Правотворчество и законотворчество: понятие и соотношение

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах.

Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле правотворчество — это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

Такого рода правотворчество в юридической литературе нередко называют правотворчеством в собственном («буквальном») смысле слова. Данным понятием охватывается нормотворческая деятельность всех без исключения органов, уполномоченных на создание, изменение или упразднение правовых норм.

«Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие «правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие «правообразование» .

Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

Актуальность курсовой работы. Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

4 стр., 1530 слов

Роль общественных организаций в деятельности правоохранительных органов

... внимание уделяется профилактике правонарушений, с помощью общественности, в различных субъектах Российской Федерации и проблемы правового обеспечения такого взаимодействия. Понятие и основные формы содействия населения деятельности правоохранительных органов Профилактика правонарушений - совокупность ...

Выбранная тема курсовой работы является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель курсовой работы – изучить особенности правотворчества и законотворчества.

Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

  • изучить понятие и принципы правотворчества;
  • проанализировать понятие и стадии законотворческого процесса.

Предмет курсовой работы – правотворчество и законотворчество.

Объект исследования курсовой – общественные отношения и законодательное регулирование в сфере правотворчества и законотворчества.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Понятие и принципы правотворчества

Под правотворчеством в юридической науке нередко понимают форму государственного руководства обществом, завершающую процесс формирования права и отражающую социальные факторы этого процесса в виде возведения воли классов, социальных групп, стоящих у власти, в общеобязательные правила поведения — правовые нормы.

При некоторых различиях в формулировках общим для отечественной школы права является признание правотворчества государственной деятельностью, направленной на создание или изменение правовых норм.

Общепризнано, что законодательная деятельность есть одна из основных форм правотворчества, наиболее распространенная в Российской Федерации, правом осуществления которой наделены высшие представительные органы Федерации и ее субъектов, а также непосредственно народ — носитель и источник государственного суверенитета.

1.2 Функции правотворчества

Принципами правотворчества выступают:

1. научность. При разработке и издании нормативно-правового акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества» , опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. «Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений» ;

1.3 Виды правотворчества

Правотворчество представляет собой родовое понятие. Виды правотворчества — это видовые понятия, которые содержат все основные признаки понятия правотворчества и одновременно включают в себя особенное, характерное только для этого вида. Недостатком ряда классификаций является то, что для определения особенного (вида) и общего (рода) используются индивидуальные (уникальные) признаки. Например, стадии законотворческого процесса конкретного государства принимаются за стадии законотворчества в целом, а порой и за стадии правотворчества.

2.1 Стадии законотворчества

«Законотворческий процесс (законотворчество) представляет особый вид деятельности компетентных государственных органов по принятию, изменению или отмене правовых норм» , «носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в установленных для него формах, с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта» .

7 стр., 3290 слов

Контрольная работа: Норма права: понятие, признаки, виды. Структура ...

... государственно-правовой теории выработано, пожалуй, не меньше представлений о норме права и ее определении. 1. Понятие и признаки нормы права В конце XIX века известный русский юрист, профессор ... Московского университета С.А. Муромцев писал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, ...

2.2 Понятие юридической техники

«Эффективность работы юридических актов во многом зависит от того, насколько точно, последовательно и доступно для восприятия выражена в них воля автора. Решению этих проблем способствует юридическая техника» .

«Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия» .

2.3 Критерий классификации видов юридической техники

«Представляется, что основным критерием классификации следует избрать стадии (этапы) правового регулирования. Существуют три основные стадии» :

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, поставленные во введении цель и задачи работы успешно достигнуты.

Сделаем несколько обобщающих выводов.

Правотворчество – это стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов.

Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Список литературы [ всего 36]

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravotvorchestvo-i-zakonotvorchestvo/