Актуальность работы. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Конституция РФ, по своей сущности, является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Демократическое государство — выступает наиважнейшим элементом демократии гражданского общества, которое основано на свободе людей. При этом основой власти и легитимации всех органов в демократическом государстве является суверенитет народа. Государство называется демократическим, когда его устройство и его деятельность соответствуют и воле народа, и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.
Понятие демократического государства напрямую связано с понятиями конституционного и правового государства.
Государство соответствует характеристикам демократического государства только при условии сформированности гражданского общества. При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода — это необходимое условие
В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту
Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность
... предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и ...
Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрытие понятия «основные
свободы гражданина» как категории права; - рассмотрение политических права и свободы граждан РФ;
- изучение концепции прав человека и ее отражение в Конституции РФ;
- рассмотрение гарантий прав и свобод гражданина РФ;
- рассмотрение работ института Уполномоченного по правам человека в России;
- изучение обязанности человека и гражданина РФ.
Предметом курсовой работы является правовое регулирование основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации.
Нормативно-правовую основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации и др.
Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами.
Курсовая работа включает введение, 3 раздела, заключение, список литературы.
1.Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Понятие правового статуса личности вводится ст. 64 Конституции РФ, являющейся заключительной в рамках определяющей основы данного института главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». В свою очередь гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основ конституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, где говорится, что в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это прямая обязанность государства.
Понятия «политические права и свободы» в законе не дано, однако в самом общем смысле понимаются права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, но лишь в том случае, если он выступает в качестве гражданина государства. Т.е., иными словами, политические права — это обеспеченные юридически меры возможного поведения, которые гарантируют свободу действий граждан при участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Политические права и свободы являются одними из самых значимых в системе прав и свобод человека, и в Конституции РФ в порядке перечисления они расположены на втором месте вслед за личными правами. «Связь политических прав и свобод с гражданством, однако не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права гражданина демократического государства».[1] Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова, свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политические права и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируются государством, вне зависимости от их содержания.[2]
Административное обжалование нарушений прав и свобод граждан, ...
... особенности обжалования нарушений прав и свобод, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Административная жалоба — это обращение гражданина или группы граждан, адресованное соответствующему ...
Политические права и свободы в Российской Федерации имеют две формы реализации: индивидуальная форма и коллективная.
Многие авторы, например Баглай М.В., отмечают, что в Конституции РФ политические права носят лишь формально закрепленный характер и при этом не раскрывается их сущность, пределы возможных ограничений (хотя суествует возрастной ценз, который закреплен для всех прав в ст. 60).
Перечень политических прав исчерпывающе составляют следующие права и свободы:
- Избирательные права — право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право);
- Право обращений или петиций — право гражданина обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; - Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к
государственной службе — право граждан на занятие любой государственной должности; - Право на участие в отправлении правосудия — предоставляет возможность гражданам быть
судьями, присяжными и арбитражными заседателями; - Свобода ассоциаций — регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов;
- Свобода слова — право человека свободно выражать свои мысли;
- Свобода собраний — право проводить митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а также собираться в помещениях;
- Свобода печати и информации — основой данной свободы
является право человека искать и получать информацию.
Это основные политические права, которые предлагаются общей доктриной конституционного (государственного) права, и все из этих перечисленных прав и свобод закреплены в Конституции Российской Федерации и их соблюдение ей гарантируются.
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
Под политическими правами подразумевается перечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции РФ. В первую очередь, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.32); право равного доступа к государственной службе (ч.4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)[3].
Такие авторы, как М.В. Баглай[4] и Е.А. Лукашева[5], предлагают относить к политическим правам и свободам свободу убеждений, мнений, высказываний в любой области общественной жизни, свободу мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), так как данные права выражаются в виде публичных высказываний мнения по социально значимым вопросам. В России право человека и гражданина на информацию было закреплено впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13).
Декларация прав человека и гражданина 1789 года
... августа 1789 года Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. Несомненно, это был один из ключевых моментов Великой французской революции. Впервые в истории основные права и свободы были открыто высказаны и обобщены ...
Что касается вопроса о системе политических прав и свобод человека и гражданина, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляют права, включающие правомочия граждан по участию в организации и деятельности государства, а также в организации и деятельности его органов. К этой группе, прежде всего, относится избирательное право, право на референдум, право петиций.
Во вторую группу субъективных прав и свобод, составляющих систему политических, стоит отнести правомочия, представляющие собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие человека в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Говоря о нормативно-правовом закреплении политических прав и свобод, применительно к Российской Федерации, в первую очередь стоит рассматривать вопрос о статусе международных договоров в РФ, который урегулирован в ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. Положения международно-правовых актов по правам человека (в том числе и политическим) обеспечиваются нормами национального права. Основные права и свободы, закрепленные в международно-правовых актах, должны рассматриваться в роли своеобразного критерия оценки прав и свобод, установленных национальным законодательством.[6]
В Конституции РФ последовательно закреплены все права и свободы, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
По территории действия законы в России делятся на федеральные, которые действуют на всей территории РФ, и региональные, действующие на территории какого-либо субъекта РФ. Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические права и свободы делятся по юридической силе:
- Конституция РФ (статьи 30-33).
- Федеральное законодательство: Федеральные конституционные законы, в частности ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г.; Федеральные законы, в частности: ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г; ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.; ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в ред.
ФЗ от 04.10.2010); ФЗ «О государственной гражданской
службе РФ» от 27.07.2004 и др.; Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, в частности: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Консульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.; Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» от 02 июля 2003 г.