Понятие источники и основные принципы международного экологического права

Международно-правовое регулирование, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства земных пространствах, правовой статус и режим которых определяется исключительно международным правом. Это морские пространства за пределами национальной юрисдикции соответствующих государств, а также воздушное пространство над ними. Особый статус и режим предусмотрен, как уже отмечалось, в этом плане для района Антарктики.

Соответственно, меры охраны окружающей среды в пределах таких пространств могут и должны предприниматься на уровне общего международного права путем заключения тех или иных универсальных международных конвенций об охране окружающей среды и рациональном природопользовании, что и имеет место на практике. Решающая роль в разработке проектов таких конвенций принадлежит Организации Объединенных Наций, некоторым ее специализированным учреждениям (ВОЗ, ИМО, ИКАО, МОТ), а также Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ).

В числе таких конвенций универсального характера: Конвенция относительно вмешательства в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения 1971 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Международная конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.; Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.; Конвенция о мигрирующих видах диких животных 1979 г.; Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Венская конвенция о защите озонового слоя Земли 1985 г.

Исключительное значение ныне приобрела Конвенция ООН по морскому праву, о которой речь шла в гл. XVII.

Эта конвенция содержит специальную ч. XII, которая озаглавлена «Защита и сохранение морской среды» и содержит статьи, составляющие содержание 11 разделов этой части Конвенции.

В частности, заключительная ст. 237 этой части Конвенции устанавливает, что соответствующие ее положения не наносят ущерба конкретным обязательствам, принятым на себя государствами по заключенным ранее специальным конвенциям и соглашениям, которые касаются защиты и сохранения морской среды, а также соглашениям, которые могут быть заключены в развитие общих принципов, изложенных в настоящей Конвенции.

8 стр., 3863 слов

Объекты международной правовой охраны окружающей среды

... прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право. 1. Объекты международной правовой охраны окружающей среды Проблема охраны окружающей среды не является проблемой отдельных стран или отдельного региона, а ... ущерба или причинения ущерба другому государству. В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к ...

В свою очередь, вступительная ст. 192 ч. XII Конвенции гласит: «Государства обязаны защищать и сохранят морскую среду». А ст. 194 предусматривает, что государства в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно обязаны принимать все меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этих целей практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и должны стремиться согласовывать свою политику в этом отношении».

Приведенные положения можно сформулировать и в более общем виде: государства обязаны защищать и сохранять окружающую (или природную) среду, использовать для этой цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении.

Однако такие общие международно-правовые положения при всей их важности далеко не решают проблемы защиты и сохранения окружающей среды, во-первых, потому, что наиболее угрожающие ее сохранению в данный момент виды деятельности выявляются в ходе мониторинга окружающей среды; во-вторых, потому, что наилучшими практически применимыми средствами в деле охраны окружающей среды многие государства не располагают то ли в силу их научно-технической отсталости, то ли в силу дороговизны таких средств, то ли по иной причине.

Поэтому становление и развитие права окружающей среды происходит главным образом путем заключения международных договоров двустороннего, локального или универсального порядка, касающихся запрещения определенных видов деятельности или минимизации их вредных для окружающей среды последствий. При этом более успешно это осуществляется применительно к негосударственной (международной) территории путем заключения международных договоров универсального характера. Внутреннее же законодательство большинства стран в этом плане явно не соответствует требованиям современности по отмеченным ранее причинам.

3. Принципы международного экологического права

Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы:

  • уважения государственного суверенитета,
  • суверенного равенства всех государств,
  • взаимной выгоды,
  • невмешательства во внутренние дела другого государства,
  • добросовестного выполнения международных обязательств,
  • мирного разрешения споров и некоторые др.

В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 г. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части процесса устойчивого развития и др.

6 стр., 2987 слов

Охрана окружающей среды

... древесины). 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных ... охраны природной среды и здоровья человека; право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды ... среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития ...

К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся:

  • право человека на благоприятную окружающую среду. Состояние окружающей среды — существенный фактор, от которого зависит здоровье человека. Поэтому этот принцип является доказательством активного и гармоничного развития человека и всего общества в целом. Право на благоприятную окружающую среду фактически связано с рассмотрением в более узком контексте международно-правового регулирования прав человека. Однако прямо и однозначно данное право в международно-правовых актах универсального характера не закрепляется. Либо оно подразумевается в контексте с другими правами, либо оно закрепляется опосредованно. Впервые на международном уровне на Стокгольмской конференции ООН (1972 г.), а позднее в Итоговом документе Венской встречи представителей — государств-участников СБСЕ 1986 года.

— право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой. Основой здесь является человек с его потребностями и интересами. Этот кардинальный принцип был сформулирован Стокгольмской конференцией по окружающей среде 1972 г.: «Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно». Декларация Рио 1992 г. закрепила принцип, согласно которому человек имеет право на информацию об окружающей среде и участие в ее защите, а в случае необходимости и право на возмещение ущерба.

  • приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,

— неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами, означает суверенное право государств разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области природопользования, охраны окружающей среды и развития. Правда, он уже давно не имеет абсолютного характера.

— устойчивое, т.е. экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие. Принцип устойчивого развития получил легальное определение в российском законодательстве через его понимание как социальной модели, представляющей собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологическою развития. Данный принцип, постулируемый в соответствующих международных договорах в качестве одной из основных идей — удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей, включая комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер, рассматривается в национально-правовых актах Российской Федерации в качестве главного принципа государственного регулирования в области использования и охраны природной среды и определяет основы для согласованного развития национального законодательства в рамках международного сообщества общий принцип: государства должны защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии с их общей, но дифференцированной ответственностью и имеющимися у них возможностями.

4 стр., 1745 слов

Методы оценки эколого-экономического ущерба окружающей среде

... по нашему мнению, является интеграция статистического учета показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий и показателей мониторинга окружающей среды ... среды; Вп -- средний размер пособия; Р1, Р2 -- количество человеко-дней работы на 1 работника до и после проведения природоохранных мероприятий. Еще одним направлением оценки эколого-экономического ущерба, ...

  • Принцип рационального использования природных ресурсов, обязывающий государства так осуществлять управление и использование природными ресурсами, чтобы не причинять ущерба целостности экологических систем, а также проводить серию мероприятий по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.).

— равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств).

Из него следует требование к государствам обеспечивать, чтобы деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов. При этом даже наличие вооруженного конфликта не освобождает стороны от выполнения данного требования. Если бы этот институт получил развитие, и имелась чувствительная шкала оценки причинения ущерба окружающей среде, то это обеспечило бы проведение соответствующей экологической политики каждого государства.

Недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии).

Угроза указанного заражения, в подавляющем большинстве, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодняшний день актуальной встала проблема нераспространения (запрет на ввоз-вывоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия надежных средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории. Недопущение радиоактивного заражения окружающей среды — касается как военного, так и мирного использования ядерной энергии. Формирование этого принципа идет и договорным, и обычным путем.

Международно-правовое запрещение испытаний, военного использования и уничтожения неядерного оружия выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству

— запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду).

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов

разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

  • регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях.

— предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде. Государства не должны загрязнять окружающую среду путем внесения в нее различных вредных веществ, которые по своей опасности или в силу большого количества, превышают способности окружающей среды к их обезвреживанию и самовосстановлению, особенно в приграничных территориях с другими государствами. Государства обязаны своими действиями прямо или косвенно не переносить ущерб или опасность из одного района в другой или превращать один вид загрязнения в другой. Поэтому государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции. Данный принцип запрещает действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип международного права окружающей среды налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3016/XXVII/ от 18.12.1972 г. о «Неотъемлемом суверенитете развивающихся стран над своими природными ресурсами» (1972 г.), далее в Стокгольмской декларации ООН по проблемам окружающей среды (1972 г.).

4 стр., 1940 слов

Определение ущерба от загрязнения окружающей природной среды

... подход к оценке экономического ущерба предполагает использование ряда показателей, отражающих значения ущербообразующих факторов, произведение которых позволяет определить укрупненную величину экономического ущерба. Реципиентные методики основаны на определении экономического ущерба от действия загрязнения на конкретные виды ...

Это обычно-правовая норма, закрепленная в Стокгольмской декларации 1972 г. и Декларации Рио 1992 г.