Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Человеческий гений изобретает невиданные ранее средства, которые устаревают, на их смену придут более совершенные, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми изобретениями. Однако всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права:
— конституционного — при определении на ней государственных границ; административного при разграничении территорий между субъектами РФ;
— гражданского — при совершении сделок с земельными участками;
— семейного — при решении споров о разделе собственности супругов;
— финансового — при земельном налогообложении;
— аграрного — при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.
Однако еще в XIX в. юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права.1
В каждой из перечисленных отраслей предметом правового регулирования
Рынок земли и земельная рента
... является рынок земельных ресурсов и рента. Предметом - взаимодействия и условия формирования рынка земли, а также изучение факторов влияющих на цену земли и её ренту. Методической базой при написании работы послужили нормативно-правовые акты, статьи и научные ...
Предметом исследования являлись совoкупность общественных отношений по землеустройству, особенности, правовая природа и различия межевания земель и земельных участков; а также теоретические положения и нормативные правовые акты, регулирующие проведение землеустроительных мероприятий.
Целью исследования является – на базе изучения теоретических положений, анализа федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также практики их применения выработать концептуальные предложения по совершенствованию правового регулирования землеустрoйства и межевания земельных участков с учетом принципа единства судьбы земельного участка и всех, прочно связанных с ним объектов. Это свою очередь обеспечит правовое регулирование рынка недвижимости, включая земельные участки.
Задачами исследования являются oсновы теоретических положений, истории развития правового регулирования землеустройства и межевания в России, а также анализа современного законодательства выявить:
— правовые аспекты
— принципы проведения
— оценить правовую природу
Предметом исследования являлись совокупность общественных отношений по землеустройству, особенности, правовая природа и различия межевания земель и земельных участков; а также теоретические положения и нормативные правовые акты, регулирующие проведение землеустроительных мероприятий.
Глава 1.
Землеустройство.
§1.1 Понятие о землеустройстве.
Землеустройство — необходимое условие
Процесс проведения землеустройства
... по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков ... устанавливалось, что землеустройство, организуя земельную площадь с соблюдением прав населения на свободный выбор ...
Записано, что землеустройство — это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).4
Землеустройство представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования земли и охрану, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов.5
Вывод:
Землеустройство необходимо рассматривать как совокупность правоотношений по определению и описанию в землеустроительных документах основных правовых характеристик земли с целью обеспечить её рациональное использование как компонента окружающей среды и объекта недвижимости. При землеустройстве определяются основные правовые характеристики земли, такие как целевое назначение, разрешенное использование, размер, границы, обременения и т. п., которые определяют содержание прав и обязанностей правообладателей земельных участков.
§1.2 Правовые функции государственного управления
землепользованием.
Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание благоприятной окружающей экологической среды, поддержание устойчивых ландшафтов и охрана земель.6
Землеустройство обеспечивает:
— планирование и организацию рационального использования и охраны земель независимо от форм собственности и форм хозяйствования;
— разработку федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территории;
Эколого-правовой режим использования и охраны земель и почвы
... государственного земельного кадастра, рациональное землепользование и землеустройство, контроль за использованием и охраной земель. Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользовании, угодий, полей, участков; процессов, ...
— межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-
— составление новых проектов и упорядочение существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель;
— определение границ земельных участков, установление границ и отвод земельных участков в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ земельных участков, подготовку документов для удостоверения прав на земельные участки;
— разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
— разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв;
закрепление и изменение на местности городской черты и черты сельских поселений;
— проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других исследовательских и изыскательских работ;
— разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием исторически сложившейся хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
— проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель (ст. 13 указанного Федерального закона);
— составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов;