Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:

  • быть экономически обосновано;
  • логично вписываться в систему производственных отношений;
  • демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;
  • обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;
  • показывать рост производительности труда.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

В данной работе мне хотелось бы остановиться на понятиях и признаках предпринимательской деятельности.

К важнейшим чертам предпринимательства, следует отнести:

  • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решения, в рамках правовых норм;
  • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
  • хозяйственный риск и ответственность.

Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Степень разработанности проблемы, Целью курсовой, Задачами данной работы

1. Дать понятие предпринимательской деятельности;

2. Определить специфику предпринимательских отношений в Российской Федерации;

3. Выявить признаки предпринимательской деятельности;

4. Проанализировать государственную регистрацию предпринимательской деятельности;

5. Исследовать организацию предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

Методологической и теоретической основой, Структура работы.

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1. Понятие предпринимательской деятельности

Принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.

3 стр., 1267 слов

Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

... Объект исследования – это правоотношения, возникающие по поводу лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предмет исследования ... информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; 13) деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической ...

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) — ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За термином «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой – производить продукцию, работы и услуги.

Предпринимательская деятельность предполагает, систематическое получение прибыли, которая является, продуктом специфического человеческого ресурса — предпринимательских способностей.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя — это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).

Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где сказано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

5 стр., 2230 слов

Доходы и их виды: рента, процент, предпринимательский доход (прибыль)

... процента. Если капитал предстает в овеществленной форме, то его владельцы из некорпоративного предпринимательского сектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации - в виде прибылей ... ренту и арендную плату в издержки производства. Для предпринимателей ... (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность). Обмениваясь на товары ... год, в процентном отношении к величине применяемого ...

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

1.2. Специфика предпринимательских отношений в Российской Федерации

IIредпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель — предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель — орган управления).

Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую труппу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной чертой этих отношений является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.

В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.

В предпринимательских отношениях основным является понятие «хозяйствующий субъект».

Хозяйствующий субъект — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация — учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

1.3. Признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие «хозяйственная деятельность».

2 стр., 943 слов

Правовой статус индивидуального предпринимателя

... рассматриваемая тема. 1. Правовые характеристики статуса индивидуального предпринимателя в РФ 1.1 Общие особенности правового статуса ИП Название «индивидуальный предприниматель» появилось в российском законодательстве в 1995 г. Индивидуальным предпринимателем именуется физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без оформления ...

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности — получение прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы — свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. предприниматель имеет полную, самостоятельность в, том смысле, что над ним, нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса — предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя — это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

3. В ГК уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественню ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы п. 3 ст. 401 ГК РФ).

21 стр., 10321 слов

Предпринимательство и представительство: проблемы и тенденции ...

... правового регулирования предпринимательства и представительства; проанализировать особенности развития предпринимательской деятельности; изучить правовой статус субъектов предпринимательской деятельности; рассмотреть особенности ответственности предпринимателя; исследовать правовую природу добровольного и обязательного представительства в гражданском праве; проанализировать ...

Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чисти населения страны, предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности — юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности коммерческая организация должна получить лицензию. Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).

1.4. Формы и виды предпринимательства

Основными формами предпринимательской деятельности являются:

  • индивидуальная;
  • коллективная — предпринимательство юридических лиц.

К первой группе субъектов относится частное предпринимательство граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность «под общей фирмой» на основании договора полного товарищества.

Вторая группа субъектов, относящаяся к коллективной предпринимательской деятельности охватывается общим собирательным термином «предприятие»: это унитарные государственные и муниципальные предприятия — наследство от планово-распорядительной экономики — и «рыночные» организационно-правовые формы: это коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей предпринимательской деятельностью путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят на рынок со своими товарами, работами, плодами и услугами и вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, имеются специальные нормы и институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности.

9 стр., 4391 слов

Правовые основы организации деятельности коммерческих предприятий ...

... являются коммерческие предприятия. Предмет исследования - изучение правовых основ организации. Глава 1.Понятие и задачи коммерческой деятельности Коммерция - вид торгового предпринимательства или бизнеса, ... целью получения прибыли. Коммерцию следует рассматривать как одно из направлений предпринимательской деятельности. В то же время и в предпринимательской деятельности могут осуществляться ...

Так, индивидуальное предпринимательство имеет правовую форму организации без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществление предпринимательства в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.

Виды предпринимательской деятельности приведены на схеме 1.

Схема 1 — Виды предпринимательской деятельности

Таким образом, имеются три группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации управления и регулирования хозяйственной деятельностью и внутрихозяйственные подразделения.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.

1.5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.

Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу).

В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя — основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6 стр., 2937 слов

Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности ...

... Каждый вид деятельности и каждая организационно-правовая форма имеют свои особые черты, свою специфику и свою определенную «нишу» в экономической жизни государства. В данной работе рассматриваются основные формы предпринимательской деятельности, которые регламентированы ...

Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения – лицензии. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации.

Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.

Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.

Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации и в Государственном фонде занятости населения.

2. Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

2.1 Содержания и основные направления предпринимательской деятельности предприятия

Предпринимателю при внедрении какого-либо проекта необходимо представлять схему конкретных действий по его реализации. Это представляет собой конкретный и чёткий план действий предпринимателя, в котором существенное место отводится взаимоотношениям с партнерами.

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве понятие «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи произведённых товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это основное определение не отличается полнотой.

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

  • деятельность, направленную на получение прибыли;
  • инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
  • прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
  • процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
  • действия, которые направлены на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
  • специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

15 стр., 7081 слов

Хозяйственные товарищества и эффективность деятельности предприятия

... функционирования, ликвидации или реорганизации предприятия /1/. Цель курсовой работы - дать характеристику основным организационно-правовым формам предпринимательской деятельности на примере хозяйственных товариществ. В данной курсовой работе необходимо рассмотреть понятие хозяйственного товарищества, как вида организационно-правовой ...

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

К примеру, в основе вашего проекта лежит производство садовой мебели из дерева. Разрабатывая бизнес-план, вы определяете схему действий. Разработка такой схемы поможет предпринимателю рассмотреть порядок практических действий на наиболее экономичном уровне, сократить время подготовительного периода, не оставить без проработки какие-либо определенные действия, без которых реализация проекта будет затруднена. Самое главное заключается в том, что такая заранее проработанная схема может явиться основой установления перспективных партнерских связей.

Партнерские связи — это такие договорные отношения, которые устанавливаются между предпринимателями и дают им возможность получить необходимый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме. Каждый предприниматель заинтересован в разработке наиболее эффективных форм партнерских связей. Получить самую эффективную форму взаимоотношений с партнером можно лишь путем анализа и сравнения различных вариантов. Схема предпринимательских действий как раз дает возможность выбрать ее для каждого партнера.

Предпринимательство рассматривается как не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, и ему присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, разработки и ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Сущность предпринимательства и границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

5 стр., 2348 слов

Прекращение деятельности субъектов предпринимательской деятельности

... заниматься предпринимательской деятельностью. Учитывая, что законодательство не запрещает ведение предпринимательской деятельности иностранными гражданами, основанием для ее прекращения ... предприятия также не считается его реорганизацией. В действующем законодательстве нормы о преобразовании весьма разрозненны, а иногда и противоречивы. Но в последнее время наблюдается тенденция к снятию ограничений ...

Важнейшая составляющая схемы предпринимательских действий — экономико-правовая форма осуществления предпринимательской цели. Под этой формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделкой называют коммерческий (т. е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды.

Сделка отличается от простой передачи. Если предприниматель передаёт партнеру какой-то товар, а он взамен — деньги или другой товар, то это сделка. Если же передаётся товар, но взамен не получается ничего, то это передача. Если человек договаривается с партнером о том, что будет производить полуфабрикаты, а он из полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же человек в кооперации с другими партнерами договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) школе, то это передача.

Сделки получаются выгодные и невыгодные. Важно, что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.).

Отчего зависит коммерческий результат сделки? Конечно же оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т. е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).

Предпринимательство предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя.

Хозяйственная деятельность может охватывать следующие виды: инновационный, производственно-сбытовой, торгово-посреднический, консультационный, инжиниринговый, патентно-лицензионный и др., включая торговлю ценными бумагами. Управление предпринимательской деятельностью может распространяться как на внутрипроизводственные отношения, так и на отношения с другими участниками рыночного хозяйства

  • финансовые, правовые, расчетные, связанные с товародвижением, страхованием, хранением, арендой товаров, рекламой продукции и услуг и др.

Состояние условий и факторов, которые влияют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на приспособление к ним, в менеджменте называют предпринимательской средой. Под внутренней средой понимают хозяйственный организм предприятия, в том числе управленческий механизм, призванный обеспечить оптимизацию его научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Под внешней предпринимательской средой подразумевают все условия и факторы, которые, возникая вне предприятия независимо от его деятельности, оказывают или могут оказать воздействие на функционирование предприятия и поэтому требуют принятия управленческих решений. [8]

Предпринимательская деятельность отдельных физических лиц относится к индивидуальному (частному) предпринимательству, а юридических лиц — к коллективному предпринимательству. Эти формы предпринимательской деятельности могут быть основаны на собственном капитале и имуществе, принадлежащем субъектам предпринимательской деятельности, и на финансовых средствах, привлекаемых со стороны. При обеих формах предпринимательской деятельности могут применять и не применять наемный труд работников.

Предпринимательство предполагает индивидуальную экономическую ответственность за результаты работы. Действуя на свой страх и риск, предприниматель принимает на себя всю полноту ответственности за конечные результаты деятельности. Он также несет имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности как физическое лицо или как представитель юридического лица. В первом случае предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, во втором — в зависимости от правового положения предприятия: либо всем своим капиталом и личным имуществом, либо только капиталом. Хозяйственник создаёт своё дело для собственной выгоды. Поэтому предпринимательской деятельности свойственны самые сильные хозяйственные мотивации.

Предпринимательство характеризуется систематической, стабильной, организованной хозяйственной деятельностью, с направленностью конечного результата на ориентацию на дальнейшее развитие и расширение. Это предполагает:

  • успешное решение организационных и финансовых проблем и увеличение прибыли;
  • активное выявление новых технологических, ресурсных и других возможностей, способных обеспечить эффективную деятельность и стабильное развитие предприятия;
  • стремление включиться в новую сферу деятельности с целью повышения рентабельности производства и сбыта.

Большую часть чистой прибыли предприниматели тратят не на личное потребление, а используют на развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности. Предпринимательство направлено на наилучшее внедрение капитала, и другого имущества, а также финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

Активность предпринимательской деятельности проявляется появлением новых фирм, финансовых институтов и др., интенсивном потоке инноваций, массовом межотраслевом переливе капиталов, повышении инвестиционного спроса и т.д.

На состояние активности предпринимательской деятельности оказывают воздействие как регуляторы рынка (свобода предпринимательства, конкуренция и др.), так и многие факторы, относящиеся к механизму регулирования предпринимательской деятельности (стабильность государственной экономической и социальной политики, инфляция, протекционизм и т.п.).

Они способствуют или препятствуют созданию благоприятного предпринимательского климата.

Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является деловое предприятие (фирма).

Это хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Предприятие самостоятельно действует и распоряжается выпускаемой продукцией и полученной чистой прибылью. Отмечают следующие относительно стабильные основные структурные признаки, характерные для предприятий:

  • высшие цели, которых стремится достичь предприятие (социально-хозяйственные, корпоративные);
  • производственные цели;
  • виды хозяйственной деятельности;
  • региональное расположение;
  • организационно-правовая форма;
  • собственники предприятия;
  • связи с другими предприятиями (система длительных производственных соглашений);
  • принципиальное оснащение факторами производства (профессиональный уровень персонала, оборудование, технологии, информация);
  • качественное разграничение предприятий (малое, среднее, крупное).

Будучи юридическим лицом, предприятие и фирма как субъекты предпринимательской деятельности в принципе однозначны. Вместе с тем в экономической практике термин «фирма» — это обобщающее понятие хозяйствующего субъекта и может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, подразумевают однопрофильное производство. Предприятие как юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица должен быть самостоятельный баланс или смета, круглая печать, счет в банке.

2.2. Управления предпринимательской деятельности предприятия

В отличие от установившегося рыночного порядка предприятия базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, предприятие — их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, а внутри предприятия — прямые. Рынок исключает диктат, он основан на экономических стимулах. Предприятие, наоборот, предполагает единоначалие, административные формы управления.

Предприятия (фирмы) классифицируют по двум основным признакам:

  • формам собственности на капитал (государственные и частные);
  • степени концентрации капитала и количества работающих (малые, средние и крупные).

На государственных предприятиях учредителем и организатором производства является государство в лице федеральных, региональных или муниципальных органов. Эти предприятия существуют в тех отраслях экономики, которые не привлекают частных предпринимателей из-за чрезмерно больших первоначальных инвестиций, вложений или длительных сроков их окупаемости, для изготовления общественно значимых видов продукции, продукции для обеспечения национальной безопасности, осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, и др. Государственные предприятия могут работать как акционерные общества, когда единственным их учредителем и собственником акций выступают центральные или местные органы власти, и как унитарные предприятия. Последние не являются собственниками закрепленного за ними имущества, оно находится у них в хозяйственном ведении или в оперативном управлении (казенные федеральные предприятия).

В первом случае предприятие, а не государство несет имущественную ответственность по своим обязательствам, кроме ситуации банкротства, вызванного действиями учредителя. Во втором случае государство несет субсидарную (дополнительную) ответственность по долгам предприятия при недостатке у него имущества, находящегося в федеральной собственности. Государственные предприятия зависимы в своей хозяйственной деятельности и ценообразовании, поэтому их эффективность обычно ниже, чем у частных предприятий. Количество унитарных предприятий (13, 8 тыс.) не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю их деятельности.

Организационно-правовые формы частных предприятий следующие:

  • индивидуальные предприятия, где собственником капитала является один человек. Он самостоятельно управляет предприятием в своих интересах, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем обязательствам предприятия;
  • товарищества (партнерства) на паях, где объединен капитал нескольких лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

На этих предприятиях основные права принадлежат всем партнерам, которые принимают активное участие в деятельности товарищества, и они несут полную ответственность по его обязательствам. Наряду с ними могут быть партнеры, ответственность которых ограничена суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью);

— акционерные общества (корпорации), где пай каждого участника-акционера подтвержден ценной бумагой — акцией, а его ответственность ограничена вкладом в данное предприятие. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили за акции. Корпорации имеют юридический статус, управление ими осуществляет верхний эшелон профессиональных менеджеров, работающих по найму.

В развитой рыночной экономике проявляют себя различные типы предприятий, в основном частные. Например, в Америке (США) около 17 млн. разнообразных фирм, в том числе свыше 70% индивидуальных, 8-10% товариществ, принадлежащих двум или более лицам, и 18-20% акционерных обществ. Следует указать, что последние производят около 90% общей продукции и услуг.

Акционерные общества (АО) существуют следующих типов . Они бывают закрытые и открытые. Закрытым АО считается общество, в котором все акции принадлежат учредителям и не поступают в свободную продажу. Акционеры несут ответственность только в пределах внесенного капитала. Открытым (публичным) АО является общество, акции которого свободно продают и покупают без ограничений на рынке ценных бумаг. АО и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества. Если в уставном капитале АО есть доля государственного капитала, то оно называется смешанным. Одни АО могут принимать участие в акционерном капитале других. Допустимым является и «взаимопроникновение» акционерных капиталов (система участий).

Используя эту основу, существует ряд типов акционерных объединений: синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы и т.д.

Синдикат прежде всего представляет собой организационно оформленное соглашение, при котором предполагается сбыт продукции его участников и закупки сырья через единый орган, этот орган существует в форме акционерного общества. Выполнение этих функций может быть поручено одному из участников соглашения. Так участниками синдиката могут быть АО, тресты и концерны. Рассмотрим пример. Ярославский, Московский и Омский шинные заводы в 1991 году создали реализационную компанию — синдикат ЗАО «Сибур-шина». Эта компания проводит единую для них политику и в маркетинге, и в ценообразовании, и в инвестициях, и в учете, а также создает общую товаропроводящую сеть.

Трест представляет собой более развитую форму объединения, чем синдикат, при которой различные предприятия объединяют в единый производственный комплекс. Эти предприятия теряют свою юридическую, производственную, коммерческую самостоятельность. Они подчиняются единому управлению из одного центра. В отличие от синдиката здесь совмещены все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Концерн — объединение производственного характера. Создание его,

как правило, обусловлено необходимостью комбинирования, более тесного кооперирования различных производств, а также централизованного контроля и управления этими процессами. В концерн входят как промышленные предприятия, так и торговые, транспортные и проектно-конструкторские организации, банки, страховые компании и др. Значительное распространение во всем мире получил холдинг — орган управления концерном посредством холдинговой, или держательской компании. Эта компания владеет контрольными пакетами акций, предприятий и организаций, входящих в концерн. Контролирует их и управляет ими. В одних случаях это выполняет специально созданная холдинговая компания, которая осуществляет указанные функции (чистый холдинг).

А в других случаях ими наделяют существующую организацию (смешанный холдинг), состоящую в концерне. Холдинговая компания может не заниматься производственной деятельностью. Так по факту холдингом являются любое АО или банк, которое владеет контрольным пакетом акций других АО.

Консорциум — это финансовая группа, объединяющая юридически и экономически самостоятельные организации (предприятия, банки и др.) различных отраслей. Он создаётся для совместного размещения займа, реализации важных промышленных проектов или крупных проектов большой общественной значимости. В этом случае участником может быть государство. Существование консорциума, чаще всего, заканчивается по мере завершения проекта.

Финансово-промышленная группа представлена как зарегистрированный в установленном порядке ряд юридически независимых предприятий, финансовых инвестиционных институтов, которые объединили свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Но надо отметить, что центральной (головной) компанией является или специализированная организация — управляющая компания, или ее функции выполняет входящее в группу производственное предприятие, банк, а может и финансовая или страховая компания. Финансово-промышленные группы существуют как межгосударственные, межрегиональные и региональные.

Существует особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности — кооператив. В кооперативе собственники средств производства являются одновременно и работающими членами. Их доходы — это зарплата, которую они получают как работники, и прибыль, которую они имеют как собственники. Здесь в отличии от товариществ и акционерных обществ, где можно использовать собственный и наемный труд, кооперативы допускают лишь личную совместную трудовую деятельность их членов на основе принадлежащего всем имущества, образованного за счет паевых взносов. Прибыль участники кооператива получают в соответствии с трудовым вкладом, и она не зависит от пая, как в товариществе.

В зависимости от уровня концентрации капитала и количества работающих, а, следовательно, масштабов и размеров производственной деятельности, предприятия можно подразделить на малые, средние и крупные. В рыночной экономике малых предприятий подавляющее большинство. Эти предприятия быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры и часто обновляются. Малые предприятия постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, а также невысокими ценами на продукцию и небольшими издержкам производства. Они создаются и работают там, где нет необходимости создавать массовое производство с большими затратами, и не служат помехой большому бизнесу. Малое предпринимательство традиционно поддерживает государство. Оно использует для них льготное налогообложение и антимонопольное законодательство.

Средние предприятия в развитых странах, в отличии от малых, не так многочисленны. И причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Это объясняется тем, что они не так мобильны, как малые предприятия, а также составляют значительную конкуренцию крупному бизнесу. Кроме того, средние фирмы — это постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов — на их долю приходится самый большой процент поглощений. Критерии отнесения того или иного предприятия к разряду малого или среднего достаточно условны. Чаще всего этим фактором является численность работающих. В США к малым промышленным фирмам относят компании с числом работающих до 500, а к числу средних- от 500 до 1000, в большинстве стран Западной Европы — до 50 и 500, Японии — до 30 и 300. В нашей стране малыми предприятиями считают предприятия в промышленности — с численностью работающих до 200, в строительстве — до 150, науке — до 100, непроизводственной сфере — до 25 и в розничной торговле — до 15.

Крупные предприятия, которые имеют как правило статус корпораций (АО), хотя их относительно немного, составляют основу производственного потенциала экономически развитых стран. Они и создают большую часть их ВНП. Преимущества крупных фирм заключаются прежде всего в том, что только им доступно массовое производство и широкое внедрение достижений научно-технического прогресса. Они способны на крупные инвестиции и проведение серьезных научных разработок. Крупные корпорации обладают устойчивостью. Они являются действенным инструментом внутри- и межотраслевого перелива капитала, их никогда не ликвидируют, как мелкие и средние, а только меняют владельцев. Одно из главных условий стабильной эффективной деятельности корпорации — объединение капитала и диверсификация производства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности — рынок. Он создает реальные стимулы к самореализации возможностей людей. При этом повышается трудовая и хозяйственная активность. Рынок способствует резкому ускорению научно-технического прогресса. Характерные рынку механизмы саморегулирования создают наилучшую координацию деятельности всех хозяйствующих субъектов, а также осуществляют рациональное использование производственных ресурсов и сбалансированность экономики. Рынок характеризуется не только механизмами принятия обществом решений о распределении имеющихся ресурсов, товаров и услуг. Ведь именно с помощью рынка эти решения обеспечиваются на практике. При этом определяющую роль играет государственное регулирование экономики. Оно должно проводиться путем:

  • законодательной регламентации предпринимательской деятельности. Цель — предупреждение монополизма, поощрение здоровой конкуренции, защита потребителей и охрана окружающей природной среды;
  • единой денежной и банковской системы, методов регулирования денежной массы (монетарная политика);
  • системы налогов, налоговых льгот и финансовых санкций (фискальная политика);
  • регулирования цен;
  • бюджетных ассигнований и проведения операций с принадлежащими государству активами;
  • целевых социально-экономических, научно-технических и инвестиционных программ.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание условий, которые создают и обеспечивают нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Основные задачи государственного регулирования следующие:

  • разработка и принятие соответствующих законодательных актов, а также контроль за их исполнением, защита интересов предпринимателей;
  • повышение эффективности государственного регулирования, снижение издержек.
  • снижение уровня прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;
  • создание и сохранение условий для свободной и добросовестной конкуренции, контроль за правилами конкуренции и их соблюдением.
  • обеспечение равновесия, как товарно-денежного так и бюджетного, используя средства финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  • сочетание действующих и перспективных направлений развития экономики, а также структурно-инвестиционной и научно-технической политики;
  • содействие устойчивому увеличению капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, уменьшения или снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  • обеспечение свободного перераспределения рабочей силы, соблюдения норм трудового законодательства, регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
  • сохранение социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Направления, формы и механизм государственного регулирования постоянно меняются и носят гибкий характер. А их реализацию осуществляют через соответствующие законодательные и исполнительные органы, используя средства административного надзора и нормативного регулирования производства. Это все больше распространяется на новые области, такие как безопасность продукции (в частности, продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества. С целью сдерживания производства и расточительного потребления ресурсов используют налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важный инструмент финансового регулирования предпринимательской деятельности это — предоставление прямых кредитов и субсидий и, в первую очередь, на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственного бюджета. Эти средства применяют при обстоятельствах, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из затруднительного положения. Следует заметить, что всё большее значение приобретают программы льготного кредитования, а также субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, осуществляются меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой. А также используют и другие средства стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе всё это предполагает, что частному предпринимательству обеспечивают большую свободу выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования — разработка общих принципов и реализация внешнеэкономической политики. Особенно в области заграничных капиталовложений и иностранных инвестиций, государственное регулирование внешнеэкономических связей посредством таможенного, валютного и других видов контроля над внешнеторговыми операциями. Заметно, что важной задачей государственных органов является оказание финансового и организационного содействия частным предпринимателям в их внешнеэкономической деятельности. Повышение конкурентоспособности российских предприятий осуществляется в первую очередь путем предоставления им различных финансовых льгот из средств государственного бюджета. Очень часто используют такое средство, как выдача экспортерам прямых субсидий из государственного бюджета. Это применяется для покрытия разницы между высокой внутренней ценой товара и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке, а также и для компенсации части расходов экспортеров. Дают возможность экспортерам снижать цены вывозимых товаров и таким путем расширять экспорт и субсидии. Заметим, что довольно широко применяют также частичное или полное освобождение фирм, которые экспортируют товары, и от уплаты внутренних налогов или предоставление им налоговых льгот. Важно, что это предоставление отдельным экспортерам права на ускоренную амортизацию основного капитала обеспечивает им получение дополнительных прибылей. Используют и такую форму, как предоставление экспортерам и транспортным компаниям скидок с железнодорожных тарифов.

Устойчивость и эффективность предприятий в значительной мере зависит от уровня их трансакционных издержек. Они включают затраты на поиск информации о контрагентах, действующих и перспективных ценах, ведение переговоров об условиях контрактов и заключении сделок, разработку стандартов, контроль за уровнем качества, правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности и др. Несмотря на то, что трансакции в основном должны нести непосредственно заинтересованные в них предприниматели, государство, в свою очередь, берет часть этих расходов на себя, и тем самым обеспечивает правовую основу и благоприятный социальный климат для предпринимательской деятельности, а также реализуя государственные контрактные системы, мониторинг конъюнктуры товарных рынков, стандартизацию качества товаров и услуг.

Методы государственного регулирования, связанные с ориентацией на рыночный механизм, рассматриваются как прямые, так и косвенные.

Прямые методы предопределяют вмешательство в функционирование рыночного механизма. Внедряются в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др.

Косвенные методы предусматривают воздействие на рыночные условия путем применения мероприятий в области финансовой и кредитно-денежной политики, налогов, субсидий, повышения экспорта, увеличения валютных операций и др.

Основой коренного реформирования российской экономики должна стать и стала широкая приватизация государственной собственности.

Приватизация предполагает и определяет собой приобретение гражданами и АО (товариществами) у государства и муниципальных органов в частную собственность: предприятий, организаций, заводов и производств и их отдельных самостоятельных подразделений; а также оборудования, зданий, лицензий, патентов и других активов; долей (паев, акций) государства и муниципальных органов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизированным предприятиям долей в капитале иных АО (товариществ), а также объединений предприятий (ассоциаций, концернов и др.).

Приватизация предприятия означает переход собственности, а значит и прав по управлению приватизируемым предприятием, от государства к отдельным гражданам, предприятиям, банкам и фирмам, представляющим негосударственный (частный) сектор экономики.

Главная цель приватизации, проводимой в странах с развитой рыночной экономикой, — повышение эффективности производства за счет оптимального распределения ответственности за его результаты.

В России, где долго существовали и господствовали административно-командная система управления и централизованное государственное планирование, приватизация и связанные с ней преобразования в области контроля над производством должны привести наряду с ростом эффективности к перераспределению власти в обществе, экономической и структурной перестройке. В той степени, в какой новые мотивации начинают определять поведение хозяйствующих субъектов, меняется распределение экономических ресурсов, происходит приспособление слоя управляющих к индивидуальным интересам производителей и потребителей. Приватизация должна способствовать не только повышению эффективности производства на уровне предприятий, но и росту эффективности отдельных регионов и экономики в целом путем перемещения трудовых ресурсов, инноваций и управленческих стимулов из отраслей тяжелой промышленности в потребительскую сферу.

Приватизацию государственного имущества организует Министерство государственного имущества (Мингосимущество) РФ и его территориальные агентства. Продавцами приватизируемых государственных предприятий и долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в федеральной собственности, является Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и назначенные им представители, а в собственности республик, автономных образований, городов и районов — соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители. Для формирования первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создают инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд вправе владеть не более 10 % голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 % своих активов.

В случае принятия решения о приватизации предприятие создает комиссию и устанавливает для нее срок подготовки плана приватизации, который не может превышать 6 месяцев со дня подачи заявки. После завершения работы комиссии по приватизации Мингосимущество РФ или другой уполномоченный на это орган ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает АО и передает его активы и права учредителю для продажи соответствующему фонду имущества.

Приватизацию государственных и муниципальных предприятий проводят путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе посредством продажи долей (акций) в капитале предприятий после преобразования их в АО. По конкурсу продают государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда покупатели должны выполнить определенные условия, устанавливаемые соответствующим органом по управлению имуществом. С аукциона продают государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуют выполнения каких-либо условий.

Независимо от способа приватизации продавец и покупатель предприятия заключают договор, в котором указывают: сведения о продавце, покупателе и посреднике; наименование предприятия и его местонахождение; состав и цену активов, в т.ч. земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды; число и цену акций АО (величину пая в товариществе); порядок передачи предприятия; формы и сроки платежа; взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия; условия, на которых предприятие было продано по конкурсу и др. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента

После завершения в России в 1995 году первого этапа приватизации (ваучерного) проходит ещё более необходимый и важный этап (денежная приватизация).

Осуществляется продажа на аукционах и инвестиционных конкурсах пакетов акций приватизированных предприятий, оставшихся в государственной собственности. Основные задачи этого этапа, которые требуют решения:

во-первых, завершить передачу в частную собственность бывших государственных предприятий и провести их активную реконструкцию. Это

позволит использовать в полной мере преимущества рыночной экономики, стимулировать развитие фондового рынка, а также привлечь частные инвестиции;

  • во-вторых, применить часть средств от продажи пакетов акций, находящихся в государственной собственности, реинвестировать в приватизированные предприятия. Это будет способствовать их структурной перестройке и обновлению технической базы;

— в-третьих, за счет средств от денежной приватизации значительно пополнить доходную часть федерального бюджета, а это должно, с одной стороны, способствовать общеэкономической стабилизации, и с другой, — решению актуальных социальных проблем.

В настоящее время приватизировано более 130 тыс. предприятий, которые производят свыше 70% ВНП. В химической и нефтехимической промышленности функционируют 580 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов, почти 95% которых преобразовано в АО. В ближайшее время этот процесс будет фактически завершен, за исключением предприятий, не подлежащих приватизации по законодательству.

Не смотря на то, что в результате массовой приватизации в настоящее время около 60% предприятий стали частными, ее основные цели не были достигнуты, а именно:

  • не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
  • структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятия;
  • привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятия;
  • в некоторых отраслях не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Финансовое положение приватизированных предприятий не позволяет инвестировать значительные средства в их реконструкцию и техническое перевооружение. Не позволяет совершенствовать ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка. Проводимая для роста собственного и заемного капитала реализация акций и облигаций предприятий не дает желаемых результатов. Это объясняется тем, что держатели ликвидных ценных бумаг (инвестиционные и паевые фонды, страховые компании) размещают свои активы в наиболее устойчивых отраслях, таких как нефтяная и газовая промышленности, цветная металлургия, в электроэнергетике. С точки зрения привлечения крупных инвесторов, заинтересованных в долгосрочных капиталовложениях, необходимо создать благоприятные условия для выкупа ими акций, которые

приобретались на льготных условиях членами трудовых коллективов и желающих получать различные выплаты и дивиденды от прибыли, а не инвестировать ее в долговременные проекты.

Много трудностей и с привлечением в современных условиях иностранных инвестиций. Основные проблемы это неопределенность и непредсказуемость законодательной базы, нестабильность финансовой системы, государственное регулирование цен, недостаток коммерческой информации и др. Эти и ряд других факторов, в частности социально-политических, вызывают повышенные риски у иностранных инвесторов, вынуждая их занижать прогнозируемые денежные доходы, увеличивать ожидаемые сроки окупаемости вложений и т.п. по интересующим их проектам.

Исходя из общественных интересов, приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом. И эта политика должна быть направлена на получение в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка продуктами и услугами отечественных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народохозяйственного комплекса.

2.3 Экономические оценки эффективности предпринимательской деятельностью предприятиями

В условиях рыночной экономики предприятиям необходимо решать задачи управления на качественно новом уровне. Необходимо оперативно реагировать на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию. Требуется перестройка внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления. В этой главе будет рассказано о современных методах решения этих проблем.

Во-первых, она представляет практический интерес и без непосредственной связи с автоматизацией управления. Во — вторых, рассмотренные здесь понятия могут встречаться в проспектах, статьях, а также в различных документах, которые придется рассматривать и утверждать при выборе и внедрении системы автоматизации управления предприятием.

Охарактеризуем основные черты управления предприятием как процесса с точки зрения теории управления.

В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности представляется в виде так называемой «петли управления». Что включает циклическую последовательность следующих этапов: прогноз — планирование — контролируемая деятельность по реализации планов — учет и анализ результатов — коррекция прогнозов и планов.

Процесс управления включает иерархическую структуру и имеет несколько подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), а они в свою очередь включают соответствующие подпроцессы.

Управление предприятием всегда имеет некоторую цель. Иначе этот процесс становится просто бессмысленным. Как пример целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована чётко и, по возможности, с применением количественных оценок.

Процесс управления предприятием реализуется в рамках системы управления предприятием. Кстати, не стоит путать это понятие с автоматизированной системой управления, о которой речь пойдет ниже. Система управления существует на каждом предприятии независимо от того, задумывались ли работники или нет о ее структуре и задачах. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. Как объект управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части — управленческие службы предприятия. Система управления предприятием действует на основе установленных документально или сложившихся практически правил. Это могут быть положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления, входящих в рассмотренную выше «петлю управления».

На первый взгляд, кажется, что приведенные рассуждения это только теория. Однако хочется подчеркнуть, что эти положения проверены практикой и лежат в основе методов совершенствования процесса управления и повышения его эффективности. И это применяется для достижения успеха в конкурентной борьбе. Финансы — определяются как система денежных отношений, которые выражают формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.

Финансовая система Российской Федерации включает:

  • государственные финансы — это федеральный бюджет, фонд государственного социального страхования и другие внебюджетные фонды — пенсионный, занятости населения, страховой медицины, социального страхования и др.
  • региональные финансы, а именно бюджеты и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований;
  • финансы предпринимательских организаций.

На уровне государственных финансов осуществляется разработка и реализация единой финансовой политики страны. И от этой политики во многом зависит эффективность деятельности предпринимательских организаций.

Финансы коммерческих организаций имеют определяющее положение в структуре финансовой системы страны. Ведь именно на уровне коммерческих организаций формируется основная масса финансовых ресурсов государства. В доходной части федерального бюджета России 80% составляют налоговые поступления.

Осуществляют распределительную (стимулирующую) и контрольную функции — финансы организаций.

Распределительная функция финансов определяется тем, что с их помощью формируются и используются денежные доходы и фонды, которые имеются в организации. Таким образом, обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивают его непрерывность и оказывают влияние на все его стадии, именно финансы. Кроме того, правильное распределение денежных средств будет стимулировать улучшение и ускорение работы предприятия.

Финансы количественно показывают ход воспроизводственного процесса, что и позволяет его контролировать. Основу контрольной функции определяет движение финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах. Контрольная функция реализуется следующим — двояким образом:

  • через финансовые показатели в бухгалтерских, статистических и оперативных отчетах;
  • через финансово-экономическое воздействие.

Учитывая, что при централизованной системе управления экономикой устанавливались строгие границы деятельности предприятий по выпуску продукции, прибыли, себестоимости и другим показателям, то в настоящее время осуществляется воздействие с помощью экономических рычагов и стимулов (налогов, льгот, дотаций и т. д.).

В основе организации финансов у предприятия лежат следующие принципы:

  • в области финансово-хозяйственной деятельности самостоятельность;
  • самофинансирование;
  • заинтересованность в результатах работы;
  • ответственность за эти результаты;
  • образование экономических резервов;
  • разделение средств на собственные и заемные;
  • первоочередность выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • финансовый контроль за деятельностью предприятия.

В структуре финансовых отношений можно выделить следующие группы денежных отношений среди организаций:

  • с контрагентами — по поводу формирования начальных доходов. Образуются и используются целевые фонды внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);
  • с организациями и фирмами — по поводу перераспределения финансов.

Движение финансовых ресурсов может осуществляется также в нефондовой форме (например, оплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение разнообразных паевых взносов, участие в перераспределении прибыли от совместной деятельности, приобретение ценных бумаг других предприятий и государства, получение по ним дивидендов и др.);

  • с непосредственными потребителями продукции. Путем вступления в контакты с ними, предприятия самостоятельно могут выбирать форму и вид договорных отношений. Самостоятельно определять условия выполнения обязательств и последовательность установления санкций. Предприятия самостоятельно могут формировать ценовые пределы на свою продукцию и услуги, оценивать обоснованность цен и стоимости поставщиков. Перечисленные выше факторы могут значительно влиять на конечные финансовые результаты;
  • со страховыми организациями — в вопросах различных видов обязательного и добровольного страхования;
  • с банковской системой — в вопросах расчетно-кассового обслуживания. В связи с получением и погашением ссуд, уплатой процентов, а также предоставлением банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенное вознаграждение;
  • с государством — в вопросах пользования и формирования бюджетных и внебюджетных фондов.

Эта подгруппа денежных отношений может реализовываться через внесение в бюджет и внебюджетные фонды различных денежных средств, получаемых с помощью налогов, сборов, взносов и др. С другой стороны, внедряется бюджетное финансирование непроизводственной сферы, целевых программ и т.д.;

  • с вышестоящими управленческими структурами – «вертикальные» и «горизонтальные» взаимосвязи по поводу внутрикорпоративных перераспределений финансовых ресурсов.

Эти группы денежных отношений и представляют собой содержание финансов в целом.

Существующий финансовый механизм хозяйствования организаций в России сложился в 1991-1992 гг. С тех пор в его действия внесено огромное число поправок и дополнений, усовершенствований и других новшеств. Но

принципиальная структура остается неменяемой. Более того, инновации неминуемы и в будущем.

Экономический механизм хозяйствования одинаков для организаций различных видов собственности и организационно-правовых форм.

Особенности и различия, например, для малых предприятий, в законодательстве оговариваются особо.

Теперь следует рассмотреть систему управления финансами на предприятии. Финансовый механизм — представлен как пять взаимосвязанных элементов, которые способствуют организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, и действуют они по направлениям:

  • по линии управления движением финансовых ресурсов;

— по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств. Воздействие на рыночные отношения обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения напрямую связаны с коммерческим расчетом. Это соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Цель использования коммерческого расчета в самом общем виде — это получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Но в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться. Действие финансовых методов проявляется и в образовании и использовании денежных фондов. Финансовые рычаги — это приемы действия финансовых методов.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы. Нормативное обеспечение представляет собой инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др. Информационное обеспечение — это различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относят сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках. А также сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает определять ситуацию на рынках. Информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал организации.

Финансовые ресурсы — это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Финансовые ресурсы формируются за счет целого ряда источников. Можно выделить две основные группы источников на основе права на собственность: собственные и чужие денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.

К собственным источникам финансирования можно отнести:

  • амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов;
  • привлеченные средства в результате выпуска и продажи организацией акций;
  • отчисление от прибыли, остающиеся в распоряжении организации (чистой прибыли), направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала организации;
  • суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных бедствий и т.п.;
  • средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозвратной основе;
  • благотворительные взносы и пр.

На долю собственных средств в общих источниках финансирования, приходится в настоящее время около 80% всех направляемых средств. Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация, ее доля превышает 70%.

К внешним источникам финансирования относятся:

  • ассигнование государственных (федерального, субъектов федерации) и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
  • иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового пая или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций;
  • различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях);
  • кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний.

Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.

Плечо рычага — это соотношение между заемными и собственными средствами. Заемный капитал подразделяется на краткосрочный и долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а свыше года — к долгосрочному. Выделяют коммерческий кредит и банковский кредит.

Коммерческий кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственных запасов у поставщика. Получение такого рода кредита, главным образом для малых предприятий, создает определенные выгоды, особенно если поставщик предоставляет покупателю скидки с цены. Например, при оплате в течение 10 дней при сроке платежа 30 дней поставщик может предоставить скидку в 2% от стоимости платежа.

Банковский кредит может предоставляться в различных формах. Текущие (лимитируемые) кредиты выдаются на установление максимума или минимума. Заемщик снимает со счета средства в пределах установленного максимума. Однако сальдо может быть как положительным, так и отрицательным. Если сальдо ожидается постоянно отрицательным, то используют кредит по специальному ссудному счету, при положительной разнице — кредит по контокоррентному. Оба текущих кредита применяются, когда потребность в капитале у заемщика непостоянна. Такой кредит удобен для финансирования затрат, величина которых колеблется (товарный запас, запас готовой продукции).

Кредит по простому ссудному счету (простая ссуда) предусматривает получение всей суммы кредита полностью. Используется для финансирования основного капитала. Факторинг — форма внешнего финансирования, связанная с привлечением заемных средств. Основной принцип факторинга — покупка фактор-фирмой (банком) у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-банк покупает дебиторскую задолженность и в течение 2-3 дней оплачивает от 70 до 80% суммы требований в виде аванса, а остальную часть — после поступления средств. Стоимость факторинговых услуг складываются из двух элементов:

  • а) комиссионные, которые зависят от размера товарооборота и платежеспособности покупателей и колеблются от 0,2 до 2% от суммы счетов;

— б) обычная рыночная процентная ставка для кредитора. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется малым и приватизируемым организациям. Малые предприятия имеют право уменьшать сумму налога на прибыль на 10% цены закупленного определенного вида оборудования. Налоговый кредит предоставляется путем уменьшения основных платежей налога, но не более 50% от суммы налога. Начало возврата кредита — не ранее чем через 2 года после подписания соответствующего соглашения. Срок погашения — 5 лет. Ипотечный кредит — выдача кредита под залог имущества, оставляемого в пользовании залогодателя.

Использование финансовых ресурсов организации осуществляется по следующим направлениям:

  • текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
  • инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;
  • инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
  • платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;
  • образование различных денежных фондов и резервов (на развитие, а также поощрительного и социального характера);
  • благотворительные цели, спонсорство и т. п.

Финансовый план компании, кроме плана образования и распределения прибыли, включает, чаще всего, планы денежных поступлений и выплат, ликвидности, расчетов и кредитное планирование. Для обоснования плана на получение прибыли на предприятии составляют сметы затрат.

Банкротство (несостоятельность) — это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций;
  • субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров;
  • для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия;
  • основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 1) самостоятельность; 2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли; 3) систематический характер получения прибыли; 4) хозяйственный риск; 5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития предпринимательства недостаточно эффективна, её необходимо развивать и совершенствовать, ведь решение проблем развития предпринимательства может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

И хотя постепенно степень зрелости российских предпринимателей повышается, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, чаще, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, инвестициями, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovyie-aspektyi-predprinimatelskoy-deyatelnosti/

1.Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.- М.: Финансы и статистика, 2004 — 296с.

2.Белобородова В.А. Анализ хозяйственной деятельности.- М. Финансы и статистика, 2005 — 628с.

3. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать свое дело: Практич. пособие. М.: Экзамен, 2005.

4. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: (управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления).

— М.: ОАО Издательство Экономика, 2007 — 368 с.

5. Валаева Т.Ф Экономика, организация и планирование производства. М.: Прогресс, 2004 — 510с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экономических спец. вузов. — М.: Высшая школа, 2004 — 224с.

7. Кретов С.И. Предпринимательство сущность, директивы и перспективы. -М.: Знание, 2002 — 519с.

8. Крутик А.Б., Пименов А.Л. Введение в предпринимательство. — СПб.: Политехника, 2005 — 397с.

9.Курс предпринимательства. / Под редакцией В.Л. Горфинкля, В.А. Швандара. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997г.

10. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.

11.Мессенгиссер Л.В., Манаух Д.Г. Экономическая сущность предпринимательства. -М.: Наука, 1998 — 639с.

12. Предпринимательство: Учебник / А. И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. СПб.: Лань, 2001.

13. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004.

14. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л. Г. Скамай. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.

15. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: «Юнити – Дана», 2005г.

16. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М: Просвещение, 2005 — 710с.

17. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие.- М.: Международные отношения, 2003 — 683с.