Дать определение организационно-правовым основам управления финансами;
- Выявить основы организации кредитного дела;
- Определить правовые основы государственного кредита;
- Установить актуальные проблемы правовых основ управления финансами и кредитом и предложить пути их решения.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Первая глава раскрывает общие вопросы, определяет основные понятия тематики исследования, обуславливает актуальность звучания вопросов. Во второй главе подробно рассматривается правовые основы государственного долга, как источника дохода государства. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме «Правовые основы управления финансами и кредитом» послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике исследования, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Глава 1. Сущность и методы управления финансами и кредитом.
Финансовая сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств. Эта сфера является одной из наиболее централизованных, в ней обеспечивается единство всех компонентов финансовой системы (кредитной, налоговой систем и иных сегментов государственных финансов и финансового рынка).
Финансовая деятельность является видом деятельности, содержанием которой является непосредственная организация государством выполнения задач пополнения фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение средств осуществляется методами финансирования (безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном, государственным организациям) и кредитование (возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и негосударственным организациям)[1].
Финансовый контроль в системе управления финансами
... органа государственного финансового контроля - Счетной палаты РФ в организации действенного финансового контроля. Цель работы – изучение финансового контроля в системе управления финансами. Объект исследования — контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового контроля, в частности, Счетной палатой РФ, Минфином РФ. Предметом исследования выступают экономические ...
Для финансовой сферы характерно проявление принципа верховенства федерального закона, жесткое закрепление требований государства в виде императивных норм, связанных с распорядительной, контрольной и стимулирующей функциями в процессе финансовой деятельности государства.
Финансовое и кредитное регулирование, включая федеральные банки, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, находится в ведении Российской Федерации.
Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами РФ регулируются различные группы финансовых отношений, касающихся исполнения бюджета, кредитования, государственных долговых обязательств, заимствований, инвестиций и т.д. Финансовые институты и отношения, вытекающие из договоров отдельных субъектов права, устанавливаются и регулируются гражданским правом.
1.1. Организационно-правовые основы управления финансами.
Под финансами понимают совокупность отношений, регулирующих образование и использование денежных средств, необходимых для выполнения функций государства. Основу финансов составляют формирование и движение денежных доходов государства, связанных с этим денежных средств юридических и физических лиц[2].
Финансы характеризуются несколькими признаками: 1) имеют преимущественно денежный характер; 2) выступают как определенный механизм распределения внутреннего валового продукта; 3) связаны с формированием денежных средств и накоплений.
Финансы разделяются на централизованные и децентрализованные.
Централизованные финансы охватывают отношения, регулирующие мобилизацию, распределение, использование государственных денежных фондов. Их основу составляют бюджетные отношения, которые обеспечивают правовое регулирование функционирования бюджетной системы.
Децентрализованные финансы связаны с образованием денежных фондов предприятий и организаций всех форм собственности за счет прибыли. В некоторых случаях государство допускает ассигнования в эти фонды из государственного бюджета (например, в децентрализованные фонды аграрного сектора).
Содержанием деятельности государства по управлению финансами выступают мобилизация, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, контроль за их движением. Особенностью правовой организации финансовой деятельности является то, что она присуща всем без исключения государственным органам.
Мобилизация денежных фондов реализуется на обязательной и добровольной основе и осуществляется в зависимости от форм собственности и характера потребностей государства в денежных средствах. Основная роль в этом процессе принадлежит обязательному методу мобилизации, который осуществляется через налоговую систему и выражается в безусловном, безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Основой этого метода выступают, прежде всего, налоги и сборы, за счет которых формируется значительная часть доходов государства. Добровольная мобилизация денежных средств реализуется путем проведения лотерей, выпуска государственных облигаций, добровольных взносов граждан и т.д.
Распределение денежных средств осуществляется через механизм финансирования и кредитования. Финансирование выступает как безвозвратная и безвозмездная передача денежных средств. Кредитование осуществляется на условиях возвратности, срочности и оплатности.
Ревизия денежных средств
... курсовые разницы отражаются обратной записью по кредиту счета 91/1 «Прочие доходы». Учет движения денежных средств при использовании прочих форм расчетов ведется на ... денежных знаков в кассе организации, средств на счетах в банках, денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, основных средств, ... для целей ревизии и подсчета ... за выполненные работы и услуги, ... одним и тем же лицам ...
Использование денежных средств связано с четко определенным целевым назначением. Денежные средства, полученные из государственного фонда, имеют точное назначение и могут использоваться только на те цели, на которые они были выделены.
Процесс управления финансами можно рассматривать как следующий ряд последовательных процедур:
1) выработка форм финансовых отношений и их совершенствование;
2) финансовая деятельность, включающая финансовое прогнозирование, составление и исполнение финансовых планов;
3) изучение, анализ и проверка соблюдения действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования[3].
В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне сферы непосредственного государственного управления, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по собственному усмотрению. Государство может оказывать воздействие на эту сферу хозяйственных отношений только через конкретную систему налогов, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки.
В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и территориальных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.
В Российской Федерации управление государственными финансами регулируется через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров высшими федеральными органами власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ[4].
Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.
Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти[5].
Министерство финансов РФ (МФ РФ):
- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
- развивает бюджетный федерализм;
- разрабатывает проект федерального бюджета;
- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
- составляет консолидированный бюджет.
На Министерство финансов возложены следующие функции:
Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации
... в нее финансовых фондов. Ее структура, 1. Понятие финансового права Российской Федерации. Особенности его предмета и метода правового регулирования. 2. Место финансового права в системе российского права. ... построения бюджетной системы. 3. Доходы бюджета (понятие, классификация). 4. Расходы бюджета (понятие, классификац Выпускная квалификационная (курсовая) работа должна структурно включать в себя ...
- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю целевого исполнения федерального бюджета и исполнения целевых средств бюджета.
В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета РФ Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. №1556 в Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства.[6] Эта система включает Главное управление федерального казначейства МФ РФ и территориальные органы субъектов РФ. Органы казначейства выполняют следующие основные задачи:
- организацию, осуществление и контроль исполнения федерального бюджета, управление средствами на счетах казначейства;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;