Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

Актуальность исследования определяется тем, что:

  • глава любого зарубежного государства является центральной и важнейшей фигурой в системе высших органов власти вне зависимости от того кто это, монарх, либо президент. Глава государства олицетворяет собой единство нации;
  • является символом государства;
  • представляет страну на международной арене;
  • выполняет высшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;
  • служит связующим звеном между высшими органами власти.

Главы зарубежных государств играют значимую роль в судьбе не только самого государства, но и в судьбе его народа, а следовательно не только обладают большими властными полномочиями, но и несут огромную ответственность. Таким образом, по мнению автора, такие важные элементы государственного механизма как должность главы государства и его конституционно-правовой статус не должны оставаться без внимания и их следует изучить более подробно. Изучение данных понятий необходимо для более полного понимания статуса главы государства в системе государственных органов и жизни зарубежных стран.

Целью исследования является необходимость:

изучить конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах.

Поставленная цель может быть достигнута посредством решения ряда задач исследования:

  • выявить основные подходы к пониманию термина глава государства, а также определить роль главы государства в системе разделения властей;
  • проанализировать существующие формы глав государства, а также особенности замещения поста и прекращения полномочий главы государства в государствах с разными формами правления;
  • провести классификацию полномочий главы государства;
  • изучить особенности ответственности главы государства;

Объектом исследования :

являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления главой государства возложенных на него полномочий в зарубежных странах.

Предмет исследования: глава государство власть

составляют конституционные нормы, закрепляющие статус главы государства и процесс реализации его полномочий при взаимодействии с органами государственной власти в зарубежных странах.

Теоретическая основа исследования:

данный вопрос исследовали такие известные учёные как А.А. Мишин, М.А. Крутоголов, И.П. Ильинский, С.А. Егоров, А.Е. Козлов, Ф.М. Решетников, Ю.П. Урьяс, которые высказывали различные мнения о конституционно-правовом статусе главы государства в зарубежных странах.

3 стр., 1460 слов

Правовое государство в зарубежных странах

... обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинско В отличие от политических прав, ... принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность пра­вового порядка в обществе. Связанность государства правом., Реальное обеспечение прав и свобод ...

Методами исследования являются метод анализа, сравнения, а также формально-юридический метод.

Структура работы предопределяется особенностями ее содержания, и включает в себя:

введение, две главы, включающие семь пунктов, заключение, библиографический список.

Глава 1 Глава государства: теоретико-правовой аспект

1 Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей

Пост главы государства существует при всех формах правления и является неотъемлемой частью любого государства. Данная особенность объясняется тем, что каждое государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Именно эти потребности реализует глава государства.

Употребление данного понятия в различных источниках происходит в неодинаковых значениях и смыслах:

Исходя, из первого подхода , «глава государства» зачастую может определяется как высшее государственное должностное лицо, считающееся верховным представителем государства» . При этом «глава государства» ставится над существующей триадой (законодательной, исполнительной, судебной) властей и, таким образом, выводится из системы разделения властей, получая особый статус с дополнительными полномочиями . Автор отдаёт большее предпочтение данному подходу так, как считает, что данный подход более полно отражает понятие и роль главы государства в функционировании государственного механизма.

Согласно второму подходу, понятие «глава государства» употребляется как синоним понятия «глава исполнительной власти».

Третий подход, указывает на то, что «глава государства» определяется как конституционный орган и одновременно как высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, является символом государственности народа.

В учебной литературе по государственному праву главой государства называется официальное должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществлявшее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.

Профессор А.С. Автономов определяет главу государства, как лицо, которое занимает формально высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляет верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене. При этом глава государства является носителем исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством.

В разных странах глава государства в соответствии с их Конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен. В качестве примера можно привести монарха в Великобритании и президента в Индии. Либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства. Например, в таких государствах, как Египет и США. Либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти. Например, как это существует в Германии и Италии. Также глава государства может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем, как в Омане и Саудовской Аравии.

6 стр., 2583 слов

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... нужном контексте. Итак, Федеральная служба исполнения наказаний (сокращенное наименование - ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, ... курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ §1.1 Государственная служба ...

Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо. В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет.

Так, среди 15 государств — членов Европейского Союза только в одной Франции глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа Европейского Совета. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданно. Здесь необходим конкретный анализ. Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.

Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима.

В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь.

При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует различные подходы к пониманию термина глава государства, но они все свидетельствуют о том, что глава государства это неотъемлемая часть всего государственного механизма. Данное лицо призвано осуществлять высшие государственные функции, служить связующим звеном между высшими органами власти, а также осуществлять интегрирующую и контролирующую функции по отношению к системе разделения властей. Автор, склоняется к мнению о том, что у любого государства должен быть его глава потому, что только в таком единстве государства могут продуктивно развиваться.

5 стр., 2064 слов

Законодательная власть в зарубежных странах. Основы конституционного ...

... закрепило верховенство палаты общин и значительно урезало власть палаты лордов. 1 Законодательная власть в зарубежных странах В большинстве стран законодательная власть осуществляется парламентом. Считается, что родиной парламента является ... правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства; парламент избирает президента; парламент или одна из его палат ...

1.2 Глава государства и формы правления

Как уже было сказано, глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления, которая представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :

монархические (единоличные, наследственные)

республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия (дуалистическая; абсолютная; парламентарная, конституционная) — это форма государства, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству. Например, князь, царь, король, император. Монарх юридически остаётся главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. Правительство в конституционной монархии ответственно только перед парламентом. Такая форма государства сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и в некоторых других странах.

Главой государства в монархии является монарх, который рассматривается правовой доктриной и нередко законодательством как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель государственной власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления.

Важнейшие сферы государственной деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу. Действительное положение монарха в подавляющем большинстве государств значительно отличается от формально прокламируемого в законе. Реальное сосредоточение всей полноты государственной власти в его руках имеет место лишь в тех странах, в которых приверженность демократическим традициям и ценностям отсутствует, а власть сосредоточена в руках феодальной или трибальной верхушки.

Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монархии занимает центральное положение во всей системе государственных органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях).

9 стр., 4231 слов

Формы государства

... курсовой работе. Глава 1. Форма государства 1.1 Понятие и признаки формы государства Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной. Форма государства ...

Глава государства в значительной мере контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые последним законопроекты.

Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. В ряде стран его власть практически не знает правовых ограничений.

В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная власть поделена с парламентом (дуализм).

Заметно отличается от описанного выше фактическое положение монарха в парламентарных монархиях. В некоторых из них, например в Японии или Швеции полномочия монарха подверглись существенному ограничению даже в формально-юридическом плане. Японская конституция характеризует императора как символа единства нации, но не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства. Заметный шаг в сторону ограничения королевской власти делает и последняя Конституция Швеции. Важнейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. В подавляющем большинстве других парламентарных монархий глава государства номинально, по закону наделён исключительно важными прерогативами, однако на практике они осуществляются иными государственными органами, прежде всего руководителем правительства. Монарх, таким образом, должен действовать по совету своих министров, которые и несут политическую ответственность за эти действия.

Было бы, однако, неверным недооценивать возможности воздействия монарха, царствующей семьи и двора на решение государственных дел. Не имея власти, монарх, бесспорно, обладает влиянием, которое позволяет ему участвовать в процессе выработки и принятия решений.

Республика (президентская и парламентская) — это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок. Яркими примерами республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Главой государства в республиканских странах является, как правило, выборный президент. Его реальный статус и действительная политическая роль в решающей степени зависят от разновидности республиканской формы правления и особенностей политического режима. Так, в президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной, а во многих освободившихся странах с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.

Во всех случаях, когда глава государства в парламентарной республике наделён по закону более или менее значительными полномочиями, их осуществление на практике находится в ведении правительства. Акты президента в действительности исходят от правительства. Они нуждаются в скреплении подписью премьер-министра или заинтересованного министра, что служит обязательным условием их действительности.

8 стр., 3688 слов

Государство и право стран Древнего Востока

... страны, как Севера, так и Юга. В Индии , как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, ... общинной собственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, а первоначально и правом участия в выборах ... даней и повинностей Главой правительственного аппарата был визирь (джати). Являясь вторым лицом в государстве после ...

Исключительно важную роль в руководстве и управлении государственными делами играет президент в странах, где он наделен правительственной властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Он как бы совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Подобное положение типично, прежде всего, для президентских республик (США, ряд стран Латинской Америки.).

Очень большой властью обладает президент во многих освободившихся странах.

Глава государства в президентских республиках наделяется широкими полномочиями в области политического руководства. Он располагает определенными средствами воздействия на законодательный процесс, обладает распорядительной властью, важными прерогативами в области руководства вооруженными силами и гражданской администрацией.

Весьма значительными собственными полномочиями обладает глава государства в республиках со смешанными формами правления. Так, президент Французской Республики при назначении премьер-министра, досрочном роспуске Национального собрания, использовании чрезвычайных полномочий и осуществлении некоторых других мер формально принимает решение самостоятельно, и издаваемый им акт не нуждается в контрасигнации. На практике, однако, полнота власти президента зависит от расстановки политических сил, поскольку правительство должно пользоваться поддержкой парламентского большинства государства.

Исходя, из данного пункта можно сделать вывод о том, что существуют две формы правления: монархия и республика, данные формы отличаются друг от друга и соответственного имеют разное содержание, а также стиль, который используют главы в своём управлении. От существующей формы государственного правления будет зависеть положение главы в системе государственного механизма, а также сама структура государственных органов и, безусловно это окажет влияние на судьбу граждан данного государства.

3 Формы главы государства

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма — в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше. В настоящее время подобным органом является Государственный совет па Кубе, где нет президента (по конституции глава государства — председатель Государственного совета).

В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц — мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избираемый парламентом на один год существенных полномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии — выборный монарх.

Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор — его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа-Новой Гвинее избирается парламентом. После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.

4 стр., 1842 слов

Судебная власть в Республике Беларусь

... сущность обширного понятия «судебная власть» и раскроет основы ее деятельности в правовом государстве. Глава 1 Судебная власть в Республике Беларусь Судебная власть - это предоставленные специальным органам государства – судам – ... государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир. В правовом демократическом государстве ...

Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) — председателем коллегии или его заместителем.

Существует семь вариантов реализации должности или функции главы государства:

наиболее древний и традиционный — это глава государства в лице монарха. Есть три способа, посредством которых он занимает престол:

  • а) наследование (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд);
  • б) назначение либо избрание своей семьей, старейшинами династий (Саудовская Аравия, Свазиленд, Катар и другие ближневосточные монархии);
  • в) избрание другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций (Малайзия);
  • глава государства — президент. Есть также три способа приобретения этой должности:
  • а) избрание народом, гражданами;
  • б) избрание парламентом;
  • в) избрание специальными коллегиями, составленными, например, из членов парламента и представителями местных органов власти;
  • достаточно нетипичный — коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок (Куба).

    Поскольку он не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того что они должны выполняться индивидуально, то какие-то полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, один член (или глава) коллегиального органа подписывает документы, принимает верительные грамоты от иностранных послов;

  • глава государства по совместительству. Такую функцию, например, выполняет глава Правительства — премьер-министр в землях ФРГ;
  • главой государства «как бы является» генерал-губернатор (представитель британского монарха в государствах — бывших доминионах, а ныне именующихся членами сообщества) там, где нет своего главы государства (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Ямайка).

Он представляет главу государства, но с определенными оговорками;

  • также нестандартный и находящийся вне рамок нормального государственного механизма вариант — единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, главы военных хунт, провозгласившие себя главой государства, верховными начальниками;
  • наиболее экзотический, но вполне легитимный (в отличие от предыдущего) — племенной вождь, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство (Западная Самоа).

Таким образом можно выделить следующие основные формы главы государства:

наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно

7 стр., 3424 слов

Советская власть в Казахстане

... главе с Дж. и Х. Досмухамедовыми. Политический смысл образования этих националистических "плотин" состоял в том, чтобы приостановить триумфальное шествие Советской власти в Казахстане, отрезать Казахстан и Среднюю Азию от центра страны, ... в подготовке установления Советской власти в Средней Азии и Казахстане, в особенности в его южных районах. Сентябрьские события в ... самостоятельного государства. ...

властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, например Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);

  • выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;
  • узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);

— коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша).

В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Таким образом, было выяснено, что глава государства бывает единоличным и коллегиальным. Если это единоличный глава государства, то им может быть наследственный монарх, выборный президент, узурпатор. Данные лица могут по-разному прийти к власти, а также быть различными в понимании того, какой она должна быть. Коллегиальный же орган может быть в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, совершающий отдельные действия в качестве главы государства.

Исходя из информации, приведённой в данной главе можно сделать вывод о том, что теоретико-правовой аспект главы государства представляет обширную область, которая включает различные подходы к пониманию термина глава государства, а также его значительное место в системе разделения властей. Не остаются без внимания и формы правления, а также ту роль, которую осуществляет в них глава государства. Не стоит забывать и про формы глав государства потому, что их изучение позволяет получить более детальное представление о главах государства, а также о том, как они функционируют и приходят к власти.

Глава 2. Элементы конституционно-правового статуса главы государства

1 Замещение поста и прекращение полномочий главы государства в монархии. Выборы и прекращение полномочий президента республики

В зарубежных странах применяются два основных способа формирования института главы государства, соответствующие монархической либо республиканской форме правления.

Глава государства — монарх — занимает свой пост автоматически на основе действующего в стране порядка престолонаследия. Как правило, наследник престола становится главой государства сразу же при открытии вакансии в связи со смертью или отречением царствовавшего монарха, в соответствии с формулой «король умер, да здравствует король».

5 стр., 2277 слов

Учение Джона Локка о государстве и его формы

... политический Глава 2. Учение о государстве § 1. Политические взгляды Локка В 1668 году в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, который проводил абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол ...

Законодательство о престолонаследии отличается значительным разнообразием. В известной мере это объясняется историческими особенностями развития тех или иных стран. Соответствующие постановления образуют обычно составную часть конституции либо рассматриваются как акты конституционного значения (в странах, где отсутствует единая писаная конституция).

Таковы, например, Закон о престолонаследии 1953 года в Дании или аналогичный Закон 1810 года с поправками 1974 года в Швеции.

Наследование престола осуществляется на основе принципа первородства, в силу которого наследником престола признается старший прямой нисходящий потомок царствующего монарха, чаще всего мужского пола, или его прямые потомки, если прямого наследника уже нет в живых к моменту открытия вакансии. В странах, в которых наследование допускается не только по мужской, но и по женской линии (Великобритания, Нидерланды, Испания, Дания, Люксембург), женщина может унаследовать престол только при отсутствии прямых потомков мужского пола (кастильская система).

Лишь в Швеции принцип первородства распространен и на нисходящих потомков женского пола. В ряде стран женщины до сих пор исключены из круга наследников престола (салическая система).

Царствующая королева в отличие от королевы-матери или супруги монарха является полноправным и единоличным главой государства. Супруг царствующей королевы титул короля не получает.

В монархических странах Востока женщины исключены из круга наследников престола (Марокко, Иордания, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт).

При наследовании престола несовершеннолетним монархом или при временной недееспособности последнего прерогативы главы государства осуществляет специальный опекун-регент или регентский совет.

Действующее законодательство о престолонаследии, как правило, детально регламентирует вопросы старшинства, совершеннолетия, назначения регентства, порядок и процедуру вступления на престол (провозглашение, коронация.)

Во многих странах обязательным условием вступления на престол является принадлежность к господствующей религии. Так, в Великобритании предусмотрена обязательная принадлежность монарха к англиканской церкви. Из круга наследников исключаются римские католики и те, кто вступает в брак с римскими католиками. В Норвегии и Дании монарх должен исповедовать евангелическо-лютеранскую, а в Швеции — истинно евангелическую религию. В мусульманских странах обязательное условие занятия престола — принадлежность к исламу.

В парламентарных монархиях смена главы государства не влияет непосредственно на деятельность других высших государственных органов и не влечет за собой ни досрочного роспуска парламента (возможно лишь продление сессии), ни отставки правительства.

Значительным своеобразием отличается порядок замещения поста главы государства в выборных монархиях. К числу последних относят страны, в которых глава государства избирается на определенный срок монархическими правителями областей (княжеств) из своей среды. Одними из немногих примеров такой монархии являются Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты.(далее ОАЭ) Причем в ОАЭ глава государства, избираемый на пять лет абсолютистскими правителями эмиратов, именуется президентом.

Поскольку монарх — это пожизненная должность, то отстранении его практически невозможно. За исключением тех случаев, когда монарх по причине душевной болезни или физическое нездоровье не может выполнять свои функции в этих случаях является институт регентства, когда назначают кого-либо из видных политических деятелей регентом (то есть опекуном), и он выполняет функции главы государства или при больном недееспособном монархе, или при малолетнем. В некоторых случаях парламент может принять решение об отстранении монарха от власти или это решает династия, королевская семья на предложение законодательных органов или по совместному решению законодательной и исполнительной властей.

В странах с республиканской формой правления глава государства — президент — является выборным должностным лицом (первым чиновником государства), избранным на определенный срок в соответствии с требованиями и в порядке, установленными конституцией и специальными законами.

Глава государства в парламентарных республиках избирается чаще всего представительным учреждением либо коллегией выборщиков с участием парламентариев, а в президентских республиках — путем прямых выборов. Однако подобный порядок в настоящее время не является общепринятым, и строгое единообразие в способах избрания главы государства в зависимости от формы правления отсутствует. Таким образом, глава государства избирается путем либо прямых, либо косвенных выборов.

Прямые выборы президента всеобщим голосованием имеют место, например, во Франции, Исландии, Ирландии, Австрии, в странах СНГ, в большинстве стран Латинской Америки, во многих развивающихся странах. Голосование проводится в один или два тура в зависимости от того, требуется ли для избрания абсолютное или относительное большинство голосов. Так, во Франции в соответствии с конституционной реформой 1962 года в том случае, если ни один из кандидатов не соберет в первом туре абсолютное большинство голосов, проводится второй тур голосования, в ходе которого могут баллотироваться только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре.

При избрании главы государства путем косвенных выборов образуется коллегия выборщиков. Способы ее формирования могут быть различны. В ряде европейских стран (ФРГ, Италия), в некоторых освободившихся странах (Индия) коллегия выборщиков образуется из парламентариев и представителей местных выборных собраний (земель, областей, штатов).

Но и в этих странах порядок формирования коллегий и способы определения результатов значительно различаются.

В ФРГ федеральный президент избирается коллегией выборщиков, именуемой «Федеральное собрание», в которую входят депутаты Бундестага и равное им число представителей от ландтагов земель. Избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов.

В Италии коллегия по выборам президента республики состоит из депутатов, сенаторов.

Говоря, о прекращении полномочий президента вспоминают процедуру импичмента. Импичмент — это устранение главы государства (президента) от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, т.е. за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства.

Президент США, например, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, или иного тяжкого преступления. Процедуру импичмента осуществляет парламент — Конгресс США. Нижняя палата — палата представителей — возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о виновности, выступая, как суд присяжных Конгрессмены решают голосованием, виновен президент или не виновен. Если вину президента подтвердит нижняя палата, то дело будет рассматривать Сенат под председательством главы Верховного суда.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Такой порядок в Конституции Франции. Дело о правонарушении, совершенное главой государства, рассматривается в обеих палатах парламента, обе палаты должны подтвердить обви