Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента

Процесс информатизации происходит практически во всех сферах человеческой деятельности. Не является исключением и развитие информатизации судебной системы. Процесс информатизации является одним из главных направлений реформы судебной деятельности в Российской Федерации. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент при Верховном Суде России осуществляет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно- телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.

В целях создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента подходит к завершающему этапу Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 года N 583. В задачи данной программы входило обеспечение поэтапного внедрения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» во всех федеральных судах общей юрисдикции, формирование единого информационного

  1. Понятие информатизации

Важнейшим ресурсом современного общества является интенсивное использование информации. Информатизация становится важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни и одновременно важнейшей функцией государства, фактором обеспечения его безопасности и суверенитета. В настоящее время информатизация стала важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни.

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые подлежат сбору, хранению, обработке и передаче.

Информатизация общества — организационный социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информацией потребителей и реализации информационных прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и использования информационных ресурсов и информационных технологий.

4 стр., 1631 слов

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

... ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также ... самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, ...

Общая информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса:

  • медиатизацию — процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
  • компьютеризацию — процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
  • интеллектуализацию — процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Применительно к теме данной работы, понятие «информатизация» следует рассматривать как процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

2. Цели, задачи и основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать организованный процесс формирования правовых ресурсов, средств их обработки и использовании в целях повышения эффективности и качества правосудия.

Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

Кроме того внедрение информатизации судебной системы позволит повысить эффективность информационного обеспечения судей с помощью компьютеризации их рабочих мест, создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации, использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.

Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются: формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях; организация внутреннего и внешнего электронного документооборота; внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе; автоматизированный сбор и обработка судебной статистики; контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ.

В целях повышения доступности правосудия Судебным департаментом разработана Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N1735-р, предусматривающая мероприятия по формированию современной телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства судов общей юрисдикции, создание комплексов хранения и обработки данных в центрах федеральных округов, внедрение решений ГАС «Правосудие» с учетом ЦОД и создания единого информационного пространства судов.

65 стр., 32228 слов

Судебная власть в Российской Федерации

... основанные на ее положениях, указывают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, ... из государственной власти и власти. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (власть общественного мнения, власть средств массовой информации, «власть толпы»), судебная власть – одна ...

Основным информационным ресурсом, обеспечивающим информатизацию судебной деятельности является программа Государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие»), принятая Советом судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 в рамках реализации Концепции информатизации судов общей юрисдикции.

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

Основной целью создания программы ГАС «Правосудие» является обеспечение открытости судебной системы нашей страны, а также автоматизации работы судов общей юрисдикции.

Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются штатные подразделения и службы Верховного Суда РФ, в состав которых входят: районные (городские) суды (2476 объектов); гарнизонные окружные (флотские) военные суды (151 объект); суды субъектов Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.

Внедрение Государственной автоматизированной система «Правосудие» направлено на решение следующих задач:

  1. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи.
  2. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.
  3. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.
  4. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.
  5. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.
  6. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.
  7. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.
  8. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  9. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.
  10. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.
  11. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.
  12. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
  13. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие».
  14. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

Для дальнейшего развития системы информатизации судебной системы, в рамках реализации проекта «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» предусмотрены следующие направления деятельности:

9 стр., 4051 слов

«Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного ...

... и другими субъектами, заинтересованными в создании препятствий по реализации судебного акта. Важнейший признак объективной стороны преступного неисполнения решения суда - злостность, которая должна иметь место в действиях преступника. Отсутствие ...

  • организационное, методическое и информационное обеспечение функционирования ГАС «Правосудие»;
  • техническое обеспечение функционирования ГАС «Правосудие»;
  • обеспечение доступа граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • обеспечение доступа граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • интеграция информационных ресурсов.

Заключение

Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента является закономерным процессом развития современного общества.

Применение информационных технологий в судебной деятельности позволяет достигнуть принципиально нового уровня открытости и доступности правосудия, способствует реализации конституционных прав граждан на судебную защиту, безупречности и эффективности деятельности судов, а также созданию условий, препятствующих проявлению коррупции.

Совершенствование судопроизводства путем широкого внедрения в практику рассмотрения судебных дел информационных технологий способствует снижению нагрузки на судей и работников аппаратов судов, сокращению сроков рассмотрения дел, повышает качество рассмотрения дел.

Согласно информации, размещенной в средствах массовой информации Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в настоящее время средняя обеспеченность по России районных судов компьютерной техникой составляет 95 %, из них устаревших — старше пяти лет, подлежащих списанию или исчерпавших свой эксплуатационный ресурс — 32 %. Таким образом, фактическая оснащенность районных судов компьютерной техникой, отвечающей требованиями ГАС «Правосудие», составляет не более 63 %. Особое внимание следует обратить на техническое обеспечение малосоставных судов отдаленных регионов. Оснащение их предусмотрено в рамках реализации проекта «Поддержка судебной реформы».

3 стр., 1418 слов

Правовые и организационные методы защиты информации в информационных системах

... информации как основного объекта защиты. Опираясь на государственные правовые акты на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно-правовые документы, ориентированные на обеспечение информационной безопасности. К ним относятся: Политика Информационной безопасности; ...