Особенности реализации трудовых отношений гражданского персонала в воинских частях и иных организациях Министерства обороны РФ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях реформирования Вооруженных Сил значительно возросли роль и значение гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. В результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации Министерством обороны РФ поставлена задача заместить освобождающиеся штатные офицерские должности лицами гражданского персонала.

Поддержание боеготовности войск невозможно без наличия квалифицированных специалистов и работников из числа лиц гражданского персонала. В сфере трудовых отношений главными задачами являются создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, сохранения кадрового потенциала гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

В связи со значительным сокращением количества воинских должностей, заменой воинских должностей должностями, замещаемыми гражданским персоналом, в Министерстве обороны РФ (далее Минобороны РФ) изменился кадровый состав. В результате роль и значение гражданского персонала в обеспечении боевой готовности войск, снабжении их необходимыми материальными ресурсами в современных условиях значительно повысились. Однако, взвалив на свои плечи новые обязанности, которые ранее выполнялись исключительно людьми в погонах, представители гражданского персонала не являются военными ни по своей сути, ни юридически.

Следует признать, что массовая «демилитаризация» должностей уже сегодня поставила множество вопросов, вызвала и проблемы, которые ждут своего разрешения.

Тенденция замены военнослужащих гражданскими специалистами на некоторых должностях начала складываться с изданием Приказа Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. N 20 «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» 1 . В последние два года она получила свое развитие в связи с мероприятиями по приведению Вооруженных Сил РФ к новому перспективному облику.

К сожалению, многие гражданские люди, которым посчастливилось служить Родине в армии нового облика, подчас становятся жертвами старой управленческой психологии.

Отдельные командиры и начальники полагают, будто гражданский персонал — это «те же военнослужащие, только за меньшие деньги». На практике непонимание разницы в статусе военных и гражданских приводит к нарушениям прав последних, что проявляется даже в попытках заставить штатских людей носить военную форму.

12 стр., 5617 слов

Государственная гражданская и военная служба

... гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности; г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее трех лет стажа работы по специальности; д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы ...

Между тем, права и обязанности гражданского персонала закреплены не в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, а в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее ТК РФ).

Увы, одной лишь правовой неграмотностью подчиненных и отсутствием у их руководителей опыта управления гражданскими коллективами невозможно объяснить все проблемы гражданского персонала армии и флота. Дает знать о себе и недостаточная нормативная правовая база, регламентирующая трудовую деятельность гражданских специалистов в Вооруженных Силах РФ.

В ТК РФ, как основном кодификационном акте по регулированию трудовых отношений в России содержится целый раздел (ХII), состоящий из 15 глав, посвященных особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. Так, в ТК РФ впервые получили законодательное закрепление нормы об особенностях регулирования труда лиц, работающих по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба. Имеются в виду положения гл. 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников» ТК РФ. В ч. 1 ст. 349 ТК РФ говорится об особенностях регулирования труда двух категорий работников:

1) работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба;

2) работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу.

Анализируя содержание ст. 349 ТК РФ, можно видеть, что законодатель ограничил круг лиц гражданского персонала определенной категорией граждан. В данной статье речь идет об особенностях регулирования труда тех граждан, которые работают по трудовому договору как в воинских частях Вооруженных Сил РФ, так и в тех организациях и учреждениях, которые функционируют в сфере военной службы: военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.

Вместе с тем, как показывает анализ соответствующих нормативных правовых актов, лица гражданского персонала могут работать по трудовому договору в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства, по защите прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, особенности в регулировании труда лиц гражданского персонала не могут быть сведены только к установлению особых условий оплаты труда и предоставлению дополнительных льгот и преимуществ, как сказано в ч. 2 ст. 349 ТК РФ. Все это предопределило избрание предмета исследования, задачей которого было показать, в чем именно выражаются особенности регулирования труда гражданского персонала, как влияет нормативно-правовая база по регламентации труда на реализацию прав и обязанностей различных категорий лиц гражданского персонала в сфере труда.

21 стр., 10459 слов

Правовое регулирование международных санкций

... международных правонарушений. Предметом исследования – являются международно-правовые аспекты применения экономических санкций, вводимых Советом Безопасности ООП в рамках системы коллективной безопасности государств. Цель исследования – анализ международных санкций, рассмотрение и изучение международных санкций, исследование ... предприняты в отсутствии использования вооруженных сил. К примеру, перерыв ...

Исходя из названия данной работы, круг рассматриваемых в ней вопросов ограничен исследованием некоторых особенностей в регулировании труда лиц гражданского персонала. Поэтому в ней не будут затрагиваться вопросы социальной защиты лиц гражданского персонала (социального обслуживания, пенсионного обеспечения и т.д.), поскольку это является предметом отдельного исследования.

С учетом большого количества нарушений трудовых прав гражданского персонала в выпускной квалификационной работе будут проанализированы не только те акты, которые содержат особенности правового регулирования труда указанной категории граждан, но и общие нормы трудового законодательства, применяемые в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией лицами гражданского персонала своих прав и обязанностей в процессе трудовой деятельности.

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих особенности регулирования труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Цель исследования состоит:

  • в изучении правового статуса гражданского персонала;
  • комплексном исследовании правоотношений возникающих в сфере труда гражданского персонала;
  • определении особенностей правового регулирования трудовых отношений с участим лиц гражданского персонала;
  • выявлении проблем, возникающих в сфере реализации лицами гражданского персонала своих способностей к труду;
  • формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства в рамках темы исследования.

Исходя из поставленной цели в выпускной квалификационной работе, необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать современное состояние законодательства о труде гражданского персонала в воинских частях;
  • отразить изменения, произошедшие в регулировании трудовых отношений;
  • рассмотреть правовое положение лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ;
  • раскрыть особенности реализации трудовых отношений гражданского персонала в воинских частях и иных организациях Министерства обороны РФ;
  • определить способы защиты трудовых прав гражданского персонала воинских частей (военных организаций) и др.

Изучением различных аспектов правовых основ охраны труда гражданского персонала, занимались такие ученые, как Толкунова В.Н, Голенко Е.Н, Смирнов О.А, Гусев А.Н, Скачкова Т.С, Ставцева А.И, Болдырев В.А, Сысоев В.А, Шептулина Н.Н, Ковалев В.И, Лушникова М.А.

Информационно-правовой основой исследования являются:

Конституция РФ, нормы международного права, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, другие нормативно-правовые акты различной юридической силы, акты правоприменительной практики, а также научная литература, пособия и материалы периодических изданий, учебная и специальная литература по трудовому и административному праву.

12 стр., 5691 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... ·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба); ·государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации). Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по ...

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Правовое положение лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации

1.1. Понятие гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и особенности его правового статуса

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ 2 к личному составу Вооруженных Сил РФ относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях.

Под гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ понимается личный состав Вооруженных Сил РФ, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных Сил РФ в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач 3 .

Гражданский персонал Вооруженных Сил РФ внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым статусом основной части ее личного состава — военнослужащих. Эти различия их правового статуса присущи всему гражданскому персоналу, в свою очередь, состоящему из лиц, занятых работой по трудовому договору, и из федеральных государственных служащих, чья профессиональная служебная деятельность по трудовому договору относится к федеральной государственной гражданской службе. Названная служба гражданского персонала наряду с военной и правоохранительной службами является видом федеральной государственной службы в РФ и имеет общие с ними условия.

К федеральным государственным служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы, получающие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и выполняющие обязанности по обеспечению исполнения полномочий Минобороны РФ или по замещению государственных должностей Российской Федерации.

Граждане при приеме на работу в бюджетные учреждения Минобороны РФ, воинские части могут занимать лишь те должности, которые указаны в Перечне должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах РФ, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 520 4 . Данный Перечень разработан на основе законодательства Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих наименования должностей лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Исключением из вышеуказанного правила являются случаи временного замещения гражданским персоналом вакантных воинских должностей или привлечения его в некоторы х воинских частях (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке) в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства. Перечень отдельных вакантных воинских должностей, которые на условиях срочного трудового договора могут замещаться гражданским персоналом до момента укомплектования их военнослужащими, утверждается Министром обороны РФ. Такое замещение допускается по приказу командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной готовности войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается. В настоящее время в Вооруженных Силах РФ по этому вопросу действует Приказ Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. № 20 «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом»5 .

8 стр., 3679 слов

Должности гражданской службы

... службы Российской Федерации". Должности гражданской службы. Как явствует из определения государственной гражданской службы Российской Федерации, для того, чтобы считаться государственным гражданским служащим, гражданин Российской Федерации должен занимать должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы ...