Ситуация когда несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте преступления, после его совершения или явился с повинной характеризуется относительной определённостью информации о лице, совершившем преступление. При задержании его с поличным должны приниматься меры по фиксации следов преступления и изучению личности. Для этого производятся осмотр места происшествия, допрос несовершеннолетнего, свидетелей.
Если несовершеннолетний явился с повинной, необходимо тщательно выяснить обстоятельства совершённого преступления и мотивы, которые побудили подростка явиться с повинной, его возможности самостоятельно подготовить, осуществить конкретное преступление, исходя из уровня его физического или психического развития, жизненного опыта и определённых навыков. Необходимо выяснить, не совершил ли он другое, более тяжкое преступление, не делается ли это, чтобы скрыть взрослого соучастника или подстрекателя, взяв вину на себя.
Получение информации о взрослых подстрекателях имеет важное значение для уяснения механизма конкретных преступных действий, выдвижения и проверки следственных версий и осуществления
В процессе установления взрослых подстрекателей и организаторов нужно
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления уголовно-правовой ...
... Цель работы заключается в попытке решения основных вопросов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА И ПОТЕРПЕВШЕГО В СОСТАВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ... индивид, которому причиняются нравственно-психологический вред. Взрослый человек, при вовлечении им несовершеннолетнего в совершение преступления, своими преступными действиями нарушает созданную и ...
Таким образом, методика расследования преступлений, совершенных
2.2 Производство отдельных
Особую сложность по данной категории дел представляет допрос несовершеннолетних, в частности, подозреваемых и обвиняемых. Это обусловлено не только особенностями психики несовершеннолетнего, но и своеобразным порядком допроса в плане гарантии его объективности: участием педагога, врача, родителей, защитника.
Допрос несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, как и другие следственные действия с его участием, должен строиться с учётом ряда обстоятельств:
1. Возрастных особенностей: ограничение времени допроса (8-11 лет до 15-30 мин; 14-17 лет в течение часа); тенденции смешения реального и воображаемого; эмоциональность суждений и действий; неспособность выделить главное, существенное.
2. Возможности построения ложных объяснений, которые у несовершеннолетних, как правило, отличаются
3. Особенностей установления психологического контакта с несовершеннолетним [10 ,c.94].
Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого имеет свою специфику, которая состоит в следующем:
а) к началу допроса отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении преступления подростком;
б) поскольку допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, следователь ограничен временем на подготовку к его проведению [8 ,c.76].
Прежде всего, необходимо наметить линию проведения допроса, примерный перечень, последовательность и характер вопросов, которые должны быть понятны допрашиваемому, учитывать уровень его развития. Такая подготовка должна быть даже в тех случаях, когда время ограничено и отсутствует исчерпывающая информация о подростке.
Выбор момента допроса
Определённое значение при допросе имеет темп. Нельзя торопить, обрывать несовершеннолетнего, поскольку большинство из них может подходить к существу через сложные специфические переживания, ассоциации[7 ,c.25].
Особенности тактики допроса несовершеннолетних
... при допросе несовершеннолетних, которые чрезвычайно легко подвергаются внушению. Отмечая трудности формирования показаний несовершеннолетних, следует заметить, что в распоряжении следователя, ведущего допрос, может ... ассоциативные связи, оживляющих память2. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому ...
Подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего и тактика его проведения в общих чертах имеет ту же специфику, что и допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).
При подготовке к данному следственному действию наряду с другими вопросами необходимо тщательно изучить все материалы, сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, степень его умственного развития, особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность, подверженность внушению), его интересы, отношение к событию. При необходимости на допросе может присутствовать врач.
К моменту предъявления обвинения следователь должен располагать информацией, которая позволяет составить определённое представление о личности правонарушителя с учётом его возраста, физического и психического развития, опыта, личностной ориентации и др. Характер и тактика допроса зависят от отношения подростка к обвинению. Если подросток признаёт себя виновным, следователь обязан тщательным образом проверить достоверность такого признания, поскольку в основе его может лежать самооговор из чувства ложного товарищества, «геройства», желания скрыть взрослых организаторов. Оценивая показания несовершеннолетнего, надо иметь в виду, что, если подросток даёт правдивые показания, а следователь в результате ненадлежащей их оценки применяет приёмы для преодоления лжи, это может привести к нарушению психологического контакта между ними, допрашиваемый может замкнуться, что осложнит проведение данного следственного действия.
Видя, что несовершеннолетний даёт ложные показания, нужно выяснить, что стоит за ними: следование избранной «легенде», отрицательное отношение к
Во время допроса необходимо принимать меры по предупреждению дачи ложных показаний и их разоблачению, если таковые будут. Для этого могут использоваться различные тактические приёмы: акцент на ложных сведениях, сообщённых допрашиваемым, с целью предупреждения дачи подобных в дальнейшем.
Допрос должен сопровождаться звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и видеозаписью. При этом применяться технические средства должны таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего.
При подготовке к очной ставке изучаются данные раннее показания допрошенными лицами, составляется план, формируются вопросы и определяются их последовательность и последовательность допроса участников.
Педагог, родители, законные представители и врач присутствуют на очной ставке в соответствии с порядком, установленным для их участия в проведении допроса.
Целью обыска у несовершеннолетнего является обнаружение и изъятие орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путём, а также других предметов и документов, которые могут содержать информацию о его поведении и образе жизни и способствовать установлению истины по делу.
Подготовка к обыску по делам рассматриваемой категории ничем не отличаются от подготовки обыска у взрослых, нужно только уточнить: есть ли у подростка своя комната, своё, обособленное место и вещи, лично ему принадлежащие (купленные, подаренные).
Обыск: понятие, основания и порядок производства
... указанных исторических актах «повальным обыском» обозначалось действие, не имеющее ничего общего с последующими ... случаи проведения «повального обыска»: если у истца и ответчика отсутствуют общие свидетели; если оба ссылаются на многих безымянных людей; если подсудимый отрицает показания против себя. Во ...
Затем тщательно изучить расположение квартиры и комнаты, которая выделена подростку, подсобных помещений, подвала, гаража, сарая и т.д.
Специфика обыска также проявляется при определении мест возможного сокрытия искомого. Обычно предметы, не представляющие собой ценности (безделушки), подростки оставляют у себя. В ряде случаев они прячут похищенное и орудия преступления в местах сбора и время провождения: в сараях, подвалах, на чердаках, в гаражах, клетках. Для выявления мест возможного оборудования тайников необходимо учитывать увлечения подростка и его изобретательность. Учитывая повышенную эмоциональность несовершеннолетних, неумение сдерживать себя и более спокойно реагировать на происходящее, надо в процессе обыска пристально наблюдать за их поведением, отличая реакцию на действия обыскивающих. Это позволит вести обыск более целеустремлённо.
По делам о преступлениях
Судебно-медицинская экспертиза обязательна, когда требуется установить возраст несовершеннолетнего, если нет об этом соответствующих документов, а получение или восстановление их невозможно.
Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для выяснения и проверки психических аномалий. Основанием этой экспертизы служат признаки отклонений в поведении, проявившиеся в образе действий: садизме, жестокости и т.п. [7 ,c.24].
При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевными заболеваниями (психическая болезнь, слабоумие), должно быть также выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.
На практике нередко встречаются случаи, которые свидетельствуют об умственной отсталости несовершеннолетних, однако из них не всегда ясно, вызваны они душевными заболеваниями или умственная отсталость обусловлена другими причинами. Необходимость выяснения такого рода истины по делу возникает практически во всех случаях у лиц с пограничными психологическими состояниями.
Назначая любую экспертизу надо в полном объёме обеспечить права несовершеннолетнего как при организации её подготовки (получении образцов для сравнительного исследования), так и при её проведении.
Таким образом, были рассмотрены особенности наиболее распространённых следственных действий, при производстве которых должны учитываться возрастные и психологические особенности несовершеннолетних. Подведем итоги:
1. Процессуальное положение
Деятельность следственного комитета Республики Беларусь
... Следственного комитета Республики Беларусь предусмотрены должности начальника отдела, двух заместителей, трех следователей по особо важным делам, старших следователей, а также следователей. 2 Понятие и виды следственных действий Следственные действия ... производстве предварительного следствия; определение основных направлений совершенствования следственной работы и их реализация, внедрение в практику ...
2. Методики расследования
3. Исходя из особенностей