Рис. 1. Система органов, которые осуществляют государственное регулирования экономической деятельности предприятия
Принципы регулирования торговли необходимо увязывать с приоритетами и государства и торгового предприятия. В качестве приоритетов государственного регулирования торговли можно выделить следующие основные моменты:
1. Становление и постоянное развитие потребительского рынка;
2. Устойчивость деятельности предприятий и организаций торговли как важный фактор региональной экономической безопасности;
3. Направления развития научно-технического, информационного, инновационного развития;
4. Комплексность системы мер повышения инвестиционной привлекательности предприятий и формирование в этой связи благоприятных условий для притока инвестиций.
Торговоезаконодательство основывается на применении гражданского права. Гражданское право является совокупностью норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующими изменениями).
В этом классификаторе выделено законодательство о торговле. Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.
2.1. Лицензирование торговой деятельности
Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Закон N 128-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 128-ФЗ определено, что под лицензированием понимаются следующие мероприятия:
- связанные с предоставлением лицензий,
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий,
- приостановление действия лицензий в случае административного
приостановления деятельности лицензиатов за нарушение
лицензионных требований и условий,
- возобновление или прекращением действия лицензий,
- аннулирование лицензий, контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий,
- ведение реестров лицензий,
- предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Также в ст. 2 Закона N 128-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом N 128-ФЗ.
Выработка условий торговых договоров
... торгового оборота. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами. С отказом от планово-административного регулирования экономики договор ... вопрос коммерческой деятельности — квалифицированная выработка контрагентами условий договоров. В ... торговли. Что касается договоров на распространение рекламы, предоставление информации, хранение и страхование, то они помимо торговли ...
Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в ст. 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:
- вооружением и военной техникой;
- оружием и основными частями огнестрельного оружия;
- патронами к оружию.
Следует иметь в виду, что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность. Как следует из ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств. Следовательно, на торговлю лекарственными средствами также следует получить необходимое разрешение.
Кроме того, в п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ указано, что его положения не распространяются на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вопросы лицензирования деятельности в области алкоголя регулируются нормами Федерального закона от 21.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ).
Виды деятельности, подлежащие лицензированию в этой области, перечислены в ст. 18 Закона N 171-ФЗ, из которых применительно к торговле специальное разрешение требуется получать при осуществлении закупки, хранения и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также при розничной продаже алкогольной продукции.
Важно, что лицензирование следует рассматривать не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона N 128-ФЗ основными принципами лицензирования выступают:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Заметим, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также положения о лицензировании конкретных видов деятельности определяются и утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 5 Закона N 128-ФЗ).
Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел ...
... работы является изучение проблемы участия органов внутренних дел в процессе осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы Российской Федерации; Изучить разрешительное производство; ...
Для получения лицензии субъект хозяйственной деятельности, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину, так как лицензирование осуществляется на платной основе.
Статьей 15 Закона N 128-ФЗ определено, что за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за их предоставление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно п. 71, п. 1 ст. 333.33 НК РФ в общем случае за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии государственная пошлина составляет 300 руб., за ее предоставление — 1000 руб., а за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии — 100 руб.
Обращаем ваше внимание, что размеры лицензионных сборов, уплачиваемых при получении лицензии в области алкогольной продукции, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Статьей 8 Закона N 128-ФЗ установлено, что лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия лицензии по заявлению лицензиата срок может быть продлен. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Обращаем внимание, что осуществление торговой деятельности без наличия специального разрешения чревато привлечением к административной ответственности.
Как следует из ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно:
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
2.2. Бухгалтерский учет в торговле
Как известно, основным нормативным документом, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 129-ФЗ все организации, в том числе и торговые фирмы, обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ. Исключение составляют только торговые компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, на которых требование о ведении бухгалтерского учета в полном объеме не распространяется. Такие торговые организации ведут бухгалтерский учет только в части объектов основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ).
Организация фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных ...
... организация деятельности аптеки «Ладушка» ресурсного центра колледжа. Цель: изучить организацию фармацевтической деятельности в аптеке «Ладушка». Задачи: изучить особенности организации фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных препаратов «Ладушка» на ... для вызова фармацевта. аптека требование фармацевт ... выставлять в торговый зал можно ... ведение бухгалтерского учета и отчетности; ...
Статьей 6 Закона N 129-ФЗ определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в торговой организации возложена на руководителя, который своим приказом утверждает и учетную политику, применяемую организацией в целях бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается торговой фирмой самостоятельно исходя из своей структуры и иных особенностей деятельности.
Напоминаем, что с 1 января 2009 г. при разработке учетной политики торговые фирмы, как и все остальные организации, обязаны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Обращаем ваше внимание на то, что теперь формированием учетной политики помимо главного бухгалтера фирмы вправе заниматься и иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета фирмы. Утверждение учетной политики компании, как и прежде, осуществляет ее руководитель.
Рассмотрим пример отражения расходов в ходе экономической деятельности.
Так как лицензирование осуществляется на платной основе, то расходы на получение лицензии отражаются организацией-лицензиатом в бухгалтерском и налоговом учете.
Напомним, что при отражении расходов в бухгалтерском учете организации пользуются нормами Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее — ПБУ 10/99).
Расходы, связанные с получением лицензии у торговой компании, в бухгалтерском учете представляют собой расходы по обычным видам деятельности. Такой вывод вытекает из п. 5 ПБУ 10/99. В силу принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, применяемого в бухгалтерском учете, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).
Как уже было отмечено, срок получаемой лицензии не может быть менее 5 лет, то есть получать доходы от торговой деятельности на основе данной лицензии торговая организация будет в течение всего срока действия лицензии. Пунктом 19 ПБУ 10/99 установлено, что когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то в отчете о прибылях и убытках такие расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Порядок списания таких расходов фактически урегулирован нормами п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Как следует из указанного пункта, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Используемый метод списания закрепляется в учетной политике организации.
Организация экономической и маркетинговой деятельности магазина ...
... практический опыт: оформления финансовых документов и отчетов; проведения денежных расчетов; расчета основных налогов; анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации; выявления потребностей (спроса) на ... срок).? Маркетологи компании выполняет следующие должностные обязанности: 1. Выполняет работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского ...
Если торговая организация выступает плательщиком налога на прибыль, то она помимо бухгалтерского учета обязана вести и налоговый учет.
Обращаем ваше внимание, что по общему правилу организации — плательщики налога на прибыль применяют в целях налогообложения метод начисления, порядок признания доходов и расходов при котором определяется нормами ст. ст. 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) соответственно. Допускается как исключение применение кассового метода, порядок признания доходов и расходов при котором установлен ст. 273 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ под расходами налогоплательщика понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Так как осуществление торговой деятельности невозможно без специального разрешения, следовательно, расходы, связанные с лицензированием с точки зрения налогового учета, признаются, безусловно, экономически обоснованными.
Как уже было отмечено, расходы на получение лицензии в общем случае представляют собой оплату государственной пошлины. Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, признаются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией.
Как следует из п. 1 и п. 7 ст. 272 НК РФ, для расходов в виде сумм налогов и авансовых платежей по налогам, сборов и иных датой признания доходов выступает дата их начисления. Следовательно, у торговой организации есть возможность единовременного признания таких расходов в налоговом учете.
Однако, при этом следует обратить внимание на п. 1 ст. 272 НК РФ. В нем указано, что если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Несмотря на то, что этот пункт вряд ли может быть применен к расходам на лицензирование, налоговые органы на местах требуют от налогоплательщиков списывать расходы на лицензирование равномерно в течение всего срока действия лицензии.
Данное требование не основано на законе. Однако, в иной порядок списания расходов на лицензирование обернется для торговой организации необходимостью применения Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
2.3. Документооборот в торговой организации
Торговые организации обычно относятся к субъектам хозяйственной деятельности с большим документооборотом, поэтому на успешное ведение бизнеса в торговле, помимо всего прочего, большое влияние оказывает грамотно выстроенная система документооборота в компании. Ведь правильное и полное документальное оформление хозяйственных операций имеет важное практическое значение не только для целей бухгалтерского и налогового учета, но и для внутреннего контроля над издержками торговой фирмы, а следовательно, и для своевременного принятия необходимых управленческих решений.
Порядок признания доходов и расходов. Методы признания доходов ...
... Организации, определяющие доходы и расходы кассовым методом, учитывают авансы в составе доходов в день их поступления на счет или в кассу организации. Если организация применяет кассовый метод, то расходы ... периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (абз. ...
В общепринятом значении под документооборотом торговой фирмы понимается движение документов в организации с момента их создания или получения от других субъектов гражданско-правовых отношений до завершения их исполнения и передачи в архив.
Одновременно (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ) с учетной политикой утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, используемой в организации, правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Таким образом, можно отметить, что требование об организации документооборота в компании вытекает из норм бухгалтерского законодательства.
Напомним, что ст. 9 Закона N 129-ФЗ определяет, что все хозяйственные операции, осуществляемые торговой организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых, собственно, и ведется бухгалтерский учет.
Причем Закон N 129-ФЗ допускает фактически использование двух видов первичных бухгалтерских документов:
- составленных по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;
- самостоятельно разработанных форм (в случае отсутствия унифицированной формы), правда, при условии, что в самостоятельно разработанной форме документа содержатся все обязательные реквизиты, перечисленные в п.
2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
При этом следует иметь в виду, что п. 2.9 Указаний по применению Перечня установлено, что исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения документов, законченных делопроизводством в 2007 г., начинается с 1 января 2008 г.