Утверждает о нарушении тайны совещания присяжных заседателей.
При рассмотрении кассационной жалобы суд указал, что решение судьи о возвращении коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист, признанный им неясным и содержащим противоречия, предусмотрено законом (ст. 345 ч. 2 УПК РФ), поэтому не может быть истолковано как давление на присяжных заседателей, как это сделано в кассационных жалобах осужденного. Как видно из протокола судебного заседания, нарушение тайны совещания присяжных заседателей при этом не допущено[22].
То есть, тайна совещания судей выступает в качестве объективно необходимого условия действительной независимости органов судебной власти и подчинения их только закону; условием спокойного, делового и независимого обсуждения и разрешения всех вопросов, связанных с постановлением приговора, так как реально позволяет судьям свободно выражать и отстаивать свое мнение по всему кругу вопросов, обсуждаемых в совещательной комнате, приводить в обоснование отстаиваемой позиции необходимые аргументы, голосовать за то решение, которое судья считает единственно правильным.
В процессе апелляционного и кассационного обжалования также реализуется принцип независимости судей.
Так, для апелляционного способа обжалования характерно, что рассмотрение дела по апелляции переносится в вышестоящий суд, который имеет те же права и обязанности в отношении исследования, разрешения дела по существу, что и суд первой инстанции;
- апелляция приносится, как правило, против решения по существу;
- апелляционный суд при рассмотрении апелляции не имеет права вернуть дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции, а должен сам вынести решение;
- апелляционный суд, пересматривая дело, исследует как вопросы факта, так и вопросы права, то есть имеет право проверить как юридическую, так и фактическую стороны дела в том же объеме, что и суд первой инстанции.
По нашему мнению, апелляция — это не только сами взаимоотношения судебных инстанций, отягощенных элементами контроля, но и сущность этих отношений — создание оптимального режима защиты субъективных прав граждан, ради чего в государстве и осуществляется правосудие.
Апелляционное производство есть урегулированная нормами УПК РФ деятельность:
- состоящая в обжаловании (или принесении представления) не вступивших в законную силу приговоров и постановлений мирового судьи;
- состоящая в рассмотрении уголовных дел вышестоящим судом и решении им вопроса о законности, обоснованности, справедливости обжалованного приговора (приговора, на который прокурором принесено представление) либо постановления мирового судьи;
- осуществляемая при проведении судебного следствия самим апелляционным судом;
- завершающаяся постановлением этим судом приговора, а при признании приговора суда первой инстанции правосудным — вынесением постановления об оставлении приговора суда первой инстанции без изменения, а апелляционной жалобы (представления) без удовлетворения.
Обжалование и проверка решений суда первой инстанции в апелляционном порядке призваны служить тому, чтобы предупреждалось, не допускалось вступление в законную силу, а тем самым — исполнение неправосудных приговоров и постановлений суда первой инстанции, не допускалось применение уголовно-правовых санкций к лицам, вина которых не доказана бесспорно. Вместе с тем проверка в апелляционном порядке судебных решений должна способствовать защите прав и охраняемых законом интересов потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика. [17].
Задача суда апелляционной инстанции состоит также в том, чтобы путем рассмотрения жалоб (представлений) по конкретным уголовным делам и принятия соответствующих решений содействовать единству судебной практики судов первой инстанции путем единообразного применения ими законов на основе их толкования в точном соответствии с буквой и духом правовой нормы. Единообразие судебной практики — непременное условие существования правопорядка в обществе и государстве[23].
Кассационное производство это стадия уголовного процесса, в которой суд второй инстанции без полного повторного разбирательства по жалобе участника процесса или по представлению прокурора проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных решений суда (судьи) первой и апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу.[24]
На наш взгляд, принцип независимости судей в кассации характеризуется через то, что суд второй инстанции вправе рассмотреть каждое уголовное дело в полном объеме: не ограничиваясь теми доводами, которые приведены в кассационной жалобе или в кассационном представление, а также теми из осужденных, кто принес кассационную жалобу или в отношении которых принесено кассационное представление.[25] Ревизионный характер проверки способствует выявлению всех нарушений закона, ошибок, допущенных по делу, рассматриваемому судом второй инстанции. Лишь при этом условии кассационное производство может содействовать обеспечению прав и интересов личности, законности и обоснованности приговоров[26].
Возможна проверка, как законности, так и обоснованности приговора. В кассационном порядке проверяются, соблюдены ли при производстве по данному уголовному делу требования закона (уголовного, уголовно-процессуального и др.).
Но не только это. В каждом случае кассационный суд также проверяет: правильно ли установлены фактические обстоятельства дела, соответствуют ли выводы суда объективной действительности, установил ли суд в приговоре истину. Следовательно, каждое дело рассматривается применительно ко всем предусмотренным в законе основаниям отмены, изменения приговоров.
Обязанность суда второй инстанции проверить законность и обоснованность приговора соответствует (корреспондирует) обязанности суда первой инстанции постановить законный и обоснованный приговор (ст.297 УПК РФ).
Всесторонняя проверка необходима для решения задач, которым служит кассационное производство.
Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговора как по имеющимся в деле, так и по материалам, дополнительно предоставленным лицами, пользующимися правом на кассационное обжалование. Такие материалы могут быть представлены как до, так и во время рассмотрения дела судом второй инстанции, но до дачи заключения прокурором.[27] Цель представления новых (дополнительных) материалов подтвердить доводы своей кассационной жалобы, либо кассационного представления, а также опровержение доводов жалобы, поданной другим субъектом, либо доводов представления. Новые (дополнительные) материалы может истребовать суд второй инстанции как по собственной инициативе, так и по ходатайствам лиц, пользующихся правом на кассационное обжалование.[28]
Недопустимы в качестве новых материалы, получение которых требует совершения следственных действий (протоколы допросов, обыска, заключение эксперта), поскольку совершение этих действий правомерно лишь при предварительном следствии и дознании, в судебном следствии, которые уже завершены.
Итак, принцип независимости судей в первой инстанции реализуется посредством ряда правомочий, указанных в нормах УПК РФ. Обеспечению принципа независимости судей служит положение о том, что при вынесении постановления об отмене приговора или постановления суда апелляционной инстанции и направлении дела на новое судебное рассмотрение, суд кассационной инстанции не вправе предрешать выводы, к которым может прийти соответственно суд первой или апелляционной инстанции при повторном рассмотрении уголовного дела, а также доказанность или не доказанность обвинения, достоверность или недостоверность того или иного доказательства; преимущество одних доказательств перед другими, применение судом того или иного положения уголовного закона, или того или иного наказания.
Заключение
Подведем итоги, судьи — это представители судебной власти. При рассмотрении дел они точно исполняют требования законов, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, их честь и достоинства, интересы общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливым и гуманным.
Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия (ч.1 ст.120 Конституции).
В гражданском судопроизводстве она служит гарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностей по созданию в состязательном процессе необходимых условий для установления действительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованного решения.
Гарантии процессуальной независимости судьи — это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия. Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти — это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.
Социально-правовые гарантии независимости судьи — это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период. Судья должен осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было. Публичное обсуждение деятельности судьи, критические высказывания в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность выносимого им решения [ст.8 Кодекса судейской этики]. Законодательство Российской Федерации предусматривает всевозможные условия обеспечения независимости и самостоятельности судьи. Начиная от соответствующего денежного содержания, и заканчивая защитой членов его семьи государством. Статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей» гласит, что независимость судьи обеспечена и гарантирована. Однако, на практике мы сталкиваемся с несоответствием действий судей с вышеуказанной нормой. Принимая решение, судья должен быть беспристрастен и независим. На это решение никто не должен оказывать влияние.
Список источников и литературы, Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2.Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
3.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018)
4.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Судов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан — судей и судей в отставке» // СПС «Консультант Плюс», 2016.
5.Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г. (ред. от 22.10.2014)
6.Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.07.2018) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018)
7.О судоустройстве РСФСР (с изменениями на 7 февраля 2011 года) (утратил силу с 01.01.2013 на основании федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ)
8.Указ Президента РФ от 09.09.2000 N 1624 (ред. от 25.07.2014) «Об утверждении Положения о порядке выдачи удостоверения судьи судьям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судьям, назначаемым Президентом Российской Федерации»
9.Положение о квалификационных коллегиях судей (утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.07.2002)
10.Указ Президента РФ от 09.09.2000 N 1624 (ред. от 25.07.2014) «Об утверждении Положения о порядке выдачи удостоверения судьи судьям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судьям, назначаемым Президентом Российской Федерации»
11.Указ Президента РФ от 2 декабря 1996 г. N 1612 «О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
12.Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»
13.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
14.Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года ст. 1 и 2 (ред. от 09.02.2009)
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/nesmenyaemost-sudey/
- Виноградова С.А. Независимость судей как принцип правосудия//М., 2017
- Герасимова Е.А. Конституционные основы права. М., 2015
- Гущина Н.А. статья: «Независимость судей как важнейшая гарантия усиления власти» // Современное право № 4 2015 стр. 9197 https://www.sovremennoepravo.ru/ «Кодекс судейской этики» (утв.VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016)
- Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2018.
- Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы в РФ. Учебник//М., 2014
- Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2016
- Ершов В.В. Халдеев Л.С. Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных // Государство и право. 2014. № 2. С. 75.
- Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2016
- Кутафин О. Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник//М., 2016
- Корнус Н. С. Проблема реализации принципа независимости судей // Молодой ученый. 2018. №12. С. 111-113. URL https://moluch.ru/archive/198/48927/ (дата обращения: 19.10.2018).
- Малько А. В. Учебно — методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2017
- Малько А. В. Учебно — методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2017
- Проблемы реформирования судебной системы в Российской Федерации//Государство и право, № 7, 2015 г.
- Правоохранительные органы: Сборник законов. Кн. 1.М., 2014
- Страшун Б. А. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сборник законодательства РФ//М., 2017
- Царев А.А. Неприкосновенность судьи как гарантия его независимости. М.: Юристъ, 2018.