Состояние и развитие российской государственности представляет собой сложный и противоречивый процесс. Не является в этом плане исключением и судебное реформирование, в том числе правового статуса судей в Российской Федерации.
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную, устанавливая что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федераций, Правительству Российской Федерации и Судам Российской Федерации.
Название «Судебная власть» содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности . Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции.
Началом становления судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года, когда Верховным советом РСФСР была принята «Концепция судебной реформы». В этом документе главной задачей реформы называлось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Это положение нашло свое отражение в законе «О статусе судей» от 26 июня 1992 года и в главе «Судебная власть» Конституции 1993 года.
В связи с введением в действие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992года «О статусе судей в Российской Федерации» радикальным образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам контингент лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей.
Судебная система была разделена на федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды субъектов, районные суды, военные суды, Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов) и суды субъектов федерации (конституционные (уставные) и мировые суды).
Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти
... Президиуму Верховного Суда РФ . Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1. Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются ...
Новый этап реформы начался в ноябре 2000 года, когда президентом Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе. В результате работы этой группы в федеральные законы «О статусе судей», «О судебной системе», «О Конституционном суде» были внесены существенные поправки.
14 марта 2002 года был принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором предусматривается, что
Таким образом, актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.
Цель этой работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации.
1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
Основы конституционно- правового статуса судьи в Российской Федерации
Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». Конституция РФ — основной источник права, регламентирующий основы организации российской судебной системы и конституционно-правового статуса судьи в РФ.
С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присуще только им права и обязанности.
Совокупность этих прав и обязанностей и образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением, на судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей.
Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих
Судьям, действующим нередко совместно с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти.
В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти — законодательную (представительную) и исполнительную.
Речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц.
1.1. Порядок наделения полномочиями
1. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в
Административный процесс в Российской Федерации
... административное судопроизводство как вид судопроизводства, деятельность суда, регламентируемую в порядке, установленном нормами административного права Панова И.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10. С. 13.. Л.А. Николаева и А.К. Соловьева рассматривают административное судопроизводство ... задач. 1.1 Понятие и задачи административного ...
объективности, справедливости и беспристрастности.
2. Наделение кандидатов
Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответствующего председателя суда и заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Судьи военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего суда. Председатели военных судов и Их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов субъектов Российской Федерации; судьи верховных судов республик и равных им судов, а также судьи (в том числе председатели и их заместители) районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя соответствующего вышестоящего суда, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, с учетом предложений и по согласованию с законодательными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели федеральных арбитражных судов округов, председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации, председатели верховных судов республик и равных им судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя соответствующего вышестоящего суда, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений законодательных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители конституционных (уставных) судов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Производство в суде первой инстанции (2)
... и разрешается гражданское дело по существу. Рассматривая дело, суд первой инстанции должен четко уяснить суть требований истца и возражений ... как правило, вынесением решения от имени Российской Федерации. Разрешая дело, суд обязан вынести законное и обоснованное судебное ... указывающие на обстоятельства, наличие которых позволяет заявлять отвод судье. Судья (или заседатель) не может участвовать в деле, ...
Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.
Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения 1 . Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для
всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями
В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет 2 . При этом под «юридической профессией» понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.
Наряду с этими
полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье
запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также
совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме
научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих
Порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ 1 . Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. «Судьи независимы и
Суд как участник уголовного процесса
... судами, и в первую очередь Верховным Судом РФ . 2. 4. Состав суда при рассмотрении уголовных дел. Подсудность Конституцией РФ Новое уголовно-процессуальное законодательство отдает приоритет в осуществлении правосудия единоличному судье, ... к компетенции мировых судей, вышестоящих судов, Верховного Суда РФ , а также военных судов. Территориальный признак подсудности определяется, как правило, местом ...
подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» 2 . Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы
людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что, однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм.
При осуществлении правосудия Верховного Суда РФ независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Правовые гарантии провозглашенной в Конституции РФ независимости судей конкретизированы и развиты в законах » О статусе судей в РФ», » О судебной системе в РФ», определены гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Независимость судей Верховного Суда РФ гарантируется: установленным Конституцией РФ порядком назначения их на должности судьи; предусмотренной федеральным законом процедурой правосудия;
- запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным федеральным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом
судьи на отставку; неприкосновенностью и несменяемостью судьи; мерами его безопасности; системой органов судейского общества; предоставлением судье государством материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Материальные и социальные гарантии независимости судьи Верховного суда РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи и членов его семьи, а также принадлежащей им собственности, устанавливаются применительно к гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов, а также для соответствующих должностных лиц высших органов государственной власти.
Гарантии независимости, включая меры его правильной защиты, материального и социального обеспечения, не могут быть отменены, снижены или каким-либо иным способом ограничены иными нормативными актами РФ и ее субъектов 1 .