Законодательство РФ в области информационной политики

Курсовая работа

Актуальность темы заключается в том, что потенциальные возможности развития основных сфер жизни общества и соответствующих компонентов определяются состоянием информационных процессов.

Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем, что информационная политика на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере требует приоритетного рассмотрения.

Поскольку всякая политика в правовом государстве должна строиться на основе права, крайне важно определить такие правовые основы. Пока можно констатировать, что развитие общественных отношений в этой сфере существенно опережает развитие права по этим вопросам.

В настоящее время информация считается стратегическим национальным ресурсом — одним из основных богатств страны. Мировой объем производства информационной техники и информационных продуктов в конце 80-х годов превысил 500 млрд. долларов, а в настоящее время он превышает 2 трлн. долларов. В развитых странах это производство занимает первое место, как по объему, так и по числу занятых в нем людей. Под воздействием информатизации все сферы жизни общества приобретают новые качества — гибкость, динамичность. Однако одновременно возрастает и потенциальная уязвимость общественных процессов от информационного воздействия. Международные эксперты по вопросам информатики считают, что на смену опасности возникновения ядерной катастрофы может прийти угроза развязывания войны, которая примет новые формы. Это будет борьба, направленная против стран, обладающих передовой технологией, в целях создания хаоса в информационных структурах и порождения экономической катастрофы.

Целью курсовой работы является целостное исследование состояния информационной политики в Российской Федерации.

В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

  • исследование теоретических и нормативных аспектов информационной политики РФ;
  • изучение законодательства об информационной политике РФ ;
  • выявление основных проблем развития государственной информационной политики РФ;
  • выявление основных перспектив дальнейшего развития информационной политики.

Объектом курсовой работы является государственная информационная политика Российской Федерации.

Предметом курсовой работы являются законодательство государственной информационной политики в Российской Федерации.

3 стр., 1198 слов

Основные этапы конституционного развития Российской Федерации ...

Глава 1. Конституционная реформа в РФ в 1989 - 1993гг. 1.1 Основные этапы конституционной реформы и ее значение для формирования нового конституционного строя РФ ... себе, не упоминая о реформах. Это невольно дает превратное представление о конституционных реформах в России, ведь в то время они были ... прав; существуют аспекты жизни, не относящиеся к политике или государству, они должны быть помещены за ...

При написании курсовой работы использовались методические материалы по исследуемой проблеме. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретико-методологическая значимость исследования состоит в том, что на основе вторичного анализа социологических исследований и научной литературы сделаны выводы, использование которых поможет повысить эффективность информационной политики. Теоретический анализ и основные выводы доведены в данной работе до уровня конкретных рекомендаций и предложений по совершенствованию механизма повышения эффективности информационной политики.

1. Теоретические основы законодательства РФ в области информационной политики

1.1 Понятие, цели и задачи информационной политики РФ

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих.

Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

Основными задачами государственная информационная политика являются:

  • модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  • обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  • подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
  • создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства [2].

Основные положения государственной информационной политики фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации государственной информационной политики. Исходя из этого, решение основных задач государственной информационной политики должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:

9 стр., 4358 слов

Проблема человека в современном информационном обществе

... проблемах. Первая проблема касается определения современно эпохи и типа возникающего общества Л. Туроу не склонен отождествлять современную трансформацию с информационной революцией, становлением информационного общества, ... Атрибутивный подход рассматривает информацию как объективное свойство всех материальных объектов, функциональный же утверждает, что информация является условием и ...

  • система формирования и использования информационных ресурсов;
  • информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
  • научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;
  • рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
  • домашняя компьютеризация;
  • международное сотрудничество;
  • системы обеспечения информационной безопасности;
  • правовая база информационных отношений.

Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована и последовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества, а также для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы [3 с.184].

Достижение главной стратегической цели государственной информационной политики — это обеспечения перехода к новому этапу развития России, построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество — требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на обе главные составляющие государственной информационной политики, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую [2].

Государственная информационная политика должна опираться на следующие базовые принципы:

1. Принцип открытости политики — все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

2. Принцип равенства интересов — политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности.

3. Принцип системности — при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

4. Принцип приоритетности отечественного производителя — при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

4 стр., 1927 слов

Экологическая политика и государственная экологическая функция ...

... опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках. Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются: обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; ...

5. Принцип социальной ориентации — основные мероприятия государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.

6.Принцип государственного поддержки — мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.

7. Принцип приоритетности права — развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы [5 с. 57].

1.2 Законодательство об информационной политике РФ

Информация — это основополагающий ресурс для развития человеческой личности, формирования гражданского общества и функционирования механизма государственного управления.

Общее определение информации, как предмета правовых отношении? в сфере информационного законодательства, дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». В законе информация определяется как сведения о фактах, лицах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

В России право на информацию отнесено к категории конституционных прав. Действующая Конституция Российской Федерации в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит статью 29, часть 4 которая устанавливает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Здесь же в качестве ограничения этого права зафиксировано, что «перечень сведении?, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» [10].

Для развития конституционной нормы о праве на информацию актуальным и необходимым является формирование специальной отрасли законодательства — информационного законодательства. Предметом информационного законодательства является регламентация особой группы однородных общественных отношении?, возникающих при осуществлении различных действий с информацией.

Процесс формирования информационного законодательства России развивается в двух направлениях. Во-первых, формируется совокупность специальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной политике. Во-вторых, отдельные «информационные нормы» внедряются в другие отрасли законодательства, регулирующие отношения в различных сферах деятельности общества и государственной власти.

Ведущая роль в правовом регулировании отношении? в информационной сфере принадлежит развитию федерального информационного законодательства как единой системы взаимоувязанных федеральных законов, что является обязанностью федеральной законодательной власти и за что она несет непосредственную ответственность.

Законодательное регулирование информационного обеспечения деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления должно быть закреплено соответствующим федеральным законом с последующим развитием его положении? в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Введение в действие указанной системы нормативных правовых актов, обеспечивающих упорядочение и открытость информационной политики власти, является важным аспектом практической реализации права на информацию.

В настоящее время, как в российской власти, так и в российском обществе принято считать, что основой в плане реализации права на информацию является проблема средств массовой информации, к которым традиционно относят телевидение, радиовещание и периодические печатные издания. Важным событием в развитии российского информационного законодательства стало принятие в декабре 1991 года Закона РФ «О средствах массовой информации». Этот закон концептуально базируется на безусловном запрещении цензуры, признании за гражданами права на учреждение СМИ, обеспечении профессиональной независимости редакции?, детальной регламентации права журналистов на информацию, определении статуса журналиста и защите источников доверительной информации.

5 стр., 2486 слов

Проблемы лесных ресурсов в России

... Но это не значит, что в России и в мире проблема истощения лесных ресурсов совсем отсутствует. Расчёт лесопользования, как правило, ... лесного хозяйства и лесной промышленности проявляется не только в потери древесины и её бесхозяйственном использовании. Это и необоснованно ... почв и другие последствия производственной активности человека привлекли большое внимание к проблемам охраны окружающей среды и ...

Возможности практической реализации права на информацию существенно зависят от стратегии и законодательного регулирования процессов функционирования и развития средств передачи и распространения информации, обобщенно называемых телекоммуникациями. Основополагающим нормативным правовым актом в области телекоммуникации?, а, следовательно, еще одним базовым законом информационного законодательства является Федеральныи? закон «О связи». Главное в контексте обеспечения права на информацию в этом законе заключается в том, что он устанавливает право на свободу передачи информации и пользования услугами связи, а также равные права для всех физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи [10].

Существует настоятельная необходимость в принятии таких федеральных законах, как закон «О телекоммуникациях», регулирующий правоотношения при использовании сети общего пользования, порядок и условия подключения к этой сети операторов связи, закон «О радиочастотном спектре», регулирующий правоотношения при использовании радиочастотного спектра, порядок выделения полос частот и присвоения частот, и ряда других.

Для обеспечения методологической корректности формирование единой системы информационного законодательства, включающего широкий спектр взаимосвязанных вопросов правового регулирования действий с информацией и ее защиты, деятельности средств массовой информации, информатизации, развития телекоммуникации? и средств связи, информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, формирования и использования информационных ресурсов и т.д., необходимо сконцентрировать всю законодательную работу на федеральном уровне в одном специализированном комитете Государственной Думы [5 с. 62].

Подведя итоги первой главы, можно сказать, что государственная информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и населения. В законодательстве информационной политики рассмотрено множество законов и нормативных актов, но не задействованы телекоммуникационные правовые категории, которые смогли бы регулировать данную сферу. В целом государственная информационная политика развивается и не стоит на месте, но, как и в любых других сферах, она имеет свои недостатки.

2. Анализ эффективности информационной политики в РФ

2.1 Основные проблемы развития информационной политики в РФ

4 стр., 1521 слов

Информационные ресурсы

... использование информационных ресурсов в образовании и в государственном управлении. Глава 1. Сущность информационных ресурсов 1.1. Характеристика понятия «информационные ресурсы» Поскольку понятие «информационные ресурсы» состоит из двух составляющих, возникает необходимость проанализировать понятия «информация» и «ресурсы» отдельно, ...

Государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи государственной информационной политики выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества.

В концепции государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике, рассмотрены три класса актуальных проблем.

Первый класс проблем определяется отсутствием технологической базы информационного общества. То есть создание национальных информационных ресурсов (баз и банков данных, архивов, систем депозитариев государственных информационных ресурсов, библиотек, музеев) и обеспечение широкого свободного доступа к ним на всей территории всех слоев населения и структур власти, бизнеса, науки, культуры и здравоохранения [1 с. 106].

Серьезной проблемой для архивных учреждений всех уровней является проблема обеспечения доступа пользователей к конфиденциальной информации, в т.ч. персональным данным. К сожалению, задержка принятия законодательных актов, регулирующих вопросы доступа к конфиденциальной информации, защиты государства, общества и граждан от недобросовестного использования информации отрицательно сказывается на обеспечении доступа пользователей к архивным документам. Неполнота правовой базы не позволяет в должной мере обеспечивать баланс интересов пользователей и защиты информационных ресурсов, имеющих конфиденциальный характер.

Недостаточное финансирование библиотек нередко приводит к фактическому установлению платы за традиционные библиотечные услуги. При низкой покупательной способности значительной части населения России это может существенно ограничить возможности реализации прав граждан на информацию и привести в перспективе к сокращению потенциала их экономической и социальной активности. Правовые основы и экономические нормативы оказания библиотеками платных услуг в значительной мере недоработаны и противоречивы. Не существует методик расчета стоимости библиотечных и информационных услуг и учета в них расходов на пополнение и обеспечение сохранности библиотечных фондов и справочно-поискового аппарата, признаваемых контролирующими ведомствами.

Целевой функцией создания информационных ресурсов для органов государственной власти России является обеспечение идентификации состояния социально-экономических, общественно-политических и научно-технических процессов и явлений, обеспечение потенциальной возможности выработки на их основе рекомендаций по принятию решений. Достижение указанной цели невозможно без решения проблемы консолидации информационных ресурсов России.

До сих пор информация, являющаяся основой для решения социально-экономических задач, разобщена по различным ведомствам, результаты их решения оторваны друг от друга и совместно не используются. Близость тематики баз данных, которыми пользуются органы государственной власти, часто приводит к дублированию сбора информации, а значит, и к увеличению затрат всех видов.

Серьезными препятствиями для поиска необходимых пользователю информационных ресурсов являются нестандартизованность, неполнота и недостоверность имеющихся сведений об отечественных информационных ресурсах. Данные разовых обследований информационных ресурсов в той или иной области, даже если и дают возможность локального анализа состояния и тенденций информационной деятельности, достаточно быстро устаревают. Постоянная актуализация данных об информационных ресурсах и достаточно частое проведение обширных обследований весьма трудоемки и являются затруднительными для отдельных организаций, пытающихся заниматься мониторингом информационных ресурсов.

9 стр., 4178 слов

Правоохранительные органы в системе безопасности России

... Галустьяна, к числу органов безопасности относят: Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности; органы внешней разведки; федеральные органы государственной охраны; органы федеральной фельдъегерской связи; органы пожарной безопасности. Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. Повторимся, в ...

Различия в принципах, структуре, составе описания ресурсов и используемой терминологии приводят к несопоставимости данных, появляющихся в различных источниках. Поиск необходимых пользователю информационных ресурсов затрудняется также применением несовпадающих и не всегда хорошо продуманных подходов к классификации и группировке информационных ресурсов.

Особенно наглядно эта проблема проявляется в Интернете. Почти каждый сайт, все поисковые серверы предлагают свои, не совпадающие друг с другом, а часто и ни с одним из известных классификаторов, системы классификации информационных ресурсов, на которые даются ссылки. Проблемы классификации и описания интернет — ресурсов довольно остро стоят во всем мире, но в России пока не возникли достаточно крупные группы информационных организаций, активно проводящие единую политику в области разработки классификации и массовой каталогизации информационных ресурсов.

Второй класс проблем заключается в обеспечение национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений, а также информационных войн и терроризма.

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации компьютерная преступность стала реальностью общественной жизни.

Подтверждением роста компьютерных преступлений в России являются статистические данные Совета безопасности Российской Федерации, согласно которым в 2014 г. выявлено более 300 тыс. попыток осуществления компьютерных атак на официальные информационные ресурсы органов государственной власти, при этом более 69 тыс. из них — на официальное интернет-представительство Президента России [12 с. 15].

Растущая опасность в информационной сфере представляет новый тип социально опасных преступлении?, основанных на использовании современно информационной техники и технологии. Основные виды этих преступлении? включают махинации с электронными деньгами, компьютерное хулиганство, хищения разнообразной информации, хранящейся или передаваемой? в «безбумажном» виде, незаконное ее копирование и т.п.

Одним из примеров преступлений в качестве махинаций с электронными деньгами, может служить статистика Банка России, только за 2014 год объем мошеннических действий, совершаемых с помощью терминалов, банкоматов и других средств дистанционного банковского обслуживания, вырос на 40% по сравнению с аналогичным показателем за 2013 год. По данным МВД, ущерб от мошеннических операций с картами в прошлом году вырос на 36% и составил 1,6 млрд. руб [12 с. 17].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2013 г., под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [14 с. 12].

В пункте 4.1 Доктрины, посвященном состоянию информационной безопасности в нашей стране и основным задачам по ее обеспечению, отмечается: «Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведении?, составляющих государственную тайну». И это несмотря на то, что за прошедшие годы в стране произошла трансформация института государственной тайны из аморфного набора подзаконных актов, в подавляющем большинстве носивших закрытый характер, в достаточно стройный правовой институт, важную часть российской правовой системы. Новый виток технологических успехов в информатике наряду с открывающимися прогрессивными возможностями рождает и новые угрозы безопасности [14 с. 43]. информация политика общество безопасность

3 стр., 1387 слов

Система сертификации средств защиты информации в Российской Федерации ...

... услуг в области защиты гостайны (в части техзащиты информации); на работы, связанные с созданием СКЗИ; - на деятельность по разработке или производству СКЗИ. Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации., Лицензирование деятельности в области защиты информации 3.6. ...

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности РФ подразделяются на следующие виды:

  • угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
  • угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;
  • угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
  • угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ, подчеркивается факт усиления угроз национальной безопасности РФ: «На обеспечение национальных интересов РФ негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологии?. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам» [13 с. 53].

Доктрина информационной безопасности, являясь логическим дополнением Стратегии национальной безопасности, разработана законодательными органами и политическим руководством государства. Ее основные требования детализируются в законодательных и иных нормативно-правовых актах, находят отражение в стратегии развития государства в виде целевых государственных программ и проектов.

Третий класс проблем определяется социально-экономическими и социально-культурными предпосылками перехода России к информационному обществу. К сожалению в обществе сохраняется еще недооценка роли информации в экономике, недостаточна компьютернаяграмотностьнаселения, отсутствуют единые стандарты информационных систем и баз данных общегосударственного уровня. Крайне неравномерно и развитие процессов информатизации по регионам страны.

Проблема недооценки роли информации в экономике состоит в том, что очень часто нельзя точно спрогнозировать эффект от приобретения информации, даже зная все абсолютные показатели экономических издержек.

11 стр., 5018 слов

Продовольственная безопасность России

... от импортных поставок; размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями. Необходимо разработать стратегию и тактику обеспечения продовольственной безопасности, определить цели и основные направления её осуществления. ...

Главной причиной этого явления принято считать невозможность оценки предельной полезности информации в конкретные промежутки времени и в определенных точках пространства из-за эффекта «растянутости».

При этом, как отмечает М. Арчер, растянутость во времени означает, что любая информация может использоваться в течение сверх длительного промежутка, который математически может стремиться к бесконечности, что и определяет отсутствие какой-либо методики определения максимальной и минимальной полезности от использования информации. Растянутость информации в пространстве, в свою очередь, предполагает, что полезность каждой конкретной ее единицы будет различаться в зависимости от места ее использования[ 11 с.108].

Недостаточное внимание к информационным аспектам обеспечения производственного процесса и связанный с этим недостаточный уровень прямых информационных издержек приводят к косвенным, сопряженным издержкам, которые представляют собой косвенные потери или упущенные выгоды от принятия решений на базе недостаточной, несвоевременно полученной информации о той или иной стороне процесса воспроизводства.

В настоящее время вопросумассовой компьютерной грамотностиуделяется большоевнимание на самомвысоком уровне. Всвоемвыступлениина Президиуме Госсовета ПрезидентРФ сказал: «Экспертыполагают, что информационный капиталличности — это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Поэтому разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живёт в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живёт в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими. Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть».

Одна из основных проблем, сдерживающих развитие информатизации региональных систем, заключается в неурегулированности правовых норм на федеральном уровне, связанных с обеспечением функционирования и взаимодействия всех субъектов информационных отношении?: граждан, юридических лиц, федеральных и территориальных органов государственного управления. Например, сейчас в России существует более 40 законов в области информатизации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. Но в целом они во многом противоречат друг другу и слабо разработан механизм их реализации. Существующие системы учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов действуют неудовлетворительно — не вписаны в систему управления, не защищают прав владельцев, не осуществляют навигацию с должной полнотой. Кроме того, эти службы действуют не согласованно, не имеют общей методической и правовой основы.

Перечисленные проблемы носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию информационной политики в РФ

Разработка мероприятий по совершенствованию информационной политики, позволит устранить существующие проблемы и ускорить переход России к информационном обществу.

Для действующего перехода к информационному обществу необходимо:

  • тесная связь с развитием мирового информационного сообщества;
  • обеспечить активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации;
  • необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего, с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций [8].

Для формирования развитой информационной среды общества должны рассматриваться решения, связанные с:

  • развитием и модернизацией существующей технико-технологической базы перехода — информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации, индустрии производства и распространения информационных продуктов и услуг;
  • разработкой и реализацией комплекса мер по политическому, экономическому и социально-культурному обеспечению процесса перехода к информационному обществу.

Должна быть усилена роль государственного регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных продуктов и услуг.

В перечень важнейших мероприятий должны войти:

развитие единого портала государственных и муниципальных услуг функций,

разработка механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства,

развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе единого портала государственных и муниципальных услуг функций,

развитие центров телефонного обслуживания,

формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи,

развитие межведомственного электронного взаимодействия на основе системы взаимодействия;

  • формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты в части, относящейся к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
  • создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах.

В первую очередь должны осуществляться:

  • бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (образования, трудоустройства, социального обеспечения и т.п.), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • государственная поддержка приоритетных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, открытое конкурсное размещение госзаказов на новые технологии при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор технологий при реализации государственных проектов информатизации;
  • бюджетная поддержка перспективных научных исследований, в первую очередь национальных научных школ, в области создания отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и стимулирование их разработки, производства и использования в различных финансируемых из бюджета проектах и программах информатизации государственных объектов;
  • государственная поддержка продвижения отечественных информационных и программных продуктов и технических средств информатизации на мировой рынок [9 с.5];

— Одной из важнейших социально-политических предпосылок перехода к информационному обществу представляет достижение баланса интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере. Именно поэтому совершенствование информационного права должно стать локомотивом демократического развития России. При этом следует исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Должен быть обеспечен доступ к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям. Ограничение доступа к информации должно рассматриваться как исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства, в том числе с учетом права собственности на информацию. Юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающее персональные данные и конфиденциальную информацию, должны нести ответственность перед законом за их сохранность и использование. Защита общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации, должна обеспечиваться государством [8].

Проблемы обеспечения безопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так и практический характер.

Должна быть создана единая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Необходимы согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности.

Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.

Международное информационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень, ориентировано на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России в создании межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности.

Следует начать международные переговоры по проблемам обеспечения безопасности в информационной сфере. В частности, должны быть достигнуты соглашения между возможно большим числом стран о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и информационным криминалом, по предотвращению этих угроз и согласовании действий по минимизации их последствий. Предметом переговоров должна стать также международно-правовая защита национальных информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям, в первую очередь по интернету. Должны быть выработаны согласованные национальные и международные правовые нормы, устанавливающие ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена. Необходимо рассмотреть возможности контроля за распространением по сети интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей.

Таким образом, предложенные мероприятия и рекомендации должны быть незамедлительно реализованы для устранения, указанных в данной работе, проблем. Основная задача ложиться на государственную власть, которая путём активизации вышеперечисленных мер сможет достичь стабильного уровня безопасности жизнедеятельности общества.

Заключение

Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий государственной информационной политики будет означать серьезное продвижение страны по пути к информационному обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.

1. Последовательное реформирование информационного производства на основе:

  • управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов;
  • развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;
  • открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны по пути построения гражданского общества и правового государства.

2. Практическое овладение населением страны информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационных технологий в различных видах деятельности.

3. Достижение высокого уровня информационной безопасности и обеспечение международного статуса России как полноценного участника мирового информационного сообщества.

Реализация этих шагов по пути к информационному обществу потребует системной программно-целевой работы в соответствии с Концепцией государственной информационной политики.

Государственная информационная политика откроет новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п. Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением. Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач государственной информационной политики, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/osnovnyie-zakonodatelnyie-aktyi-v-informatsionnoy-sfere/

1. Игнатьев В. И. Россия в информационной цивилизации: проблемы вхождения и национальная специфика / В. И. Игнатьев, Ф.И. Розанов // Социальная онтология России. Сборник научных статей по докладам II Всероссийских Копыловских чтений. — 2015. — С.103-121.

2. Гриняев С.Н. Информационная политика: история, день сегодняшний перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . (дата обращения 15.03.2016)

3. Завадский И.И. «Информационная политика — что это такое?//Защита информации // «Конфидент». — 2014. — №4. — С.178-193.

4. Панарин И.Н. Технология информационной стратегии // ВЛАСТЬ. — 2014. — №2. — С. 346

5. Костин Н.А. Общие основы теории информационной политики.- 2014. — №3. — С. 56-67.

6. Брусницин Н.А. Информационная безопасность // Вита-Пресс.- 2015. — С. 89-107.

7. Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением государственной? комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 2013 г. № 32. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iis.ru/ library/riss/ (дата обращения 14.03.2016).

8. Доклад «О развитии информационных и коммуникационных технологии? в Российской Федерации». Заседание президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» 16 февраля 2013 г. [Электронныи? ресурс]. Режим доступа: http:// archive. kremlin.ru/text/appears2/2006/02/16/103997.shtml (дата обращения 14.03.2016).

9. Бондаренко В.М. Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России // Информационное общество. — 2014. — С. 5-6.

10. Конституция России?скои? Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства России?скои? Федерации от 26 января 2014 г. № 4 ст. 445.

11. Арчер М. Теория и культура постиндустриального общество // Российское предпринимательство. — 2014. — С. 108-109

12. Бурцев И. П. Реализация требований законодательства в организациях банковской системы Российской Федерации: основные проблемы и решения // Безопасность деловой информации. — 2014. — № 3. — С. 15- 17.

13. Указ Президента РФ от 12 мая 2013 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// Российская газета от 19 мая 2013 г. № 88.

14. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2013 г. N Пр-1895) // Российская газета от 28 сентября 2013 г. № 187.

15. Мазитов Р.Р. Информационная безопасность Российской Федерации на современном этапе // Российская юстиция. — 2009. — № 11. — С. 178-193.