Обеспечение охраны прав и законных интересов организаций эфирного и кабельного вещания в РФ

Применительно к нуждам вещательных организаций Закон об авторском праве содержит термины «передача в эфир» и «сообщение для всеобщего сведения по кабелю». При этом Закон трактует передачу в эфир как сообщение объектов авторских и смежных прав для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения).

Логика закона такова, что кабельное телевидение в любом случае осуществляет не передачу в эфир, а сообщение для всеобщего сведения по кабелю. При этом сообщение для всеобщего сведения по кабелю приравнено к сообщению объектов авторских и смежных прав для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью иных средств.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» определяет передачу в эфир через спутник как частный вид передачи в эфир и прием сигналов с наземной станции на спутник и передачу сигналов со спутника. Объекты авторских и смежных прав – фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания – считаются доведенными до всеобщего сведения безотносительно к фактическому приему их публикой.

Мировая практика часто вступает в противоречие с достаточно ограниченным спектром законодательных возможностей деятельности вещательных организаций России. Следуя общегражданскому принципу «все, что прямо не запрещено, разрешено», российское информационное поле занимают вещательные организации, которые осуществляют платное спутниковое, платное кабельное вещание, попытки создания российского аналога «видео по требованию», «доставка по требованию» — системы, при которой зритель, используя «меню», может самостоятельно выбрать понравившиеся ему программу, фильм и оплатить именно просмотр заказа. Коммерческие замыслы многих проектов могут так и не осуществиться из-за недостаточной проработанности законодательства. Так, практически повсеместно существует деление телевизионных прав на права наземного, спутникового и кабельного вещания. Все эти права в свою очередь подразделяются на платные и бесплатные.

Таким образом, вступая в отношения с иностранным контрагентом, необходимо обратить внимание на то, какое из многочисленных телевизионных прав приобретается и соответствует ли оно целям будущего использования. Если, например, у иностранного контрагента приобретены права на передачу в эфир произведений (программ, фильмов и т.п.) для использования их на телеканале с взиманием платы с абонентов, то это не означает, что данные произведения можно использовать на «бесплатных» каналах (ОРТ, Россия и др.).

6 стр., 2911 слов

Контрольная работа: Ценные бумаги как объекты гражданских прав. ...

Цель контрольной работы - описать ценные бумаги как объекты гражданских прав, рассмотреть права передачи прав на ценные бумаги. Задачи: 1) Дать понятие ценной бумаге; 2) Кратко охарактеризовать виды ценных бумаг. 1. Ценные бумаги — особый объект гражданских прав, представляющий собой документ, который удостоверяет, с ...

Названным делением далеко не исчерпывается характеристика телевизионных прав. Так, в частности, среди платных телевизионных прав выделяют особо права «Pay-per-view» и «Video on demand», которые отличаются друг от друга тем, что в первом случае абоненты платного канала могут за отдельную плату (помимо основной) просмотреть предлагаемые какие-либо события или программы (как правило, нечто «особенное», например, матч с участием Тайсона), а во втором – абонент оплачивает в качестве основной платы именно свой выбор заказа.

С точки зрения авторского права, в мире подразделяют распространяющие спутники или, иначе, «спутники-ретрансляторы» и спутники прямого вещания.

DBS – такая передача может быть охарактеризована как вещание в техническом смысле слова, которое может быть осуществлено с оригинальной наземной станции, а спутник в этом случае является лишь антенной в космосе, и сигналы с DBS направлены для прямого приема их публикой.

В этом случае не существует ограничений для приема DBS сигнала, нельзя точно определить территорию предоставления прав на передаваемые в эфир произведения, так как возможно принимать сигнал и за пределами лицензируемой территории, географических границ (если DBS сигнал идет на принимающую антенну-тарелку соответствующего размера).

В этом проявляется особый характер подобной спутниковой передачи в эфир.

Прием широкой публикой сигналов несущих программ со спутника без посредничества наземной станции, осуществляемый DBS, не охватывается ни Брюссельской конвенцией по спутникам 1974 года, ни Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Данным Законом рассматривается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой (ст.4).

Подразделение спутниковых прав в настоящее время широко закрепилось в доктрине и контрактной практике.

При передаче в эфир программ с использованием спутников прямого вещания необходимо приобретение (продажа) именно спутниковых прав на DBS.

При использовании DBS в связи с технической реконструкцией передаточной аппаратуры может произойти непреднамеренный прием сигнала на нелицензированной территории. Урегулирование возникающих при этом проблем выплаты и сбора гонораров за использование авторского и смежных прав и выбор принципов применимого права – пока лишь предмет дискуссий специалистов международного частного права.

Заключение.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены телевизионные и спутниковые права организаций эфирного и кабельного вещания, а также была установлена неразрывная взаимосвязь авторских и смежных прав, в частности, право на передачу в эфир. Были выявлены пробелы в российском законодательстве о средствах массовой информации и проблема различий российского и международного законодательства о средствах массовой информации в части урегулирования отношений организаций эфирного и кабельного вещания Российской Федерации и других стран. В работе раскрыты понятия организаций эфирного и кабельного вещания, понятия передачи в эфир и сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Раскрыты разновидности телевизионных программ, в частности, программ бесплатного и платного, кабельного телевидения. В ходе данного исследования выявлено, что в Российской Федерации в настоящее время существуют, в основном, те программы платного телевидения, которые принимаются антенной-тарелкой «НТВ-плюс», для которой установлена определенная абонентская плата, в отличие от развитых стран, где платное телевидение более развито.

9 стр., 4340 слов

Предмет и принципы гражданского права. Гражданский кодекс Российской ...

... содержания и целей гражданско-правового регулирования. Составляющие основу гражданского права современной России принципы (или основные начала) указаны непосредственно в Гражданском кодексе (ст. 1). Важнейшими из них выступают следующие: ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravo-organizatsiy-efirnogo-i-kabelnogo-veschaniya/

Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Авторское право и средства массовой информации. Законодательные и другие нормативные акты. Разъяснения заместителя министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций В.В. Григорьева, комментарии доцента Московской государственной юридической академии С.П. Гришаева и других специалистов. М., 2002. – 192 с.

Близнец И., Леонтьев К. Право интеллектуальной собственности//Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права.- 2003. — № 2.

Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 1973.

Дорожинская Е.А. Гражданско-правовое регулирование интеллектуальной собственности. Учеб. пособие/Е.А. Дорожинская. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 112 с.

Гаврилов Э.П. Комментарии к Закону об авторском и смежных правах. М., 1996.

Гаврилов Э.п. Об обратной стороне действия Закона об авторских и смежных правах//Российская юстиция. 1996. № 2.