Осуществление широких демократических реформ в Российской Федерации закономерно предполагает развитие эффективной системы местного самоуправления. Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важной составляющей, как муниципальная служба, центральное место в которой занимает муниципальный служащий.
Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего, которое в отечественной литературе изучено не в полной мере. Надо отметить, что практическая деятельность данного субъекта, реализация им своих профессиональных прав и обязанностей напрямую связана с рядом влияющих на это социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, которые также требуют обстоятельного осмысления.
В соответствующих нормативных правовых актах сегодня провозглашены многоплановые права и обязанности муниципальных служащих. Между тем не всегда их перечень логичен, не всегда предусмотрены юридические механизмы их реализации, подчас нет конкретики в определении некоторых из их гарантий. В свою очередь, четкая регламентация правового статуса муниципального служащего, его гарантий во многом обусловливает эффективность его работы, а равно продуктивность
Важным фактором, влияющим на совершенствование муниципального управления, является адекватная юридическая ответственность муниципального служащего за ненадлежащее осуществление своих полномочий. Повышение ответственности муниципальных служащих, борьба с правонарушениями в сфере муниципальной службы выступают самостоятельными задачами в деле укрепления законности и правопорядка
Степень научной разработанности темы: В 90-е гг. местное самоуправление стало активно рассматриваться в различных аспектах: финансово-экономических основ, генезиса, смысла конституционных положений, кадровых проблем.
Целый ряд авторов исследуют проблемы изменения принципов социального строительства в современном российском обществе на муниципальном уровне. Особо следует выделить работу Р.Г. Маннапова и В.М. Рябова 2 «Современный механизм муниципального управления», в которой поднят целый комплекс социально-управленческих проблем местного уровня и практического внедрения соответствующих социальных технологий; публикации П.А. Ореховского3 , где ставятся и решаются практические проблемы управления на муниципальном уровне; исследования Е.С. Шугриной4 , где рассмотрен целый ряд социальных и социоструктурных аспектов проблемы.
Цели и принципы муниципального управления
... управлением наличие и особого со-словного управления, в сферу которого входили некоторые аспекты ведения местного хозяйства. В 1699 году городам было предоставлено право ... общие проблемы, однако старосты ... промыслами или работой. Органом городского ... гражданскую, действуя по «наказам» ... целый ряд прав и преимуществ. Дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства, имели право ...
Правовые аспекты становления системы местного самоуправления рассматриваются в работах О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева, М.А. Васильева, Ю.А. Дмитриева и ряде других исследований. В.В. Гошуляк рассматривает конституционно-правовые основы Российской Федерации и местное самоуправление как одну из этих основ. Проблемы формирования и отбора кадров местного самоуправления исследуются в трудах Ю.Н. Аксененко и Б.И. Шумратова, В.А. Гневко. В научных исследованиях В.А. Мальцева изучен количественный и качественный состава служащих.
В.В. Маркин в монографии «Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы» рассматривает местное самоуправление в контексте социального программирования, уделяет особое внимание проблеме взаимодействия местного самоуправления и системы государственной власти. Анализу проблем муниципального управления, вопросам социальной модернизации местного самоуправления посвящена работа В.А. Сологуба 5 «Местное самоуправление в современном российском обществе: изменение организационных принципов социального строительства».
Социальные и правовые аспекты становления и развития муниципальной службы были рассмотрены Г.А. Наквасиной, В.В. Кушнеревым, Л.А. Калиниченко, Н.В. Колесниковым. Среди них особо можно отметить работу Г.А. Наквасиной «Организация работы местной администрации», где рассмотрен комплекс проблем становления и развития института муниципальной службы, его правового статуса, организации и функционирования — вопросы муниципальной службы рассматриваются с юридической точки зрения.
Заслуживают внимания труд Ж.Т. Тощенко и Г.А. Цветковой «Местное самоуправление: проблемы становления. Опыт социологического анализа», монография Л.С. Аникина «Становление местного самоуправления в Российской Федерации». Эти работы позволяют увидеть сложный и противоречивый процесс институционализации местного самоуправления в современной России. А.Н. Ершов исследует теоретико-методологические основы социологического анализа местного самоуправления как социального института, социально-сущностного генезиса местного самоуправления. В работе К.А. Антипьева «Местное самоуправление как социальный институт современного российского общества» рассматривается процесс оформления местного самоуправления как социального института. Зинченко Г.П. уделяет внимание анализу муниципальной службы как социального института и особенностей ее функционирования в современном российском обществе. В своем труде «Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция» автор рассматривает социологические проблемы институционализации государственной и муниципальной службы.
Несмотря на множество работ в области муниципальной службы и местного самоуправления, вопросы собственно правового статуса муниципального служащего не получили самостоятельного и полного освещения. В тех или иных трудах рассматривались важные, но, как правило, лишь отдельные аспекты. Специально не исследовались также проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, что непосредственно влияет на качество осуществления их прав и обязанностей.
Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
... проходивших государственную службу Российской Федерации. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: Государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению ...
Объектом данной работы является муниципальная служба в Российской Федерации.
Предмет работы правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации.
Цель: выявить особенности правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации.
Решению цели способствовали следующие задачи:
- определить понятие муниципальной службы;
- раскрыть принципы функционирования
муниципальной службы; - определить понятие муниципальных служащих, охарактеризовать классификацию муниципальных
служащих; - выявить особенности правового статуса
муниципальных служащих.
Методологической базой исследования являются принцип системности. Используются методы исторического и логического анализа. Применены такие методы научного анализа, как сравнение, дедукция, аналогии и обобщение.
Наше исследование ограничится рамками современности, т.е. рассмотрим действующее на данный момент законодательство Российской Федерации. Наш выбор обусловлен тем, что такой феномен как муниципальная служба возник в нашем законодательстве сравнительно недавно.
Территориальные рамки. Российская Федерация, так как местное самоуправление в России развивается повсеместно.
Нормативно-правовую основу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, отраженные в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции Российской Федерации; Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25-ФЗ, иные нормативно-правовые акты и документы, регулирующие вопросы муниципальной службы.
Глава 1. Муниципальная служба в Российской Федерации
1.1. Понятие муниципальной службы
Понятие «муниципальная служба» появилось сравнительно недавно. В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были «государственные служащие местных органов государственной власти». .
Понятие и правовое регулирование муниципальной службы
... равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами. Целью ...
. . Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»7 также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий — это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Данный закон более четко и конкретно определил организационно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации, обеспечил единый статус муниципальных служащих — их основные права и обязанности, а также ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Также в новом законе определено, что существенным отличием статуса муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации.8 .
.
Муниципальная служба в России
... общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий» Впоследствии, понятие муниципальной службы было определено в Федеральном законе ...
трудового договора (контракта) 9 . .
Говоря о функционировании муниципальной службы, мы подразумеваем деятельность муниципальных служащих. Соответственно, принципы функционирования муниципальной службы представляют собой основные начала, руководящие идеи и требования, которые лежат в основе деятельности муниципальных служащих. К принципам функционирования муниципальной службы или деятельности муниципальных служащих относятся:
1. Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих. Верховенство закона (основного (Конституции РФ), федерального, субъекта Российской Федерации) — это его «господство» над иными актами. Данный принцип означает, что при исполнении муниципальным служащим своих обязанностей он, прежде всего, должен действовать в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия. В Конституции РФ (ст. 2) установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. 11