Актуальность темы исследования: Тема данной исследовательской работы очень актуальна, поскольку безопасность растительного мира — одна из важнейших экологических проблем, которые в последние годы все больше беспокоят общественное мнение. Таким образом, по данным Генпрокуратуры, с введением в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации по статьям 256, 257, 258, в том числе по статье 260 «Незаконная вырубка деревьев и кустарников», рост преступности продолжается.
С принятием Уголовного кодекса РФ 1996 г. существенно изменились условия наступления уголовной ответственности, а также ее размер за незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вначале это происходило в направлении либерализации, то с 2003 г., наоборот, в сторону определенного ужесточения. Последнее связано, в первую очередь, со значительным увеличением выявленных фактов преступной деятельности рассматриваемого вида. Если в 1991 г. по стране было выявлено всего 580 случаев незаконных порубок, то в 2001 г. — уже 8114, в 2003 г. (в год ужесточения ответственности) — 12 052, а в 2005г. — 14641.Таким образом, количество незаконных рубок деревьев и кустарников за указанный период увеличилось в 21,5 раза. Они составляют более 46% в общем количестве экологических преступлений. Более того, это происходит в условиях чрезвычайно высокой задержки этого типа незаконной деятельности. Это можно объяснить рядом причин: социально-экономическими, организационно-управленческими, коррупцией, ростом организованной преступности и другими. По оценкам экспертов, он превышает 90%, что наносит непоправимый ущерб природным ресурсам страны, ее экономической и экологической безопасности.
Для уяснения содержания понятия «рубка древесно-кустарниковой растительности» следует обратиться к содержанию ст. 16 действующего Лесного кодекса, согласно которой рубками лесных насаждений являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Критерии законности (незаконности) рубки деревьев, кустарников и лиан содержатся также в законодательстве, регулирующем лесные отношения, в частности в Перечне видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 марта 2007 г. № 162.
Таким образом, рубка деревьев, кустарников и лиан лицом, не заключившим в установленном законом порядке договоры купли-продажи лесных насаждений или аренды лесного участка, а равно рубка, осуществляемая не в соответствии с определенным в договоре ассортиментом (не тех пород или не подлежащих рубке (запрещенных к рубке) деревьев, кустарников и лиан), сверх установленного в договоре количества, на не отведенном участке или за границами отведенного участка, до или после установленных в договорах сроков рубки, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда, не может считаться законной.
Организационно-правовые формы коммерческой деятельности
... Итак, мы перечислили и охарактеризовали основные признаки понятия «организационно-правовая форма». 2. Классификация организационно- правовых форм коммерческой деятельности коммерческими. Некоммерческой Правовое положение некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7 ...
Цель курсовой работы: Анализ действующего законодательства об уголовной защите лесов в России, а также привлечение к уголовной ответственности незаконных рубок деревьев и кустарников и отграничение от административной ответственности за аналогичные противоправные действия.
Базой для освещения данных вопросов являются нормативно-правовые акты различной юридической силы (УК РФ, Федеральные Законы, Указы Президента России, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления), материалы периодических изданий по проблемам, исследуемым в курсовой работе.
Глава 1. Назначение уголовной ответственности за незаконную порубку
деревьев и кустарников
1.1 Разграничение административной ответственности (ст.8.28 КоАП РФ), от уголовной ответственности за деяние, предусмотренное ст. 260 УК РФ
Конституцией Российской Федерации провозглашено право каждого на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ)[1].
Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[2].
Возложение ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных от обязанности устранить констатированное нарушение и возместить ущерб, причиненный такими субъектами.
Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников предусмотрена в административном и уголовном порядке, хотя диспозиции ст. 8.28 КоАП РФ[3] и ст. 260 УК РФ существенно различаются. Статья 260 УК устанавливает ответственность не за все виды нарушений правил лесопользования (см. ст. 8.24-8.28, 8.31, 8.32 КоАП РФ), а только за незаконную порубку, либо повреждение до степени роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, либо в особо защитных участках лесов всех групп, либо тех, которые не входят в лесной фонд или запрещены к порубке вообще. Аналогичный вывод вытекает и из содержания п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г[4].
Это деревья, кустарники, виноградные лозы, находящиеся в естественном состоянии, в том числе посаженные человеком для восполнения лесных и нелесных растительных ресурсов или для выполнения защитных функций.
На практике, однако, предпочитают вместо уголовной ответственности привлекать нарушителей к ответственности административной; к тому же большая часть обнаруженных правонарушений вовсе остаются нераскрытыми, а сами правонарушители остаются вне сферы какого-либо государственного реагирования. Так, например, Агентством лесного хозяйства по Вологодской области в 2002 г., было зарегистрировано 777 фактов незаконных порубок, ущерб от которых составил 9163,3 тыс. руб. Однако 448 фактов из их числа остались нераскрытыми. Уголовные дела возбуждались лишь в 9 случаях. Административных штрафов на правонарушителей наложено на сумму только в 1,5 тыс. руб. В 2006 г. выявлено 274 факта незаконных порубок на сумму 70 996,2 тыс. руб., нераскрытыми остались 204 факта. Возбуждено 34 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечен 41 человек. Административных штрафов наложено на сумму 28 тыс. руб. Аналогичная ситуация складывается в Архангельской, Псковской, Мурманской, Костромской, Ярославской областях и в Республике Карелия[5].
Понятие юридической ответственности в области охраны окружающей среды
... от вида юридической ответственности. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, так и с ...
В настоящее время ст. 260 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, но на практике это наказание применяется очень редко. Наказание в виде штрафа (особенно в крупном размере) применяется также редко, так как реально взыскать его с указанных лиц не представляется возможными. Суды чаще применяют наказание в виде исправительных работ, но рабочих мест для трудоустройства таких лиц в сельской местности явно недостаточно, хотя их количество может быть расширено за счет введения работ по обустройству лесов, лесопосадок, их культивированию. Однако на самом деле никаких мер в этом направлении не предпринимается. Ситуацию усугубляет предстоящая реформа государственных структур в области охраны природы. Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий» часть функций, ранее выполнявшихся Агентством лесного хозяйства РФ, передана Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)[6].
Одно из них — подготовка постановлений о привлечении к административной ответственности лиц, ответственных за вырубку деревьев и кустарников. Следует учитывать, что эта функция не является основной в данном сервисе. На территории Вологодской области расположены 194 лесничества, в которых ранее практически каждый сотрудник мог составлять такой материал, а в Росприроднадзоре по Вологодской области по этому направлению работают всего 4 сотрудника, при этом составление постановлений об административной ответственности в их работе также не является главной функцией. Такой подход к делу, естественно, не может обеспечить его эффективность. Защиту леса и борьбу с браконьерством следует доверить ведомству.
В этой связи особое значение приобретает единство подходов к определению размеров ущерба от незаконных рубок деревьев и кустарников. Этот размер определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 г. № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и входящим в лесной фонд лесам лесного законодательства Российской Федерации», исходя не из реального ущерба, а его кратности (как устрашающей меры реагирования государства на подобные правонарушения).
Однако практика неоднозначно восприняла данное указание. В обследованных нами регионах в некоторых случаях полиция и судебные органы определяют этот ущерб по множественности. В других случаях во внимание принимается только реальный ущерб. Так, нами было обнаружено достаточное количество уголовных дел о порубках, совершенных в лесах одной и той же категории, в одинаковом объеме (в пределах 14 куб. метров).
Незаконная купля-продажа земли
... древесину. Вряд ли данных лиц можно привлечь к ответственности по ст.260 УК РФ за незаконную порубку деревьев и кустарников или по ст.8.28 КоАП за незаконную порубку, повреждение или выкапывание деревьев, кустарников ... они озабочены всевозможными махинациями чиновников с землей и сосредоточением крупных земельных наделов ... обороте. Следовательно, эти земли могут быть предметом любой сделки, в том числе ...
Одинаковыми были и породы срубленных деревьев (сосна).
Но по Архангельской области по одному из таких дел в приговоре сумма ущерба была определена в размере 7320 руб., а в приговоре по аналогичному делу в Вологодской области — 53 615 руб.[7] Такая практика не способствует эффективности уголовно-правовой борьбы с незаконными порубками.
Как правило, суды определяют размер ущерба, причиненного незаконными рубками, и размер соответствующих штрафов виновных не полностью, а частично. Поэтому очевидна необходимость изменения нормы о кратности ущерба. Как нам представляется, если она не может быть отменена полностью, то должен быть, хотя бы существенно уменьшен ее размер в отношении физических лиц. Что касается различных типов организаций, органов, ассоциаций по отношению к ним, это правило должно быть сохранено и, в принципе, размер налагаемых ими штрафов может быть увеличен.
Исследование показало, что почти все незаконные порубки деревьев и кустарников осуществляются в целях продажи древесины, извлечения прибыли, добывания средств к существованию (так считает 98% опрошенных сотрудников дознавателей и следователей МВД (опрошено 196 человек) и 100% сотрудников лесничеств (опрошено 80 человек)[8].
Это ставит на повестку дня вопрос об ответственности покупателей древесины, заготовленной браконьерами. Практика свидетельствует, что услугами браконьеров в основном пользуются достаточно крупные заготовители и поставщики леса, не желающие тратить свои средства на законную заготовку древесины, а зачастую и не имеющие разрешений на ее заготовку в лесах определенной категории и на заготовку отдельных пород деревьев. Для таких организаций «деловое» общение с браконьерами чрезвычайно выгодно и выгодно.
Когда браконьера разоблачают и привлекают к ответственности, суд, как правило, на этом заканчивается, поскольку правоохранительные органы и суды считают свою задачу выполненной. Судьба незаконно заготовленной древесины, изъятой у браконьеров, законодательно не определена. Если дело рассматривается в административном порядке, то согласно ст. 3.7 КоАП РФ по решению судьи она может быть конфискована как предмет административного правонарушения. Однако согласно ч. 1 и ч. 3 этой же статьи заготовленная браконьерским способом древесина должна быть возвращена законному собственнику (хозяину лесного массива, где совершена незаконная порубка), что уже не является конфискацией, рассматриваемой в административно-правовом аспекте.
Таким образом, налицо определенная коллизия норм данной статьи КоАП РФ, которая ставит вопрос: когда заготовленную древесину нужно конфисковать, а когда просто передавать законному собственнику? Выход из этой ситуации может быть в реализации следующей схемы действий. В случаях обнаружения незаконно срубленных и оставленных на делянке деревьев и кустарников и не установлении личности браконьера срубленная древесина работниками лесничества должна быть подвергнута клеймению (секвестрированию) и передана собственнику леса, в котором была произведена незаконная порубка. Если браконьер будет выявлен и привлечен к административной или уголовной ответственности, должен вступить в силу закон о конфискации незаконно вырубленных деревьев. Это дает законное основание истребовать заготовленную древесину (или ее стоимость) у третьих лиц, которые приобрели ее.
Уголовная ответственность за экологические преступления
... экологическими преступлениями; дать определение понятия уголовной ответственности за экологические преступления; определить принципы уголовной ответственности за экологические преступления; дать характеристику преступлениям против окружающей среды; 1. 1 Зарождение и развитие уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями Законодательное закрепление ответственности за экологические ... деревья ...
Когда факт незаконной порубки приобретает уголовно-правовую окраску, то в действие вступают ч. 1 и 4 ст. 81 УПК РФ[9], в которых речь идет о конфискации орудий преступления и обращении в доход государства денег и иных ценностей, нажитых преступным путем. Согласно этой статье орудия преступления (бензопилы, трактора, машины и др.) конфискуются, а деньги и иные ценности, нажитые в результате совершения незаконных порубок деревьев и их реализации, подлежат обращению в доход государства. С нашей точки зрения, было бы намного справедливее, если бы эти средства и ценности были конвертированы в доход владельца леса, в котором велась незаконная вырубка, а не только в пользу государства.
В статье 169 УК РСФСР 1960 г. предусматривалась конфискация незаконно добытой древесины[10].
В данном случае конфискация не служила дополнительным наказанием, так как браконьер не имел законного права собственности на заготовленную древесину. По всей вероятности, было бы целесообразно дополнить ст. 260 УК РФ примечанием о том, что во всех случаях незаконной порубки деревьев и кустарников незаконно заготовленная продукция подлежит конфискации. Это соответствовало бы ст. 104.1 — 104.3 УК РФ (в редакции Закона от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ).
В этом случае незаконно добытая древесина могла быть немедленно изъята лесниками, обнаружившими факт браконьерства, и передана государственным органам или лесовладельцу.
На наш взгляд, акцент противодействия незаконной порубки деревьев и кустарников должен быть несколько смещен: в обязательном порядке необходимо устанавливать не только самих браконьеров, но и скупщиков древесины и привлекать их к ответственности (в данном случае по ст. 175 УК РФ за приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем).
В случае, если скупщиком выступает организация любой формы собственности, к такой ответственности должны привлекаться ее руководители, иные должностные лица, давшие указание (согласие) на приобретение такой продукции, или конкретные лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. В подобных случаях может встать вопрос и о применении ст. 201 или 285 УК РФ. По крайней мере, было бы уместно отразить эти вопросы в специальном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, что способствовало бы единообразному применению закона и имело бы значительный превентивный эффект.
На практике возникают вопросы, связанные с квалификацией действий лиц, виновных не только в факте самовольной вырубки деревьев и кустарников, но и в той или иной форме их осуществления. Наблюдаются различные подходы к их решению. В одних случаях квалификация деяний идет лишь по ст. 260 УК РФ, а в других случаях эти действия дополнительно квалифицируются еще и по ст. 174.1 УК как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления. В третьих случаях действия виновных рассматриваются как незаконная порубка и кража (ст. 158 УК).
Экономические преступления: незаконная рубка насаждений
... деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей. ... лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных ...
Такой разнобой в квалификации указанных деяний обусловлен самой конструкцией диспозиции ст. 260 УК, где речь идет лишь о факте незаконной порубки деревьев, кустарников и лиан, а равно их повреждении до прекращения роста и о размерах причиненного ущерба. Положение данной статьи не определяет причины и цели этих действий. Это могут быть корыстные интересы, месть, хулиганство и другие, хотя, как отмечалось выше, основными стимулами являются корысть, цель получения дохода.
Бывают случаи, когда следственные органы при незаконной порубке деревьев с последующим их вывозом дополнительно квалифицировали эти действия виновных еще и по статья 158 УК РФ (кража).
Подобная практика является неверной. О краже можно было бы вести речь в том случае, когда срубленные деревья были подвергнуты работниками лесничества клеймению (секвестрированию), т. е. срубленные деревья были оприходованы лесничеством как товарная продукция. Если после этого браконьер самовольно их вывез и реализовал, то его действия образуют состав кражи, т. е. налицо присутствует реальная совокупность преступлений. Но если браконьер сам реализовал срубленные им деревья, а работники лесничества не произвели клеймления древесины (вывез, подал, обменял), то идеальной совокупности составов преступлений в виде незаконной порубки деревьев и их кражи не будет.
В борьбе с незаконной вырубкой деревьев и кустарников на практике, как уже отмечалось, часто прибегают к привлечению браконьеров к административной, а не к уголовной ответственности. В принципе, такой подход можно было бы приветствовать, если бы положения статей о незаконных рубках деревьев и кустарников в УК РФ и Кодексе об административных правонарушениях совпадали, за исключением, конечно, размера причиненного ими ущерба противоправные действия. В уголовном законодательстве России в настоящее время отсутствуют составы с административной преюдицией, когда повторное или очередное привлечение к административной ответственности за определенное правонарушение составляло бы состав уголовного преступления[11].
Но это обстоятельство не означает, что схожие нормы УК РФ и Кодекса об административных правонарушениях не должны быть связаны между собой и могут иметь разные положения, совпадения между ними мало или не совпадают. Как уже отмечалось выше, так произошло со ст. 260 УК и ст. 8.28 КоАП РФ. Во-первых, не совпадают даже названия этих статей: в Уголовном кодексе это «Неправомерная вырубка деревьев и кустарников», а в КоАП — «Ослепление, повреждение или жестокая обработка деревьев, кустарников или лиан». Сами диспозиции этих статей разнятся еще больше.
Состав административного правонарушения составляют следующие действия: незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение или повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев в лесных питомниках, на плантациях, либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках и плантациях. При наступлении административной ответственности размер причиненного ущерба не засчитывается. Достаточно наличия самого факта правонарушения. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, составляют деяния в виде незаконных порубок, а равно повреждений до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере. Как видно, разница между объективными аспектами административного правонарушения и уголовного правонарушения очень значительна.
Правовое регулирование использования, охраны, защиты лесного ...
... курсовой работе. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения по регулированию использования и охраны леса. Цель настоящей работы - комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Для ...
Целый ряд указанных в административном законодательстве незаконных действий, связанных с порубкой в крупном или особо крупном размерах либо причинивших значительный ущерб, не могут подпадать под действие ст. 260 УК РФ, хотя логика закона свидетельствуют об обратном. Если бы диспозиции ст. 260 УК и 8.28 КоАП РФ совпадали в своих основных чертах и разнились бы лишь величиной причиненного ущерба, то позиция законодателя была бы более четко выражена, что обеспечило бы единство политики по противодействию нарушениям лесного и экологического законодательства.
По данным средств массовой информации (СМИ), готовится закон об усилении уголовной и административной ответственности за незаконную порубку деревьев и кустарников. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству готовит к первому чтению внесенный Правительством законопроект «О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Проект направлен на усиление ответственности за незаконную вырубку деревьев и кустарников. «Незаконные рубки леса помимо причинения существенного материального ущерба экономике создают предпосылки для возникновения угрозы экологической безопасности в масштабах государства, — отмечено в пояснительной записке к законопроекту. — Существующие меры государственного принуждения, как показывает практика, несоизмеримы с размером и характером причиняемого вреда». Поправки в УК предусматривают увеличение максимального размера штрафа с нынешних 40 тысяч до 200 тысяч рублей. Штраф также может быть взыскан в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет (по действующему закону — до трех месяцев).
Предлагается увеличить максимальную продолжительность исправительных работ с одного года до двух лет и максимальную продолжительность лишения свободы с трех месяцев до одного года. Кроме того, проектом предусмотрены обязательные работы на срок от ста до ста восьмидесяти часов. За одно и то же преступление, совершенное в особо крупном размере, как группой лиц, так и лицом, использующим свое служебное положение, штраф, согласно законопроекту, составит от ста до пятисот тысяч рублей. Штраф также может быть взыскан в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. В этом случае предусмотрены также обязательные работы сроком от 180 до 240 часов или исправительные работы на срок от одного года до двух лет или лишение свободы на 1-3 года или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. За вырубку лесов в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, а также организованной группой предусмотрен штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей (в действующей редакции — от 100 до 500 тысяч рублей) или в размере зарплаты осужденного за период от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до шести лет. При этом правительство предлагает снизить нижнюю границу значительного размера ущерба, являющуюся обязательным признаком наступления уголовной ответственности, с 10 до 5 тысяч рублей. В соответствии с поправками в Кодекс об административных правонарушениях, штраф за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев составит: с граждан — 1,5-2 тысячи рублей (вместо нынешних 1-1,5 тысяч рублей); с должностных лиц — 2,5-4 тысячи рублей (вместо 2-3 тысяч); с юридических лиц — 25 — 40 тысяч рублей (вместо 20-30 тысяч).
Экологические преступления
... Дубовика, статьи из журнала «Государство и право». 1. Понятие, признаки и элементы экологических преступлений. Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное ...
В случае, если вырубка осуществлялась с применением техники, штраф, налагаемый на граждан, составит 2-2,5 тысяч рублей (вместо нынешних 1,5-2,5 тысяч), на должностных лиц — 4-5 тысяч рублей (вместо 3-4 тысяч), на юридических лиц — 40-50 тысяч рублей (вместо 30-40 тысяч рублей).
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД, 44 процента всех экологических преступлений связаны с незаконными рубками. Для восполнения утраченных лесных массивов необходимо от 40 до 120 лет. Кроме того, восстановление лесов требует больших материальных затрат.
1.2 Причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности
В соответствии с лесным, земельным, уголовным и административным законодательством все леса подлежат охране и защите от незаконных рубок. Эти меры реализуются Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственной лесной охраной и другими органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За различные нарушения требований и норм законодательства в сфере незаконных порубок деревьев и кустарников физические и юридические лицо, независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность на землях, входящих и не входящих в лесной фонд, несут уголовную, административную и иные виды ответственности. В данной статье будет рассмотрена только уголовная ответственность, также будут затронуты вопросы разграничения с административной ответственностью и будут рассмотрены проблемы, возникающие при назначении наказания за экологическое преступление.
Причина — это «явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления»[12].
Для экологических преступлений это основание для совершения определенных противоправных действий в области окружающей среды.
Причины экологических преступлений также существуют в общественном сознании и чаще всего отражают негативные явления окружающего мира. «Резкое обострение экологических проблем во всем мире, и в том числе в нашей стране, меняет отношение общества к охране природы как условию своего существования». Мы считаем, что необходимо решать существующие задачи, когда они еще находятся в стадии разработки. Человеческое сознание таково, что рудименты ущерба, нанесенного природе различными механизмами, давлением, незаконным воздействием и разрушением, должны выясняться и устраняться по мере их появления. Но, как правило, надежда в большинстве случаев возлагается на технологии будущего, которые еще не созданы. Как ни странно, именно экологическая проблема, связанная с незаконной вырубкой деревьев и кустарников, влечет за собой наступление многих негативных последствий, влияющих на экологические, социальные и экономические аспекты жизни общества и государства. Например, это недостаток кислорода, следствие — загрязнение воздуха, болезни людей, животных, растений.
Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору
... работы является исследование преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, раскрытие общих начал назначения наказания, рассмотреть объективные признаки состава преступления. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору Лицо может выступать в роли организатора группы лиц, ...
Общество постоянно взаимодействует с окружающей природной средой, поэтому можно выделить следующие причины, вследствие которых совершаются человеком преступления экологического характера: незнание закона или чаще пренебрежение его нормами; безразличное отношение к природным ресурсам; ошибочное убеждение в том, что лесные ресурсы быстро восстанавливаются; не уважение труда прошлых поколений, органов охраны природных хозяйств; безразличное отношение к будущему поколению; мнение о неисчерпаемости природных ресурсов; грубое нарушение человеком правил охраны окружающей среды и др.
Причины экологического преступления могут носить разный характер. В большинстве случаев это проблемы, связанные с социально-экономическим беспорядком в обществе.
Помимо перечисленных, например, в Вологодской области выделяют такую специфическую причину совершения преступления, как появление новой системы лицензирования[13].
В этом регионе «только областная администрация имеет право выдавать лицензии на вырубку леса. По словам руководителей района, жители не пытаются получить лицензии на забой. Особенно это касается небольших партий леса (менее 500 кубометров).
По словам жителей, нелегально вырубить лес легче, чем ехать в Вологду за лицензией».
Помимо вышеперечисленных общих причин совершения экологического преступления, существуют конкретные — для конкретного деяния. Для незаконной порубки деревьев и кустарников это: хозяйственная причина (порубка леса для строительства дома, дачи или бани); экономические причины (порубка леса вследствие недостаточности денежных средств на содержание семьи, отсутствия какого-либо другого способа их получения; безработица, характерная в основном для сельских местностей); причина имущественного характера (в целях завладения участком земли); правовые причины (восприятие лесных ресурсов как нечто общее, на что каждый имеет свое право; правовой нигилизм); социальные причины (преемственность традиций — пользование человеком лесными ресурсами, находящимися в непосредственной близости, не думая о последствиях нерационального использования природы, воспринимая это как должное; из-за отсутствия социальных гарантий со стороны государство; дифференциация населения на разные социальные группы); причины личного характера (порубка для нанесения определенного ущерба в целях простого вредительства; корысть или зависть; конкуренция; должностное положение) и другие.
Кроме причин совершения незаконной порубки деревьев и кустарников существуют еще и условия, способствующие преступлению: доступность лесных ресурсов, близость нахождения леса к дорогам федерального значения (например, в Архангельской области), постоянный рост спроса на вырубленный лес, трудности при осуществлении контроля над незаконными порубками древесно-кустарниковой растительностью, что также помогает процветанию браконьерства; низкая материально-техническая оснащенность лесной охраны; доходность коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией древесно-кустарниковой растительности; довольно низкий уровень привлечения к ответственности виновных лиц в силу латентного характера данного вида преступного деяния. В последние годы это еще и открытие нелегальных («теневых») площадок экспорта леса (например, в Приморском крае лес «грузится в вагоны и перегоняется на официальные площадки хранения леса, о затем сырье практически без досмотра отправляется на экспорт, причем в круглосуточном режиме; ночью на тупичок подходят две-три машины с лесом, загружают вагон, который быстро уходит в Китай».
Можно выделить несколько способов борьбы с незаконной порубкой деревьев и кустарников, а также вывозом данной продукции за пределы регионов и страны в целом: создать в регионах новый орган — экологическую (лесную) милицию; ужесточить проверку перевозки древесины через посты органов внутренних дел и таможенные посты; проводить комплексные областные рейды с привлечением авиации по выявлению и пресечению фактов незаконной лесозаготовки древесины; координацию действий по борьбе с незаконным оборотом древесины в период оперативно-профилактической операции, проводимой органами внутренних дел, осуществлять органам прокуратуры; проводить постоянный учет лесного фонда и лесов, не входящих в него; устранить пробелы в законодательстве, касающиеся лесных нарушений.
Причины экологических преступлений — это явления определенного типа, которые по причинно-следственной связи превращаются в проблемы гораздо более широкого масштаба, чем кажется на первый взгляд.
В течение 2005 г. началось активное обсуждение абсолютно нового способа контролирования мест незаконных порубок леса[14].
Данным проектом является космическая съемка объекта лесного фонда. Данная система необходима по нескольким важным причинам: значительный ежегодный ущерб от незаконных порубок деревьев и кустарников; грубое нарушение экосистемы, в частности лесного фонда; возникновение массовых пожаров в местах незаконных рубок — то есть причинение еще большего вреда лесным ресурсам.
В середине 80-х гг. была разработана система масштабной аэрофотосъемки. В дальнейшем при спаде лесопромышленного производства данная работа была сведена к минимуму, но в 2004 г. возобновлена. Уже известно, что в 2005 г. в стране функционировали пять центров дистанционного контроля в таких городах, кок Москва, Санкт- Петербург, Нижний Новгород, Красноярск, Владивосток. Также в прошлом году «площадь контроля увеличилась с пяти миллионов гектаров до сорока… в 80-х годах был очень высок затратный механизм, съемки осуществлялись на больших территориях». Теперь «дешифрование космических снимков… позволяет… минимизировать те затраты, которые связаны с полетами… космический снимок дает пространственное расположение всех сплошных рубок»[15].
В течение 2005 г. проводилось обучение специалистов, переподготовка кадров в лесоустроительных предприятиях для решения проблем незаконных рубок и работе с новыми технологическими механизмами, но, к сожалению, предполагаем, что только, но федеральном уровне. Процесс освоения новых технологий, особенно в космической среде, достаточно сложен, поэтому в ближайшие три-пять лет он затронет всю территорию Российской Федерации.
Несмотря на положительное мнение о космической аэрофотосъемке, мы считаем, что есть некоторые недостатки, которые в принципе могут и будут устранены в будущем с помощью разработки дополнительного оборудования. Недостатками, по нашему мнению, являются следующие положения: невозможность быстрого реагирования и передачи фотосъемки для отдаленных сельских местностей, в которых помимо органов лесной охраны даже милиция не в полной мере оснащена необходимой техникой, такой, как факс или компьютер; невозможность контроля со спутника над всей территорией страны (по крайней мере, в настоящее время}; недостаток или вообще отсутствие специалистов соответствующего профиля для работы с определенной техникой в сельской местности, так как, как правило, лесные угодья расположены далеко за чертой какого-либо города.
И в теории, и на практике постоянно возникают вопросы, связанные с проблемами привлечения к ответственности за преступление — незаконную вырубку деревьев и кустарников. Изучив имеющуюся судебную практику и теоретическую базу, все проблемы, которые связаны с незаконной порубкой древесно-кустарниковой растительности, можно условно подразделить на следующие группы: уголовно-правовые проблемы, касающиеся признаков состава преступления; проблемы, связанные с привлечением к ответственности виновных лиц за совершенные деяния; уголовные проблемы, которые возникают при освобождении от наказания преступников, причинивших ущерб за незаконную вырубку леса.
Исходя из судебной практики по делам о незаконной порубке деревьев и кустарников, можно обозначить несколько причин первой группы проблем, связанных с составом данного преступления: из-за низкого качества работы следственных органов большинство уголовных дел прекращается без достаточных на то оснований; между совершенным деянием и причиненным ущербом необходимо установление причинно-следственной связи, которая, в свою очередь, выражена последствием (в данном случае это повреждение или уничтожение древесной растительности, входящей или не входящей в лесной фонд); считаем, что к незаконной вырубке леса факультативно имеет отношение такое деяние, как браконьерство, которое, считаем, в основном может быть «связано с предварительной подготовкой и использованием изготовленных и приспособленных орудий рубки, транспортных средств» и др. Полагаем, что этот факт свидетельствует о предумышленном характере преступления.
Что касается второй группы проблем, связанных с привлечением к ответственности виновных лиц за незаконную вырубку леса, то, к сожалению, в нашей стране занижены до минимума пределы и размеры ответственности. Максимальным размером наказания по статье незаконной порубки деревьев и кустарников является лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Для сравнения: в санкциях статей некоторых уголовных кодексов зарубежных стран, таких, как Грузия, Белоруссия и Латвия, максимальный размер наказания составляет соответственно до четырех, пяти и десяти лет лишения свободы.
Согласно статистическим донным, приведенным в Государственных докладах о состоянии окружающей среды Российской Федерации», с 1986 по 1989 г. наблюдалось снижение числа лиц, выявленных за совершение нарушения в сфере незаконной порубки деревьев и кустарников. Далее до 1992 г. происходит постепенный рост числа преступлений. С 1995 г. наблюдается резкий скачок (почти в три раза: с 660 до 1750) и постоянный рост числа экологических правонарушений, связанных с незаконной порубкой древесно-кустарниковой растительности. На 2003 г. число лиц составляет 4360 человек, что лишний раз доказывает нерациональность работы органов различных уровней, в чьи непосредственные обязанности входит охрана лесов от незаконных порубок, и бездействие норм законодательной базы.
«В среднем ежегодно осуждается около 52% лиц от числа привлекаемых к уголовной ответственности. Если судить по экспертным оценкам, то, например, за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекается примерно один из 400 нарушителей, к административной — один из 40». Наблюдается несоответствие между количеством совершаемых преступлений и количеством лиц, как привлекаемых к уголовной ответственности, так и осужденных.
Огромное значение в предупреждении совершения подобных преступлений имеет вопрос о реальном отбытии назначенного наказания. Как правило, отрицательным фактором — третьей уголовно-правовой проблемой — являются вопросы освобождения большинства осужденных либо по акту амнистии, либо по добровольности в уплате штрафа, либо либеральности судей. В соответствии с п. 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1 941—1945 годов» подлежат прекращению уголовные дела в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы. Нам представляется возможным обратить внимание законодателя на то обстоятельство, что освобождение от показания по акту амнистии лишь в еще большей степени увеличит рецидивную преступность в стране, связанную с незаконной вырубкой лесных угодий.[16]
Глава 2. Уголовно- правовая характеристика незаконной порубки деревьев и кустарников
2. 1. Объективные признаки, предусмотренные ст. 260 УК РФ
При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ, следует учитывать, что нормы, устанавливающие уголовную ответственность за лесонарушения, являются бланкетными и для установления объективных признаков состава преступления необходимо обращаться к законодательству, регулирующему лесные отношения, которое сегодня находится в стадии реформирования. Законодательную основу регулирования лесных отношений составляет Лесной кодекс Российской Федерации, принятый 4 декабря 2006 г. и введенный в действие 1 января 2007 г. До 1 января 2009 г. продолжают действовать некоторые положения Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), а именно ст. 42 — в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ[17].
В связи с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ изложена в новой редакции и ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений». Предмет данного преступления законодателем определен как «лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы». Действующий Лесной кодекс термином «лесные насаждения» называет деревья, кустарники, лианы в лесах (ст. 16 ЛК РФ), т. е. любую древесно-кустарниковую растительность, произрастающую в лесу. При этом следует учитывать, что законодатель не ввел традиционного определения понятия лес», а в ст. 5 ЛК РФ лишь указал на понимание леса как экологической системы или как природного ресурса, что нельзя, по нашему мнению, признать удачным законодательным решением. В силу ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса леса могут располагаться и на землях лесного фонда, и на землях иных категорий.
Таким образом, предметом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, следует считать деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, а также в лесах, не входящих в лесной фонд: на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий, а равно деревья, кустарники и лианы, которые не отнесены к лесным насаждениям и произрастают вне леса. При этом необходимо учитывать, что не являются предметом данного преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т. п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
С объективной стороны ст. 260 УК устанавливает ответственность не за все виды нарушений правил лесопользования, а только за незаконную порубку, либо повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, либо в особо защитных участках лесов всех групп, либо тех, которые не входят в лесной фонд или запрещены к порубке вообще. При этом имеются в виду деревья, кустарники, лианы, находящиеся в естественном природном состоянии. Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества
Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции.
Порубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная порубка леса.
Незаконной порубкой признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня (срубание, спиливание, корчевание и т.п.) без разрешения. Право на порубку дает лесорубочный билет, ордер, лесной билет. К разрешительным документам также относится лицензия (ст. 34, 81 Лесного кодекса РФ), удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду).
Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере. В ст. 260 УК речь идет о размере порубки либо повреждения растительности, а не о размере вреда, причиненного преступлением природной среде, животному миру и лесному хозяйству, так как учитывается лишь первичный, прямой, действительный ущерб. Значительным размером признается исчисленный в установленном порядке ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления, крупным размером — в двести раз, особо крупным — в пятьсот раз. При расчете ущерба следует руководствоваться таксами, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые действуют на момент совершения преступления.
Разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, изложенное в п.15 постановления от 5 ноября 1998 г., что при расчете ущерба, причиненного незаконной порубкой леса, следует руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства, не соответствует новой редакции ст. 260 УК РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 утверждены «Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации»[18].
(Приложение1)
2. 2. Субъективные характеристики уголовно- правового деяния
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
Субъект преступления — лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260 УК), и любое другое лицо. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. Под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления леечным хозяйством, органы охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности либо их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом либо производящие какие- либо работы.
Должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, по распоряжению которых производится незаконная порубка сверх количества, указанного в билете(ордере), при лесозаготовках, а так же при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередач, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 ст. 260 УК РФ, квалификации по совокупности ст.201 и ст. 285 не требуется. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.[19]
2. 3 . Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
Часть 1 ст. 260 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей. Если же преступными действиями виновного лесному хозяйству причинен ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, такие действия подлежат квалификации по п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ как совершенные в крупном размере. Если такой ущерб превышает двести пятьдесят тысяч рублей, действия виновного образуют состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 260 УК РФ, т. е. квалифицируются как совершенные в особо крупном размере.
Еще один вопрос — квалификации преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ. Юридическая конструкция частей 2 и 3 данной нормы закона позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших незаконную рубку лесных насаждений с использованием своего служебного положения либо в составе группы лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, даже если незаконная рубка была совершена в размере, не составляющем значительного. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, а совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
В научной и практикующей среде существует и иная точка зрения. К примеру, Д. Чураков полагает, что для квалификации преступления по ч. 3 ст. 260 УК РФ кроме наличия таких признаков, как особо крупный размер порубки или ее совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, требуется обязательное наличие хотя бы одного из признаков преступления, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ (значительный или крупный размер ущерба).
Из данного утверждения следует вывод о том, что, если незаконная рубка лесных насаждений совершена, к примеру, группой лиц по предварительному сговору, однако причиненный незаконной рубкой ущерб не является значительным, данное деяние вообще не образует состава преступления.
Мнение о том, что действия, выразившиеся в незаконной рубке лесных насаждений, ущерб от которых не образует значительного размера, не могут рассматриваться как уголовно наказуемое деяние, само по себе не лишено логики и позиционируется, прежде всего, на оценке характера общественной опасности незаконной рубки лесных насаждений либо не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан, который зависит от объема и вида срубленной древесины, т. е. в конечном счете, от размера причиненного ущерба.
В противовес этому уголовное законодательство, к примеру, за незаконную порубку одного дерева (независимо от его вида и размера) двумя лицами, действующими по предварительному сговору между собой (что охватывается диспозицией ч. 3 ст. 260 УК РФ), устанавливает более жест кие меры ответственности, чем за незаконную рубку одним лицом лесных насаждений в значительном размере (ответственность за такие действия установлена ч.ч. 1 ст. 260 УК РФ).
Нужно отметить, что в настоящее время судебная практика исходит из буквального толкования закона, позволяющего применять меры уголовной ответственности, установленные ч. 2 и 3 ст. 260 УК РФ, в отношении лиц, совершивших групповые преступления либо действовавших с использованием своего служебного положения, независимо от размера причиненного ущерба. Пленум Верховного Суда РФ дает не обходимые разъяснения по этому вопросу.
Вызывает интерес и проблема квалификации преступного деяния, содержащего одновременно несколько квалифицирующих признаков, установленных различными частями ст. 260 УК РФ (например, незаконная лесных насаждении, совершенная группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере; незаконная рубка лесных насаждений, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, в значительном размере, и т. п.).
Вопрос обусловлен не совсем удачной конструкцией ст. 260 УК РФ, на что мы уже обращали внимание. По смыслу закона ч.ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ устанавливают уголовную ответственность за самостоятельные (не пересекающиеся друг с другом) деяния. Так, незаконная рубка лесных насаждений подлежит квалификации по ч. 1 ст. 260 УК РФ, если она совершена в значительном размере. По ч. 2 ст. 260 УК РФ будет квалифицирована рубка лесных насаждений, совершенная в крупном размере либо лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц — независимо от размера. Часть 3 ст. 260 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за любое из деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ, если такие деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой.
Таким образом, ч. 3 ст. 260 УК РФ также устанавливает меры уголовной ответственности за самостоятельное деяние — незаконную рубку лесных насаждений группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой — независимо от размера причиненного ущерба.
В связи с этим возникает соблазн квалифицировать деяния, содержащие одновременно несколько квалифицирующих признаков, предусмотренных различными частями ст. 260 УК РФ, по части, устанавливающей более строгое наказание, без указания квалифицирующих признаков, присущих иным частям ст. 260 УК РФ (например, преступное деяние, представляющее собой незаконную рубку лесных насаждений, совершенную группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, в соответствии с изложенной выше позицией должно быть квалифицировано
по ч. 3 ст. 260 УК РФ как незаконная рубка лесных насаждений, совершенная группой лиц по предварительному сговору).
На взгляд многих юристов, такой подход является не совсем правильным и деяния, о которых шла речь выше, должны быть квалифицированы по той части ст. 260 УК РФ, которая устанавливает более строгое наказание, но с указанием всех установленных квалифицирующих признаков (к примеру, незаконная рубка лесных насаждений, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, в значительном размере, должна быть квалифицирована по п.»в»ч.2 ст. 260 УК РФ как незаконная рубка лесных насаждений, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, в значительном размере).
Необходимость вменения всех квалифицирующих признаков обусловлена сложностью доказывания некоторых из них (наибольшие трудности на практике вызывает доказывание совершения преступления организован, ной группой и лицом, использующим свое служебное положение).
Таким образом, если квалифицирующий признак, предусмотренный частью ст. 260 УК РФ, предусматривающей более строгое наказание (в рассмотренном нами случае — незаконная рубка с использованием служебного положения), не нашел своего подтверждения в суде, а квалифицирующий признак, предусмотренный частью ст. 260 УК РФ, устанавливающий менее строгое наказание (незаконная рубка в значительном размере), не был вменен органами предварительного следствия, то виновное лицо, по существу, избегает ответственности за содеянное.
Заключение
Преступление посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности. Отношения по поводу использования и охраны лесов лесного фонда регулируются ФЗ «Об охране окружающей природной среды».
Лесным кодексом РФ правовыми актами Правительства РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также земельным законодательством РФ.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируются помимо названных актов также гражданским и водным законодательством.
Юридическая ответственность наряду с экологическим контролем и другими средствами воздействия на правонарушителей природоохранногозаконодательства является одним из действенных рычагов защиты прав изаконных интересов граждан, общества и государства в сфере обеспеченияэкологической безопасности и охраны окружающей среды в целом. «Для уяснения и общей характеристики юридической ответственности в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды исходным является понятие экологического правонарушения, под которым разумеется виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде, экологической безопасности и здоровью человека.
Уголовная ответственность наступает за совершение экологическихпреступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасностьи предусмотрены уголовным законодательством. При этом уголовнаяответственность при наличии всех элементов состава экологическогопреступления может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.
Следует отметить, что в Уголовном кодексе расширяются идифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности заэкологические преступления, в том числе преступления, связанные с опаснымидля общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объектыэкологической системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительныймир, безопасность человека.
Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность запреступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно.
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/nezakonnaya-rubka-lesnyih-nasajdeniy/
1 Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2004. –48 с.-
(Российское федеральное законодательство).
1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» от 22 июня 2007 г. N 394
2. Постановление Правительства РФ «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» от 8 мая 2007 г. N 273
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. №14. // РГ. 1998г. 24 ноября.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 2005. 206с.
5. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. –М.: Юристъ, 2006.-475с.
6. Указ Президента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”,
7. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»,от 5 ноября 1998 г. № 14 (в ред. от 6 февраля 2007 г. № 7)
8. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) «Парламентская газета», N 209, 14.12.2006
9. «Кодекс об Административных Правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001),(ред. от 22.06.2007) «Российская газета», N 256, 31.12.2001
10. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для ВУЗов/Отв.ред. проф. Л.Л.Кругликов. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Волтерс Клувер,2004.-880с.
11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ(ред. от 26.06.2007)»Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) «Парламентская газета», N 9, 12.01.2002
12. Гордиенков А.Д. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. – 2006. — №1. — С. 33-36.
13. Семенов С. Н. Применение уголовного законодательства об ответственности за незаконную рубку леса: анализ законодательства и судебная практика, Российское правосудие. – 2008. — №1. — С. 70.
[1] См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Справочная система «КонсультантПлюс».
[2] См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006г. // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
[3] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30 декабря 2001г. (по сост. на 09.02.2007г.) // Справочная система «КонсультантПлюс».
[4] См.: Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998г. №14 // Бюллетень Верховного Суда РФ», N 1, 1999.
[5] См.: Семенов С. Н. Применение уголовного законодательства об ответственности за незаконную рубку леса: анализ законодательства и судебная практика, Российское правосудие. – 2008. — №1. — С. 68-69.
[6] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Собрание законодательства РФ. – 10.01.2005г. — №61, Ст. 6856.
[7] См.: Семенов С. Н. Применение уголовного законодательства об ответственности за незаконную рубку леса: анализ законодательства и судебная практика // Российское правосудие. – 2008. — №1. — С. 56-58.
[8] См.: Гордиенков А.Д. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. – 2006. — №1. — С. 34.
[9] См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. (по сост. на 30.12.2006г.) // Справочная система «КонсультантПлюс».
[10] См.: Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960г. // «Ведомости ВС РСФСР», 1960, N 40, ст. 591.
[11] См.: Травина И.Г. Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную рубку деревьев и кустарников // Российский следователь. – 2006. — №12. – С.14-16.
[12] См.: Данилов Е.П. Уголовный кодекс Российской Федерации: Комментарий. Судебная и адвокатская практика. Справочные материалы. – М.: Кнорус, 2005. – С.349-351.
[13] См.: Гордиенков А.Д. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. – 2006. — №1. — С. 35-36.
[14] См.: Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2006. – С.560-562.
[15] См.: Семенов С. Н. Применение уголовного законодательства об ответственности за незаконную рубку леса: анализ законодательства и судебная практика // Российское правосудие. – 2008. — №1. — С. 56-58.
[16] Гордиенков А.Д. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности// Экологическое право. – 2006. — №1. — С.35.
[17] См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006г. // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
[18] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007г. №273 (в ред. от 26.11.2007г.) // СПС «КонсультантПлюс»
[19] Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для ВУЗов / Отв.ред. проф. Л.Л.Кругликов, М.: Волтерс. – 2006. – С.267.