Осуществление правосудия по гражданским делам является прерогативой судебной ветви государственной власти. Однако в сфере международной торговли наряду с судебной формой защиты гражданских прав существовали и существуют иные формы, закрепленные в законодательстве различных стран. Защиту гражданских прав осуществляют также арбитражи (третейские суды).
Статья 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь объявляет третейский суд органом, компетентным разрешать гражданско-правовые споры.
Исторически сложившейся сферой деятельности третейских судов стали споры, возникающие в практике международной торговли. В силу специфики предмета международного коммерческого арбитража (МКА) его роль и место изменялись в зависимости от развития внешнеторговых связей. Ломка средневековой обособленности национальных хозяйств в XVIII-XIX вв. привела к интернационализации торговли. Именно с этого момента значение МКА неуклонно возрастало.
Необходимым условием активного торгового сотрудничества в международной области является определенность правовой регламентации возникающих гражданско-правовых отношений с иностранным контрагентом. Специфика различных форм международного экономического обмена, сам характер которого отличен от условий внутреннего оборота, предъявляет новые требования к области возможных средств разрешения споров. Вовлечение в единую мировую торговлю стран с различными уровнями развития национальных экономик вызвало необходимость определенной унификации стандартов правовой регламентации международных сделок и разрешения споров, вытекающих из них.
В последние годы в мире отмечается небывалый подъем интереса к МКА. Конечно, это связано с неуклонным ростом числа споров, разрешаемых МКА. Например, «число дел по внешней торговле, рассматриваемых Американской арбитражной ассоциацией, почти удвоилось за период с 1987 по 1992 год. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты провел 7500 арбитражных разбирательств (с 1923 года — года своего основания), из которых 3500 арбитражей имели место в течение последних 10 лет«.1
Увеличение числа арбитражных споров вовсе не свидетельствует об ухудшении положения в области исполнения обязательств. Скорее — об уменьшении латентности споров в области международной торговли. Рост применения МКА был ускорен несколькими факторами:
1) признанием существования глобальной экономики;
2) требованием справедливого и эффективного способа разрешения споров, вовлекающих стороны различной государственной принадлежности;
Международные споры: классификация и пути разрешения
... видов целесообразно проведение классификации международных споров по следующим основаниям. Предмет спора. Споры можно классифицировать по областям международного права. Так, выделяют территориальные споры, юрисдикционные споры, споры о дипломатической защите, споры в области морского права и т.д. ...
3) возрастающей поддержкой МКА со стороны государств;
4) доступностью постоянно действующих арбитражных организаций;
5) разработкой механизма признания и принудительного исполнения арбитражных решений;
6) международно-правовой унификацией норм в области МКА;
7) активной деятельностью международных организаций по пропаганде МКА и подготовке рекомендательных актов по арбитражу, предназначенных для использования предпринимателями.
По своей сути и по своему назначению МКА может быть определен как особый метод разрешения специфического круга споров. Под МКА понимается основанное на соглашении сторон разбирательство в негосударственном третейском суде гражданско-правовых споров, возникающих во внешнеэкономической сфере. Третейский (арбитражный) суд — это негосударственный суд, образованный сторонами в порядке, обусловленном их соглашением, для разрешения конкретного спора между ними (третейский суд ad hoc) либо постоянный третейский суд, действующий на основании регламента и созданный при какой-либо негосударственной организации (торгово-промышленной палате, общественном объединении, ассоциации предпринимателей и т. д.).
В отличие от общего (государственного) суда, обращение к третейскому суду происходит только на основе добровольного волеизъявления сторон арбитражного соглашения, именуемого арбитражной оговоркой (если она включена в текст контракта) или по третейской записи, которая представляет собой самостоятельный договор о передаче дела на разрешение третейского суда.
Таким образом, уже в определении МКА можно выделить особенные его черты как альтернативной формы разрешения споров:
1) негосударственный характер МКА и арбитражного процесса;
2) договорной характер подведомственности спора третейскому суду;
3) особый предмет арбитражного разбирательства (гражданско-правовые споры с иностранным элементом);
4) особый порядок формирования третейского суда (на основании соглашения сторон) и его состава (арбитры — частные лица, назначенные сторонами или в порядке, установленном сторонами);
5) не связанность МКА гражданско-процессуальными нормами страны места его проведения.
МКА обладает и другими существенными отличиями, однако главным является то, что он представляет собой негосударственную форму защиты гражданских прав по спорам, возникающим в сфере международной торговли.
I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ
В Беларуси формирование новой системы организации хозяйственных связей, развитие предпринимательской деятельности закономерно сопровождалось изменением в соотношении форм, способов и порядка разрешения споров между участниками зарождающегося свободного торгового оборота. Первым шагом было преобразование системы госарбитражей, не являвшихся судебными органами, в полноценные суды для разрешения хозяйственных споров, которые интегрировались в судебную систему.
Упрощение порядка участия во внешнеторговом обороте, когда каждый белорусский субъект хозяйствования может выступить стороной во внешнеторговой сделке, актуализировало вопрос об альтернативных формах разрешения гражданских споров, возникающих из международных торговых и иных экономических связей. Как показывает международный опыт, наиболее привлекательным для участников внешнеторговых сделок является рассмотрение споров международным третейским судом (коммерческим арбитражем).
Использование изобретений и промышленных образцов, защищенных ...
... без разрешения владельцев использования изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и промышленных образцов, защищенных свидетельствами, действующими на ... судами, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейскими судами по желанию обеих сторон, кроме споров, ... Закона об изобретениях СССР 1991 года, который в этой части сохраняет ...
Весной 1994 года при Торгово-промышленной палате Беларуси был создан Международный арбитражный суд (МАС при БелТПП).
Это огромный шаг в плане перспективы развития третейского суда в нашем государстве. В то же время для успешного функционирования третейского суда необходима хотя бы минимальная законодательная база, в которой закрепляются важнейшие принципы деятельности арбитража, его взаимодействие с государственными судами и иные вопросы. И такая база была создана в июле 1999г. законом Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде». В основу «белорусского» закона был положен Типовой закон ЮНСИТРАЛ, что, учитывая отсутствие национальных правовых традиций в этой области, является наиболее взвешенным и обоснованным решением. Типовой закон регламентирует порядок рассмотрения на национальном уровне вопросов арбитража. Кроме того, типовой закон, будучи компромиссом различных правовых теорий и взглядов на арбитраж, оставляет большую свободу для толкования его положений с учетом национальной специфики. В пользу подобного подхода к решению проблемы правовой регламентации арбитража говорит и тот факт, что к настоящему времени 18 стран с различным уровнем экономического развития и различными системами права приняли законодательные акты об арбитраже, основанные на Типовом законе.
Как показывает практика, иностранные субъекты хозяйствования более заинтересованы в разрешении возникающих между ними споров именно третейским судом, как более беспристрастным, нежели государственные.
Создание в апреле 1994 года МАС при БелТПП объясняется, во-первых, необходимостью исполнения принятых страной международных обязательств. Как известно, Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража: Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года. Во-вторых, существование подобного органа является, как сказано в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 года № 89 «О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате», одним «из основных условий осуществления внешнеэкономической деятельности».
Закон «О международном арбитражном (третейском) суде» (не считая конечно постановления Кабинета Министров № 89) является по сути единственным законодательно закрепленным актом, регламентирующим деятельность МАС при БелТПП. В этом постановлении отражены основополагающие моменты и принципы, на которых базируется и которых обязан придерживаться в своей работе МАС при БелТПП.
Помимо норм международного права и вышеуказанных нормативных актов, деятельность МАС при БелТПП регулируется утвержденным Белорусской торгово-промышленной палатой и введенным в действие 12 апреля 1994 года регламентом. Он регламентирует основные процессуальные вопросы организации и компетенции данного арбитражного органа, правила рассмотрения споров и оплату расходов по ним.
В соответствии с законом «О международном арбитражном (третейском) суде» постоянно действующий международный арбитражный суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Международный арбитражный суд является юридическим лицом и вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.
Международные арбитражные операции
... 1. Сущность, происхождение и виды арбитражных операций 1.1 Валютный арбитраж Под арбитражными операциями с иностранными валютами на международном валютном рынке понимаются сделки, заключаемые не с целью ... Тема данного реферата — международные арбитражные операции. Глобальность международного валютного рынка определяет круглосуточный режим его функционирования, торговля валютами осуществляется ...
Постоянно действующий международный арбитражный суд создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Международный арбитражный суд имеет свой устав и подлежит государственной регистрации.
Насколько же сегодня в Беларуси необходим арбитражный суд? Без МАС при БелТПП отечественные субъекты хозяйствования оказались бы в очень сложном положении. И это стало бы серьезным препятствием в развитии внешнеэкономических отношений. Но если бы даже не было никакой арбитражной записи, дело, все равно, пришлось бы рассматривать не в иностранном арбитражном суде, а в иностранном гражданском суде — судиться по месту нахождения ответчика.
Почему МАС при БелТПП и судам, аналогичным ему, доверяют больше? Прежде всего потому, что арбитры — наиболее квалифицированные юристы. В качестве арбитров выступают три профессора, доктора наук, восемь доцентов и виднейшие практики. И, вместе с тем, в списке арбитров есть и соотечественники внешнеэкономических партнеров белорусских субъектов хозяйствования. Следовательно, внешнеэкономический партнер может избрать и назначить в качестве арбитра со своей стороны того, кому он доверяет.
Надо особо отметить и то, что список арбитров, предлагаемый МАС при БелТПП, является рекомендательным, то есть стороны необязательно должны выбирать арбитров из предложенного списка. Арбитром может быть любое совершеннолетнее дееспособное лицо, которому стороны могут доверить представление их в МААС при БелТПП при разрешении данного конкретного спора.
Таким образом, прямо или опосредовано состав суда целиком формируют сами стороны.
Есть и другие обстоятельства, которые сделали международные арбитражные суды во всем мире судами для рассмотрения коммерческий споров и обслуживания внешнеэкономической деятельности экспортно-импортных сделок и споров. Это упрощенная и максимально деформализованная процедура, означающая, как правило, недопустимость обжалований решений по существу спора, что позволяет завершить рассмотрение дела в гораздо более короткие сроки. Причем, арбитражные суды не связаны жесткими процессуальными правилами, цели остаются такими же, как и в любом суде: вынесение законного, обоснованного решения, но без излишнего формализма, в камерной обстановке, которая располагает к доверительной беседе и обеспечивает максимальный эффект. Большую роль также играет конфиденциальность, ведь споры разрешаются обычно в закрытых заседаниях, а не в открытых, как в государственных судах. Любому, кто придет на заседание МАС при БелТПП со стороны, присутствие может быть разрешено лишь в том случае, если не будут возражать стороны.
К числу преимуществ стоит отнести и то, что исполнения решения МАС при БелТПП добиться гораздо легче благодаря Нью-Йоркской конвенции, участниками которой является подавляющее большинство стран мира. Что касается решений Высшего Хозяйственного суда по таким делам, то за рубежом они могут исполняться на условиях взаимности (правда, за исключением СНГ, с также стран, с которыми у Республики Беларусь есть двусторонние соглашения о правовой помощи: Польши, Литвы, Латвии, Китая и Финляндии).
Международно-правовые средства разрешения международных споров
... Безопасности. Международно-правовые средства разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН: непосредственные переговоры; добрые услуги и посредничество; смешанные комиссии — следственные и согласительные; международная арбитражная и судебная процедура. Первые три средства предполагают ...
Стоит отметить, что Республика Беларусь является также участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств участников СНГ. Согласно этой Конвенции решения государственных судов стран участниц СНГ должны исполняться в любом государстве СНГ.
Не стоит противопоставлять процедуры рассмотрения дел в арбитражном и хозяйственном судах. Здесь конкуренции быть не должно. Если дело не будет рассмотрено в МАС при БелТПП, оно, как правило, попадает в аналогичный суд за рубежом. В этом случае затраты, связанные с судебным разбирательством, оказываются на порядок выше. Участие в таких процессах белорусских юристов не совсем оправдано еще и потому, что успех дела, помимо знания иностранного языка, во многом определяется знанием особенностей зарубежного законодательства. Услуги же юристов за рубежом стоят очень дорого.
Таким образом МАС при БелТПП является постоянно действуюіим (институционным) независимым органом, осуществляющим правосудие на началах самоокупаемости.
МАС при БелТПП состоит из:
1) президиума,
2) арбитров (третейских судей),
3) секретариата,
4) информационно-консультационного центра, а также Морской арбитражной комиссии.
Президиум Международного арбитражного суда состоит из Председателя, его заместителей, Председателя Морской арбитражной комиссии, его заместителя и членов, назначаемых из числа арбитров. Председатель Международного арбитражного суда и его заместители являются также Председателем и заместителями Председателя Президиума. Председатель Международного арбитражного суда назначается Президиумом Белорусской Торгово-промышленной палаты по представлению ее Президента. Заместители Председателя, а также члены Президиума Международного арбитражного суда назначаются Президиумом Палаты по представлению Председателя суда. Председатель арбитражного суда, его заместители и члены Президиума Международного арбитража назначаются сроком на 5 лет.
Президиум арбитражного суда правомочен принимать решения, если в заседании приняли участие не менее трех его членов. Решение президиума считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих
Председатель Международного арбитражного суда и его Президиум имеют право принимать все решения и совершать все действия, которые необходимы для достижения целей Международного арбитражного суда. Заместители Председателя осуществляют те же функции, которые он им делегировал.
Развитие компьютерных технологий определило новый способ донесения информации до слушателя. Презентация — мультимедийное представление материала при помощи изображения и ключевых выдержек из текста. Портал готовых презентаций — позволяет скачать готовые презентации PowerPoint по различным дисциплинам. Данный ресурс поможет не только сэкономить время на подготовку, но и создать действительно качественную презентацию.
II. ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ
1. Добровольное согласительное урегулирование спора
Что касается видов производств, то в статье 4 Регламента МАС при БелТПП закреплено следующее: «Любое хозяйственное дело, отнесенное к компетенции Международного арбитражного суда, может быть рассмотрено как в порядке согласительного урегулирования, так и в производстве по разрешению спора.
Арбитражные суды и иные арбитражные органы РФ
... А) Высший Арбитражный Суд РФ - является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; ...
Регламент Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате предусматривает добровольное согласительное урегулирование спора (статьи 13–18).
Но, в зависимости от пожеланий сторон, примирительная процедура в МАС при БелТПП может быть проведена в соответствии с любым другим регламентом («Согласительным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли», «Примирительным регламентом Международной торговой палаты в Париже») или по особым согласованным сторонами правилам.
Функции, а также права и обязанности посредника довольно широки. Например, в соответствии со ст. 5 Примирительного регламента Международной торговой палаты в Париже «посредник проводит примирительную процедуру по своему усмотрению, руководствуясь при этом принципами беспристрастности, справедливости и правосудия1. Регламент МАС при БелТПП дает посреднику право для достижения стоящей перед ним цели лично встречаться с обеими сторонами вместе или с каждой из них в отдельности, а также использовать любые средства связи. Время и место проведения согласительного заседания посредник тоже назначает сам (с учетом пожеланий сторон).
На любой стадии согласительной процедуры посредник может обратиться к любой стороне с просьбой предоставить ему дополнительную информацию, если сочтет это необходимым. Посредник имеет также право вносить предложения по урегулированию спора. Более того: когда, по мнению посредника, имеются элементы такого урегулирования, которые были бы приемлемы для сторон, он формулирует и передает сторонам условия возможного урегулирования. По просьбе сторон посредник составляет также мировое соглашение или содействует сторонам в его составлении.
В соответствии со ст. 16 Регламента МАС при БелТПП достигнутое соглашение подписывается не только сторонами или их представителями, но и посредником. А на основе мирового соглашения посредник затем составляет решение МАС при БелТПП, которое является окончательным и обязательным для сторон. В случае же отказа или уклонения от добровольного исполнения такое решение, как и решение, которое вынесли в установленном порядке арбитры, подлежит принудительному исполнению в соответствии с нормами международного права и законодательства Беларуси.
Если достигнуть соглашения не удалось, стороны могут по взаимному согласию избрать посредника единоличным арбитром для последующего рассмотрения данного дела в производстве по разрешению спора. Целесообразность такого шага обусловлена, в частности, тем, что посредник уже хорошо разбирается в обстоятельствах дела и ему не требуется много времени для принятия решения в роли арбитра. Но выбор посредника арбитром возможен только в случае, если обе стороны спора сохранили к нему доверие, убеждены в его беспристрастности. А если это условие отсутствует и стороны не смогли договориться об избрании посредника единоличным арбитром, арбитром по назначению одной из сторон он быть не может. Ведь в такой ситуации другая сторона считает, что бывший посредник относится к ней предвзято, необъективно. В таких случаях бывший посредник не может быть также представителем или советником какой-либо стороны, свидетелем. Стороны лишаются и права ссылаться в будущем процессе на любые заявления, сделанные в ходе согласительного производства посредником другой стороны или иным участником примирительного урегулирования. Ведь заявления эти делались в расчете на компромисс, встречные уступки. И поскольку такие уступки не произошли, стороны в производстве по разрешению спора должны начинать с чистого листа. Другой подход применяется к тем документам и другим доказательствам, которые были собраны в ходе медиационного процесса. Они используются в полной мере.
Деятельность адвоката в Третейском суде
... третейских судах в Российской Федерации» регулирует порядок формирования и деятельности арбитражных судов на территории Российской Федерации. Участие адвоката, представляющего сторону в арбитражном суде, приводит к подаче иска в ... не запрещает освобождение сторон от уплаты гонорара судье. При рассмотрении спора и решения все арбитры третейского суда, участвовавшие в рассмотрении спора, имеют ...
Что же касается порядка согласительного урегулирования по Регламенту МАС при БелТПП, то этот порядок предусмотрен законом «О международном арбитражном (третейском) суде» и детально описан в стст. 13–18 Регламента. Сторона, желающая возбудить согласительное производство, направляет письменное заявление об этом в МАС. И если другая сторона примет предложение о медиации, председатель МАС в трехдневный срок назначает посредника из числа лиц, включенных в список арбитров (если стороны сами не назовут соответствующую кандидатуру).
А будучи назначенным, посредник приступает к выполнению всех своих функций, включая преобразование достигнутого сторонами мирового соглашения в решение Международного арбитражного суда со всеми вытекающими из этого последствиями.
В практике МАС при БелТПП не было случаев возбуждения согласительного производства.
2. Производство по разрешению споров
2.1. Компетенция и условия рассмотрения споров
Нет необходимости лишний раз уточнять тот факт, что участников международных экономических отношений всегда интересует конечный результат этих отношений. Осуществляя подготовку к заключению сделки, заключая и добросовестно исполняя ее, сторона сделки стремится добиться такого же надлежащего и (или) реального исполнения и со стороны своего контрагента. Первичным в регулировании этого процесса опять же является автономия воли, и, как следствие этого, многие обязательства в международных экономических отношениях прекращаются их надлежащим исполнением.
«Очень часто международные контракты содержат ссылки на то, что если между сторонами возникают спорные вопросы и разногласия по поводу исполнения условий самого контракта или в связи с ним, то в начале они должны решаться мирным путем, то есть путем переговоров. Заключаемые в связи с этим соглашения сторон учитывают их волю и, как правило, содержат положения, предусматривающие прекращение существующих обязательств с учетом принципа их реального исполнения. Однако в международных экономических отношениях сторонам не всегда удается добиться таких последствий заключенных между собой сделок. Именно поэтому споры, возникающие между сторонами при исполнении контрактов, которые они не смогли разрешить договорным путем во время переговоров, все же должны быть переданы по подсудности«1.
Анализ вышесказанного приводит к выводу, который является предопределяющим при выборе сторонами порядка рассмотрения споров, вытекающих из имеющихся отношений и при выборе ими компетентного органа, который в дальнейшем будет эти споры рассматривать. Оказывается, стороны стараются использовать самый гарантированный путь защиты своих нарушенных прав, который должен привести к реальному исполнению целей. Конечно же, они могут использовать для достижения своих целей и иные формы и методы.
Внося в договор (соглашение) «арбитражную оговорку» сторонам просто необходимо быть осведомленными о компетенции соответствующего суда, в противном случае спор, возможно, не будет рассмотрен арбитражным судом из-за неподсудности данного конкретного спора этому суду.
Конституционный суд РФ, как орган конституционного контроля
... как о деятельности контрольной, а не судебной. Другая точка зрения, нашедшая отражение в Конституции РФ 1993 г., сводится к тому, что конституционный суд является одним из судебных органов, а конституционный контроль ... дело. Это в корне противоречит роли суда как беспристрастного арбитра между спорящими сторонами. Для контрольного же органа проявление собственной инициативы в своей контрольной ...
«В производстве по разрешению спора хозяйственное дело рассматривается при наличии арбитражного соглашения, то есть соглашения о рассмотрении Международным арбитражем всех или части споров, которые могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения. Соглашение может содержаться в другом договоре в качестве одного из его условий (арбитражная оговорка), быть составлено в виде отдельного документа, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почты или любых иных средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон.
Признание недействительности соглашения, в которое включена арбитражная оговорка, само по себе не делает эту оговорку недействительной».
Границы компетенции МАС при БелТПП определены в части 2 ст. 4 закона «О международном арбитражном (третейском) суде» и в Постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь № 89. Международный арбитражный суд рассматривает:
- споры между любыми субъектами (кроме государств), возникающие при осуществлении внешнеэкономических и иных международных связей, если место нахождения или место жительства хотя бы одного из них находится за границей;
- споры между иностранными субъектами хозяйствования.
Международный арбитражный суд рассматривает также споры, относящиеся к его юрисдикции — в силу закона или международного договора Республики Беларусь.
2.2. Образование состава суда для решения конкретного спора
В соответствии со статьей 8 Регламента МАС при БелТПП «арбитром (третейским судьей) может быть любое лицо, имеющее достаточную профессиональную подготовку и необходимые личные качества». Так, в Рекомендательном списке арбитров указаны 23 кандидатуры, предлагаемые сторонам для их выбора. В качестве арбитров выступают профессора и доценты ведущих вузов республики, а также видные и наиболее квалифицированные практики. В списке также кроме арбитров из Республики Беларусь названы арбитры из России, Польши и Великобритании, что существенно помогает иностранным контрагентам в выборе наиболее приемлемого для них состава суда.
Чтобы быть избранным арбитром кандидат подает письменное заявление, которым принимает на себя обязанность исполнять функции арбитра в строгом соответствии с Регламентом МАС при БелТПП.
Для разрешения конкретных споров истцы и ответчики выбирают арбитров из списка по своему усмотрению. Сторонам также принадлежит право избирать третейскими судьями лиц, в списке не названных.
Если сторона (истец или ответчик) выбирает в качестве арбитра иностранного гражданина, то избрание считается состоявшимся, если избравшая сторона в десятидневный срок с момента избрания уплатит аванс на расходы и иные издержки, связанные с участием такого арбитра в рассмотрении дела. Таким образом, сторона избравшая иностранного арбитра должна нести все расходы, связанные с его участием.
Глава 4 закона «О международном арбитражном (третейском) суде» регулирует состав международного арбитража. Более детально данные положения закона закреплены в Регламенте международного арбитражного суда при БелТПП. В частности, часть 1 раздела 2 содержит положения о составе Международного арбитража для разрешения споров.
Уголовная ответственность за неисполнение приговора суда, решения ...
... угрозы уголовной ответственности за неисполнение судебных решений. Эта гарантия реализована в норме ст. 315 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. ... -правовой, исторический, статистический) методы познания. Теоретическая база исследования. Курсовая работа написана на основе комплексного исследования научных трудов по ...
В соответствии со ст. 19 Регламента «хозяйственный спор разрешается третейским судом в составе одного или трех арбитров». Количественный состав суда определяется соглашением сторон. Арбитром (третейским судьей) может быть избрано (назначено) с его согласия только дееспособное физическое лицо.
Если стороны договорились о разрешении спора единоличным арбитром, то они называют избранных ими по взаимному согласию лиц в качестве основного и запасного арбитров. Если же стороны в 15-дневный срок не смогли договориться о кандидатурах арбитров, то их назначает Председатель Международного арбитража. 15-дневный срок исчисляется со дня, когда другая сторона получила или должна была получить исковое заявление.
В том случае, если стороны договорились о разрешении спора тремя арбитрами, истец называет одного основного и одного запасного арбитра в исковом заявлении. Ответчик также в десятидневный срок со дня получения копии искового заявления избирает основного и запасного арбитров и обязан сообщить об избрании суду. Соистцы и соответчики избирают по одному основному и запасному арбитру. Третьи же лица права выбора арбитров не имеют.
Как следует из статьи 22 Регламента, арбитры независимы от избравших их сторон.
Два избранных сторонами арбитра в семидневный срок выбирают основного и запасного арбитра-председателя (суперарбитра).
Срок для избрания суперарбитра исчисляется со дня избрания второго арбитра (т. е. арбитра ответчика).
Если же стороны в указанные сроки не избрали арбитров, то их назначает Председатель Международного арбитража.
В том случае, если стороны не смогли договориться о количестве арбитров, Председатель Международного арбитража назначает двух основных и двух запасных арбитров, которые, в свою очередь, избирают основного и запасного суперарбитра. Также решается вопрос об избрании арбитров в случаях, когда стороны, предусмотрев коллегиальный состав арбитража, формирование его доверили Международному арбитражному суду.
Если имеются обстоятельства, свидетельствующие о личной заинтересованности арбитра в исходе дела, то арбитр обязан отказаться от рассмотрения дела или заявить самоотвод. Любая из сторон по тем же основаниям может заявить ходатайство об отводе арбитра (суперарбитра).
Заявление об отводе (самоотводе) подается в 10-дневный срок со дня получения сообщения об избрании (назначении) арбитром или суперарбитром. Заявление о самоотводе рассматривает Председатель арбитражного суда в недельный срок. Заявление сторон об отводе арбитра (суперарбитра) рассматривает Президиум арбитражного суда в 10-дневный срок. Функции отведенного арбитра переходят к запасному арбитру, о чем его немедленно извещает Председатель суда. Одновременно соответствующей стороне или арбитрам предлагается в десятидневный срок избрать соответственно нового запасного арбитра или суперарбитра. Если избрание в указанный срок не состоится, арбитров назначает Председатель Международного арбитражного суда.
В том случае, если отведенный арбитр (суперарбитр) первоначально назначался Председателем суда, нового запасного арбитра (суперарбитра) назначает он же.
Если обстоятельства не позволяют арбитру в предусмотренный Регламентом срок принять участие в рассмотрении дела, он обязан отказаться от принятия на себя функций третейского судьи.
Если арбитр в десятидневный срок не приступил к исполнению своих обязанностей, Председатель Международного арбитража передает его функции запасному арбитру. Такая же замена производится, если арбитр внезапно отказался от участия в заседании. Новый арбитр участвует в производстве по делу до его окончания. Повторное избрание или назначение запасного арбитра (суперарбитра) производится в том же порядке, что и первоначальное избрание (назначение).
После замены арбитра (суперарбитра) состав арбитражного суда с согласия сторон может заново рассмотреть вопросы, которые были рассмотрены до замены.
Президиум Международного арбитражного суда имеет право временно приостановить привлечение к рассмотрению новых хозяйственных споров арбитра, который задерживает своевременное рассмотрение дел, порученных ему ранее.
2.3. Порядок рассмотрения спора
Порядок рассмотрения споров в Международном арбитражном суде при БелТПП детально урегулирован в Регламенте. Производству по разрешению споров посвящен раздел 2 Регламента.
При разрешении споров Международный арбитражный суд руководствуется принципом равенства сторон, то есть каждой стороне предоставляются равные возможности для обоснования своих требований и возражений, защиты своих прав.
Для разрешения спора арбитру (арбитрам) предоставлен трехмесячный срок с момента их избрания (назначения).
В этот срок арбитр (арбитры) обязан рассмотреть дело и вынести решение. В случае сложности дела единоличный арбитр или председатель коллегиального состава может ходатайствовать перед Председателем арбитражного суда о продлении названного срока, но не более, чем на три месяца.
Язык судебного разбирательства стороны определяют по соглашению с учетом возможностей арбитров. При отсутствии соглашения дело рассматривается на белорусском языке. Если одна из сторон не владеет языком судебного заседания, то суд по ее просьбе и за ее счет обеспечивает услуги переводчика. Если функции по переводу показаний возьмет на себя член коллегиального состава суда или секретарь судебного заседания, то переводчик может не привлекаться.
Рассмотрение дела проводится конфиденциально, но по просьбе или с согласия сторон состав суда может принять решение рассмотреть его публично. На закрытом разбирательстве могут присутствовать члены Президиума Международного арбитража, другие его постоянные сотрудники и запасные арбитры. Суд также может допустить к участию доверенных лиц истца и ответчика (но не более двух с каждой стороны).
Все участники закрытых заседаний обязаны хранить в тайне всю полученную по делу информацию.
Все представляемые сторонами процессуальные документы должны поступать в суд в таком количестве экземпляров (копий), чтобы их было достаточно для оставления в деле, пересылки (вручения) другой стороне и каждому из арбитров. Все документы, кроме письменных доказательств, представляются на языке судебного разбирательства или переводятся на этот язык за счет представившей их стороны. Письменные доказательства предоставляются на языке оригинала. Состав суда по собственной инициативе или предложению другой стороны может потребовать перевода доказательств на язык судебного разбирательства.
Стадия возбуждения дела и подготовки его к рассмотрению начинается с подачи истцом искового заявления: «истец излагает свои требования в форме письменного заявления Международному арбитражному суду».
В соответствии со статьей 35 Регламента, в заявлении должны быть указаны:
1) наименование сторон, их почтовые адреса, телефоны, телефаксы и расчетные реквизиты; информация о представителе истца, если он подает заявление;
2) точное обозначение требований истца и цена иска;
3) факты, которыми истец обосновывает свои требования и доказательства, подтверждающие каждый из этих фактов;
4) законодательство, которое подлежит применению;
5) сведения об арбитражном соглашении между сторонами и его содержании;
6) предложения о числе арбитров и выборе или назначении их, а также фамилия, имя и отчество избранного истцом арбитра, другие необходимые сведения о нем;
7) перечень прилагаемых к заявлению документов;
8) подпись истца или его представителя и дата подачи или отправки заявления по почте. К исковому заявлению прилагаются документы или их копии, подтверждающие:
1) обоснованность искового требования;
2) наличие и содержание арбитражного соглашения;
3) уплату арбитражного сбора.
Согласно статье 36 Регламента, производство по делу считается возбужденным с момента поступления надлежаще оформленного и оплаченного искового заявления в Международный арбитражный суд. После возбуждения дела суд уведомляет об этом ответчика и направляет ему копию искового заявления, а также свой регламент и список арбитров.
После получения искового заявления ответчик в 15-дневный срок составляет и отправляет в арбитражный суд ответ на исковое заявление, в котором он:
1) высказывает мнение о наличии, действительности и содержании арбитражного соглашения;
2) излагает возражения по существу заявленных истцом требований;
3) сообщает свое мнение относительно предлагаемого истцом числа арбитров, называет в качестве арбитра конкретное лицо либо заявляет просьбу о назначении арбитра Председателем Международного арбитражного суда.
Ответчик по делу имеет также право предъявить истцу встречный иск. Встречный иск может быть предъявлен как средство защиты и в случаях, когда рассмотрение его в Международном арбитражном суде не предусмотрено особым арбитражным соглашением между сторонами. Рассмотрение обоих исков совместно обязательно в том случае, если встречный иск направлен к зачету или если удовлетворение его исключает (полностью либо частично) удовлетворение первоначального иска.
После получения искового заявления, ответа на иск и приложенных к ним документов арбитр (коллегиальный состав) готовит дело к судебному разбирательству, а затем, с учетом пожеланий сторон, назначает время и место рассмотрения дела.
В ходе производства по делу любая сторона имеет право письменным заявлением изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против них. Во время разбирательства соответствующее заявление может быть сделано в устной форме с занесением в протокол. Арбитражный суд не может допустить изменение или дополнение иска (в том числе встречного), если оно повлечет неоправданную затяжку процесса.
При рассмотрении спора Арбитражный суд не связан нормами процессуального законодательства Республики Беларусь. Судебное разбирательство проводится в таком порядке, который состав суда признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения.
Если ответчик уклоняется от представления письменных возражений против иска, а также если любая из сторон не является на судебные заседания без уважительных причин, то дело рассматривается по существу на основе доказательств, представленных другой стороной. Каждая из сторон вправе просить о рассмотрении дела в ее отсутствие. Бездействие же сторон само по себе не может рассматриваться как признание иска или отказа от него.
Разбирательство проводится в устной форме. Исключения (т. е. дело может быть рассмотрено на основании одних только письменных доказательств) могут быть если:
1) стороны прямо договорились об отказе от устного разбирательства;
2) истец ходатайствовал в исковом заявлении о рассмотрении дела на основе письменных доказательств, а ответчик в пределах срока для ответа на иск против этого не возразил;
3) ответчик в письменной форме в пределах того же срока целиком признал исковые требования.
Однако, если суд придет к выводу, что письменных доказательств недостаточно для вынесения обоснованного решения, он отменяет свое постановление о рассмотрении дела на основе одних письменных материалов и проводит устное разбирательство.
Иногда при рассмотрении дел возникает необходимость получения и фиксирования доказательств вне места проведения судебного заседания. В этом случае состав суда может обратиться с просьбой о совершении соответствующих процессуальных действий в надлежащий государственный суд в Республике Беларусь или за ее пределами. Государственный суд в пределах своей компетенции и в соответствии с порядком, установленным процессуальным законодательством Республики Беларусь, исполняет такую просьбу. Арбитражный суд может также поручить совершение упомянутых действий своему арбитру. Если для совершения действий арбитру потребуется нести расходы, то их авансом оплачивает сторона, по требованию которой совершается соответствующее действие.
Заслушав объяснения сторон, состав суда определяет порядок установления спорных фактов, получения и анализа доказательств. В частности, арбитражный суд может потребовать от сторон предоставления новых письменных доказательств, назначить экспертизу, совершить местный осмотр, допросить свидетелей.
Арбитр (коллегиальный состав) по своей инициативе или по просьбе стороны (сторон) может вынести определение об отложении рассмотрения дела или о приостановлении производства по нему. Приостановить производство можно на срок до одного года. Если в течение года со дня приостановления ни одна из сторон не потребовала возобновления дела, то приостановленное производство считается прекращенным.
Во время разбирательства ведется протокол, в котором отражается ход рассмотрения дела. Протокол также составляется при проведении процессуальных действий вне судебного заседания. Вести протокол может секретарь Международного арбитражного суда или его соответствующий сотрудник. После завершения судебного разбирательства протокол подписывается единоличным арбитром или арбитром-председателем (суперарбитром) и протоколистом. Стороны по своему желанию вправе получить надлежаще удостоверенную копию протокола.
Заключительной стадией рассмотрения спора является вынесение и исполнение постановления. Решение по делу выносится в письменной форме и подписывается арбитром или коллегиальным составом суда. Подлинность подписей подтверждается подписью Председателя международного арбитражного суда, а также печатью этого суда.
III. СОДЕРЖАНИЕ РЕШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ
В соответствии со статьей 38 закона «О международном арбитражном (третейском) суде» и ст. 49 Регламента МАС при БелТПП решение по делу может вынести только состав третейского суда, рассмотревшего спор. Коллегиальный состав выносит решение по большинству голосов. Арбитр, не согласный с большинством, пишет особое мнение, которое прилагается к решению.
Решение, по общему правилу, должно быть вынесено в десятидневный срок, а по сложным делам — в двадцатидневный срок, исчисляемый со дня окончания судебного разбирательства.
Решение выносится в письменной форме и подписывается арбитром или коллегиальным составом суда. В решении третейского суда должны быть указаны:
1) дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения спора;
2) наименование сторон и их представителей с указанием полномочий;
3) основания компетенции суда;
4) позиции сторон (их требования и возражения с фактическим и правовым обоснованием);
5) закон, которым суд руководствовался при принятии решения;
6) содержание принятого постановления, включая распределение расходов по делу;
7) обоснование решения, если стороны не договорились об отказе от него. При коллегиальном составе суда ответственность за своевременное и правильное составление обоснования несет председатель суда.
Если Председатель МАС при БелТПП до удостоверения подписей обнаружит в решении какие-либо формальные недостатки, он возвращает решение единоличному арбитру или председателю коллегиального состава суда для устранения этих недостатков. Однако Председатель не имеет права требовать внесения в текст решения таких поправок, которые затрагивают сущность постановления.
В соответствии с Регламентом, истец и ответчик могут обратиться в Международный арбитраж с заявлением об исправлении в вынесенном им решении описок (опечаток), арифметических ошибок, а также о разъяснении решения или о вынесении дополнительного решения в течение тридцати дней после получения решения, если стороны не договорились об ином,. Одновременно с заявлением в суд его копия направляется другой стороне. МАС при БелТПП в течение 15 дней с момента получения заявления об исправлении описок (опечаток), арифметических ошибок или разъяснений решения обязан рассмотреть его и вынести соответствующее определение. А в соответствии с Законом, на это дается 30-дневный срок. Заявление о внесении дополнительного решения должно быть рассмотрено в тот же срок, если соответствующее требование истца заявлено к рассмотрению в ходе разбирательства дела, но не нашло отражения в решении.
Мировое соглашение, достигнутое в ходе судебного разбирательства, подписывается сторонами и арбитром или коллективным составом. На основе мирового соглашения составляется решение Международного третейского суда, которое должно соответствовать требованиям, предъявляемым к решениям арбитражного суда.
IV. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ
Переходя непосредственно к теме исполнения решений международных арбитражных судов, сразу же следует отметить, что оно может носить двоякий характер: быть добровольным или принудительным.
Добровольному исполнению арбитражных решений способствуют соглашения, которые заключаются между национальными торговыми палатами и арбитражными учреждениями различных стран. Стороны в таких соглашениях обязуются всеми имеющимися в их распоряжении средствами не допустить недобросовестного уклонения от исполнения решений иностранных арбитражей фирмами — членами этих палат и организаций. Определенные указания подобного рода могут также содержаться и в правилах производства или регламентах арбитражных судов. Например, в ч. 2 ст. 57 Регламента МАС при БелТПП сказано, что в случае неисполнения решения президиум по заявлению взыскателя может сообщить об этом любым указанным взыскателем деловым партнером ответчика, а также торгово-промышленным палатам, иным предпринимательским организациям в Беларуси и за границей.
«Как показывает практика, арбитражные решения чаще всего добровольно исполняются теми ответчиками, которые заботятся о сохранении своей деловой и коммерческой репутации. Кроме того, если предприятие ответчика не является убыточным, имеет на счету денежные средства, то в ряде случаев для него экономически более выгодным является добровольное исполнение решения, поскольку впоследствии все издержки, связанные с принудительным приведением его в исполнение, могут быть возложены опять-таки на ответчика«1.
Вновь обращаясь к регламенту МАС при БелТПП, можно сослаться на ст. 56, где сказано, что в случае отказа или уклонения от добровольного исполнения принудительное исполнение вынесенного им решения производится в соответствии с нормами международного права и законодательства РБ
1. Порядок исполнения решений МАС при БелТПП на территории Республики Беларусь
До принятия закона «О международном арбитражном (третейском) суде» порядок исполнения решений МАС при БелТПП регулировался Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О Международном арбитражном суде при Белоусской Торгово-промышленной палате». Постановлением установлено, что в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь решения МАС при БелТПП приводятся в исполнение на территории республики через систему государственных судов в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 год).
На законодательном уровне положения об исполнении решений МАС при БелТПП было закреплено в разделе V ГПК Республики Беларусь. Так, п. 10 ст. 313 ГПК говорит: исполнению в порядке, определенном настоящим Кодексом, подлежат решения МАС при БелТПП и Морской арбитражной комиссии МАС при БелТПП. Исполнительными документами, служащими основанием для исполнения решений МАС при БелТПП, исходя из п. 1 ст. 314 ГПК являются: исполнительные листы, выдаваемые на основании решений МАС при БелТПП и Морской арбитражной комиссии МАС при БелТПП.
В целях обеспечения оперативности и эффективности исполнения решений хозяйственных судов Республики Беларусь Президент Республики Беларусь 8 октября 1997 года подписал Указ № 507 «О создании службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь».
В соответствии с Указом с 1 января 1998 года в структуре хозяйственных судов создается Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь.
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года Совет Министров Республики Беларусь утвердил Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь.
В соответствии с п. 3 Положения. исполнение решений хозяйственных судов и иных органов по хозяйственным (экономическим) спорам осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов со дня введения настоящего постановления в действие.
Что же касается исполнения решений иностранных судов, то на этот вопрос отвечает п. 9 Положения: «Служба судебных исполнителей в порядке, установленном законом, осуществляет исполение решений иностранных судов и международных третейских судов». Этот пункт относится непосредственно к МАС при БелТПП так как он является международным третейским судом.
Но закон «О международном арбитражном (третейском) суде» закрепил иной порядок, который перечеркнул ранее существующий. Так статья 44 Закона гласит: «Решение постоянно действующего международного арбитражного суда, создаваемого в соответствии с главой 2 настоящего Закона, а также решение международного арбитражного суда для рассмотрения конкретного спора, который находится на территории Республики Беларусь, исполняется в порядке, установленном хозайственным процессуальным законодательством Республики Беларусь».
Если же до принятия Закона и изменений к нему компетенция по исполнению решений МАС при БелТПП регулировалась Гражданским процессуальным законодательством, то после вступления в силу Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (1 июля 1999 года) и изменений к закону «О международном арбитражном (третейском) суде», исполнение решений регламентируется хозяйственным процессуальным правом. Так, положения об исполнении решений иностранных и международных арбитражных (третейских) судов закреплены в Приложении 2 к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь.
В соответствии с Приложением решения Международного арбитражного суда при БелТПП приравнены к решениям иностранных и международных арбитражных (третейских) судов независимо от того, в какой стране они вынесены. Фактически данной нормой законодатель ставит МАС при БелТПП (белорусский суд) в один ряд с иностранными судами, что недопустимо.
2. Порядок исполнения решений МАС при БелТПП на территории иностранных государств
Для принудительного исполнения решения МАС при БелТПП на территории иностранного государства, прежде всего, необходимо получить разрешение компетентных органов той страны, на территории которой такое исполнение испрашивается. В этой связи применяется термин «экзекватурирование», то есть выдача экзекватуры на арбитражное решение. Известным определением данного термина является следующее: в широком смысле слова «экзекватурирование» — это процедура, обычно судебная, имеющая целью придание арбитражному решению исполнительной силы, то есть способности быть приведенным в исполнение с применением, в случае необходимости, принудительных мер со стороны государственных органов по отношению обязанного лица или его имущества«1. При этом арбитражное решение не пересматривается. Основания для отказа а признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, перечисленные в статье V Нью-Йоркской конвенции, имеют процессуальный характер.
Несомненно, в первую очередь заслуживает упоминания Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение международных арбитражных решений 1958 года. По состоянию на май 1998 года в ней участвуют 112 государств, в том числе и Республика Беларусь.
Эту конвенцию РБ подписала в 1958 году и ратифицировала в 1960 году с оговоркой о том, что на территории нашего государства она применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории другого договаривающегося государства. В отношении решений, вынесенных на территории недоговаривающихся государств, конвенция применяется только в той мере, в какой данные государства признают режим взаимности.
Таким образом, признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений на территории Республики Беларусь фактически возможно и в отношении тех государств, которые не участвуют в конвенции. Для этого следует установить наличие взаимности на территории этого государства в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории республики. Взаимность в данном случае означает, что условия признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории Республики Беларусь, должны быть в данном государстве не менее благоприятны, чем условия, предусмотренные в конвенции.
Данная конвенция относит к арбитражным как решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, так и вынесенными арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу (арбитраж ad hoc), по спорам между физическими и юридическими лицами, то есть решения международных арбитражных коммерческих судов, о которых мы говорим, относятся к сфере ее действия. Важно отметить, что Нью-Йоркская конвенция устанавливает порядок признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории иного государства, чем то, на территории которого испрашивается признание и приведение в исполнение арбитражного решения.
Вместе с тем, как сказано в части 1 статьи VII данной конвенции, «постановления настоящей конвенции не затрагивают действительности многосторонних или двусторонних соглашений в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, заключенных Договаривающимися Государствами, и не лишают никакую заинтересованную сторону права воспользоваться любым арбитражным решением в том порядке и в тех пределах, которые допускаются законом или международными договорами страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение такого арбитражного решения».
Следует назвать также Женевскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 года. Анализ ее текста позволяет сделать вывод о том, что порядок признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений практически аналогичен изложенному в Нью-Йоркской конвенции. Единственное различие состоит в том, что применение статьи V.1е) Нью-Йоркской конвенции в отношении отмены арбитражного решения ограничено случаями, предусмотренными в пункте 1 статьи IX Женевской конвенции. В ней конкретизируются основания для отмены арбитражного решения на территории того государства, где оно было вынесено.
Далее идет Московская конвенция 1972 года «О разрешении арбитражным путем споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества». По состоянию на 1.07.1995 г. наряду с Российской Федерацией в ней участвуют также Болгария, Куба, Монголия и Румыния.
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РБ от 3 июня 1992 г. № 1704-XII «О процедуре правопреемственности Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР», решения по вопросам правопреемственности РБ в отношении договоров бывшего СССР, ратифицированных от его имени, принимаются председателем ВС РБ по представлению Совета министров (Министерства иностранных дел) РБ. Однако в отношении Московской конвенции такое постановление не принято.
Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, было подписано (и впоследствии ратифицировано) государствами СНГ (кроме Молдавии и Узбекистана) в Киеве 20 марта 1992 года.
Согласно ч. 2 ст. 3 соглашения, хозяйствующим субъектам государств — участников СНГ, подписавшим и ратифицировавшим его, предоставлено право «беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел», вытекающих, в соответствии с положениями ст. 1, «из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним».
«Известен случай, когда в 1997 г. белорусское предприятие пыталось исполнить решение, вынесенное МАС при БелТПП, в соответствии с положениями данного соглашения на территории Российской Федерации. И получило отказ на том основании, что к решению не был приложен исполнительный документ«2.
Действительно, согласно статье 8 соглашения «приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны», к которому среди прочих документов должен прилагаться исполнительный документ.
Более того, 1 марта 1996 года за № ОМ-37 было издано информационное письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О применении договоров и исполнении решений арбитражных судов других государств». В нем, в частности, сказано, что данное соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 марта 1993 года, «предусматривают взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским и семейным делам одного государства на территории другого. При этом под судами понимаются государственные (а не третейские) суды, которые правомочны принимать решения, получающие силу закона и подлежащие исполнению на территории государства, то есть суды общей компетенции и арбитражные (хозяйственные) суды».
Тем не менее в практике встречаются и отступления от этого правила. «На территории Российской Федерации имел место случай исполнения решения МАС при БелТПП именно на основании Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 года. Причем в данном случае исполнительный документ не прилагался к решению, а был выдан непосредственно тем российским судом, который рассматривал ходатайство о признании и приведении в исполнение вышеназванного решения«3.
Возможно, компетентные суды Республики Беларусь также поддержат эту тенденцию и решения международных коммерческих арбитражных (третейских) судов государств участников соглашения будут исполняться в соответствии с вышеназванным соглашением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МАС при Бел ТПП, так же как и другие формы разрешения споров (судебная, посредством процедуры примирения или посредничества и т. п.), имеет слабые и сильные стороны, которые должны учитываться в каждом случае, когда решается вопрос о выборе между МАС при БелТПП и государственным судом. Для организаций, осуществляющих торговые и иные внешнеэкономические операции с зарубежными партнерами, рассмотрение споров в порядке арбитража имеет ряд отчетливых преимуществ перед судебным порядком. Достоинства арбитража:
1) договорный характер компетенции МАС при Бел ТПП (т. к. на рассмотрение МАС при БелТПП могут передаваться не все споры, возникающие из определенного договора, а, например, определенная категория);
2) непродолжительность по сравнению с обычным судом срока рассмотрения дел (благодаря отсутствию апелляционной и надзорной стадий);
3) окончательность, как правило, решений арбитража, не подлежащих обжалованию;
4) большая гибкость, свобода действия и независимость не связанных процессуальными ограничениями арбитров, которые в полной мере могут учесть национальные особенности и установившуюся практику сторон;
5) компетентность МАС при БелТПП, поскольку арбитры избираются из числа видных специалистов в определенных отраслях права или лиц, специализирующихся в том или ином виде коммерческой деятельности;
6) конфиденциальность, т. е. негласный характер заседаний третейского суда, чему придается большое значение при разрешении гражданско-правовых споров частных организаций и что обеспечивает сохранность коммерческой тайны;
7) доверительный характер арбитражной процедуры в силу отсутствия представителей государственных органов и национальной пристрастности судей, что помогает быстрее достичь урегулирования спора;
8) больший объем прав сторон влиять на ход рассмотрения спора (возможность определения сторонами применимого права и процедуры арбитражного производства, например);
9) большая легкость получения принудительного исполнения арбитражного решения за рубежом по сравнению с судебным (что обусловлено наличием многосторонней конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений).
Общепризнанно, что наибольшее количество преимуществ и эффективность МАС при БелТПП проявляет в случае добросовестности сторон спора и их действительного намерения устранить неопределенности в правоотношениях.
В контрактных отношениях разного рода разногласия могут возникнуть даже между сторонами, действующими добросовестно. В большинстве случаев урегулирование споров достигается путем непосредственных переговоров между заинтересованными сторонами. Однако расхождения сторон могут принять принципиальный характер либо касаться слишком крупных сумм, когда ни одна из сторон не желает нести бремя убытков.
МАС при БелТПП, будучи достаточно действенным инструментом разрешения коммерческих споров, обладает и другим важным свойством — наличие арбитражного соглашения играет превентивную роль, предупреждая возможность возникновения споров. Стороны, осознавая легкость и реальность возбуждения арбитражного производства, проявляют большую уступчивость и готовность к достижению компромиссов.
Наряду с разрешением споров, МАС при БелТПП призван предупреждать появление спорных ситуаций, связанных с недобросовестным расчетом стороны на отсутствие правовых механизмов обеспечения ее гражданско-правовой ответственности. Суммируя современный подход к МАС при БелТПП как со стороны теоретиков, так и со стороны арбитров и предпринимателей, нужно еще раз подчеркнуть, что арбитражное разбирательство в целом лучше, чем судебное, примирение лучше, чем арбитраж, а предотвращение споров лучше, чем примирение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/poryadok-rassmotreniya-ekonomicheskih-sporov-arbitrajnyim-sudom/
1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн., 1998.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Беларусь. Мн., 1999.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 89 «О Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате».
4. Закон «О международном арбитражном (третейском) суде».
5.Положение о службе судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь.
6. Регламент Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате от 24 апреля 1994 г.
7. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 3 июня 1992 г. № 1704-ХІІ «О процедуре правопреемственности Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР».
8. Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 марта 1995 г.
9. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. г. Киев.
10. Информационное письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О применении договоров и исполнении решений арбитражных судов других государств» от 1 марта 1996 г. № ОМ-37.
11. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже. Женева. 21 апреля 1961 г.
14. Московская конвенция 1972 года «О разрешении арбитражным путем споров, вытекаюіих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества».
15. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Нью-Йорк. 29 декабря 1958 г.
16. Белорусская деловая газета.
17. Белорусский рынок.