Правовая система в Великобритании

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК

ОСНОВОПОЛОЖНИЦЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ

ПРАВА.

Основным источниками английского права являются судебные прецеденты, то есть решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты — законодательные акты британского парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты так называемого делегированного законодательства. В свою очередь в системе судебных прецедентов различают нормы общего права, которое играет основную роль или дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы, так называемого права справедливости, которое слилось с общим правом в результате судебной реформы 1873-1875 годов, однако и поныне общее право в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств, и другие институты гражданского права. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто достаточно противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п.

Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые начали собираться с конца XIII века в “Ежегодниках”, а затем с XVI века были заменены сериями частных отчетов, составителями которых нередко становились виднейшие английские юристы. С 1870 года издаются “Судебные отчеты”, где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях.

Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права, по своему значению уступавшего судебным прецедентам. Однако буржуазная революция XVII века внесла свой вклад в законодательную базу Англии, хотя и не разрешила противоречий между статутным и прецедентным правом. Все же среди законодательных актов того времени можно назвать Хабеас корпус акт 1679 года и Биль о правах 1689 года, в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. Затем в последующую эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов деятельности компаний, банков и т.п.

13 стр., 6433 слов

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

... политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Но все же, чтобы объективно определить ...

Лишь начиная с 30-х годов XIX века английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям во многих его важнейших отраслях. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права, хотя, как уже было отмечено четкого разграничения по отраслям так и не существует.

При издании такого рода консолидированных актов не ставилась задача кодификации целых отраслей права: они вбирали в себя в упорядоченном виде, применительно лишь к отдельным правовым институтам, нормы, прежде рассыпанные в многочисленных ранее изданных законодательных актах, а нередко также наиболее важные положения, сформулированные в нормах прецедентного права. Таким образом со временем было консолидировано большое количество актов, например, законы о семейных отношениях 1857 года, о партнерстве 1890 года, о продаже товаров 1893 года и другие.

В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более с помощью изменений в законодательстве право при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям, чем путем изменений в прецедентном праве. Однако возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение в качестве важного и полноценного источника английского права. Прежде всего сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения).

А главное, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

На протяжении XX века среди источников английского права существенно возрастает роль и делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей формой делегированного законодательства считается “приказ в Совете”, издаваемый правительством от имени королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию парламента.

За последние годы английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В результате осуществления ряде весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируются подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права на кодифицирована полностью.

В области, условно называемой сферой гражданского и торгового права (в английском праве в отличии от многих других стран, отсутствует деление на эти отрасли, многие институты ныне регулируются в законодательном порядке отдельными актами, принятыми в XIX XX веках.

5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Знаменательно, что экономический, социально-политический источник национальных правовых систем англо-американской группы в принципе тот же, что в странах континентальной Европы: это необходимость усиления центрально политической власти, государственно-правовое объединение

5 стр., 2200 слов

Принцип свободы транзита в международном праве и национальном ...

... некоторых других международно-правовых документах. Данный тип норм характеризуется набором отличительных признаков, среди которых одним из ключевых является обязательность для всех субъектов международного права. Подобная ... свободы транзита в национальном законодательстве. Помимо ГАТТ, принцип свободы транзита закреплен на международном уровне еще в целом ряде международно-правовых актов. В первую ...

В настоящее время, английское право, как одно из представляющих англо-саксонскую систему права, обрело как бы тройную структуру: общее право — основной источник, право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник и статутное право — писаное право парламентского происхождения. Разумеется, это несколько упрощенное, схематизированное изображение.

В то время, как юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предустановленных правил, для тех, кто принадлежит к англо-саксонской системе права — это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. На континенте юристы прежде всего интересуются тем, как регламентирована данная ситуация; в англосаксонской системе права внимание сосредоточивается на том, в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.

Во Франции, в Регмании, Италии и других странах романо-германской правовой семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии же, например, даже судьи в высших судах до XIX века необязательно должны были иметь юридическое университетское образование: они овладевали профессией, работая длительное время адвокатами. Однако и поныне главное в глазах англичанина, чтобы дела развирались в суде добросовестными людьми; соблюдение основных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы “хорошо судить”.

Англо-саксонское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Судья в отличии от законодателя не создает решений общего характера в предвидении серии случаев, которые смогут произойти в будущем; он занимается тем, что требует правосудия именно в этом случае: его роль — судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно делает право более казуистическим и менее определенным.

В изучаемой системе права благодаря общему праву и правилу прецедента различение права и закона носит несколько иной и одновременно более ярко выраженный характер, чем различение права и закона на континенте.

Отрасли права в государствах англо-саксонской семьи выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах, и проблемам их классификации уделялось гораздо меньше внимания.

В странах англо-саксонской системы права, в том числе в Великобритании, в отличии от романо-германских правовых систем, органы исполнительной власти были изначально лишены полномочий принимать нормативные акты “во исполнение закона”. Для того, чтобы издать подобный акт, орган исполнительной власти должен быть наделен соответствующими полномочиями statutory powers, которые делегирует ему парламент. Поэтому нормотворчество исполнительного органа именуется делегированным. Отсюда можно сделать вывод, что в систему источников права стран англо-саксонской системы нормативные акты исполнительного органа могут входить лишь на основе особых полномочий, делегированных ему парламентом.

13 стр., 6170 слов

Право как система

... основным признакам права в его позитивном (нормативном) понимании как волеизъявление государства можно отнести такие: а) право — это система правовых норм; б) это правила поведения общего ... характера; в) эти правила имеют общеобязательный характер; ...

В изучаемой правовой семье нет понятий юридическое лицо, родительская власть, непреодолимая сила, подлог и др. Однако в нем есть такие понятия, как доверительная собственность, встречное удостоверение, треспасс,эстоппель и др., которые не встречаются в романо-германской правовой системе.

В англо-саксонской системе права нет деления норм на императивные и диспозитивные, сама норма менее общая и абстрактная, чем норма, например, французского, итальянского права.

Развитие уголовного права, которое взяло свое начало от английского феодального права образовалось особым путем нежели в большинстве стран Европы. Там уголовное право подверглось серьезным изменениям под воздействием буржуазных революций и было приведено в соответствие с общественными отношениями буржуазного общества. Конечно со временем было издано много уголовных законов, однако до сих пор существуют ряд преступлений, признаки которых могут определяться нормами общего права, а наказание устанавливаться парламентскими или иными актами.

Глава 9. Великобритания

Эволюция государственного регулирования экономики. Эволюция мировой модели капитализма в последней четверти XIX в. оказала большое влияние на положение Великобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была «мастерской мира», потеряла мировое первенство в промышленном производстве. В конце XIX — начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.

Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности особенно обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х — начала 30-х гг. Тяжелые последствия кризиса заставили правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национ ализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а также транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составили жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил 20% хозяйства страны. В результате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые создавались главным образом в национализированных отраслях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Лондонское транспортное управление, Почтовое ведомство и др.).

Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и представители руководства тред-юнионов (Национальный совет экономического развития, Финансовая корпорация по делам промышленности и др.).

3 стр., 1182 слов

Право оперативного управления (2)

4. Получение работы. Выбрать вариант оплаты наших услуг Вы можете . Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист . Право хозяйственного ведения и право оперативного управления Право хозяйственного ведения - право государственного ...