Применение полицией огнестрельного оружия

Одной из наиболее важных проблем, связанных с проведением в Российской Федерации демократических преобразований, является реальное обеспечение прав и свобод человека, в том числе путем защиты личности от противоправных посягательств. От решения этой проблемы в немалой степени зависит характер будущего российского государства и темпы его интеграции в мировое демократическое сообщество.

Такое положение вызывает необходимость усиления правоохранительной функции государства. Закономерно, что стремительное нарастание криминального насилия вызывает потребность в принятии жестких правовых средств противодействия ему. Одним из таких действенных средств в любой стране и при любом уровне преступности является применение и использование огнестрельного оружия. Вместе с тем применение оружия затрагивает настолько ценные блага, что диктует необходимость особо тщательной правовой регламентации данной меры, безусловного соотнесения ее с конституционными положениями, во-первых, о гарантиях человека на всестороннюю защиту его прав и свобод со стороны государства, во-вторых, о пределах вторжения органов государства в эти права и свободы.

Интересы соблюдения и защиты прав человека и гражданина требуют возможно более полного и детального перечисления в законе всех прав полиции.

Цель данной работы – рассмотреть особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Для достижения данной цели были поставлены

  • рассмотреть международные стандарты и принципы применения оружия
  • рассмотреть правовые основания применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции
  • рассмотреть порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции
  • рассмотреть гарантии личной безопасности сотрудников полиции при применении огнестрельного оружия.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере использования огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие использование сотрудниками полиции огнестрельного оружия, а также теоретические труды по данному вопросу.

13 стр., 6007 слов

Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

... регламентирующее порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 1. Определение порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Законе «О Полиции» 1.1 Порядок применения сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия Порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия - это ...

В процессе написания работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: ФЗ «О полиции», Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» и другие.

Решение поставленных задач производилось с применением широкого спектра научных методов: логико-аналитического, сравнительно-правового, системно-структурного.

Были использованы труды следующих специалистов: Кокорева А.Н., Муранова А.К. и других.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Международные стандарты и принципы применения оружия

Составной частью международного права являются положения о запрещенных средствах ведения войны, к которым относятся:

  • взрывчатые и зажигательные пули;
  • пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;
  • удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства;

-бактериологическое (биологическое) и токсичное оружие, конкретные виды обычного оружия (необнаруживаемые осколки в человеческом теле, некоторые виды мин, мины — ловушки, зажигательное оружие — в отношении гражданского населения), средства воздействия на природную среду, химическое оружие 1 .

Значительным успехом международного сообщества в деле совершенствования и дальнейшего развития международного права о запрещенных методах и средствах ведения войны является принятие в 1995 г. нового дополнительного протокола — «Протокола об ослепляющем лазерном оружии» (Протокол IV) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения. В соответствии с данным Протоколом запрещается применять лазерное оружие в целях причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы, т.е. незащищенным органам зрения или органам зрения, имеющим приспособления для корректировки зрения. «Постоянная слепота» по смыслу Протокола означает необратимую и неисправимую потерю зрения, которая вызывает серьезную инвалидность, не поддающуюся излечению. Договаривающиеся стороны взяли обязательства не передавать такого оружия никакому государству, а также никакому негосударственному образованию.

При применении лазерных систем государства — участники Протокола должны принимать все возможные меры предосторожности для того, чтобы избегать случаев причинения постоянной слепоты органам зрения людей, не использующих оптических приборов. Такие меры предосторожности предполагают проведение специальной подготовки личного состава вооруженных сил и другие практические меры. Предусмотренные Протоколом запрещения не распространяются на случайные или сопутствующие ослепления в процессе правомерного применения лазерных систем в военных целях, включая использование лазерных систем против оптического оборудования.

Протокол об ослепляющем лазерном оружии вступает в силу согласно положениям, закрепленным в п. п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции, т.е. по истечении шести месяцев после даты, к которой двадцать государств уведомили о своем согласии на обязательность для них этого Протокола.

15 стр., 7150 слов

По криминалистике «Расследование незаконного оборота оружия, ...

... огнестрельного оружия (ст. 224), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране названных объектов (ст. 225) либо их хищение или вымогательство (ст. 226). С криминалистической точки зрения ... незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и ситуационные особенности деятельности по раскрытию и расследованию этих преступлений. Предметом, Целью курсовой работы Указанные ...

На Конференции государств — участников Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, по рассмотрению действия Конвенции, состоявшейся 22 апреля — 3 мая 1996 г., принят Протокол с поправками, который включает «Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин — ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 года» (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.).

Протокол II с поправками принципиально отличается от ранее принятого и по форме, и по содержанию.

Сфера действия Протокола II в новой редакции расширена включением положения о том, что он распространяется на внутренние вооруженные конфликты.

Вместо 9 статей Протокол II содержит 14, в которых рассматриваются вопросы: сферы применения (ст. 1); определения (ст. 2); общих ограничений на применение мин, мин — ловушек и других устройств (ст. 3); ограничения на применение противопехотных мин (ст. 4); ограничения на применение противопехотных мин, не являющихся дистанционно управляемыми минами (ст. 5); ограничения на применение дистанционно устанавливаемых мин (ст. 6); запрещения в отношении применения мин — ловушек и других устройств (ст. 7); передачи (ст. 8, которую, судя по содержанию, правильнее было назвать «запрещение на передачу мин»); регистрации и использования информации о минных полях, минных районах, минах, минах — ловушках и других устройствах и международного сотрудничества (ст. 10); технологического сотрудничества и помощи (ст. 11); защиты от воздействия минных полей, минных районов, мин, мин — ловушек и других устройств (ст. 12); консультации высоких договаривающихся сторон (ст. 13); соблюдения (ст. 14).

Кроме того, Протокол II с поправками содержит значительно отличающееся от прежде принятого техническое приложение (о регистрации местоположения мин, не являющихся дистанционно устанавливаемыми минами, минных полей, минных районов, мин — ловушек и других устройств; спецификации по обнаруживаемости, по самоуничтожению и самодеактивации, международные знаки для обозначения минных полей и минных районов).

Но он не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядок, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами 2 .

Новым моментом, зафиксированным в ст. 3 Протокола с поправками, является положение, согласно которому государства (стороны в конфликте) несут ответственность за все мины, мины — ловушки и другие устройства, которые они применяют. После прекращения активных военных действий они должны производить разминирование, ликвидацию и уничтожение минных полей, минных районов, мин, мин — ловушек и других устройств или содержать их при соблюдении требований, обусловленных документом. Запрещается при всех обстоятельствах применять любую мину, мину — ловушку или другое устройство: а) предназначенное для того, чтобы причинить, или которое способно причинить чрезмерные повреждения или ненужные страдания; б) в котором используется механизм или приспособление, специально спроектированное таким образом, чтобы боеприпас взрывался от присутствия общедоступных миноискателей в результате их магнитного или иного неконтактного влияния при нормальном использовании в ходе операций по обнаружению.

14 стр., 6660 слов

Особенности регулирования труда дистанционных работников (2)

... отношений работника и работодателя сравнительно недавно были приняты поправки в Трудовой кодекс РФ, легализующие труда дистанционных работников. В Трудовом кодексе РФ была закреплена правовая ... компетенции работодателя, который, к примеру, получает разрешения санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора. Дистанционные работники, зачастую не нуждаясь и не обладая постоянным рабочим местом, ...

Кроме того, запрет устанавливается на применение самодеактивирующихся мин, оснащенных элементом неизвлекаемости 3 .

Данным документом запрещаются все противопехотные мины, не поддающиеся обнаружению (ст. 4).

Техническим приложением к Протоколу определено, что мины, произведенные до 1 января 1997 г., должны иметь в своей конструкции материал или устройство, которые дают возможность их обнаружить с помощью общедоступных технических средств и обеспечивать ответный сигнал, эквивалентный сигналу от 8 или более граммов железа. Мины, произведенные до этой даты, также должны обладать аналогичными техническими характеристиками и поддаваться обнаружению. Устанавливаются определенные ограничения на применение противопехотных мин, не являющихся дистанционно управляемыми. В частности, запрещается применять мины, которые не обладают свойствами самоуничтожения и самодеактивации, за исключением случаев: а) установления такого оружия в пределах района с промаркированным периметром, который обеспечивает недопущение гражданских лиц в этот район; осуществления разминирования района до его оставления, если он не переходит к войскам другого государства, которые принимают ответственность за последующее разминирование этого района (ст. 5).

Запрещается применение дистанционно устанавливаемых противопехотны х мин, если они не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодеактивации, а также дистанционно устанавливаемых мин, не являющихся противопехотными минами, если они в той степени, в какой это осуществимо, не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации и не имеют резервного элемента самодеактивации.

О любой установке дистанционно устанавливаемых мин, которые могут представлять опасность для гражданского населения, производится эффективное заблаговременное оповещение (ст. 6).

Принципиально новым в Протоколе с поправкой являются

а) не передавать никакую мину, применение которой запрещено;

  • б) не передавать никакую мину никакому получателю, помимо государства или государственного учреждения, уполномоченного получать такие передачи;
  • в) проявлять сдержанность при передаче любой мины, применение которой ограничено.

В частности, речь идет об обязательствах договаривающихся сторон не передавать никаких противопехотных мин государствам, не связанным Протоколом с поправками, если только получающее государство не соглашается соблюдать его положения;

  • г) обеспечивать, чтобы любая передача совершалась при полном соблюдении как передающим, так и получающим государством соответствующих положений.

В целях обеспечения соблюдения Протокола с поправками государства должны предпринимать любые меры, включая законодательные, для предотвращения и пресечения его нарушений. Такими мерами являются установление уголовных санкций для лиц, которые в процессе вооруженного конфликта умышленно причиняют смерть или серьезные увечья гражданам, и предание таких лиц суду. В вооруженных силах должны быть изданы соответствующие инструкции и устанавливаться необходимые процедуры, направленные на подготовку личного состава в соответствии с требованиями, вытекающими из Протокола.

6 стр., 2908 слов

Космическая съёмка. Виды и свойства космических снимков, применение ...

... и разностороннюю информацию. Космические снимки нашли широкое применение при изготовлении ... системе фотоаппаратов с точки зрения качества изображения, которое должно быть хорошим по всему полю. Особенно высоки ... съемке. Космическая съемка различается по: масштабам, пространственному разрешению, обзорности, ... Особенно эффективно космическое фотографирование в труднодоступных районах, где полевые ...

Протокол в новой редакции приняли 55 стран. Он вступит в силу в соответствии со ст. 8 Конвенции после того, как будет ратифицирован 20 государствами.

Принятие данного документа явилось еще одним важным шагом, направленным на избавление от антигуманных средств ведения войны, которые ежедневно причиняют огромные беды и страдания сотням людей, включая беззащитных гражданских лиц (детей, женщин, стариков), порождают другие тяжкие последствия, препятствуют восстановлению экономики государств 4 .

Протокол II с поправками активизировал международное общественное мнение на проведение дальнейших радикальных мер, направленных на всеобщее запрещение противопехотных наземных мин, которые ежегодно калечат и убивают около 26 тысяч человек (90% из которых — гражданские лица).

По подсчетам в 68 странах (прежде всего это касается Афганистана, Анголы, Камбоджи, Мозамбика, бывшей Югославии) находится 85 — 110 млн. противопехотных наземных мин и ежегодно устанавливается около двух миллионов новых мин

В государствах за последние годы стал набираться темп в развитии мер по всеобщему запрещению этого опасного оружия. В мае 1996 г. Б. Клинтон заявил, что США прекратят использование несаморазрушающихся наземных мин и уничтожат существующие у них запасы к концу 1999 г., за исключением размещенных на Корейском полуострове. Он также обещал оказание помощи в разминировании5 . Дания объявила о запрете на использование ее вооруженными силами противопехотных наземных мин.