Курсовая работа право и политика

Категория «политическая система» общества сравнительно недавно, но прочно вошла в научный оборот. В последнее время наука добилась существенных успехов в развитии теории политической системы. В частности в области теории государства и права она исследуется с помощью структурно-функционального анализа, с точки зрения соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего, выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани как структурного элемента.

Кроме того, сопоставление государства и политических систем позволяет лучше познать государство как политическую организацию общества, ярче выявляет именно политическую суть государства и государственной власти. Вот почему вопрос о месте и роли государства в политической системе, о взаимосвязи политики и права, политики и личности (как основного ядра гражданского общества) является важным и логически обоснованным в современной теории государства и права.

В этой курсовой работе мы наиболее подробно рассмотрим вопросы о соотношении государства, права, политики, об их взаимоотношениях.

В первой главе изложены положения о неразрывной связи государства и права, а также права и политики, как взаимодополняющих и вытекающих понятиях. Особое место выделяется взаимосвязи судебной власти (как государственной структуры) и политики. Рассмотрены вопросы о политической идеологии и политическом режиме.

В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные, противоречивые интересы людей, социальных слоев, классов, возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит в деятельности государства. Свои функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии. В современном обществе главными участниками развитых политических отношений являются не столько сами классы, нации и социальные группы, сколько созданные ими организации. Вокруг государства возникает целая сеть таких организаций, которые, стремясь оказать влияние на государственную власть, вступают друг с другом в конкурентную борьбу, заключают между собой союзы и компромиссы. Эта широкая панорама политических отношений представляет собой не просто разрозненные явления, а целостную, взаимосвязанную систему и понятие ей дано как «политическая». Вторая глава посвящена раскрытию понятия «политической системы», места государства в этой системе. Освящены вопросы связи государства (как основной части политической системы) и права, а также роли государства в построении правового общества. Дается раскрытие понятия «правовая надстройка» как полисистемного комплекса.

2 стр., 843 слов

Основные черты права политического убежища в Российской Федерации

... работы являются отношения, складывающиеся между государством и лицами, нуждающимися в политическом убежище. Предметом курсовой работы являются особенности реализации права политического убежища в Российской Федерации. Структура курсовой работы. ... Р.Э. Серверов не может претендовать на политическое убежище в Российской Федерации. В Кассационном определении Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. № ...

На современном этапе развития российского общества изучение содержания и форм функционирования политической системы с необходимостью требует анализа различных аспектов политико-правового состояния личности, ее взаимоотношений, как с отдельными элементами политической системы, так и с российским государством в особенности. Взаимоотношения личности и государства во многом определены характером взаимоотношений общества и личности. Изучению этих вопросов, с точки зрения развития теории государства и права, посвящена третья глава курсовой работы.

1.Соотношение государства и права.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом. Государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму. Отсюда возникает видимость самостоятельности, независимости права.

Непосредственным источником права является государство. Государство по отношению к праву определяет необходимость правового регулирования тех или иных отношений; устанавливает политические, правовые и организационные формы правотворчества; выявляет волевое содержание права; обеспечивает соблюдение и исполнение права всеми социальными субъектами и в необходимых случаях прибегает к принуждению, если нормы права нарушаются (общеизвестно, что право- ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению его норм).

Став самостоятельной силой по отношению к обществу, государство немедленно порождает новую идеологию.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.

Политика это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; она носит объективный характер, имеет свою объективную логику, независимую от тех или иных лиц, партий, движений.

7 стр., 3212 слов

Взаимодействие права и политики

... общества. Для выполнения такого предназначения государство создает соответствующую систему органов и учреждений власти, осуществляющих разработку и реализацию государственной политики. Государственная политика ... методы предусматривают использование государственно-правового принуждения, а экономические – ... права политики. § 1. Понятие и сущность государственной политики. Государственная политика ...

Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.

Политическая идеология – это система концепций, представлений о содержании, характере, динамике данного общества, совокупность взглядов о закономерностях их развития, в соответствии с которыми партии определяют свои цели и задачи, формы и способы сознательного воздействия на общественные отношения в нужном для себя направлении, т.е. вырабатывают политику.

В современных государствах политическая стратегия и тактика – прерогатива правящей политической партии; они создаются как обязательная программа для лидеров, занимающих места в парламенте, чиновничье-бюрократическом аппарате, в правительстве. Тем самым задается и программа правотворчества, осуществляемого государством в интересах определенных социальных групп, слоев, классов.

Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация и т.д. это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же, напротив, относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику.

Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство.

На современном этапе развития российского общества совершенствование правовой основы государственной и общественно-политической жизни – одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства. Сферы общественной жизни, на которые воздействуют право и государство, посредством проведения политики, неодинаковы, постоянно меняются. Не от права, а от самого государства зависит, в каких из этих сфер право используется шире и в каких – уже.

11 стр., 5220 слов

Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

... зарубежных государств, а также, по мере возможности, на судебную практику, как российских судов (Конституционного Суда, Верховного Суда), так и на практику Европейского суда по правам человека. Глава 1.Характеристика конституционного права на жизнь 1.1 Право на жизнь ...

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.