Особую важность правовой мониторинг на современном ввиду необходимости достижения единого правового пространства Российской Федерации.
Несмотря на то происходит регулярное увеличение количества законодательных актов, нельзя отрицать того, что в некоторых ситуациях, принятые документы либо не согласованы друг с другом, либо не скоординированы с нормами международного права нормативных правовых актов. Основная причина в данном случае заключается в несовершенстве законодательной и юридической техники.
Именно по этой причине на современном этапе важную роль играют реализация задач органов государственной власти Российской Федерации, которые заключаются в обеспечении качества законодательства и правоприменения, а также оценка эффективности действия нормативно-пра вовых актов.
Для того, чтобы решить обозначенные проблемы решения указанных проблем, требуется разработка мониторинга правового государства. который представляет собой систему теоретических и эмпирических методов исследования, направленных на получение информации необходимой для обеспечения его оптимального состояния. В состав мониторинга правового пространства входит также правовой мониторинг общественных отношений, мониторинг законопроекта, мониторинг закона и мониторинг правоприменения.
Значительная часть предусмотренных на современном этапе правовых положений остаются спорными. В частности, до сих пор не предусмотрено единого подхода. Который бы позволил понять сущность правового мониторинга, продолжается обсуждение методов данной деятельности, отсутствует единая точка зрения, имеющая непосредственное отношение к объектам мониторинга правового пространства. Нет должного определения правовых вопросов мониторинга. Помимо этого важная роль должна уделяться практики применения мониторинга, что требует повышения квалификации данного направления.
Учитывая вышесказанного, необходимо заключить, что тема курсовой работы «Правовой мониторинг» является актуальной.
Цель работы состоит в рассмотрении теоретических и организационных аспектов правового мониторинга.
Задачи::
- предложить теоретическую характеристику мониторинга;
- рассмотреть особенности и дать определение правового мониторинга;
- исследовать правовое обеспечение мониторинга;
- выяснить специфику АИС «Правовой мониторинг».
Объектом данной курсовой работы выступает деятельность, по наблюдению, оценке и совершенствованию нормативной правовой информации и практики ее использования (применения).
Рекомендации по совершенствованию правовой работы органов Роспотребнадзора
... «Организация правовой работы в органах Роспотребнадзора и пути ее совершенствования» представлен анализ правовой работы в органах Роспотребнадзора и ее современная организация. Проблемы организации правовой работы и направления совершенствования правовой работы в органах Роспотребнадзора. В заключении ...
Предмет курсовой работы составляют нормы информационного права, научные работы и исследования по проблемам правового мониторинга, учебные пособия по информационному праву, другие источники.
В юридической науке вопросам оценки эффективности реализации правовых норм уделялось должное внимание еще с давних времен, хотя термин «правовой мониторинг» был введен в научный оборот только в конце 1990-х гг. Эту тему активно разрабатывали известные отечественные ученые-юристы: С. С. Алексеев, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, А. С. Пиголкин, И. С. Самощенко, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров и др.
Методологической основой курсовой работы выступили диалектический метод научного познания, а также методы сравнительно-правовой, системно-структурный, анализа и синтеза, формально-логический и другие.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Фрагмент работы для ознакомления
- В зависимости от степени обязательного законодательства:методика создания обязательного законодательства;методика изготовления рекомендация (модель) законы. .В соответствии с разнообразием законодательства:методика создания закона о поправке к Конституции Российской Федерации;методика создания федеральным конституционным законом;Методика составления кодекса РФ;методика создания Федерального закона;методика создания нормативно-правовой базы Российской Федерации;методика создания Конституции (Основного Закона) субъекта Российской Федерации;методика изготовления предмета закона России Федерации.В зависимости от функциональности созданного законодательным актом:Техника для создания закона о внесении изменений и дополнений в другие законы;Техника создать новую версию закона;Техника для создания закона, реализующую другой закон;Техника для создания закона о ратификации или денонсации международных договоров РФ;Техника для создания закона о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов.В. Н. Карташов, обратил внимание на необходимость различать понятия «средство правовой защиты» и «метод». Это относится к средству действующего права и закона вещей и событий, с помощью которых обеспечивается достижение целей и получения необходимых результатов.
В. Н. Карташов относится к средствам правовой защиты юридических понятий, терминов, структура и другие явления, разработанные юридической наукой и практикой. Этот инструмент также рассматривается в правовой презумпции передачи и правовых фикций и правового характера как средство юридической техники.Методы, в свою очередь, понимается как достижение целей и результатов использования конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок для юридической практики.Это право выделить следующие способы юридической техники:методы структурирования;логические методы представления;как язык изложения;методы построения правового материала по степени обобщения (абстрактно, казуистическом);способы связи между нормативными актами.Предложенная классификация средств и способов юридической техники учитывает и интегрирует предложения с соответствующими коррективами таких ученых, как В.Н. Карташов, С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров, Д.А. Керимов.Выводы по первой главе:Глава 2. Особенности правового мониторинга2.1. Понятие и виды правового мониторингаИнститут мониторинга как системы наблюдения за деятельностью субъектов в различных областях человеческой деятельности, в том числе процессах информационного обеспечения (информатизации) известен давно.
3 стр., 1342 словПравовые вопросы создания и деятельности совместных предприятий
... сущность и цели совместных предприятий; выявить сущность экономического обеспечения создания и деятельности совместных предприятий; раскрыть правовое обеспечение деятельности совместных предприятий изучить процесс создания совместных предприятий; рассказать о государственной регистрации совместных предприятий. 1.1. Сущность и цели совместного предприятия Совместным предприятием принято называть ...
Содержанием деятельности, связанной с мониторингом, является сбор и обработка информации о какой-либо системе или процессах с целью управления, контроля и порядка в наблюдаемой системе. Введение мониторинга является обязательной функцией субъекта управления любой системы.В настоящее время в России проявляют повышенный интерес к вопросам качества законодательного обеспечения и связей с общественностью является объективная потребность в организации и совершенствовании законодательства системы мониторинга и обеспечения соблюдения.Ю.А. Тихомиров характеризует правовой мониторинг как «динамический организационно-правовой институт информации и оценочную движется через все этапы управления эксплуатации, управления и т.д., которая проявляется во всех этапах происхождения и права».Для обозначения понятия, используются различные термины – «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики», «правового мониторинга пространства», «мониторинг закона». Кроме того, в качестве объекта наблюдения, используемых разными названиями: «права», «нормативный правовой акт», «законодательство», «деятельность», «событие» и т.д. Преобладает точка зрения, по-прежнему, что относятся к этому сложному процессу следует быть именно термин «правовой мониторинг», так как она охватывает деятельность по мониторингу не только для закона и других нормативных актов, но и в юридической практике.Можно дать следующее определение правовому мониторингу — систематическая, комплексная деятельность органов власти, научного сообщества, институтов гражданского общества и общественных организаций по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства и практики его применения.Термин «правового мониторинга» не означает, что мониторинг и оценка подчиняется праву и правовой системы в целом, так как область прав входит много смысла, и в правовой системе включает в себя статические и динамические объекты и явление правовой действительности, в том числе юриспруденции, правовой культуры, правосознания, которое по определению не может быть предметом мониторинга.Для того, чтобы определить характер правового мониторинга выделить его характерные признаки.1. Прежде всего, следует отметить, что правовой мониторинг является мониторинг, оценка и совершенствование нормативно-правовой информации и использования практики (приложение).Мониторинг — сбор, изучение, обобщение информации о нормотворчестве и реализации нормативных правовых актов, а также их практики реализации.Оценка — аналитическая деятельность по проверке соответствия Конституции РФ и другим федеральным законам нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также всех иных форм реализации нормативной правовой информации. Оценка правовой информации также связана с проверкой соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов и уровней власти, институтов гражданского общества и граждан.Результатом анализа (оценки) правовой информации является вывод о качестве наблюдаемого объекта и его соответствия правовым ценностям, заложенным в Конституции РФ и основным официальным документам государственной правовой политики.Совершенствование — деятельность по устранению противоречий, коллизий и ошибок в нормативной правовой информации и правореализационной практике, т.е. деятельность по повышению качества названных объектов правового мониторинга.Объектом правового мониторинга является нормативная правовая информация и деятельность (действия) по ее реализации.2. Правовой мониторинг является официальной деятельностью государства по наблюдению за правотворческим процессом и реализацией нормативного правового массива, а потому речь идет о формировании одной из важных областей государственной правовой политики в части, связанной с созданием нормативной правовой информации и практики ее использования и применения. Следовательно, субъектом правового мониторинга являются специально уполномоченные государственные органы.3. Главной целью мониторинговой деятельности является повышение эффективности и устойчивости в развитии правовой системы.Как и любой другой социальной активности, правовой мониторинг базируется на определенных принципах, среди которых особо следует выделить следующие:
- Принцип законности и объективности: сбор, анализ и оценку информации об осуществлении нормативно-правовых актов, принятых на основании субъектов правового мониторинга нормативных документов (положений), которые определяют порядок организации, способы мониторинга в установленной сфере деятельности и использование данных.
В то же время мониторинг юридических лиц, ответственных за объективность и достоверность информации мониторинга;
Государственная регистрация нормативных правовых актов в Российской Федерации
... регистрации различных видов нормативных правовых актов, исследованы структурные элементы механизма обеспечения единого правового пространства, определена роль в нем государственной регистрации нормативных правовых актов. Функциональный анализ позволил уяснить сущность государственной регистрации нормативных правовых актов как функции Министерства юстиции Российской ...
- Принцип обязательства: обязательный мониторинг в отношении осуществления всех соответствующих правил;
- Принцип информации: сбор, анализ и оценка информации о реализации нормативных правовых актов, вытекающих из органов государственной власти на всех уровнях, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственных учреждений и организаций, средств массовой информации, от граждан.- Принцип открытости информации: осуществление мониторинга данных нормативных правовых актов в полном объеме оперативно опубликованной в средствах массовой информации;
- Принцип программно-ориентированной и плановый ремонт: мониторинг реализации нормативно-правовых актов, осуществляемых в соответствии с программно-целевых установок, на плановой основе;
— Принцип финансового обеспечения: финансирование контроля за выполнением нормативно-правовых актов, осуществляемых с помощью предусмотренных для этой цели в федеральном бюджете, бюджеты субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также с помощью других средств (на основе самофинансирования).Проведение правового мониторинга включает следующие шаги:
- Определение и уточнение целей мониторинга, соответственно — выбор в своем роде. В зависимости от назначения и типа мониторинга корректируется методология встречи.- Определение объекта мониторинга с учетом специфики своей цели.На этом этапе необходимо «собрать» весь массив стандарт, относящиеся к выбранному объекту правового мониторинга, в том числе подзаконных и ведомственных нормативных актов, и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Есть важная информация о правоохранительных органах (включая статистику), в котором определяется как объект мониторинга и социологической информации, на основе результатов социологических исследований и общественного мнения и показывает уровень правового сознания.- Идентификация субъектов мониторинга (представительных органов государственной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества), их полномочий и обязанностей по мониторингу;
- обзорного должностных лиц, ответственных за его поведение.Вопрос об эффективности системы нормативных правовых актов Российской Федерации неразрывно связана с проблемой контроля их качества и дальнейшего совершенствования. При оценке эффективности нормативного правового акта определяется степенью родственных связей с общественностью, выявлять пробелы, конфликты устранены, и противоречия между нормативными правовыми актами равной юридической силы, и между актами различных уровней (федеральные, региональные) , Она обеспечивает научно обоснованный подход к выбору направлений совершенствования законодательства и, в конечном счете, внутренняя согласованность правовой системы в целом. Выявление недостатков, отмеченных нормотворчества и правоприменительной деятельности, предназначенные для мониторинга правовых, рассматривается в качестве одного из основных инструментов для повышения эффективности правового регулирования, чтобы обеспечить надлежащее качество принятых правил и их реализации.Исходя из этого, представляется, что цель правового мониторинга является обеспечение эффективного функционирования цикла правового регулирования общественных отношений, с момента придания юридической силы правовой нормы, чтобы выявить проблемы его практического применения и разработки пути дальнейшего совершенствования. Принимая во внимание указанную цель в правовой системе Российской Федерации, правовые задачи мониторинга, по мнению некоторых ученых, являются следующие:
- Определить нормативные недостатки и определить эффективность закона в целях систематизации и совершенствования законодательства;
- Создание условий для упорядочения федерального и регионального законодательства — выявление тенденций и потребностей в правовом регулировании определенного круга общественных отношений; — определение возможности и необходимости восприятия зарубежного опыта развития правовых институтов.
Таким образом, учитывая сказанное, необходимо сделать вывод, что правовой мониторинг — это деятельность органов государственной власти по наблюдению, оценке и совершенствованию нормативной правовой информации и практики ее реализации с целью повышения эффективности правовой системы.В указанном контексте, считает С.М. Миронов, правовой мониторинг можно отнести к «самым необходимым современным инструментам управления делами государства и развития гражданского общества». Кроме того, правовой мониторинг, по мнению И.Л. Бачило, имеет важное значение для открытости государственной деятельности, информированности граждан и общественности о состоянии правовой основы развития России, а также для повышения уровня правосознания и правовой культуры общества в целом. Именно поэтому актуальным является вопрос введения правового мониторинга как системы постоянного наблюдения, анализа и воздействия на правовую сферу, на все стадии жизни закона — от зарождения идеи, определения предмета регулирования до реализации норм и контроля за эффективностью их применения. Правовой мониторинг — явление в российской теории и практике относительно новое, поэтому требует продолжения изучения, осмысливания и совершенствования. По мнению ученых, существуют основания для критического переосмысления понятия правового мониторинга, в связи с нынешними реалиями российской законодательной и правоприменительной практики.2.2 Этапы правового мониторингаКак было отмечено выше правовой мониторинг представляет собой новый специфический вид юридической деятельности. Для качественного внедрения в практику правового мониторинга, конечно, нужна нормативная основа, поэтому важной правовой проблемой является законодательное регулирование деятельности по осуществлению мониторинга. Определенные положительные тенденции уже наметились в данном направлении. Так, с целью формирования четкой и упорядоченной системы правового мониторинга в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработана Концепция создания системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации, определенные нормотворческие функции возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и органы прокуратуры. Создание системы мониторинга правоприменения предусмотрено Указом Президента РФ от 20.05.2011г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Указ №657 имеет узкоцелевое назначение, для совершенствования правовой системы Российской Федерации он определяет круг субъектов, в обязанности которых входит осуществление функций по проведению государственного мониторинга правоприменения, к каковым Указом №657 отнесены Министерство юстиции РФ, Правительство РФ, Следственный комитет РФ, федеральные органы исполнительной власти РФ, органы государственной власти РФ.С целью исполнения Указа Президента №657 Правительством РФ было принято Постановление от 19 августа 2011 г. №694. Данным актом утверждена Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации. В Земельном кодексе РФ предусмотрен государственный мониторинг земель (ст.67), в ФЗ «Об охране здоровья граждан РФ» в ст.96 идет речь о мониторинге безопасности медицинских изделий. В субъектах Российской Федерации этот процесс идет более интенсивно. Во многих из них (Ямало-Ненецкий АО, Липецкая, Новгородская область, Алтайский край и др.) уже продолжительное время действуют специальные нормативные правовые акты, определяющие порядок и методику проведения правового мониторинга. Региональное законодательство постоянно продолжает развиваться в этом направлении.Во всех известных видах мониторинга (финансовый, экологический и др.) применяются определенные средства, позволяющие осуществлять наблюдение, отбирать пробы (например, пробы воды, почвы и т. п.), производить измерения (например, уровня содержания отравляющих веществ в воде, в воздухе и т. п.), сопоставлять ранее полученные результаты с вновь поступившими и т. д. Во многом их набор определяется спецификой объекта мониторинга и уровнем развития соответствующей техники. Объекты правового мониторинга расположены в правовой сфере.
Понятие, предмет, метод административного права и его место в ...
... управления делами государства. 1.2. Предмет и метод административного права Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения.4 В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые ...
Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, ...
... вопросы, отнесенные к его компетенции, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.2 По сравнению с правительствами зарубежных стран правовой статус Правительства Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и ...
Российские нормативно-правовые акты как основной источник права
... для России. Из этого следует актуальность темы. Научно и практическое значение работы заключается в систематизации взглядов законоведов по рассматриваемой проблеме. Целью работы является анализ рассмотрения нормативно-правового акта как основного источника российского ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-monitoring/
Список использованных источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-monitoring/
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20 мая 2011 года № 657 (в ред. от 25.07.2014г.) // «Собрание законодательства РФ», 23.05.2011, N 21, ст. 2930,
3. Земельный кодекс российской Федерации: федеральный закон №136-ФЗ от 25.10.2001г. (в ред. от 03.07.2016г.) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147,
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
Научная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovoy-monitoring/
5. Бачило И.Л. Мониторинг правовой системы – путь к укреплению правового государства / И.Л. Бачило // Вестник Совета Федерации. Мониторинг права в Российской Федерации. — 2006. — № 4–5. — С. 21.
6. Бачило И.Л. Правовой мониторинг – информационный ресурс для оздоровления законотворчества и правоприменения // Проблемы информационного права. Труды института государства и права РАН РФ / отв.ред. И.Л. Бачило. – 2009. — №5 — С.185-204
7. Горохов Д.Б., Глазкова М.Е. Организация правового мониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти / Д.Б. Горохов, М.Е. Глазкова // Журнал российского права. — 2008. — №4. — С. 27
8. Горохов Д.Б. Современное нормативное обеспечение мониторинга в сфере права и статус его результатов / Д.Б. Горохов // Журнал российского права. — 2012. — №9. — С. 85
9. Законодательная техника / Под ред. Ю. А. Тихомирова. — М.: Городец, 2000
10. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./ В.А. Копылов — М.: Юристъ, 2002. — 512с.
11. Мельникова В. Г. Информационное право: учебное пособие / В. Г. Мельникова, К. А. Мухаметкалиев. — Томск: факультет дистанционного обучения ТУСУРа, 2015. — 110с.
12. Миронов С. М. Теория и практика мониторинга правового пространства и правоприменительной практики: итоги и перспективы /С.М. Миронов // Вестник Совета Федерации Мониторинг права в Российской Федерации. — 2006. — № 4–5. — С. 5.
13. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология / Ю. Г. Арзамасов, Я. Е. Наконечный. — М., 2009.
14. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. Н. Н. Черногора. — М.: Международный юридический институт, 2010. — 232 с.
15. Правовой мониторинг: концепция и организация / Д.Б. Горохов, Е.И. Спектор, М.Е. Глазкова // Журнал российского права. – 2007. – № 5. – С. 25-38.
16. Савельев Д.А. Информационное право и электронное государство. Вводный курс: Учебное пособие / Д.А. Савельев – СПб: НИУ ИТМО, 2012. – 71с.
Трудовой договор как институт Российского права
... исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации личностью своей способности к труду. Предмет исследования трудовой договор как институт российского права. Вопросу определения сущности трудового договора, его отличию от гражданско-правовых договоров посвящено ...
17. Техника правового мониторинга в нормотворческом процессе / Ю.Г. Арзамасов, Я.Е. Наконечный // Нормотворческая юридическая техника / под ред. Н.А. Власенко – М., 2011
18. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга / Ю.А. Тихомиров // Право и экономика. -2006. — №10. – С.13
19. Тихомиров Ю.А. Рекомендации по проведению мониторинга действия закона / Ю.А. Тихомиров // Законодательство и экономика. — 2008. — №6. — C. 5
20. Толмачева Н.Н. Мониторинг закона – от практики к теории / Н.Н. Толмачева // Право и экономика. – 2006. — №7. – С.3
21. Усманова Л.М. Проблемы нормативного закрепления концептуальных основ правового мониторинга в Российской Федерации / Л.М. Усманова // Юридический мир. — 2011. — №7. — С. 33.
Зарубежные источники и электронные ресурсы:
22. Краткий курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности». // http:// http://studme.org/34510/informatika/informatsionnye_tehnologii_v_yuridicheskoy_deyatelnosti
23. Демаков Р.А. Правовой мониторинг как средство оптимизации законопроектной деятельности правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: journal-aael.intelbi.ru/main/wp-content/uploads/2013/07/Р.А.-Демаков.pdf
24. Магомедов Ш.Б., Пирбудагова Д.Ш. Мониторинг единого правового пространства как доктринальное обоснование конституционно-правовой целостности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа:
25. Тлупова А.В. Рассмотрение подходов к определению понятия правового мониторинга (анализ понятий правового мониторинга) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://naukarus.com
26. Официальный сайт МЮ РФ: Режим доступа: http://minjust.ru/portal_pravoprimeneniya